Глава. 7. 4. Москва 1968. Третьяковская галерея

 Предыдущая глава  http://www.proza.ru/2013/05/30/734
 ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ.

25 июня. Вторник. У меня в плане дня: взять билет в Оружейную палату, посетить Петровский пассаж. Но главным в этот день было посещение Третьяковской галереи, в которой я последний раз был в 1957 году.
В такой последовательности и начался день 25 июня 1968 года.

Заехал в Петровский пассаж для очистки совести, выполняя просьбы моих коллег купить «всякую всячину», означенную в списке «заявок».
Не столько интересовался покупками, как знакомился с архитектурой старой Москвы.

Зданию Петровского пассажа в 1968 году «исполнилось» 62 года. После 3 лет строительства зимой 1906 года был открыт этот, ставший одним из известных московских магазинов, торговый центр, названный в честь его хозяйки «Фирсановским пассажем». (http://www.proza.ru/2013/08/17/1112)

Меня привлекло в здании пассажа его своеобразная планировка: открытый прямой проход через не изолированные друг от друга торговые залы с выходами на улицы Неглинную и Петровку.
А сводчатое перекрытие  над пассажем, сооруженное по проекту Шухова,  подобие которого мы встречаем над перронами Киевского вокзала, в ГУМе, ГМИИ имени А. С. Пушкина, пропускавшее через свои стеклянные секции море дневного света, создавали  в интерьер тропического лес среди пальмовых зарослей (в кадушках)…(http://www.proza.ru/2013/08/17/1175)
В пассаж я заходил со стороны Петровки.
 На входе меня «встретил»   вмонтированный в стену барельеф скульптора Манизера «Рабочий», созданный в модной в 20-30 годы манере конструктивизма.

Сегодня, проведя  исторические «раскопки» в Википедии, узнал о Петровском пассаже и его владельцах следующее:

«Создательница Пассажа - Вера Ивановна Фирсанова, единственная дочь купца   Ивана Фирсанова, происходившего из знаменитой московской купеческой династии.
 В Москве ей принадлежало 23 дома, комплекс «Сандуновские бани» и усадьба «Середниково» возле нынешнего города Химки.
В строительство Пассажа Вера Ивановна вложила около 1,5 млн. рублей. Открытие состоялось в феврале 1906г. и тогда он назывался Фирсановский Пассаж. Здесь были известные в то время магазины готовой одежды, кондитерские и первый в России магазин французской фирмы «Гомонъ», предлагающий фото- и киноаппаратуру. А в 1910 году в подвальных помещениях начал работать ресторан и кофейная «Бристоль».
В тёмное время суток комплекс сиял огнями (освещение было уже электрическим, электростанция находилась в принадлежащих В. И. Фирсановой Сандуновских банях).

В 1918г. Пассаж национализируют, все магазины закрывают. Теперь здесь работают ателье, выставка ВСНХ и кинотеатр.
В 1921 г. в стену здания был вмонтирован барельеф М. Манизера «Рабочий». Только в 1928г. в этих стенах была возобновлена торговля, но только на 1-м этаже. На втором этаже находился Научно-исследовательский комбинат по опытному строительству и эксплуатации дирижаблей.
Именно в Петровском пассаже находился аукционный зал, о котором говорится в романе «12 стульев». Произведения искусства из коллекций Романовых и князей Юсуповых продавались здесь за бесценок – никогда еще они не стоили так дешево, как в те годы. Эллочке до Варсонофьевского переулка ехать было совсем недалеко.
  На 3-м этаже здания, вплоть до 1960 года, была огромная коммуналка.

Вера Ивановна дважды официально была замужем, но оба брака были бездетными. Во время революции она лишилась своего огромного состояния. Ей была выделена одна комната в коммуналке, располагавшейся в ранее принадлежавшем ей доме на Арбате. Ей пришлось работать гримершей в одном их московских театров. Ее третий, гражданский муж, был найден мертвым через несколько дней после отъезда Веры Ивановны в Париж, куда он должен был за ней последовать. В 1928г. Федору Шаляпину удалось вывезти Веру Ивановну в Париж, где она и скончалась в 1934г, одинокая и полностью разоренная».

Следующим мероприятием дня была длинная очередь в кассу, которая тогда была, по-моему, на Воздвиженке, недалеко от Кутафьей башни. Простоял до 12:30 за билетами в Оружейную палату на 27 июня.

Но главным событием этого дня было посещение Третьяковской галереи !

Вскоре я шел по Лаврушинскому переулку к знаменитой галерее, основанной в 1856 году Павлом Михайловичем Третьяковым. В галерее я не был целых одиннадцать лет.


«Третьяковка»
С 1957 года весь комплекс зданий галереи почти не изменился. Только перед входом не было скульптуры Меркулова из красивого розового гранита «Сталин в шинели». На ее месте осталась только клумба. (http://www.proza.ru/2013/08/21/1039)

         
До начала новой большой реконструкции и расширения комплекса, установки нового памятника перед главным входом, но уже ее создателю Павлу Михайловичу Третьякову, оставалось не менее 12 - 17 лет. (http://www.proza.ru/2013/08/21/1074)

Не помню, чтобы  в 1968 г. значительно была бы изменена экспозиция галереи, и все залы соответствовали  своему прежнему наполнению.

Что я «выделял» в те годы для себя, точнее так, что привлекало меня в отечественном изобразительном искусстве. Мои попытки в юношеские годы прикоснуться к этому виду творчества дальше рисунка не продвинулись. Стремление, хотя бы на любительском уровне, освоить технику и законы изображения, долго не покидало меня. Но другие «увлечения» отвлекали от серьезного и кропотливого, не легкого, и требующего всего себя, пока на ученическом уровне, труда художника. Им я не стал. Но видеть и радоваться успеху профессионалов, которых у нас было искони великое множество, а самых талантливых и гениальных, известных всему миру не годы, а века, тоже не счесть: остается у меня до сих пор…(http://www.proza.ru/2013/08/21/1118)

Признаюсь честно, что в те годы я не воспринимал, не понимал мастеров древней иконописи. Поэтому по залам, где висели великие работы Андрея Рублева, Данила Черного, Феофана Грека, Дионисия, Симона Ушакова, я проходил с «любопытством», но не более, воспринимая иконопись как «наивную живопись».( http://www.proza.ru/2013/08/22/650)

 Сказалось «классическое реалистическое воспитание». Со школьных лет я постоянно был «погружен» в среду   реалистического изобразительного искусства: репродукции известных картин постоянно, из года в год печатал популярный журнал «Огонек», который выписывали отец; в каждом книжном киоске можно было купить репродукции картин; широко копии картин использовались в рекламах и «украшали» упаковки подарочной и ширпотребовской продукции. Например, на больших подарочных коробках папирос «Запорожцы» И. Репина писали письмо султану, флаконы духов «золотая осень» украшала «одноименная» картина И.Левитана. На конфетных коробках: Куинджи «Березовая роща», и так далее.
В каждом кинотеатре можно было любоваться копиями полотен классиков, в натуральную величину. У меня сейчас «перед глазами» «Девятый вал» Айвазовского, висевший в вестибюле винницкого кинотеатра им. Коцюбинского в 1946 году.
 Так, что в галерею я пришел с «соответственной подготовкой». Ну, да ладно! Всему свое время.

 Сегодня я бы простоял у «Троицы» Андрея Рублева не одну минуту, познавая гармонию духа и реального мира, мудрость, таинство и мастерство художника, создавший шедевр на все века, на все времена, в котором будет жить человечество!(http://www.proza.ru/2013/08/22/676)

А в июне 1968 года я прошел в другие залы галереи в поисках и лицезрении картин моих любимых художников прошлых и текущих лет и веков…

   Третьяковка. Избранное.

Нельзя объять необъятное! Постараюсь избрать для повествования о галерее самое-самое  личное восприятие и немного об истории Третьяковки по опубликованным источникам…

Буду «идти» не по залам, а по картинам. Тем более, что по Третьяковке прошлых лет, опираюсь только на свою память, так как после «революционной», десятилетней реконструкции с 1985 по 1995 год, произошли значительные изменения на Лаврушинском переулке 10! Отличия разительные и в лучшую сторону. Буду «ностальгировать» по прошлому, анализируя настоящее. С Богом!

 БРЮЛЛОВ КАРЛ ПАВЛОВИЧ
 В зале Брюллова в основном представлена портретная галерея этого блестящего художника. Жемчужиной экспозиции является групповой портрет «ВСАДНИЦА», написанный Карлом Павловичем в 1832 году. Картина большая, занимает на стене более 6 квадратных метра (2,91 м на 2.06м).(http://www.proza.ru/2013/08/22/708)

 Картина привлекает своей гармонией, динамикой, красотой молодости, порывом и укрощением, восхищением и радостью. Все это  тонко и точно отображено выражением уверенного, спокойного красивого лица главной героини – Джованнины  Пачини и на радостной живой мордашке ее младшей сестры Амацилии,  фигурой  разгоряченного, пытающегося подняться на дыбы вороного скакуна, укращяемого нежной уточенной рукой девушки, суетливого спаниеля, радостно лающего от встречи с вернувшейся с конной прогулки хозяйки. Усиливает настроение окружающий пейзаж и «суровые» облака на небе, контрастно подчеркивая яркость светлого платья наездницы и розовое платьице младшенькой, на которую преданно смотрит молодая охотничья легавая.(http://www.proza.ru/2013/08/22/768).

 Немного из истории полотна (из сайта Третьяковки и Википедии):
«Картина написана в 1832 году по просьбе графини Юлии Павловны Самойловой. На ошейнике собаки, изображённой на этом портрете, художник написал фамилию «Самойлова». В 1832 году картина была выставлена в Милане, в галерее Брера. И тогда на нее было очень много откликов, которые собрал, перевел один из верных учеников Брюллова художник Михаил Железнов. Полотно находилось в собрании графини, которое было распродано в 1872 году, незадолго до смерти разорившейся Самойловой.
 
 В 1896 году «Всадница» была приобретена для галереи П. М. Третьякова. Сначала предполагалось, что на картине изображена сама графиня, но искусствоведы доказали, что это не так, сравнивая картину с более поздними произведениями Брюллова «Портрет графини Ю.П. Самойловой с воспитанницей Джованниной и арапчонком» (1)  и «Портрет графини Ю.П. Самойловой, удаляющейся с бала с приёмной дочерью Амацилией» (2) .      http://www.proza.ru/2013/08/22/797
На картинах изображены две воспитанницы графини Самойловой — Джованина и Амацилия Пачини. Амацилия Пачини была дочерью итальянского композитора Джованни Пачини, друга Ю. Самойловой. О Джованине известно мало. Существует версия, что её настоящее имя Джованнине Кармине Бертолотти и она является дочерью Клементины Перри, сестры второго мужа Самойловой. Художник назвал свою работу «Джованин на лошади».

  Прочитав эту историю я, невольно занялся  биографическим поискам в Википедии подлинных персонажей картины и заказчицы.
Я узнал следующее.
 «Обе девочек воспитывались графиней Ю.П.Самойловой, называли ее мамой, но официально удочерены не были.
В нашей литературе о Брюллове Джованнину называют родственницей в свое время весьма известного композитора, автора множества опер, близкого друга Самойловой, Джованни Пачини.
Сам Пачини в книге "Мои артистические воспоминания", называя Самойлову "благодельницей моей дочери Амацилии", о Джованнине не упоминает.
Да и Самойлова, поддерживая с ним переписку до самой его смерти, ни разу о Джованнине в письмах не обмолвилась.
В одной итальянской публикации есть ссылка на заверенную неаполитанским нотариусом дарственную, по которой дом Самойловой в Милане должен был перейти после ее смерти "сироте Джованнине Кармине Бертолотти, дочери покойного Дона Джероламо и Госпожи Клементины Перри", которую русская графиня "взяла к себе". Исходя из того, что девичья фамилия матери сироты та же, что и второго мужа Самойловой оперного певца Перри (баритон слабенький, но красавец), автор публикации высказывал предположение, что Джованнина была его племянницей.
Когда Джованнина выходила замуж за австрийского офицера, капитана гусарского полка Людвига Ашбаха, Самойлова обещала выделить ей сверх дорогого свадебного наряда и набора, личных вещей приданое в сумме 250 тысяч лир под гарантию миланского дома, который, как подтверждалось новым нотариальным актом, должен был перейти в ее собственность после смерти дарительницы, но который так ей и не достался. Да и с получением денег, кажется, возникли трудности, поскольку Джованнине пришлось искать адвоката для достижения "соглашения с мамой" о переводе обещанной суммы в Прагу, куда она переехала со своим гусаром. Злого умысла со стороны Самойловой в этом быть не могло. Даже недоброжелательно настроенные к графине за проавстрийские симпатии итальянские авторы, признавали за ней необыкновенную щедрость. Но при ее широком образе жизни она часто испытывала недостаток в наличных средствах, которые поступали ей из многочисленных поместий в России.

Что касается Амацилии, то она родилась в 1828 году. Ее появление на свет стоило жизни матери. Пачини в упоминавшейся автобиографической книге писал: "В то время... меня постигло большое несчастье - через три дня после родов умерла моя ангельская жена". Когда Самойлова взяла Амацилию на воспитание неизвестно, но, судя по картине "Всадница", написанной в 1832 году, уже четырехлетней она жила у нее. Затем мы видим одиннадцатилетнюю Амацилию с Самойловой на портрете Брюллова "Портрет графини Ю.П. Самойловой, удаляющейся с бала...».
Тогда она писала отцу из Петербурга:
" Если бы, дорогой папа, ты видел этот город, как он красив! Все эти улицы такие чистые, что ходить по ним настоящее удовольствие. Мама все время возит меня смотреть окрестности. О театрах ничего не могу тебе сказать, потому что они закрыты из-за смерти короля Пруссии, но скоро они снова откроются, и тогда я сообщу подробности...". В 1845 году Амацилия вышла замуж за некоего Акилле Манара. Поначалу семейное счастье Амацилии было полным, но со временем супруги разъехались. В письмах отцу она горько жаловалась на одиночество, на то, что у нее нет детей. В 1861 году ее муж умер, оставив вдову без средств, поскольку, как она писала, покойный "тратил и тратил". Один французский мемуарист вспоминал, как в Париже в годы империи Наполеона III графиня Самойлова, по третьему мужу графиня де Морнэ, старалась "запустить в свет хорошенькую госпожу Манара". Кажется, ей это удалось. Амацилия вторично вышла замуж за французского генерала де ла Рош Буетт. Но затем, оставшись снова вдовой, ей пришлось вернуться в Милан и провести последние годы жизни в доме для престарелых при монастыре. По иронии судьбы приют находился неподалеку от бывшего дома Самойловой, который графиня когда-то обещала завещать не только Джованнине, но и ей. Амацилия умерла незадолго до начала первой мировой войны».

О графине Юлии Павловне Самойловой в Википедии есть обширная статья. Отсылаю читателя к ней.  Но несколько слов скажу. http://www.proza.ru/2013/08/22/849
 Графиня, дочь генерала Палена и Марии Скавронской, знаменитая своими отношениями с художником Карлом Брюлловым. Это были лучшее время в их жизни.

«В 1827 году в Риме, в знаменитом салоне Зинаиды Волконской, Юлия Павловна познакомилась с молодым художником Карлом Брюлловым. Между ними возникла не просто дружба. Летом они вместе путешествовали по Италии и бродили среди руин Помпеи, где и зародился замысел прославившего мастера полотна. Благодаря Юлии Брюллов познакомился с людьми из высшего общества, он много и с увлечением рисовал свою возлюбленную».

В картине «Последний день Помпеи» Брюллов написал её трижды: рядом с художником с кувшином на голове, упавшей на землю и в виде матери, прижимающей к себе дочерей. И себя не забыл: художник прикрывающий голову складным мольбертом с красками и кистями... http://www.proza.ru/2013/08/22/896
 Сохранилось два парадных портрета графини, созданных им, предполагают, что их было больше, но они утрачены.

   АЛЕКСАНДР АНДРЕЕВИЧ ИВАНОВ
  Эту картину я впервые увидел летом 1957 года, когда я с Володей Кисловым, моим двоюродным братом и под его руководством, посещали залы Третьяковской галереи.
Володя целеустремленно прошел сразу в пристройку к бывшему храму, где находилась зал Александра Иванова с его главным шедевром – картиной «Явление Христа народу».
Зал был  построен  в 1932 году специально для демонстрации этого гениального полотна. Художник работал над картиной 1837 – 1857 годы! (http://www.proza.ru/2013/08/22/965)

 «Двадцать лет трудился А. Иванов над своим полотном. Для таких произведений недостаточно одного гения художника и познаний им искусства, необходимо еще высшее настроение духа и способность неотлучно пребывать с идеей, пока она вполне не созреет в уме и не выразится художественными средствами на полотне. Именно таким был А. Иванов, это просвечивало даже в его кротких глазах, утомленных работой. Он отказался от заманчивых надежд славы и богатства, как отшельник, погрузился в созерцание своей идеи и только в окончании труда видел для себя награду». (Из статьи в Интернет  «Рассказы о шедеврах»).(http://www.proza.ru/2013/08/22/981)
До встречи с картиной я был с ней знаком по репродукции на открытке из коллекций отца Володи, моего дяди Гриши, архитектора по образованию, строителя по  работе и художника по призванию и мастерству.
В 1957 году картину увидел въявь. И воспринимал ее … как картину! Я рассматривал сюжетное построение, колорит, мазок, технику письма, построение перспективы.
Что я видел: на первом плане картины апостолы во главе с Иоанном Крестителем. Иоанн с крестом в  руках указывает на Христа. Справа изображена группа людей, спускающихся с холма во главе с фарисеями, лица которых выражают неудовольствие: «нарушитель идет». Их прикрывают вооруженные всадники.
Вдалеке – неясная фигура идущего Иисуса Христа. Глубокий природный план: горизонт закрыт горными вершинами.
Всё! Я видел только действие, а не «слово».
 С интересом слушал экскурсовода, который обратил внимание на  курьезные «опечатки»: у старика в белой набедренной повязке в отражении в воде повязка была … красная. Забавно!
Одна из фигур купающегося  на эскизе фрагмента написана с друга художника… Николая Гоголя.  С него же:  фигура в красном, самая ближайшая к Христу.  Интересно!
В общем, все что угодно, только не духовная суть: что  тогда было ждать от меня – фарисействующего  «материалиста»!

В 1968 я пришел понять!
Теперь я воспринял это полотно как художественный образ прихода НОВОГО времени, НОВОГО мира - мира обновленного человечества.  Думаю, что в том идея картины.
Сделано это мастерски.   Картина – на  века!   (http://www.proza.ru/2013/08/22/989)

  ИЛЬЯ ЕФИМОВИЧ РЕПИН
  Картины Репина с детских лет были для нас «предметом повседневного быта». Тиражи литографий картин Ильи Ефимовича и других художников заполняли книжно-журнально-газетные киоски,  не сходили со страниц журналов, школьных учебников и, даже украшали коробки папирос, конфет и другой рекламной продукции.
Репин принадлежал к плеяде выдающихся деятелей искусства советской страны, не взирая даже на его анти большевистские взгляды.
Илья Ефимович и сегодня по праву относится к выдающимся художникам мира.
Третьяковская галерея является хранительницей значительной коллекции работ Репина.http://www.proza.ru/2013/08/27/877
 
 С моего первого посещения Третьяковки в 1957 году запомнился зал Репина, в котором доминировала его картина «Иван Грозный и сын его Иван»  http://www.proza.ru/2013/08/27/887
 
 Картина была написана в 1883-1885 годах. Александр Третий запретил ее к показу. Лишь через несколько месяцев ее открыли для публики. http://www.proza.ru/2013/08/27/893
«Тема: Иван Грозный» сопровождала нас со школьной скамьи: при изучении истории, литературы. Наш кинематограф еще в сороковые годы выпустил в те годы двухсерийный фильм режиссера С. Эйзенштейна «Иван Грозный». Зачитывались повестью Алексея Толстого «Князь Серебряный».
Не забывают Ивана Грозного и в наши дни, снимая разные версии о жизни и деяниях «сего монарха».
До 1953 года нам представляли во всех этих «источниках познаний» образ Ивана Грозного строителем сильного Российского государства, создавшего систему подавления боярского сепаратизма называемую «опричнина».
А затем, при разоблачении культа личности Сталина, заодно и «разоблачили» и всех исторических героев сталинских времен. В первую очередь Ивана Грозного…
Так как триллер и в жизни, и в искусстве всегда привлекателен для рядового обывателя, то интерес к Ивану Грозному не пропадал и не пропадет во все времена…

Я не являюсь исключением. Поэтому эта картина в Третьяковке оставила у меня в памяти и в душе чувство тревоги и даже протест против необузданной  и неоправданной ярости «власть имущего»…

Почему Илья Ефимович написал эту картину? Ответ я нашел, просматривая материалы по Третьяковке. Вот что я прочитал:
« Репина всегда интересовали пограничные психологические состояния людей. Испытывая сильные впечатления от увиденного или услышанного, он тут же стремился зарисовать это в образах своих героев, придавая им красноречивую мимику и содержательную пластику движений, раскрывающие их душевные потрясения. Так у художника родилась идея картины, создание которой ознаменовало наступление творческой зрелости мастера».Так появилось одно из выдающихся произведений Репина: «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года». Холст, масло, 199 ; 254 см.
Читаем далее:
«Когда картина появилась на Тринадцатой передвижной выставке, Петербург был взбудоражен. Взволнованные зрители буквально осаждали здание, в котором было представлено полотно Репина, а перед подъездом постоянно дежурил конный отряд жандармов. Вокруг работы велись ожесточенные споры. Прогрессивная молодежь и интеллигенция бурно восторгалась, а реакционно-настроенные петербуржцы неистово возмущались — как можно показывать цареубийство?! В конце концов, на выставку прибыл главный советник российского монарха и, увидев холст, не скрывая своего отвращения, ушел. Когда передвижная выставка приехала в Москву, Третьяков сразу купил картину для своей галереи, однако получил предписание не выставлять ее на обозрение. Знаменитому меценату ничего не оставалось делать, как подчиниться высочайшему приказу, и он поместил полотно в отдельной комнате, закрытой для обычных посетителей».

И далее произошло то, что должно было произойти:
«В 1913 в зале Государственной Третьяковской галереи случилось странное драматичное событие. Иконописец Абрам Балашов при осмотре полотна «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» вдруг с криками «Слишком много крови!» — набросился на него и изрезал ножом. Репин тут же приехал в Москву и совместно с бывшим своим учеником, уже известным художником и реставратором Игорем Грабарем, занялся восстановлением. Покушение на картину получило широкий резонанс в прессе. В зале Политехнического музея был устроен диспут на тему отношения простого народа к изображению царских особ. На нем присутствовал Репин, которого неожиданно обвинили в непонимании сложившейся в России ситуации и даже намеренном провоцировании зрителей на агрессию. Живописец был страшно раздосадован и сбит с толку. Он покинул Москву и решил больше никогда не приезжать в этот город».

Восстановление поврежденной картины точнее описано в статье РИА Новости «Вот уже целый век он живет с ножевым ранением» от 18 Января 2013 г.

«Сто лет назад, 16 января 1913 года, старообрядец Абрам Балашов с криком «Довольно крови!» напал с ножом на картину Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», висевшую в Третьяковской галерее. Картина изображает русского царя в момент, последовавший за тем, как он в минуту гнева ударом посоха в висок убил своего старшего сына Ивана. Крови на полотне действительно много — она ручьем струится по рукам Ивана Грозного...
Сотрудники музея сработали оперативно — из Эрмитажа немедленно был вызван реставратор, из Куоккалы, дачного местечка в Финляндии, сам Илья Ефимович. Директор Третьяковки Остроухов подал в отставку, вместо него руководителем музея был назначен Игорь Грабарь, из воспоминаний которого мы и знаем сегодня о тех событиях.
Репин приехал в Москву и решил помочь реставраторам. Когда Грабарь появился в музее, ему доложили, что Илья Ефимович уже все сделал сам и уехал. Грабарь знал о страсти Репина переписывать свои полотна и бросился к картине. Его худшие подозрения оправдались — Репин, воспользовавшись, случаем, заново переписал Ивана Грозного. Голова царя была совершенно новой, написанной в лиловых тонах, к которым художник в то время испытывал особо теплые чувства: и которые совершенно не вязались с общей цветовой гаммой картины. Грабарь, будучи в искусстве тоже человеком не последним, понял, что произведение надо спасать.
К счастью, Репин размешивал краски керосином вместо скипидара, они еще не успели затвердеть, и Грабарь смог их стереть. При этом он благодарил судьбу за то, что Репин быстро уехал, иначе его вряд ли удалось бы уговорить смыть новое изображение.
Когда же несколько месяцев спустя художник вновь увидел картину, он долго стоял перед ней, не совсем понимая, что произошло — то ли краски за это время потускнели, то ли он сам в спешке наложил не те тона, что хотел.
Такая любопытная история, изложенная в книге Сергея Мерцалова «365. Хронограф».

  «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» — размером 2 метра на 3,5, было написано в период с 1880 по 1891 год.http://www.proza.ru/2013/08/27/905
Эту картину Репина я отношу к одной из любимых картин. Не потому, что она была изображена на подарочной коробке папирос ЗАПОРОЖЦЫ. А своей радостной эмоциональностью, многообразием образов запорожцев и реальным историческим моментом: написания знаменитого письма 1676 года, которое написали запорожские казаки в ответ на ультиматум султана Османской империи.

 После «убивца» «Ивана Грозного» эта картина исправила гнетущее настроение от предыдущей, и напомнила мне, как в ноябре 1953 года я преподнес отцу подарок в день его 50-тилетия: коробку ЗАПОРОЖЦЕВ. Это была последняя пачка, которую он, начав, бросил курить на всю оставшуюся жизнь… это тоже хорошее воспоминание.http://www.proza.ru/2013/08/28/588
А вот эту картину Александр Третий приобрел сам…

 Украинская тематика в творчестве Репина занимает достойное место: и это понятно. Илья Ефимович родился на Слобожанщине в городе Чугуеве 5 августа 1844 года. Не знал я в 1968 году, что через два года буду стоять возле дома-музея Репина в Чугуеве и сожалеть, что он был закрыт в тот день для посещения.http://www.proza.ru/2013/08/27/919
Илья Ефимович прожил в Чугуеве до 1863 года и в возрасте 19 лет уехал учиться в Петербург, где сначала поступил в рисовальную школу, а январе 1864 года – в Академию художеств. В 1865 году стал «классным художником», получил звание свободного художника, и избавился от положения военного поселенца.
В 1866, 1867 и 1868 годы — за время обучения И. Е. Репин трижды приезжал в Чугуев на каникулы. Особенно плодотворным было лето 1867 года. Репин сделал множество рисунков, набросков, портретов, в том числе портрет маслом матери и брата Василия.
 Так начал свой славный многолетний путь великий художник Илья Ефимович Репин.

         ИВАН ИВАНОВИЧ ШИШКИН
 Об Иван Ивановиче Шишкине В.В. Стасов написал: «Шишкин - художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный»http://www.proza.ru/2013/08/28/1096
 С этим можно согласиться полностью, без колебаний.

 В Третьяковской галерее  зал Шишкина  всегда заполнен посетителями. Так, во всяком случае,  было в день моего посещения музея в 1968 году.

 Третьяковская галерея наиболее богата работами Ивана Ивановича. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков.http://www.proza.ru/2013/08/28/1109
 Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». Этому она обязана занимательности  и динамичности сюжета: играющие медвежата под охраной мамаши-медведицы в окружении мощных вековых деревьев, освещенных пробивающимся сквозь ветви солнечным утренним лучом. Сюжет был подсказан Шишкину художником К. А. Савицким. Савицкий принимал участие в работе над картиной: им написаны медведи…http://www.proza.ru/2013/08/28/1119

 Не могу не упомянуть, что в продуктовых магазинах в те времена продавались конфеты «Мишка косолапый» с репродукцией этой картины на обертке…http://www.proza.ru/2013/08/28/1134
 
Картина была близка мне тем, что прекрасная копия «Утра…», почти в натуральную величину, висела тогда в нашем доме в Святошино. Эта картина принадлежала дяде Саше. Она была у них, когда они жили на ул. Павловской. Но в связи с переездом на Русановку, картина временно, но довольно долго пребывала у нас.
  Я мог любоваться «Мишками» каждый день…
 А в Третьяковке я увидел оригинал. И долго рассматривал этот шедевр, сравнивая, по памяти, с нашей копией…


   ВИКТОР МИХАЙЛОВИЧ ВАСНЕЦОВ

«Думаю, не ошибусь, когда скажу, что сказки стряпухи и повествования бродячих людей заставили меня на всю жизнь полюбить настоящее и прошлое моего народа. Во многом они определили мой путь, дали направление моей будущей деятельности».
                В.Васнецов.

  Связал свое художественное творчество не только со станковой жанровой и «былинной» живописью, но и с иллюстрированием книг, созданием  театральных декораций, архитектурой зданий, росписью церковных интерьеров…http://www.proza.ru/2013/09/03/763
 
 Зал Васнецова в Третьяковке это основное хранилище и выставка картин историко-былинного цикла. http://www.proza.ru/2013/09/03/773
«Вершину» былинной живописи Виктора Михайловича заняла БОГАТЫРИ на лихих конях: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Стерегут степную границу Руси Киевской…
Картина созвучна с «Богатырской симфонией» Бородина…
«Богатыри», как отмечают критики, «были блестящим зaвepшeнием периода расцвета творчества художника». http://www.proza.ru/2013/09/03/791

 А изящный фасад центрального здания Третьяковской галереи восхищает посетителей архитектурным шедевром Виктора Михайловича.


  Хочу сделать отступление от описания Третьяковки и обратиться к главному, на мой взгляд, в творчестве художника «произведению»: росписи стен Владимирского собора в Киеве. Виктора Михайловича для этой работы пригласил в 1885 году Адриан Прахов, который руководил работами по внутренней отделке только что отстроенного собора. И хотя сразу художник не согласился, но потом отдал 10 своей жизни работе над росписью центрального нефа, купола, написанию образов главного иконостаса.http://www.proza.ru/2013/09/03/806

 Успех работы был огромный. Большое впечатление произвела, производит и сегодня Богородица с Христом-младенцем на руках...http://www.proza.ru/2013/09/03/816

   Буквально чрез год после посещения Третьяковки, меня познакомила наша преподавательница немецкого языка курсов по подготовке к сдаче кандминимума -  Елена Алексеевна со своей подругой Сашей Праховой. Юная Сашенька только завершила учебу в Республиканской художественной школе и готовилась к дальнейшему освоению художественного ремесла в Киевском художественном институте. Это была сформировавшаяся творческая натура, наследница художественного дара своего славного прадеда Адриана и деда Николая Праховых. Она и родилась в доме бабушки и дедушки – Николая Адриановича Прахова и Анны Крюгер-Праховой – на ул. Большой Житомирской 40/2, и прожила там до 12 лет.

Из рассказов Саши я впервые узнал об источнике вдохновения Врубеля, влюбившегося в прабабушку  Саши – Эмилию  Прахову,  и написавшего прекрасную икону с ликом Богоматери для иконостаса Кирилловской церкви в Киеве.http://www.proza.ru/2013/09/03/823

 К сожалению, наше знакомство продлилось не долго: жизнь развела нас каждого по своим дорогам.
О дальнейшей судьбе Александры Праховой и ее творчестве я узнал из телевизионных передач «Киевские миниатюры» (телепроект Иванны Чередниченко) с участием Александры. http://www.proza.ru/2013/09/03/840

  А печальную весть о ее кончине пришла в 2011 году тоже по ТВ...Вечная Память...
 

   СУРИКОВ ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ
 Зал Сурикова в Третьяковской галерее
Это уже не былинные сказочные  сюжеты – а история страны.
Василий Иванович Суриков – признанный мастер широких исторических полотен.http://www.proza.ru/2013/09/06/884 .
 Третьяковская галерея владеет тремя главными из них. Прямо, против входа в зал находится картина «Утро стрелецкой казни», сразу же притягивающая к себе трагедией происходящего на Красной площади 10 октября 1698 года.http://www.proza.ru/2013/09/06/898, http://www.proza.ru/2013/09/06/919.
  В записях очевидца этих событий – секретаря  итальянского посольства И.Г. Корба, в 1698 – 1699 годах находившегося с миссией в Москве, описано это утро, озаглавленное Корбом «Первая расправа 10 октября 1698 г.»:
 «Жилища солдат в Преображенском рассекает протекающая там река Яуза; на другой стороне её, на небольших московитских тележках (которые они называют извозчичьи) были посажены сто виновных, ожидавших своей очереди казни..; священников для напутствия осуждённых видно не было, как будто бы преступники были недостойны этого подвига благочестия; всё же каждый держал в руках за- жжённую восковую свечу, чтобы не умереть без света и креста... Отовсюду вокруг толпы несчастных слышны были стоны и вопли... А когда быстрые кони увлекали осуждённых на самое место казни, то плач женщин усиливался, переходя в громкие рыдания и вопли... Из поместья воеводы Шеина были приведены на смерть ещё сто тридцать стрельцов. Когда все выведены были на места казни ..., его царское величество в зелёном польском кафтане прибыл в сопровождении многих знатных московитов... Тогда началось объявление приговора... Обвинённые не были ни связаны, ни скованы. К обуви у них привешены были колодки... Добровольными усилиями взбирались они по лестницам к перекладине и, осенив себя на четыре стороны света крестным знамением, сами себе закрывали полотном глаза и лицо (таков обычай у этого народа). Очень многие, надев петлю на шею, стремглав бросались с подмостков, желая ускорить свой конец повешением».
( Журнал «ДОСТОИНСТВО» № 1, 2009 г.:  «Семь свечей «Утра стрелецкой казни» Людмила Тульцева, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН).

Картина о трагедии народа, вовлеченного в разборки царствующих особ: не за той пошли на изломе истории….
ПЕТРОВСКИЕ КАЗНИ
Передо мною плаха
На площади встает,
Червонная рубаха
Забыться не дает,
По лугу волю славить
С косой идет косарь.
Идет Москву кровавить
Московский государь.
Стрельцы, гасите свечи!
Вам, косарям, ворам,
Ломать крутые плечи
Идет последний срам.
У, буркалы Петровы,
Навыкате белки!
Холстинные обновы
Сынки мои, сынки!..
     Так в далеком 1958 году передал содержание картины Арсений Тарковский.


  На левой стене от входа в зал представлена картина «Боярыня Морозова». http://www.proza.ru/2013/09/06/927 
               
«То, что мы видим на картине, произошло 17 или 18 ноября 1671 г. (7180-го по старинному счету «от сотворения мира»). Боярыня уже три дня сидела под стражей «в людских хоромах в подклете» своего московского дома. Теперь ей «возложили чепь на выю», посадили на дровни и повезли в заточение. Когда сани поравнялись с Чудовым монастырем, Морозова подняла правую руку и, «ясно изъобразивши сложение перст (старообрядческое двуперстие. — А. П.), высоце вознося, крестом ся часто ограждше, чепию же такожде часто звяцаше».
«На картине Сурикова боярыня обращается к московской толпе, к простолюдинам — к страннику с посохом, к старухе-нищенке, к юродивому, и они не скрывают своего сочувствия вельможной узнице. Так и было: мы знаем, что за старую веру поднялись низы, для которых посягательство властей на освященный веками обряд означало посягательство на весь уклад жизни, означало насилие и гнет. Мы знаем, что в доме боярыни находили хлеб и кров и странники, и нищие, и юродивые. Мы знаем, что люди ее сословия ставили Морозовой в вину как раз приверженность к «простецам»: «Приимала еси в дом... юродивых и прочих таковых... их учения держася». Но был еще один человек, к которому в тот ноябрьский день простирала два перста Морозова, для которого она бряцала цепями. Этот человек — царь Алексей Михайлович. Чудов монастырь находился в Кремле. Боярыню везли около государева дворца. «Мняше бо святая, яко на переходех царь смотряет», — пишет автор Повести, и пишет скорее всего со слов самой Морозовой, к которой он был очень близок и с которой имел случай разговаривать и в тюрьме (очень интересные соображения о личности автора приводятся в исследовании А. И. Мазунина). Неизвестно, глядел ли царь на боярыню с дворцовых переходов, под которыми ехали сани, или не глядел. Но в том, что мысли о ней прямо-таки преследовали Алексея Михайловича, нет ни малейшего сомнения. Для царя она была камнем преткновения: ведь речь шла не о рядовой ослушнице, а о Морозовой. (Академик Панченко А.М.)
Это об исторической достоверности изображенного на полотне.
Историческая достоверность полотен Суркова усиливает тот высокий накал страстей и мощь героев его полотен. И впервые в искусстве героем истории становиться народ. Но чаще всего этот героизм проходит через страдания народа, отвечающего за все, что затевают власть имущие…
 
   Героям - у которым тоже и, как правило, не бывает счастливого финала. 

  О чем повествует третье знаменитое полотно Сурикова в Третьяковке «Меншиков в Берёзово».
http://www.proza.ru/2013/09/06/945.
    В картине "Меншиков в Березове" Суриков нет действия внешнего.
    Тяжелая душевная драма читается на лице «Алексашки» выходца из семьи придворного конюха, и достигшего вершины власти этой огромной страны, благодаря излому в ее исторической судьбе в период петровских преобразований. Благодаря незаурядной одаренности и поразительной энергией, он был "вознесен до верха всем завидного могущества", стал "полудержавным властелином", ближайшим помощником Петра Первого.
А теперь он отправлен в ссылку, ибо не пришелся ко двору нового монарха.
Такова судьба многих прошлых и нынешних «царедворцев».
 И «внизу» не сладко, и «на верху» не удержишься!
 Такой вывод сделал я после просмотра картин Сурикова в Третьяковке…
 Держись «золотой середины»!!!
 
  Прощание с Третьяковской галереей…

Пора завершать описание моего последнего пребывания в Третьяковской галерее в 1968 году: ибо ей можно посвятить не одну страницу.

Пора «готовиться к отъезду» из Москвы 1968 года.

Мне не пришлось более видеть наяву шедевры Третьяковки. Началась многолетняя реконструкция галереи, а мои будущие поездки в Москву были связаны с работой во ВСЕГИНГЕО, переехавшего в поселок Зеленый, что на 31 километре Нижегородского шоссе.

Но с картинами музея будем встречаться в дальнейшем в новых эпизодах моего жизнеописания.

  Попрощаемся с Третьяковкой у картины Архипа Ивановича Куинджи «Ночь на Днепре», которая стоит у меня перед внутренним взором до сих пор. http://www.proza.ru/2013/09/07/1103
Она тогда висела в притемненной части зала, и привлекала необыкновенно загадочным светом луны, великолепно написанной большим мастером. Когда упоминают Куинджи, я вижу эту ночь космического звучания и волшебства великой ПРИРОДЫ.

 На фото 1968 года: Главный вход в музей без скульптур. Только - клумба.

          7 сентября 2013 год 14:21
 Продолжение http://www.proza.ru/2013/09/26/1205

 


Рецензии
Игорь, очень образно и точно о картине Куинджи: "ночь космического звучания и волшебства великой ПРИРОДЫ."

Очень люблю художника Брюллова. Но отчество у него другое.
Карл Павлович Брюллов.

Светлана Шаляпина   23.11.2020 00:15     Заявить о нарушении
Точно! Светочка, спасибо! Исправлю. За рецензию тоже благодарю.С дружеским приветом,

Игорь Браевич   23.11.2020 14:10   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.