Почему шумит море

      Царь моря, жадный и ненасытный Бригс, состарился с годами. За долгий жизненный путь он накопил столько богатств, что ни одному царю, ни на этом, ни на том свете и не снилось. Посудите сами: вековые кораблекрушения опрокинули на дно моря бесчисленное множество сокровищ. Добытые потом, кровью, ценой жизни и смерти, они мирно покоились во владениях Бригса. Он даже не считал их, потому что их несметное количество нельзя было счесть; он даже не охранял их, потому что под надежной кровлей глубинных вод они были недосягаемы постороннему взору; он даже не пользовался ими, потому что ни одной живой душе не применить столько золота и драгоценностей. Но он страшно гордился тем, что нет на свете никого богаче, чем он.
      У Бригса было три сына: Цезарь, Андриан и Олимп. Он с нетерпением ждал их совершеннолетия. И вот, когда, наконец, этот день настал, он призвал сыновей к себе и обратился к ним с такими словами:
       — Дети мои, настал и ваш час подумать, как пополнить отцовскую казну. Я владею всем, что сокрыто под водными покровами. Но если к этим богатствам присоединить то, что накоплено на Земле и на Небе,— о! — не будет в мире царя, равного Бригсу. Ступайте же, сыны мои, в дальние странствия. Ты, Цезарь, отправляйся на Землю, проси в жены дочь Земли; ты, Андриан, иди в горы — тебе женой будет дочь Ветра; а ты, Олимп, поднимешься к звездам, и женой тебе будет дочь Неба. Дорога не близкая, дело не легкое,— жду вашего возвращения через год.
      Это предложение братьям было не по душе. Уж очень не хотелось им покидать родные воды, где легко и беззаботно живется и дышится. Да и русалочек себе в жены они уже имели на примете. Но противоречить воле отца не стали: больно уж крут был Бригс на расправу.
      Вот и отправились женихи в путь. Цезарь пошел к берегу пешим ходом, Андриана умчали в горы морские кони, а Олимп сел на морскую звезду и медленно начал подниматься к небу.
 
       Мать-Земля приветливо приняла жениха. Угостила хлебом-солью, напоила вином, но... предложение не приняла:
      — Не обижайся на меня, добрый юноша. Не могу я отдать Елену в подводное царство: очень уж тяжел ей будет воздух ваш, не проживет она там и года, занедужает. Она мне дочь единственная, должна я думать о ее счастье. Ты погости у нас, отдохни с дороги день-другой да зла на меня не таи.
     Опечалили юношу такие речи. Хотел он было сразу пойти прочь, да только к двери обернулся, а навстречу ему Елена. Как увидела молодца, так и обмерла, залилась румянцем, кувшин с водой уронила. Хорош собой был Цезарь: глаза глубокие и синие, как беспокойное море, волосы до плеч легли тяжелыми волнами, станом молодец строен и силен.
      — Проводи юношу в наш цветущий сад, дочка,— обратилась к Елене мать.— Пусть полюбуется земными красотами. А сама возвращайся — у нас сегодня музыкальный вечер.
     Елена и Цезарь вышли в сад. Надо ли говорить, что Цезарь не видел такой красоты: яблоневые, вишневые деревья в цвету — просто молочный туман над розами. Божественный аромат исходил от деревьев. Но самое большое чудо из всех чудес Земли, что успел увидеть Цезарь — это Елена.
     — Здравствуй, прекрасная девушка, я пришел в ваши края, чтобы увести тебя с собой. Но теперь вижу, что не достоин такого счастья. Если ты не сон и не видение, то ответь мне, будешь ли ты хоть иногда вспоминать того, кто отныне не принадлежит себе; кто опустится в свои холодные воды, а душу и сердце оставит навсегда в твоем теплом саду?
     — Мне приятны твои речи, славный юноша. Признаюсь тебе, очень я смущена твоим появлением и, боюсь себе признаться,— рада этому.
     — О, боги! Верить ли ушам своим? Ты не прогоняешь меня, дочь Земли?
     — Как видишь! Более того, я протягиваю тебе руку. И прошу, погости у нас три дня.
     — Если ты просишь этого, я останусь. Хотя сердце мое не выдержит муки видеть тебя и осознавать, как горь¬ка судьба моя.
     — До встречи. Я жду тебя на музыкальной веранде, когда распустятся фиалки.
     В этот прекрасный вечер и еще три дня они неотлуч¬но были вместе, Елена и Цезарь. Когда они выходили в сад, самые красивые цветы меркли от сияния их взоров; когда они пели, самые звонкие птицы удивлялись созвучию их голосов; когда они рядом появлялись на людях, все гово¬рили, что они созданы друг для друга.
     Мать-Земля тоже заметила это. Как же страдало ее материнское сердце: не отдать Елену — значит лишить ее счастья, а может, и жизни,— кто поручится, что горе не убьет девушку? А выдать замуж за сына моря — обречь на гибель в чуждом ей душном подводном царстве.
     В конце третьего дня мать решила начать разговор.
    — Дочь моя,— обратилась она к Елене,— я вижу, что выбрало твое сердце. Я обращаюсь к твоему разуму: оставшись под водой, ты никогда не вдохнешь аромат хлебного поля, цветущего сада; ты не увидишь ясного солнца, не обогреешься его теплом; ты не сможешь даже в горьких слезах припасть грудью к родной земле. А без того, что составляет родину, чахнет и увядает душой и телом даже са¬мый сильный человек. Без солнца и земли погибает даже былинка. С родиной мы связаны тысячами невидимых нитей, которые обнаруживаем только тогда, когда они обрываются. Подумай, дитя мое. Я жду твоего ответа.
    — Добрая моя матушка. Из всех ценностей, что я оставляю на этой земле, мне труднее всего будет обойтись без тебя. Из всех горестей, что ждут меня впереди, самое большое горе — сознавать, что доставила тебе столько боли своим решением. Из всех решений, которые я могу принять, самое правильное — быть рядом с Цезарем, мне  нет больше жизни без него. Он свет мой и радость, он дыхание мое и жизнь, он надежда моя и опора. Благослови нас, добрая моя матушка.
    Делать нечего, материнское благословение озаряет дорогу молодым, оберегает их на тернистом жизненном пути.
    — Совет да любовь вам, дети мои, храните верность и преданность друг другу, пока  и светит солнце.
    Так и обвенчали молодых. И прожили они у Матери-Земли до истечения года, а к назначенному сроку стали собираться в дорогу.
    Между тем средний брат Андриан пребывал во владениях Ветра. Отец Ветер был тоже против брака своей дочери Гелены с сыном моря. Он был по-мужски категоричен:
   — Виданное ли дело, чтоб дочь Ветра жила в подводном царстве! Да там же ветер не шелохнет, молния не засверкает, ни один луч солнца туда пробиться не может. Да и царя Бригса я знаю — жадный и жестокий старик. От него одно лихо будет. Нет, пока я отец, я дочь свою на погибель не отпущу.
    Андриан был настойчивым юношей: он не хотел уходить без Гелены и решил предоставить дело времени. Впереди был без малого год — может быть, удастся склонить отца Ветра принять желаемое решение. Пока суд да дело, Андриан нанялся к Ветру на работу: один из ветродувов был как раз без мастера. Каждое утро, идя на работу, он встречал у горного ручья Гелену, которая спешила за водой. Раньше это занятие она иногда выполняла сама, а теперь же — неизменно оставляла девушку-крестьянку дома. Утренние свидания вошли в привычку.
    Однажды Андриан заговорил:
    — Доброе утро, красавица! Позволь из твоего кувшина воды отведать.
    — Не велик пан, из ручья напьешься.
    — Да оно-то так, только из твоего кувшина вода слаще.
    — Ну, пей, коли так.
    Юноша взял кувшин из рук красавицы, пригубил его и незаметно бросил в воду колечко со своей руки. Колечко было с подводным камнем и в воде светилось особенным светом. Возвращая кувшин, он промолвил:
    — Что же ты, милая, в кувшине только воду носят.
    Девушка взяла кувшин и недоуменно заглянула внутрь. От неожиданности она ахнула. В это же мгновение Андриан и поцеловал ее. Гелена вспыхнула, хотела сказать что-то дерзкое, но вдруг весело засмеялась и убежала, оглядываясь, ко дворцу.На следующее утро они встретились как старые знакомые.
   — Давай помогу,— сказал Андриан, забирая кувшин с водой из рук девушки. Стенки кувшина и ручка его еще сохраняли тепло девичьих рук. Юноша бережно погладил кувшин и слегка коснулся его щекой. В молчаливом смущении молодые люди дошли до стен замка.
    Со временем утренние встречи стали для них необходимыми, как воздух. Когда без умолку болтая, а когда в согласном молчании, прислушиваясь к звуку своих сердец, шли они по заветной тропке.
   Но однажды Андриан не пришел на свидание. Девушка была так встревожена, что, едва набрав воды, поспешила на свой страх и риск к его ветродувной. По длинной витой лестнице поднялась на самый верх. В маленькой комнатке лежал, лицом обратившись к небу, ее возлюбленный. Он тяжело дышал. Гелена склонилась над ним.
   — Любимая моя, пришла пора расставаться. Истекает год, как я покинул родной дом. Мне тяжек стал воздух земли. Особенно тяжело в горах. Нынче ночью я покину город Ветра. Самое лучшее, что было в моей жизни,— это ты. В сердце своем я унесу твой образ и не расстанусь с ним, пока не расстанусь с жизнью.
    — Не надо, милый,— перебила его Гелена.— Теперь я ни на миг не оставлю тебя. Я буду верной спутницей твоей, пока бьется в груди моей жаркое сердце. Нежность и любовь к тебе переполняют мою душу, и я не расстанусь с тобой, даже если расплачиваться придется жизнью. Отец все равно не отпустит меня. Сегодня ночью бежим вместе.
    И как только спряталось вечернее солнце, наши влю¬бленные отправились в путь. Оставим их на время дороги и посмотрим, что за этот год успел сделать Олимп. Пол¬года он добирался до небосклона. Днем нещадно палило солнце, дышать в сухом воздухе было трудно. Едва ступив на хрустальный небосвод, Олимп поскользнулся и упал. Он сам рассмеялся своей неловкости: ну где же знать ему, что все население небес целый день не снимает коньки с ног и только так передвигается беспрепятственно. Он осторожно добрался до ближайшего дерева. Достал походный нож и выточил превосходные коньки из засохших сучьев. Дорога во дворец была усеяна снежинками, и можно было легко ориентироваться, куда идти.
   Царь Небо был добрым и смешным стариком. Он ско¬рее походил на седовласого юношу — так молод и крепок был телом, румян в щеках. Только волосы и брови выдавали возраст. Голубые царственные одежды тоже молодили его. Когда он хмурил брови — на небе появлялись серые тучки; когда он смеялся — эхо громом отдавалось в горах. Гневным он бывал редко, но страшен был в гневе. Он хорошо принял Олимпа, но предложение его не просто не принял, но осмеял:
   — Кому в голову могла прийти такая нелепость — море и небо? Как их можно соединить? Я не только не дам согласия на такой брак, но и мысли о его возможности не допускаю. Поживи у нас, покатайся, полюбуйся звездами и сам убедишься, что я прав. Сегодня у нас праздник — мы встречаем гостей с большой Звезды. Приходи и ты. А сейчас ступай. Мне пора тучами заниматься: совсем без меня разгулялись.
   Олимп вышел озадаченный. На пир он, конечно, пойдет: надо же увидеть, так ли прекрасна Селена, как говорят о ней в его краях. А там — будь что будет.
   Отдохнув с дороги, юноша отправился на центральную площадь королевства. Зрителей собралось видимо-невидимо. Вдоль правой стены протянулась длинная трибуна. На нее медленно и торжественно взошел Царь Небо. Его дочь, Селена, следовала за ним, и на расстоянии трудно было разглядеть ее. Гости с большой Звезды сделали почетный круг по площади и заняли места за столиками, что стояли в самом центре. Сам Царь Небо обратился к присутствующим с речью:
   — Дорогие небожители! Мы долго ждали этого дня. С последним метеоритом на наш небосклон спустились жители Большой Звезды. Не многие из вас помнят тот день, когда мы заселили эту планету. Мы верили в успех. И сегодня убеждаемся, что нет предела разуму. Давайте послушаем, что расскажут нам наши гости.
   Присутствующие с восторгом слушали выступления жителей Большой Звезды, смотрели привезенные ими экспонаты, живо обменивались впечатлениями от встречи. В отдельных уголках площади вспыхивали песни, начинались танцы, жизнь бурлила, как горный поток. Но не она сегодня интересовала Олимпа. Предметом его пристального внимания была только Селена. Добраться до нее в этой сутолоке было непросто. Но вот, наконец, они рядом.
   — Кто ты, прекрасный юноша? Почему я не видела тебя раньше?
   — Я тот, кто еще сегодня утром надеялся сыграть в твоей судьбе решающую роль.
   — Ах, так это ты Олимп, сын Бригса?! Как хорошо, что ты меня нашел. Не слушай моего отца. Он считает меня сумасбродной и все мои желания капризами. Я люблю гулять после захода солнца и до самого рассвета, а он мне не позволяет даже этого. Увези меня из родительского дома. Я знаю, как быстрее добраться в твои владения: сначала по Млечному Пути, а затем на Падающей Звезде прямо в пучину вод. Всего полгода — и мы там.
   — И ты говоришь «всего». По-твоему, полгода — это быстро? — удивился Олимп.
   — О, межзвездные расстояния преодолеваются года¬ми и десятками лет. Давай не будем медлить, пока отец занят делом и брат Солнце ушел на покой.
   Сказано — сделано. Когда звезда врезалась в пучину вод, ко дворцу Бригса подъехали еще две пары. Вы догадались: истек год, все сыновья вернулись под отцовский кров. О! Как доволен был Бригс! Он потирал руки от удовольствия, не замечая того сам, иногда подпрыгивал на одной ноге.
   — Кто теперь может тягаться со старым Бригсом? У кого еще столько несметных богатств под водой, на земле и в воздухе? Теперь Ветер у меня попляшет. Он будет дуть тогда, когда мне нужно; Небо будет проливаться дождем, когда я захочу. Вы слышите все?! Я Бригс! Я владыка мира! Кто сказал, что я стар? Ну, держитесь, кораблики и кораблищи! Бригс объявляет вам войну! Это говорит всемогущий Бригс!
   О, Бригс, ты совсем стал безумен в своей алчности! Странно наблюдать со стороны самолюбование такого златолюбца, когда слов-то его никто и не слышит: вся челядь занята делами, а молодожены не дыша внимают друг другу. Пропустим, читатель, из нашего рассказа этот счастливый год: все влюбленные, как известно, счастливы одинаково.
   По истечении года случилось то, о чем так настойчиво предупреждала Мать-Земля: невмоготу стало женам наших братьев в душном подводном царстве. Они умирали под водой, а их возлюбленные мужья не могли жить в их надводном мире. О, Всемогущий Бригс! Что ты можешь сделать теперь со своим золотом и драгоценностями, что¬бы помочь своим детям? Зачем ты так безумно и нелепо соединил то, что противоестественно природе? Ты был жаден, Бригс. И жадность погубила тебя. С твоей смертью пришел конец всему царствующему роду. И нет больше царей ни под водой, ни на земле. Богатства, над которыми ты так дрожал, теперь служат людям. Они не боятся спускаться в морские глубины. На подводных лодках они побывали в тех уголках твоего царства, куда не добиралась твоя владыческая рука. Они очень сильные, эти люди. Они исколесили всю землю и теперь бороздят безбрежные просторы космического океана. Они скоро пойдут и по Млечному Пути. Нет предела разуму и познанию.
    А чем же закончилась история наших влюбленных?
Они были счастливы, мой читатель. Они ни минуты не жалели о случившемся, потому что любили друг друга. Любовь продлевает жизнь от человека до человечества. Любовь согревает людей и делает их бессмертными. Когда наши герои поняли безнадежность своего союза, они стали на берегу моря, обнялись в последнем поцелуе и, на удивление немногочисленным любителям ночного купания, растаяли в вечерней мгле. На их месте выросла огромная скала, которую к груди крепко прижимала Мать-Земля. На вершине скалы шумит и поныне от легких порывов ветра тонкая воздушная береза. А на небосклоне, как только заходит солнце, появляется изменчивая, как капризная Селена, Луна. У подножия горы плещется ласковое море. Ночные купальщики отметили, что в тот вечер вода в этой бухте потеплела. Может быть, это тепло растаявших сердец Цезаря, Андриана и Олимпа, согретых любовью и нежностью к тем, с кем они остались навечно неразлучны. Корабли любят в шторм оставаться в этой бухте. Говорят, что здесь уютно, как в доме у самых радушных хозяев. Правда, иногда очень шумит береза, наверное, продолжает спорить со своим отцом Ветром; иногда бывают сильные приливы и отливы — это, наверное, повздорили Олимп и Селена.
   Еще, говорят, что на этом море бывает как нигде знойное Солнце — возможно, это брат Селены, Солнце, хочет испарить владения ненавистного Бригса. Да еще, говорят, иногда поднимается шквальный ветер и так раскачивает водную чашу, что кажется, в гневе ему хочется выплеснуть море из берегов.
   А море, знай, шумит себе. Оно то шепотом, то в ревущем стоне все рассказывает новым поколениям эту светлую, торжественную и печальную историю.
   И только одна Мать-Земля сохраняет неизменное спокойствие. Многое видела она на своем веку и, может, думает теперь, что все бывает на этом свете. Может быть. Все может быть на этом свете, мой читатель, все может быть...


Рецензии
Уважаемая Лилия!
С дебютом Вас!!!
Интересная сказка-легенда, читается легко, приятно.
Побывайте в гостях на странице День Сказки:http://www.proza.ru/avtor/denskazki
Удачи Вам!

Людмила Белан-Черногор   29.06.2013 16:10     Заявить о нарушении
Спасибо, Людмила, за столь быстрый отзыв и теплые слова - они для меня поддержка и надежда! Спасибо за предложение - обязательно загляну.
С благодарностью - Лилия

Лилия Собко   29.06.2013 16:44   Заявить о нарушении