Вятские Образцовы

К открытию своего нового театрального здания вятские кукольники готовят творческий вечер, посвященный 100-летию со дня рождения Анатолия Афанасьева, и премьеру спектакля «Дуняшка, Глинушко и … Мышь» в постановке Вадима Афанасьева.

Нет, наверное, в Вятке человека, который бы не слышал о династии Афанасьевых или бы не был знаком с кем-нибудь из них лично. Корень рода – Анатолий Афанасьев (1909-1999) – актер, режиссер, воспитатель и педагог, бесконечно преданный профессии кукольника, заслуженный артист РСФСР, оптимист и жизнелюб.

Его жена  Анисья Николаевна  одно время работала рядом с мужем, скульптором-бутафором в кукольном театре. Но главным образом воспитывала восьмерых детей, и в 1953 году была даже удостоена ордена «Материнская слава 3-ей степени». Хлопотливая, хлебосольная, гостеприимная, она и по сей день, в свои 96 лет не знает покоя. «Ходячая энциклопедия культуры», - говорит о ней один из сыновей.

Сегодня в живых осталось пятеро детей: Вадим Афанасьев, режиссер, и  Галина Корзоватых, тележурналист (оба в Кирове), Алексей Афанасьев, актер и режиссер, Наталья Шелеметьева, актриса (оба в Твери), Марина Незлученко, актриса драмтеатра (Серов). Каждый, кто связан со сценой, носит звание «Заслуженный артист РФ».

Вместе с Мариной на подмостках серовского театра играет ее сын Петр. Сын Вадима,  Денис, стал профессиональным фотографом. Дочери Галины,  Наталья и Анастасия, – обе тележурналистки. Этот список можно продолжить. Тем или иным образом почти все Афанасьевы связаны с искусством.

ВЕК МИНУВШИЙ

Актерство, видимо, у Афанасьевых в крови. Дело в том, что актрисой Вятского городского театра была старшая сестра Анатолия, которая часто брала его с собой на репетиции. И как это часто случается, время от времени шестилетнему ребенку стали давать эпизодические роли мальчишек в разных спектаклях.

Так он впервые приобщился к искусству и поначалу пошел по пути драматического актера: учился в Ленинградской театральной студии (1929-1931),  руководил «Синей блузой» в Вятке, играл в Московском театре Северных железных дорог (кстати, вместе с Рубеном Симоновым). Одна из наиболее интересных драматических ролей - Платон в спектакле «Правда – хорошо, а счастье лучше» по Островскому. Как драматический актер был востребован и много позднее, когда ему предложили сыграть роль Хлестакова в «Ревизоре» на сцене Кировского драмтеатра, но он отказался.

В середине тридцатых годов Анатолий Афанасьев вернулся в Вятку, где вначале был актером-кукловодом в только что созданном театре кукол (многим  запомнилась его роль Емели в сказке «По щучьему велению»), а затем увлекся режиссурой.

Кукольное дело так его затянуло, что он посвятил ему всю свою жизнь. Прививал собственным детям основы актерского мастерства, выступал в летнем кукольном театре детского парка «Аполло», много лет вел кукольный кружок в ДК «Авангард», ставил веселые театрализованные новогодние представления, играл на эстраде в паре с незабвенным Соломоном Сахаром.

Во время войны вместе с коллективом театра Афанасьев постоянно давал концерты в детских домах для эвакуированных, а также в госпиталях. Семья хранит пожелтевший от времени документ, датированный 1942 годом: «За Вашу отличную военно-шефскую работу по культурному обслуживанию частей и госпиталей гарнизона города Кирова и области, за заботу о бойцах и командирах, чуткое и любовное отношение к ним в дни Отечественной войны командование Кировского гарнизона награждает Вас почетной грамотой и выражает благодарность. Комиссар гарнизона Стебенев». Тогда же Афанасьев ставил и антифашистские комедии, например, «Как немецкий генерал с поросенком воевал».

В годы войны Афанасьев плотно общался с актерами и режиссерами эвакуированного в Киров Ленинградского БДТ, в частности с Виталием Полицеймако (также известная театральная династия) и драматургом Евгением Шварцем, который написал для нашего кукольного театра пьесу «Красная Шапочка». Позднее его связала профессиональная дружба с Сергеем Образцовым, который приезжал в Киров и смотрел его «Каштанку», как утверждают очевидцы, обливаясь слезами.

Спектакли, поставленные Анатолием Николаевичем, вошли в историю театрального искусства Вятки. Это «Золушка», оформленная художником В.И.Чарушиным, «Аленький цветочек», «Сокровища Валидуба», «Похождения солдата Данилы», «Иван да Марья» и др. Это для детей.

Но успешно работал он и для взрослых зрителей. Театральными хитами стали поставленные в 60-70-е годы «Чертова мельница» (выдержал 400 представлений!), «Прелестная Галатея», «Божественная комедия», «Сокровище Сильвестра». Ставил по 4-5 спектаклей в год.

Заслуженный артист РСФСР Анатолий Афанасьев воспитал целую плеяду кукольников, которые и сегодня работают в разных театрах страны. Среди его почетных наград – «Орден Трудового Красного Знамени» и медаль «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны».

ВЕК НЫНЕШНИЙ

Но самый главный последователь и самый близкий по духу ему человек, это один из его сыновей – Вадим Афанасьев.  Он очень рано начал помогать отцу, вначале в кукольном кружке в ДК «Авангард», затем в театре. Так же, как и отец, начал с профессии актера-кукловода, потом стал самостоятельно ставить спектакли, а с 1974 по 1999 год был главным режиссером Кировского театра куколи так же, как и отец, поставил много прекрасных спектаклей.

«Это чистопородный, прирожденный кукольник, у него невероятная, потрясающая фантазия, - говорит художник Марина Зорина, которая работала с ним вместе много лет. – К каждому спектаклю он придумывает столько театральных трюков, столько фокусов, что их с избытком хватило бы на несколько постановок. Причем, он знает, как конкретно осуществить идею и нередко делает это своими руками».

Так оно и есть на самом деле. Сейчас Вадим Афанасьев ставит спектакль под рабочим названием «Дуняшка, Глинушко и …Мышь», который, как он планирует, должен стать визитной карточкой кировского театра кукол. Свою новую работу он посвятил старейшей дымковской мастерице Анне Афанасьевне Мезриной.

Вадим Анатольевич сам написал пьесу (в соавторстве с Н.Ильиной из Вятских Полян), тексты песен, создал режиссерскую версию музыки и сценографии. К работе над новым спектаклем он привлек художницу Татьяну Коршунову и композитора Андрея Карпикова (кстати, часовой спектакль наполовину идет на музыке). После смерти незаменимого Данилы-мастера (Д.Морданова), ему пришлось самостоятельно разработать всю механику кукол, применив при этом некоторые новшества, то есть он выступил еще и как конструктор.

В спектакле используются подлинные дымковские игрушки и их увеличенные макеты. Любопытно, что одним из персонажей является Глин Глиныч или Глинушко (рабочий, намывающий глину для лепки игрушек), сценический образ которого режиссер и художник искали долго и кропотливо.

От отца Вадим Анатольевич унаследовал не только любовь к театру и высокий профессионализм, но и упорство и целеустремленность в воплощении творческого замысла,  веселый нрав.

ПЛАНЫ

Что и как будет в новом кукольном, пока неизвестно. Высшее начальство планирует одно, сами кукольники – другое. Им хотелось бы, например, чтобы новый театр носил имя Анатолия Афанасьева. И это понятно, так и должно быть. Верится, что идея найдет всестороннюю поддержку.

Кроме того, хотелось бы учредить памятный приз имени Афанасьева по трем номинациям: за художественное творчество работникам театра, лучшему партнеру театра, а в перспективе – лучшему самодеятельному кукольному коллективу (есть мысль ежегодно проводить фестивали самодеятельных театров как взрослых студий, так и детских кружков). 

Пусть все задуманное сбудется!

Опубликовано в журнале "ТДТ".


Рецензии