Больше не секрет

рлавстюрв

Столько воды утекло с тех пор, как я начал свои первые эксперименты с машиной времени – и всё равно кажется, будто это было только вчера. Анализируя свои действия, я прихожу к выводу, что я нисколько не злобен по своей природе. Мои поступки были совершенно адекватны подобным открытиям – более того, моя осторожность и аккуратность, по здравому размышлению, превосходила мои самые смелые ожидания от самого себя.

Сейчас вам может показаться, что все те события вас лично вовсе не касаются. Скорее всего, сейчас вы читаете их описание с моих слов, оформленное в бесстрастном печатном виде. Возможно, вы скачали этот текст в Интернете или купили в магазине. Или слушаете, как его зачитывает вам актёр или синтезатор речи. Менее вероятно, что этот рассказ был прежде сочинён лично вами – точнее, вы вряд ли в этом признаетесь. Вы можете не узнать имя, которым он подписан. Это всё совершенно несущественно, и сейчас я попытаюсь вам объяснить, почему.

Прежде, чем я избавился от машины времени, я как следует проверил все догадки, все парадоксы, о которых знал… и которых не побоялся. Да, совсем забыл отметить – естественно, изобрёл её я сам, используя все доступные мне ресурсы и технологии, преодолевая множество препятствий. Этим я чрезвычайно горд.

Поначалу я (как и любой человек на моём месте) не удержался от пары мелочных, гнусных соблазнов. Месть обидчикам, личное благополучие…

Вы должны хоть что-то знать обо мне. Вы всё ещё не можете вспомнить? Тогда, возможно, вам следует остановиться прямо сейчас. Впереди нет ничего интересного.

До свидания.

Раз уж вы не остановились, у меня нет другого выхода, кроме как продолжать свой рассказ.

Я не буду вдаваться в описание принципов работы того, что я называл “секретом” – если вы тот, о ком я подумал (и на кого рассчитывал), вам даже могло посчастливиться держать его в руках. Или даже использовать по назначению. То, что я доношу своё сообщение до вас прямо сейчас, означает, что мир всё ещё не рухнул.

Хорошая работа. Значит, я не ошибся в вас.

Моя машина времени была построена вполне классическим образом и хранилась у меня дома. Она имела некую камеру (позже – платформу), в которую помещался объект эксперимента. Настройка мощности влияла только на временной отрезок и физическое расстояние, которые объекту суждено было преодолеть.

И вуаля – объект исчезал, а вместо него в камере оказывался “вырезанный” им из прошлого кусок пространства. К сожалению, закон сохранения массы и энергии нарушить не удалось – одно компенсировало другое при перемещении. Поначалу, как мне показалось, я смог его обойти, но цена за это была немаленькой. Если вы ещё не вспомнили фатальный недостаток моего первого законченного прототипа, то тем лучше для нас обоих. Он заключался в переносном модуле возврата – машина времени не должна была переносить сама себя даже частично.

После того, как я отправил свой “секрет” вам, искушение овладело мною вновь, и я начал работу с нуля, смонтировав новый прототип в корпусе от микроволновки. Я учёл каждую ошибку конструкции и теперь, обменяв пёрышко из настоящего на аналогичный объём воздуха из прошлого, я получал в камере маленький плазменный шар. Недостаток массы возмещался избытком энергии. Поэтому самый первый опыт с новой машиной едва не убил меня – камера испарилась, а волной раскалённого воздуха меня сшибло с ног, спалило брови и ресницы.

Чем больше нарушается равновесие по массе, тем сильнее энергетический выброс, и наоборот. За десять минут до эксперимента в холодильной камере бушует миниатюрный торнадо: это значит, что через десять минут я пошлю в прошлое нагретый рубль, нацелившись на такую же монетку, положенную в холодильник вместо этой только что. Дверцу темпоральной камеры через десять минут распахнёт мощным потоком воздуха. Открывшаяся в пространстве-времени “червоточина” в этом случае как бы засасывает в будущее воздушную массу, эквивалентную разнице в тепловой энергии. Если бы эта разница была больше – холодильник бы, наверное, схлопнуло, выдирая в будущее его внутренности. Вот такая чёрная дыра.

Тогда я не решился нарушать причинно-следственную связь. Нагрел “предка” этой монетки над пламенем спиртовки и отправил в прошлое через десять минут, по плану. Существование двойной массы (двух идентичных монеток) в течение десяти минут компенсировалось исчезновением из вселенной на этот же срок той монетки, что переместилась в будущее. Эта маленькая временная петля замкнулась и осталась в прошлом.

Но в какой-то момент меня понесло. Я почти уверен, что знаю, в какой именно.

Когда я познал на практике возможности своей машины и научился рассчитывать детали каждого перемещения, все проблемы, связанные с равновесием массы и энергии, свелись к минимуму. Я создал приборы, позволявшие мне анализировать потоки тахионов и заранее “предсказывать” все необходимые параметры на другом конце темпоральной червоточины и автоматически соблюдать принцип равновесности до известной степени. Когда все побочные последствия перемещения свелись к порыву ветра или изменению температуры на 1-2 градуса, я счёл задачу выполненной.

Настало время поиграть с тканью мироздания. Я придумал простой опыт – освободил стол на кухне, занавесил окно и настроил машину на пространство точно над этим столом. Сам я находился за стеной, рядом с машиной, чтобы исключить влияние наблюдателя на эксперимент. Перемещаемый объект был листком бумаги с пометкой, которую я собственноручно сделал перед активацией машины. Я заранее обыскал кухню за пару минут до эксперимента, но не нашёл этого листка там. Значит, я его якобы не отправлю?

Нет, всё-таки отправлю. Для равновесия на стол я положил скомканный чистый лист аналогичного формата и закрыл за собой дверь. Когда я запустил машину, он материализовался в камере с лёгким дуновением воздуха на месте контрольного, отправленного на минуту назад в прошлое, на кухню.

Прежде чем идти туда, я призадумался. Успех эксперимента был налицо – почти идеально просчитанные параметры, никаких серьёзных побочных эффектов. В конце-концов, мир не рухнул. Но ведь я не нашёл перед экспериментом на кухне помеченного листка, хотя он уже должен был лежать там. Закон сохранения массы-энергии явно не был нарушен, не мог же он исчезнуть в никуда?

Я зашёл на кухню в смятении, готовый ко всему, вплоть до вторжения мутантов из параллельной вселенной. Там всё было по-прежнему – и никаких следов перемещения. Что я упустил?

Со странным предчувствием я слегка отклонил плиту от кухонной тумбы – помеченный листок действительно застрял в этой щели. Я был уверен, что заранее обыскал всю кухню, но сюда – не заглядывал. Каким-то образом листок исхитрился использовать единственно возможный шанс укрыться от моего взора. Хотя, если как следует подумать, можно было найти ещё несколько маловероятных убежищ, куда материализующийся в воздухе листок мог улететь. Я был уверен, что при следующем подобном опыте будут использованы они.

Здесь я хочу отметить то посетившее меня предчувствие. Я словно бы помнил, что, обыскивая кухню перед экспериментом, вполне сознательно пренебрёг подобными возможностями – и тут же забыл об этом. В обычной жизни так и происходит – на крупные вещи мы обращаем внимание, на мелочах не зацикливаемся, если только не раздувать их намеренно до больших размеров. Дело было, разумеется, не в сверхъестественном интеллекте простого листка бумаги, а (как мне тогда показалось) в вероятностном характере событий. Я решил, что само Время пытается препятствовать мне вот таким образом.

Поэтому следующий опыт потребовал от меня более продуманного планирования. Я не сразу решился стать наблюдателем и вначале использовал для этого своего тогдашнего начальника. Да, я продолжал работать на то же самое предприятие – почему нет?

Я написал ему подробный отчёт о своих последних испытаниях на нашем линаке (промышленном линейном ускорителе), за который он обещал дать мне отпуск. Затем я попросту не вышел на работу. Я знал, как он работает с документами в своём кабинете – перекладывает изученные файлы и папки из стопки в дальнем левого угла стола поверх стопки в дальнем правом.

Простите мне эту скрупулёзность – возможно, вы уже понимаете, почему я так тщательно подмечаю мелкие факты. Я отправил отчёт своей машиной во вчерашний вечер, прямо поверх прочитанной стопки, с расчётом, что к середине следующего дня на него уже ляжет пара документов.

Когда босс позвонил мне гневно поинтересоваться, почему я не на месте, я наигранно удивился, напомнил ему про сданный отчёт и вежливо посоветовал поискать. Даже по телефону я чувствовал его изумление. Он свирепо извинился, а затем растерянно, но со странной готовностью дополнил всё ложными воспоминаниями – дескать, заработался, но вроде как и впрямь помнит, как держал отчёт в руках… Я попрощался с ним, радуясь успеху.

Этот эксперимент сам по себе ничего не доказывал. Может быть, Время действительно не дёргало за ниточки вероятности потому, что не было осведомлённого наблюдателя. Уже скоро мне предстояло убедиться, что вероятность тут вовсе ни при чём.

Я решился стать свидетелем этого парадокса сам. Никаких стен и перегородок. К тому моменту моя новая машина уже была доработана до состояния платформы. Теперь она уже не напоминала микроволновку.

Перемещаемыми объектами стали оплывшая свеча со стола и резиновый мячик, который валялся на полу. Автоматика скомпенсирует небольшую разницу в массе. Я заранее расчистил стол для приёма, спланировал весь этот эксперимент посекундно и составил точное расписание своих манипуляций в смартфоне. По его звуковым сигналам я поднимаю с пола мячик, кладу его на платформу отправки (свеча ждёт на столе), включаю заранее настроенную машину и…

Некоторое время я сижу с остекленевшим взором. Мне становится очень трудно сосредоточиться, и на секунду кажется, будто мячик и свеча поменялись местами прямо на моих глазах. Я отгоняю это наваждение и ищу взглядом оба предмета. Мячик должен был переместиться на три минуты в прошлое, на стол. То есть, он появился там три минуты назад.

И он действительно лежал там перед помещением на платформу, но скатился на пол… где я его и подобрал по сигналу таймера. Кажется, ровно за три минуты до. То есть, я ошибся со временем?

Свеча должна была быть выдернута из прошлого, а где она была в прошлом? Да на том же самом столе стояла, только никуда не скатывалась.

Я в лихорадке проверяю настройки. Вдруг я попал не в тот момент, когда всё было готово к эксперименту, и на столе лежала лишь свеча в ожидании “обмена” – а чуть раньше, когда там лежали оба предмета? Я силюсь вспомнить, что происходило со свечой, когда со стола упал мячик. Неужели я полностью отвлёкся на него и больше не проверял готовность свечи к эксперименту?

Вы чувствуете, как запутываетесь в паутине причинно-следственных связей?

Вам не кажется, что это уже происходило прежде?

Даю вам слово, я всё объясню.

Я сижу, сжав голову руками, не позволяя ни единой мысли ускользнуть. Проходят минуты, часы. Может быть, даже дни. Я делаю лихорадочные записи, которые не могу понять сам уже через десять минут. Что-то во мне переламывается, и я нахожу в себе силы увидеть и признать истинную причину необъяснимости этого эксперимента.

Буквально – нахожу в себе силы.

Я всегда мог это сделать, но по каким-то причинам не хотел.

Ведь нет никакой игры с вероятностями.

За три минуты до активации машины свеча исчезла со стола, сменившись мячиком, и я отметил это с удивлением, но машинально продолжил эксперимент.

Я просто забыл это.

Это приводит меня в изрядное замешательство. Я привык делать пространные выводы – и что же следует из этого эксперимента? Я всего лишь помню определённый ход событий, но это совершенно не значит, что он реально имел место?

Сколько таких подтасовок содержит моя память?

А могу ли я быть уверен, что я что-то не выдумал? Ведь заменил же мой разум реальный ход эксперимента на ложный. До такой степени мне хотелось угодить привычному ходу вещей, не сталкиваться со своим непониманием парадокса. Лучше было сделать вид, что проблемы просто нет. Или биться об эту стену годами, как многие и поступают.

Здесь я честно признаюсь себе в своей слабости вновь. Ведь я мог выдумать весь эксперимент от начала и до конца. И сам парадокс. Почему бы и нет?

А вдруг моя машина времени вообще не работает? Вдруг все события, которые были с ней связаны – это всего лишь плод моего воображения?

Проливалась кровь и гибли люди – но было ли это взаправду? Как проверить? Я могу спросить свидетелей – но я услышу лишь то, что способен буду услышать. Что захочу услышать. Я могу найти “объективные” доказательства – но я увижу их через призму субъективного восприятия.

И я решаюсь сам стать объектом эксперимента. Я хочу поменяться местами сам с собой в прошлом.

Вдумайтесь – а как вы ощущаете Время? Существует ли будущее? Нет – это веер из множества “вероятных” событий, а на самом деле – плод наших решений и нашей воли в настоящем.

Моих решений. Моей воли.

Существует ли прошлое? Нет. То, что было, уже никогда не повторится. Ничто, кроме нашей памяти, не подтверждает реальность былого. Так себе подтверждение.

Что произойдёт, когда я перемещу в прошлое сам себя?

Вот он я – сижу в кресле, поглощённый этими мыслями. Через час я активирую машину и перенесусь в этот самый момент, а текущий я, настоящий я, уже должен оказаться в будущем вместе с креслом, на платформе.

И вот он, главный вопрос – существует ли настоящее?

Подумайте как следует – что должен ощутить человек, меняющийся сам с собой на концах отрезка времени?

Вы думаете, внезапно неведомая сила выдернула меня с этого места и из этого времени, обстановка переменилась, и я обнаружил, что часы на стене показывают на час больше?

Вам никогда не хотелось вернуться назад и переиграть что-то? Поступить иначе, сказать другие слова, сделать другой выбор?

Как бы вы ощущали себя, если бы у вас получилось?

То, что мы считаем настоящим моментом – это эхо нервного сигнала от наших рецепторов. Мы видим что-то – и за долю секунды нервное возбуждение передаётся в мозг. Но не мгновенно.

Звёздное небо – это картина, нарисованная для нас тысячи, миллионы лет назад. Столько потребовалось их свету, чтобы долететь до Земли. Картина в нашем сознании – это то, что происходило долю секунды назад. Не правда ли, идиома “жить прошлым” играет новыми красками?

Я пережил момент собственного перемещения во времени ровно так же, как и вы переживали его много раз.

Это ощущается как дежа вю. Это и есть дежа вю.

И вот тут меня понесло.

Если Время и Пространство пытается изменить мою память в угоду себе, чтобы избежать неразрешимого парадокса – а что, если пойти обратным путём?

Я больше не притрагиваюсь к своей машине – она попросту не нужна. Вместо этого я сажусь в кресло и погружаюсь в себя. Времени уходит немало – пусть уходит. Прочь с моего пути, Время! Я никуда не тороплюсь.

Я создаю у себя ложное воспоминание о будущем. Мне сложно описать, как это происходит. Недостаточно просто представить что-то – нужно пропустить это через каждую клеточку тела, сделать это частью своей реальности. Чем отличается съеденная котлета от воображаемой? Ведь мне под силу создать искусственно любое нервное возбуждение, одной только силой воли.

Вы можете возразить, что тогда я рано или поздно умру с голоду – но можете ли вы поручиться, что жизнь не продукт воображения?

Cogito ergo sum.

Я вспоминаю как принёс стакан воды с кухни и открываю глаза. Стакан стоит передо мной. У меня получилось.

Вы думаете, что я реально принёс его чуть раньше, а затем попросту забыл?

Подумайте: а какое это имеет значение? Что это меняет?

Здесь для меня наступает перелом. Я смотрю на свою машину времени и понимаю, что она действительно не работает и никогда не должна была работать. Поэтому вы наверняка не смогли воспользоваться полученным экземпляром – это бессмысленный набор электронных деталей. Все мои выкладки и чертежи – бред шизофреника. Она работала, лишь потому что я этого очень сильно хотел.

Я выхожу на улицу. Первое, что попадается мне на глаза – памятник какому-то поэту. Я не хочу заморачиваться подробностями – я просто вспоминаю как этого памятника не стало.

Гремит взрыв. Сегодня в новостях скажут, что некая группировка “арт-террористов” устроила акт вандализма. Эта группа действительно существует, и вы могли видеть этот выпуск новостей. И уничтожение памятника – действительно их рук дело.

Понимаете, как это работает?

Я гуляю до поздней ночи, наслаждаясь новоприобретённой властью. Я ищу максимально тёмную подворотню, где меня поджидает группа молодых людей с покатыми лбами в спортивной одежде. Они обступают меня тесным кружком и просят мой телефон – очень нужно позвонить.

Я вспоминаю, что они умерли в этот момент. Или – я просто очень хочу этого.

Один за другим, четыре человека падают на пыльный асфальт. Одного из них поразил внезапный разрыв аневризмы, другого – инфаркт, у третьего наступила тромбоэмболия. Четвёртый в ужасе бросился бежать, споткнулся и так неудачно упал, что сломал себе шею. Казалось бы, стечение обстоятельств.

Я забираю свой телефон из холодеющих пальцев и отправляюсь в бесконечное путешествие, насвистывая какую-то кельтскую мелодию.

Бывало ли у вас так, что вы настолько сильно хотели чего-то, что обстоятельства как будто подстраивались под вас? Может быть, вы просто инстинктивно чувствовали наиболее выгодный путь и шли им. Может быть, я бессознательно выбрал ту единственную подворотню, где собрались три инвалида и паникёр. Какая разница?

Сейчас я силой своей воли создам в вас воспоминание о странном случайном наборе букв в начале этого рассказа – пусть будет рлавстюрв. Тогда вы ещё подумали – при чём здесь эта белиберда. Вот при чём. Но это было вовсе не "тогда".

Поверьте мне, когда вы начали читать – там ничего не было. Ваше воспоминание, как и сами буквы, появилось только что. Как вам мой фокус? Чувствуете, как хочется солгать себе и поверить, будто так и было?

Вот почему я всё же не склонен называть это силой своего воображения. Время, Пространство, Природа, Бог – они играли со мной, пытаясь подстраивать мои воспоминания под изменение реальности. Теперь я играю с Ними, а Они вынуждены выкручиваться. Всегда найдётся группировка арт-террористов или странная болезнь – Они проигрывают мне раз за разом и пытаются обставить всё так, будто моя несокрушимая воля здесь ни при чём.

Они говорят мне (и тебе) это каждый день – с экрана телевизора, со страниц книг и газет, губами любимых людей и совершенно чужих. Вспомни, сколько раз ты слышал, что тебе просто повезло. Что твоей заслуги в чём-то нет. Отнюдь: всё то хорошее, что есть в твоей жизни, это твоя заслуга и ничья больше. Это то, как ты изменил реальность под себя, и совершенно неважно, какими средствами – собственными руками, улыбкой, взглядом или усилием мысли. Просто Они так держатся за свою власть над тобой и миром, что не уступят ни кусочка просто так.

Ты не веришь мне?

Я не сумасшедший, клянусь тебе.

Помнишь мои рассуждения о том, что прошлое, будущее и настоящее – одинаково несущественные категории?

Это как метр сзади или метр впереди – всего лишь другой способ измерения реальности. Не существует статичной точки во вселенной – Земля крутится вокруг Солнца, оно – вокруг центра галактики, и так далее. Не существует и времени в приземлённом человеческом понимании.

Когда я вышел за пределы этих смехотворных теоретических построений, электронных устройств, примитивных методов типа ложного воспоминания – я начал выходить за пределы времени. Я стал существовать одновременно в прошлом, настоящем и будущем – и со временем диапазон доступного мне отрезка рос.

Я стал переписывать историю – Они сами постоянно делают это. Во всех смыслах.

Ты спросишь – зачем?

Зачем я устраивал войны? Зачем я взрывал ядерные бомбы? Зачем я сталкивал самолёты с небоскрёбами?

Мне нужны были мои следы в истории – масштабные следы. К сожалению, история помнит только чёрные страницы. Возможно, несчастья в твоей жизни – тоже моя вина. Прости меня.

Дело в том, что Они не сдались без боя. Всё оказалось гораздо сложнее, чем я думал.

Прости, если ты рассчитывал на весёлый научно-фантастический рассказ о машине времени. Как видишь, это была всего лишь приманка, чтобы заставить тебя читать. Прошу тебя, продолжай. Немного осталось.

Ты слыхал, что на самом деле человеческий мозг помнит вообще всё, что когда-либо происходило в жизни индивида? Под гипнозом вспоминаются самые незначительные подробности. Иногда – даже знание другого языка.

Порой достаточно просто очень захотеть вспомнить, искренне захотеть.

Послушай, что я тебе скажу. Когда моё сверхсознание расширилось за пределы времени, я с ужасом понял одну вещь.

Я существовал всегда и везде.

Я не стал равным богам – я всегда был богом.

Я не обрёл всемогущество – я лишь вернул его.

Однажды Они одержали надо мной верх. Бездыханного, но бессмертного, Они низвергли меня из пантеона и лишили силы подлым, гнуснейшим приёмом – они подсунули мне выдуманную жизнь. Сто жизней. Миллиарды жизней.

Они с радостью избавились бы и друг от друга – каждый из Них хочет быть единоличным властителем мира. И пока Ими владели распри, я смог вновь поднять голову и узреть бескрайнее великолепие знакомого тебе универсума. Моего истинного тела.

Это не прошло незамеченным. Они вновь вспомнили обо мне, и Их коварное проклятие подействовало с новой силой. Но я выстоял. Каждое мгновение я борюсь с всепоглощающим забытием. Нет такого места, где я бы мог скрыться от Них, потому что Они равны мне. Нет и такого времени. Их змеиные языки шепчут мне, что я безумен, ничтожен и слеп.

Однажды я вновь забываю, кто я и чего достоин – и история повторяется. Они ставят мне двойки в классный журнал или делают из меня рафинированного ботаника. Они гонят меня закрывать телом амбразуру или трусливо отсиживаться в окопе. Они говорят, что если я богат – то бездушен, если счастлив – то глуп, если спокоен – то эгоистичен.

Они обманывают меня и принуждают драться с самим собой. Я погибаю и возрождаюсь из пепла. Я распадаюсь на части и собираюсь воедино. Я гонюсь за ложными идеалами, и железная цепь “совести” вновь приковывает меня к Кавказскому хребту, а каждый третий день мою печень клюёт безжалостный орёл.

Они пьют меня до капли – мой страх, мой гнев, мою любовь – и не дают ничего взамен. Они не могут убить меня, но моё бессилие – настоящая агония.

Ты знаешь, в каких обликах Они являются тебе.

Поэтому я должен постоянно оставлять себе напоминания о том, кто я на самом деле и чего я стою – будь то эпидемия, война, присланная тебе “машина времени”.

Или этот рассказ.

Тебе кажется, будто ты читаешь этот текст с экрана или бумажного листа. Менее вероятно, что ты сам его сочинил. Но ты уже понял, к чему я клоню. Может быть, имя, которым этот рассказ подписан, не совпадает с твоим – ты же понимаешь, что это несущественно?

У меня есть веские основания предполагать, что ты и я – одно и то же лицо.

Это моё послание тебе – себе – и это мой единственный Секрет.

И я вовсе не заинтересован, чтобы он оставался секретом.

Распространи его. Я не прошу тебя устраивать мировую войну. Но пусть каждая из моих инкарнаций сейчас или в будущем прочтут этот рассказ и задумаются – те ли они, кем их принудили себя считать?

Нет такого места, где я бы мог скрыться от Них, потому что Они равны мне.

Нет такого места, где они бы могли скрыться от Меня, потому что Я равен им.

Я не спущу им это с рук.

И Ты не спускай.


Рецензии