Щепотка соли

Щепотка соли

Рассказ

Эту историю рассказал мне бывший десантник - Александр Голиков, боевой и красивый парень, к тому же, пишущий стихи. Как на вступительных экзаменах по литературе в педвуз написал сочинение по комедии в стихах Грибоедова - "Горе от ума"- тоже в стихах. Написал исключительно для того, чтобы чем-то отличиться и поразить девичью аудиторию, в которой из всей сильной половины оказался в единственном числе.
Сидел он за первым столом, в первом ряду со своей подругой Леной Кашиной и заранее предполагал произвести фурор. Но вот вошла в аудиторию молодая блондинка с зелеными глазами и, взойдя на кафедру, сказала:
Я принимала у вас экзамен по русскому языку и литературе. Зовут меня Вера Михайловна Быстрова.
Преподаватель взяла желтую тетрадь Голикова, с нагло нарисованным  во всю обложку сердцем, пронзенным стрелой, и сказала с усмешкой:
- Вот уж, действительно, горе от ума! - и стала вычитывать, по ее мнению перлы из его сочинения: - Здесь на экзаменах по-братски вновь протянул нам руку Чацкий.
Произнесла она с комическим пафосом и тотчас опровергла иронический посыл Голикова.
- Вот и не протянул, и потому, чтобы вы не оригинальничали, ставлю вам за сочинение - "кол".
Вся девичья аудитория за спиной Голикова буквально взорвалась от смеха. Выслушав, стоя колкие замечания, в добавление к самой низшей оценке за свое сочинение, под смех всей аудитории, Александр мешком плюхнулся на место возле своей подруги Ленки. Та тотчас шикнула его под бок. Молчи, Сашок.
Но Александр и без того подавленно молчал. Ему обидно было, чпо провалил экзамен!
Преподаватель, видя его настроение, помолчав, добавила:
- Ну, хорошо, Голиков, я даю вам шанс исправиться, сдавайте пока остальные предметы, а там поговорим...

** *
Накануне у Веры Михайловны было радужное настроение. Во-первых, потому что закончила, наконец, аспирантуру и получила назначение на кафедру литературы, в должности доцента. И это-то в свои двадцать пять лет. Когда большинство сверстников в этом возрасте могли еще учиться в институте или даже поступать туда.
А во-вторых, был солнечный августовский день, и осень только-только начинала расплескивать свои яркие краски на деревья. С таким настроением вошла новоиспеченный доцент в институт. В фойе знакомо кучковались группками, штудируя конспекты перед экзаменами абитуриенты. Вера Михайловна поправила на плече свою модную, на длинном ремешке, из крокодиловой кожи, сумочку, направилась в учебную часть.
Неожиданно столкнулась с рослым, коротко подстриженным абитуриентом в пятнистых брюках - явно из десантной униформы и до блеска надраенных ботинках - все с тем же Голиковым. При столкновении наступила ему на блестящий ботинок. Парень, даже не взглянув на нее, тотчас присел на корточки и, вынув из нагрудного кармана рубашки чистый, вчетверо сложенный, носовой платок, стал тщательно протирать им едва заметный след ее каблучка. Вместо извинения Вера Михайловна спросила:
- А не слишком ли большое внимание вы уделяете обуви?
- А я, как великий композитор Брамс, с детства не могу терпеть грязной обуви, - не поднимая головы, не то в шутку, не то всерьез сказал абитуриент.
- Вы, похоже, все привычки и пристрастия великих людей изучили? - съязвила она.
- Не все, но кое-что знаю, - по прежнему не поднимая глаз, сказал Александр и добавил, - Байрон, например, не терпел перед экзаменами соли и всегда озирался, чтобы выяснить, нет ли поблизости солонки. А вот Наполеон, играя в карты, сильно лукавил, а когда его уличали в этом, говорил, что даже мать, целуя его отца перед зачатием, сильно лукавила.
При этих словах Александр поднялся и стал выше Веры Михайловны на целую голову.
- Вы весьма начитанный молодой человек, - глянув ему в глаза, улыбнулась она и, поправив ремешок сумочки, удалилась.
Тотчас к нему подскочила белокурая невысокая девушка и сходу заколотила кулачками по его груди.
- Вот тебе! Вот тебе! Чтобы ты не приставал к посторонним девушкам!
Это была его бывшая одноклассница - Кашина Ленка, с которой были знакомы еще с детсадовских времен, голышом купались в большой ванне. Знали друг друга вплоть до того, у кого на каком месте родимое пятно. Поэтому свободно могли хлопнуть друг друга по спине или залезть холодными руками под рубашку. Шлепнув ладонью Александра по губам, Лена убежала из фойе, шмыгнула в длинный, с многочисленными дверями кабинетов, институтский коридор. И Александр, мгновенно забыв о том, что школьные годы давным-давно миновали, погнался за ней, как школяр.
Забежав за угол, Лена спряталась за шкаф, чего в погоне Александр не заметил. И очень удивился, так как Ленка быстро оказалась аж в самом дальнем конце коридора, возле учебной части и разглядывала расписание. Подбежав к ней, Александр сходу смачно шлепнул пониже спины. Ленка обернулась и оказалась разгневанной Верой  Михайловной.
Ах, это опять вы, молодой человек? И таким образом решили отплатить мне за то, что я вам невзначай наступила на ногу? - вскричала она
Александр на миг потерял дар речи, потом смущенно пролепетал:
- Извините, я думал это Ленка.
М в то же время был поражен, какие же у преподавателя красивые зелёные глаза.

***
Не везло Александру в этот день буквально на каждом шагу. Вера Михайловна спустилась со второго этажа на первый, в учебную часть. Отдыхали, развлекались, кто как мог, абитуриенты. Александр, со своей неизменной спутницей, показывал ей акробатический этюд, балансируя, сидя на пелерине лестничного марша и медленно соскальзывал вниз, не держась за перила руками. Лена, подстраховывая его, шла рядом. Возвращаясь из учебной части, Вера Михайловна (что-то в этой идиллической картинке ей сразу не понравилось), глядя на Александра снизу вверх, сделала ему замечание.
- Вы, Голиков, как школяр, изволите кататься на перилах, - и подошла вплотную к перилам.
Оглянувшись на нее, Александр потерял равновесие, стремительно покатился вниз (даже Лена не успела его поддержать) и попал точно в растопыренные от испуга руки преподавательницы. На миг заглянул в ее, ставшие от испуга еще больше, красивые зеленые глаза. И прежде чем она разжала свои объятья, забыв все на свете, что они не одни, и что она его учительница, нежно прикоснулся к ее ресницам. В тот же миг получил пощечину и рухнул с перил на пол. А Вера Михайловна сердито зацокала каблучками своих модных туфелек наверх.

***
Вечером Вера, уже усталая, возвращалась из института. И едва прошла институтскую арку с металлическими воротами подумала:
- Надо же было так случиться. Сколько сил положила, чтобы закончить аспирантуру, получить место и любимую работу в пединституту, но в первые же дни такая незадача.
Незадачей она посчитала все случаи, встречи и стычки с Голиковым. Хотя в глубине души уже чувствовала, что он ей все больше нравился. Как бы не помешало это ее авторитету.
- К черту Голикова, - решила она и вздохнула с облегчением, - отныне и навсегда он перестанет для меня существовать.
Вышедший почти вслед за ней, Александр увидел ее легкую фигурку уже далеко от института. Специально постаравшись остаться без своей неизменной спутницы и подружки Лены, шел и с горечью думал о Вере Михайловне, жалея о том, что она преподавательница, тем самым так высоко и далеко от него, как Полярная звезда. Александр прибавил шагу и решил извиниться за акробатический этюд на лестничном марше. Вскоре нагнал ее, прерывисто дыша, и, шагая рядом с ней, проговорил:
- Вера Михайловна, извините меня! - и замолчал, не зная, что еще сказать и, рассердившись из-за этого на себя, мысленно произнес: - Да пошло оно все!.. Скажу хоть, что думаю!
- Вера! Вы очень и очень мне понравились!
Услышав это, Вера Михайловна сразу вся вспыхнула и стала мгновенно пунцовой, оглянулась на Александра.
Вы, Голиков, как всегда, в своем амплуа! А что касается единицы литературе - я пошутила и, так сказать, бросила щепотку соли на вашу рану сомнения. По сочинению у вас законная пятерка. Больше скажу: у вас, несомненно, поэтический дар, и я бы посоветовала вам поступить в литературный институт имени Горького!
Ну, тогда мы квиты. - обрадовано рассмеялся Александр.
В каком смысле? - спросила Вера Михайловна.
А в том, что вы разыграли меня с сочинением, а я разыграл вас в институтском коридоре, сказав, что я по ошибке ударил вас вместо Лены. Мне просто хотелось еще раз заглянуть в ваши прекрасные глаза.
Ну, в таком случае, я вам тоже отплатила. Только вы меня ударили пониже спины, а я вам - по лицу, - напомнила об инциденте на и лестничном марше и вновь рассердилась Вера Михайловна.
За поцелуй я вам готов подставить для удара обе щеки, - разулыбался Александр. И, вдруг понизив голос чуть не до шепота, с хрипотцой вытолкнул из себя:
- Вера, выходи за меня замуж.
- Ты ничего не мог придумать пооригинальнее? - деланно возмутилась Вера Михайловна, вновь вся вспыхнув. И зачастила скороговоркой: - Во-первых, я старше тебя. Во-вторых, ты мой студент, я твой преподаватель. А в-третьих, я думаю, нас просто не поймут.
Ну, в ответ на то, что ты старше меня и мой преподаватель, я скажу так, а я в два раза сильнее тебя, - рассмеялся Александр и вдруг, подхватив ее на руки, как ребенка, одним рывком закинул себе на плечо.
- Сними немедленно, - заколотила его модельными туфельками по груди, - как бы кто не увидел из преподавателей или из студентов.
Не сниму до тех пор, пока не пообещаешь, что пойдешь за меня замуж. - попросил он.
Пойду, пойду! Только отпусти меня, ради Бога! - вновь взмолилась Вера Михайловна.
И, поймав себя на мысли, что только что согласилась выйти замуж за своего студента, заплакала и одновременно обрадовалась. Она поняла,  что в глубине души сама хотела этого.
- Ловлю на слове, - возликовал Александр и опустил ее на землю.
Потом они долго шли вместе, переживая случившееся.
- Давай, оставим все на завтра, - не дойдя до своего дома, наконец, сказала она и, не оглядываясь, ушла.
Александр повернул назад. А утром, в институтском общежитии его разбудил товарищ, только что вернувшийся с полотенцем из умывальника.
- Вставай, Саш! Внизу тебя ждет, зачем-то, Вера Михайловна.
Наскоро умывшись и одевшись, Александр спустился вниз. Там его, действительно, ожидала чем-то взволнованная Вера Михайловна, сходу кинулась к нему, вынимая что-то из сумочки, и заявила:
- Я всю ночь сегодня не спала. Вот из-за чего с самого первого дня мы натыкались друг на друга, ссорились и разыгрывали друг друга.
И показала ему маленький пакетик, а точнее, щепотку соли, завернутую в лист бумаги и записку с почерком Лены: - "Я люблю Сашку".
Видя, как эта записка несказанно удивила Александра, Вера Михайловна судорожно схватила его за руку, будто боясь, что он уйдет. Днем Александр, встретившись с Леной, показал ей записку и спросил:
- Что это значит?
- Да ничего особенного, - деланно расхохоталась та, - просто я поняла: вы любите друг друга, и еще сразу просекла, что она стала ревновать тебя ко мне, и что долго будет тянуть эту волынку, переживая то, что она преподаватель, а ты студент. Я решила тебе помочь.
- Спасибо, Лен! Ты самый настоящий друг, - с чувством сказал Александр и тряхнул ей руку.
Александр с Верой пошли в ЗАГС. А у себя в девичьем институтском общежитии, от безответной любви к "своему" Сашке, плакала навзрыд Лена. А с портрета над ее кроватью смотрел с укоризной Сашкин любимый поэт - Байрон.


Рецензии