Punk Chaos to Couture и не только

Дима Громов, автор книг ";Улица как театр: молодежный политический активизм" и ";"Молодежные уличные группировки", недавно задал вопрос в ЖЖ: что такое "хипповский прикид"? Местные антропологи и культурологи тут же бросились обсуждать особенности "неформального прикида", и должен сказать, это обсуждение вызвало у меня улыбку - ведь все вопросы по истории "неформальной моды" всегда приводят к противоречивым ответам. Потому что в этой "моде" пытаются найти какие-то стили, "течения" и "направления". И почему-то отрицают важные "идеологические постулаты" неформальной одежды.
Прежде чем перейти к занудным размышлениям на тему "что же такое неформальная одежда",  я расскажу  о необычном событии: 9 мая в
 "Metropolitan Museum of Art" открылась выставка  "Punk: Chaos to Couture exhibition". Организаторы заявили, что пытаются найти  взаимосвязи между анархической субкультурой 1970-х годов и дизайном сегодняшней одежды, поэтому  "древние прикиды панков  показаны рядом с современными костюмами от  брендов Alexander McQueen , Martin Margiela и Карл Лагерфельд".
Выставка продлится до августа, и музей выделил семь галерей для демонстрации одежды, панковских аксессуаров.  Одна комната оформлена в знаковом для олдовых панков стиле музыкального бара CBGB (где тусили Blondie ;;и The Ramones, прочие крутые парни); в другой галерее  показаны моднючии тенденции от  Малькольма Макларена и Вивьен Вествуд. Затем можно полюбоваться на всяческие "влияния" панка на творчество модельеров и т.д. Царство булавок, перьев,  бритвенных лезвий и шипов, а кое-где, конечно,  портреты "героев" и обязательные "панковские туалетные кабинки".
Также организаторы выставки  весьма сознательно поработали над двумя концепциями панк-моды: "сделай сам" и "купи  дорогую и крутую заказную штуку".
Здесь я логично заканчиваю рассказ о выставке, желающие поближе познакомиться с "панк-модой" всегда могут это сделать на англоязычных ресурсах - событие крупное, освещается хорошо.
Возвращаюсь к вопросу: что же такое "неформальный прикид".
Когда-то мы долго беседовали с  Володей Дзен-Баптистом, и я рассматривал следующую концепцию из нескольких пунктов, с поправками и рекомендациями от Володи. Ниже напишу несколько важных пунктов, но не буду останавливаться на подробностях.
Во-первых, неформальный прикид суть "бриколаж", когда "цивильная" одежда с "сакральной" или "знаковой" функциями переосмысливается  в ироническом или ином смыслах. Здесь множество примеров: военная одежда, перешитая в "прикид", также псевдоцыганщина или "индейщина" (Володя как раз делал в то время прикиды по русским национальным мотивам), аксессуары типа популярнейших сегодня  "очков пилотов", модных в прошлом противогазных сумок и т.д.  Во-вторых, как не печально, неформальный прикид максимально вызывает раздражение (в том числе ненависть гопников) и позволяет идентифицировать "своего" - это безусловный вызов, свидетельство личного мужества человека, рискнувшего надеть столь яркую одежду. Неформальный прикид - способ вызвать зрителя на "разговор", увы, последний не всегда переходит в мирную беседу. Поэтому неформальный прикид имеет еще одно "свойство": он "отличается", и неважно, как и чем прикид отличается от "цивильной" одежды. К слову сказать, нынешний священник, в прошлом хиппи, о. Сергий (Рыбко) однажды сказал очень точные слова: когда я избавился от хайров, то перестал ловить на себе агрессивные взгляды, это было наслаждение - ходить по улицам и не замечать косые вгляды!
Иными словами, прикид - это  способ привлечь через необычность внимание потенциальных "своих" (людей, готовых спорить с правилами общества), но также в значительной мере доказательство нонконформизма и готовность "получить в лицо" от агрессивных защитников общественных идеалов  и моды. В этом и проявляется "истинность настоящего прикида".
Наконец, неформальный прикид отражает стилистические и эстетические предпочтения, как бы связь с определенной культурой прошлого или настоящего, но эта связь, безусловно,  максимально "обживается" - через трансформацию прикида из "тематической" одежды в нечто более личное. Отсюда, как замечал Володя Дзен-Баптист, и происходит отказ от "новой одежды"- ведь любая новая одежда уже не содержит в себе "полноценную историю" своего владельца.
Прикид "пипла" здесь напоминает личный дневник, по которому можно прочитать историю жизни.
Более подробно о взглядах Володи можно здесь посмотреть
http://caps-lo.livejournal.com/38876.html
Картинки (коммерческие версии панк-прикидов и выставочные экспонаты) можно посмотреть здесь http://vk.com/album17020639_176583632


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.