Маленькие смешные песенки

   В середине девяностых город, в котором я жила, посетила группа американцев-гринписовцев для проведения экологических семинаров. Одну гостью - скромно говорящую по-русски Мэри из штата Юта - мне нужно было поселить у себя и опекать в течение недели.
       Заокеанская Мэри была неприхотлива и любознательна, как подросток; с удовольствием поедала борщи, пельмени и пироги, хвалила русскую кухню и критиковала российскую власть, не уделяющую внимания экологическим проблемам.

        В один из вечеров собралась у меня в квартире весьма пестрая компания: сосед Виталя, обаятельный шалопай, страдающий дежурным еженедельным похмельем; жена соседа, красавица Любаша, крепкая, здоровая и румяная, как свежее яблоко; местное "гестапо"- тетя Зина, соседка с нижнего этажа, явившаяся по мою душу с претензиями на шум и несанкционированное пенье "в ночь-полночь". И разумеется, мы с Мэри из штата Юта.

       Первым нашу с Мэри "дружбу народов" нарушил Виталя, зашедший стрельнуть полтинник на опохмел. Увидев стол с блинами, икоркой и запотевшей бутылкой водки, хитрец Виталя передумал одалживаться и громогласно возопив, - "О! рашен бухло! буду третьим!" - молниеносно  десантировался на мою маленькую кухню.
       Через пару минут он уже наливал Мэри, восклицавшей:
- Лариса! как это - бух-ло? на-пи-ток? водка?
- Вод-ка! - радостно орал Виталя - мат-реш-ка! ба-ла-лай-ка!
- Уймись! - шипела я, - не позорь страну...
- Ви-та-лья, - улыбалась в ответ, уже порозовевшая от выпитого Мэри - вы оччен... как это... живы!

       Затем гостья из штата Юта попросила нас с соседом спеть "маленькие смешные песенки".
- Какие маленькие песенки? - удивилась я, но Мэри быстро вспомнила слово...
- Час -туш-ка! да... как это... мат-рьеш-ка, час-туш-ка - повторяла Мэри и в руках у нее появился небольшой диктофон.
- Частушки! Сейчас я тебе насыплю! - переполненный энтузиазмом сосед  расправил могучие плечи, тряхнул русыми кудрями, изображая Ивашку-песельника, и радостно заголосил:

Мимо тещиного дома
Я без шуток не хожу...

- Идиот! - взревела я , как раненый бык, - она же все записывает!
- Нет, а я че? я частушку пою - народное творчество! - веселился Виталя, - пусть знают в Америке, что мы с тещами тоже воюем! Теща - международное зло!

       Перепалку нарушила трель дверного звонка.
- Контора! - ахнул Виталя, - след взяла!...
- Как это... контора? - удивилась Мэри, - офис?
"Конторой" Виталя именовал красавицу-жену. На мои недоуменные вопросы о нелепости прозвища он, как правило, загадочно ронял - "а ты поживи с ней..."

       "Контора" была сердита и к общению явно нерасположена. Но присутствие "международных наблюдателей" сделало Любашу немного добрее, а просьба спеть "маленькие смешные песенки" окончательно развеселила.
- Лор, зачем это? - удивлялась она, - и записывать будет? ой, да неловко мне...
- Пой! - требовал Виталя, - ты ж их сколько знаешь...
- Энциклопедия! - гордо доложил он Мэри, скосив хищный глаз на "рашен бухло", поскольку гроза успешно миновала...

       Любаша осуждающе посмотрела на мужа и запела неожиданно звонким девчачьим голосом:

Меня маменька рожала,
Вся деревня набежала -
Посмотреть хотелося,
Как она вертелася!

- Я ж говорю - контора! - попенял Виталя жене, но Любаша, наклонив голову и глядя круглыми карими глазами, продолжала твердо и слегка вызывающе:

Я любила тебя, гад,
Четыре годика подряд,
А ты - четыре месяца,
И-то хотел повеситься!

-  С тобой повесишься... - хохотал Виталя в ответ.

Печку письмами топила,
Не подкладывала дров.
Все смотрела, как горела
Моя первая любовь!

- горестно сообщила Любаша и передохнув, продолжила:

Два крылечка, два крылечка
В памяти осталися -
На одном поцеловались,
На другом - рассталися!

Виталя, дождался паузы и проскандировал в ответ:

Я зазнобу догонял,
Во дворе бревно обнял,
Думал в кофте розовой,
А это пень березовый.

Диктофон работал. Довольная американская гостья, сияя глазами, слушала русские частушки.

       Еще один звонок раздался в прихожей. Явившаяся на шум тетя Зина вид имела откровенно комичный - ее левый глаз настойчиво рвался в квартирные глубины, в то время как более сознательный правый тщетно пытался сфокусироваться на моей персоне.
- Поетя? А время знаитя? - грозно вопросила перекошенная любопытством соседка.
- Знаим - спопугайничала я, но неожиданная идея резко изменила мой тон и ближайшие планы.
- Теть Зин, а ты частушки поешь?
Выяснилось, что тетя Зина до частушек большая охотница.

       Усевшись за стол, суровая гостья выпила холодной водки, неспеша съела блин, подперла рукой голову, повязанную вечным шелковым платочком, и пригорюнившись, тоненько жалобно завыла:

Мы с подруженькой живем
Из окна - в окошко.
Полюбили одного,
Поссорились немножко.

И обведя глазами ошеломленную публику, продолжила:

У нас цыгане ночевали,
Пили и обедали.
Одному я подмигнула -
Они все забегали.

После чего, окончательно уйдя в минор, закончила скорбно и сердито:

На завалинке спала,
Тулупом укрывалася,
Никому я не давала,
Куда честь девалася?

- Ну, ты даешь, теть Зин! - восхитился Виталя и тут же получил по шее.
- Охальник! - возмутилась тетя Зина, - я для дела человеку, а тебе бы все зубоскальничать!

       Американская гостья зантересованно спросила:
- Лариса, как это - за-ва-лин-кА? Где спал... эээ... герл?
Я принялась объяснять:
- Мэри, завалинка это такая земляная насыпь...
- Какая насыпь! - вскинулся Виталя, - не насыпь, а ... - и задумавшись, умолк.
- Что? - парировала я и продолжила, - Мэри, это насыпь у стены дома, вернее, избы...
- Не насыпь, а скамейка, лавка - наконец сформулировал Виталя.
- Какая скамейка?- насыпь, - поддержала меня Любаша, - насыпАли землю, что бы дом не промерзал, стены заваливали...
- Призба, - неожиданно заявила тетя Зина - называлась - призба, потому что при избе, и из теса делали, и землей заваливали. Вот и говорили - завалинка.

       - Лариса, почему герл... спал... с ту-лу-пОм...? что ест с тулупОм? - вновь поинтересовалась гостья.
- С тулупом? Мэри, тулуп - это шуба... - начала я, но настырный Виталя снова остался недоволен.
- Тулуп - не шуба, ты не путай! Тулуп - это тулуп!
- Боже мой! - возмутилась Любаша, - да не спала она с тулупом... Укрывалась!
- У герл не был... постел... так? герл спал на земля? бед-ност? - уточнила Мэри, и все внезапно стихли.
- Подождите, это бред какой-то получается, - обратилась я ко всем сразу, - за каким чертом она вообще спала на этой завалинке?
- Знаем, за каким... - ухмылнулся довольный сосед, - сначала спят, где не надо, потом честь найти не могут...
- Глупец! - расседилась Любаша, - очень нужны вы нам, что б на завалинках с вами спать!
- Ну, да, - ехидно согласился Виталя, - у нее честь силой отняли...
- Может и снасильничал кто... - задумчиво прокомментировала тетя Зина супружеский спор, - всяко бывало...
- Насил-ник? Маньяк? - внезапно заинтересовалась Мэри, окончательно приведя меня в патриотический ужас.

       Я вдруг отчетливо представила, как откармливаемая и опекаемая мною американка возвращается в свой заокеанский штат и делится впечатлениями о  малообеспеченных русских девушках, спящих на земле под драными шубейками, и диких русских мужиках - насильниках и маньяках, отнимающих у этих девушек последнее богатство - святую невинность... И тетьзинина забористая частушка звучит в штате Юта, как подлинная и беспощадная правда...

       Но строгая Любаша уже защищала Родину-мать от клеветы и позора. Сведя к переносице красивые брови и глядя на заморскую гостью, как солдат на вошь, Любаша гневно чеканила короткие фразы:
- В России под тулупами никто не спит. Спим, как все люди спят, в постели. И живем хорошо. Квартиру еще до перестройки от завода получили. Мебель купили. Дачу построили. Потом машину взяли - по очереди. Все есть, - и неодобрительно взглянув на тетю Зину, закончила - а под тулупами может еще до революции спали...
- Так, конечно, Любушка, - виновато подхватила тетя Зина, - конечно, до революции... Частушки-то еще мама моя в молодости пела, сколько воды утекло...
- Мэри, это шутка - про завалинку, - добавила я, - понимаешь? Это - частушки! Их придумывают, что бы посмеяться.
- Я понимать, Лариса, - стараясь говорить правильно, Мэри помогала себе движением правой руки, - это ест юмор и русский дух... душа... Частушка - загадка, душа- загадка... Я понимать.

- Развели бабскую канитель, - резюмировал Виталя - международные проблемы нужно обсуждать...
- Посредством частушек? - усомнилась я в ответ, - ну, попробуй...
И слегка уже захмелевший сосед запел громко и возмущенно -

Стрелки сдвинули в апреле,
Суета на глобусе,
Раньше хрен стоял в постели,
А теперь - в автобусе!

Дружный женский хохот заполнил маленькую кухню - снисходительно смеялась беспокойная тетя Зина, заливалась звонким смехом Любаша, от души хохотала я сама и скромно говорящая по русски Мэри, глядя на нас, тоже хохотала сверкая голубоватыми заморскими зубами...
       Через пару дней маленькие смешные песенки уехали в далекий штат Юта вместе с американской гостьей. Дальнейшая их судьба мне неизвестна.


Рецензии
Хорошая проза!)

Ласло Зурла   27.11.2014 21:19     Заявить о нарушении
Очень рада Вашему отклику! Благодарю!

Лариса Ермолаева   02.12.2014 19:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.