Олег Видов киноактер, режиссер, человек

Заслуженный артист РСФСР (1974)- Актер, режиссер, сценарист.

Олег Борисович Видов родился 11 июня 1943 года в городе Видное Московской области недалеко от села Филимоновки в котором тогда жила мама - Варвара Ивановна Видова.
Перед Великой Отечественной войной после окончания Московского педагогического института ее направили работать учительницей в Филимоновскую школу. Зимой 1941-1942 года была в партизанском отряде в Подмосковье.

Отец - Гарневич Борис Николаевич по профессии экономист(в 1933 году закончил Ленинградский финансово-экономический институт). В июле 1941 года     его отец пошел на фронт добровольцем- ополченцем. Осенью и зимой 1941 года участвовал в обороне Москвы. Отец в семье не жил и Олег воспитывался матерью и ее сестрой Анной Ивановной, или как ее любовно называет Олег -   моей тетей Нютой.

Когда обстоятельства и условия позволяли, мама, работая за границей, брала Олега с собой. Благодаря этому, примерно, по два года он жил в Монголии и Германии. А когда такой возможности не было, остался  с тетей Нютой в Казахстане, которая жила там прежде со своим мужем. Её муж был репресирован и умер. Несколько лет Олег прожил с ней в Алма-Ата.
После возвращения мамы из командировки в Румынию, они переехали жить в Подмосковье, где  она работала директором в разных школах Подмосковья. В этих школах занимался и будущий актер.
После окончания учебы в 8 классе Олег пошел работать . Вначале в Томилинском лесопарке сажал деревья, потом работал санитаром в приемном покое 26-ой Бауманской больницы, электриком по обогреву бетона на строительстве Останкинской башни и в некоторых других сферах.  И параллельно занимался в вечерней школе. Именно в их вечернюю школу зашли однажды две женщины и сообщили, что на Мосфильме снимают кинофильм и нужны молодые люди старшеклассники для съемки. Он на следующий день собрался и поехал на своем мотоцикле на студию. Шел дождь и он приехал мокрый и. По возрасту он немного не подошел, был старше,  но директор картины Пастушков предложил ему поработать в съемочной группе, когда  начнутся съемки и в  нем будет необходимость.
Через некоторое время ему позвонили. Осенью в 1960 году он принимал участие в съемках кинофильма  «Друг мой Колька». Работал в съемочной группе, в том числе помогал операторам и снялся в одном  эпизоде  на мотоцикле. К сожалению этот эпизод не вошел в окончательный  вариант фильма, как и почти всё, что снимали в Крыму.
В январе 1962 года во ВГИКе был дополнительный зимний набор студентов на актерский факультет. Принимали шесть человек. Он сдал все экзамены и был принят.
За время учебы снялся в 6 эпизодических ролях в фильмах:
- 1962 –« Конец света »-сын Матрены,
- 1963 –« Если ты прав » - брат Алексея,
- 1963 –« При исполнении служебных обязанностей » - полярник,
- 1963 –« Я шагаю по Москве » - мальчик на велосипеде,
- 1964 –« Мне 20 лет » и
-1964 - « Легкая жизнь » - парень в театре покупающий мороженое.
И еще в трех фильмах в главных ролях:
- 1964 –« Метель » - Владимир.
- 1964 –« Обыкновенное чудо » - Медведь.
- 1966 –« Сказка о царе Салтане » - Гвидон.
В 1966 году он окончил учебу на актёрском факультете Всесоюзного государственного  института кинематографии ( мастерская Бориса Бабочкина) и стал актёром Театра-студии  киноактёра.
Сразу после окончания института был приглашен для участия в съемках в совместном  Датско -Шведском - Исландском фильме « Красная мантия » на главную роль - Принца Хагбарда.
Этот фильм после окончания съемок был представлен на Международном Каннском кино-фестивале и был удостоен одного из призов.
В 1967 году он снялся в короткометражном ТВ фильме   «Зареченские женихи» создав   великолепный образ простого сельского парня Мишки Чернышова, одного из главных героев. Партнерами в этом фильме у него были его сокурсница по ВГИКу Томара Совчи и прекрасный актер Евгений Леонов.
После возвращения с Каннского кино-фестиваля, Олег Видов был приглашен югославскими кинематографистами участвовать в съемках фильма «Битва на Неретве». Это было совместное производство Югославии - Италии - Германии. В процессе съемок этого фильма он был приглашен другими югославскими режиссерами сниматься в их фильмах. В результате этого его пребывания в Югославии он выучил сербо-хорватский язык и снялся в 3-х фильмах:
- « Битва на Неретве » - партизан Никола;
- « О причине смерти не упоминать » - « Uzroksmrtinepominjati » - немецкий офицер – комендант небольшого Сербского городка Крагуевец;
- «Есть любовь, нет любви?». Югославское название «Ima ljubavi, nema ljubavi ».
В этом фильме он снялся в главной роли, создав как бы самого себя - советского киноактера.
В это время в Белград на студию приехал советский кино-режиссер Владимир Вайншток, для решения вопроса о съемках своего будущего фильма «Всадник без головы». Увидев Олега, он предложил ему роль Мориса Джеральда в этом фильме. Олег дал согласие. Но договориться с югославской студией у режиссера не получилось и съемки были отложены на несколько лет,  пока не удалось решить финансирование для совместной постановки на Кубе.
После Югославии Олег участвует в съемках двух фильмов. Первым был « Ватерлоо » у режиссера Сергея Бондарчука, с которым они вместе снимались в «Битве на Неретве» и где Бондарчук хорошо мог увидеть актерский талант Олега. «Ватерлоо» был совместным проектом кинематографистов СССР и Италии. И в том же 1970 году на экраны вышел фильм –« Миссия в Кабуле », в котором он сыграл роль дипкурьера Сказкина.
После этого за два года на экраны вышли пять фильмов с его участием:-
в 1971 году:-« Джентльмены удачи » - старший лейтенант В. Н.Славин, ( роль второго плана )
- « Могила льва » - кузнец Машека (главная роль),
- в 1972 году: - « За все в ответе » - ведущий вечера ( эпизод),
- « Стоянка поезда две минуты » - Доктор Игорь Павлович Максимов (главная роль).
- « Всадник без головы » - Морис Джеральд (главная роль)
А  следующие 10 лет он успевает сделать очень многое:
в 1974 г. снимается в совместном СССР-Япония фильме «Москва -любовь моя» в главной роли - скульптора Володи,
- в 1974 г. снимается в Югославии в фильме «Покой, рождение, горе» в роли Гавриила,
- в 1974 г. получает Звание «Заслуженный артист РСФСР»,
- в 1975 г. снимается в Венгрии в фильме «Семнадцать дней» в роли советского подполковника спасающего в 1945 году венгерских офицеров приговоренных фашистами на смерть,
и до 1982 года еще в 12 фильмах.
Это совершенно разные роли, разные образы, разные актерские амплуа. Среди них были небольшие эпизоды, как в «Легенде о Тиле» в 1976 г. и «Транссибирском экспрессе» в 1977 г., эпизодические роли, как в «Артеме» в 1978 г., «Крик тишины» в 1981 г. и полноценные роли  второго плана, как в «Рудине» в 1976 г., (хотя в этом фильме все роли второго плана можно  считать главными),«Особых примет нет» в 1978 г., «Летучая мышь» в 1979 г.,«Благочестивая Марта» в 1980 г., «Срочно, Секретно, Губчека» в 1982 г., «Демидовы» в 1983 г.
В эти же годы он поступил на режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Ефима Дзигана) и в 1978 году успешно окончил его, сняв дипломный короткометражный фильм «Переезд».

Сниматься в своем фильме он пригласил таких своих коллег, как И. Муравьеву, Е. Евстегнеева,  П. Вельяминова, М. Кокшенова, Р. Громадского и других. Все они согласились и в результате Олег сделал отличный  19 минутный фильм.

Кроме участия в съемках кино и ТВ-фильмах и учебы актер очень активно участвует в разнообразных мероприятиях Союза кинематографистов:
- принимает участие в работе  Московских кинофестивалей,
- был участником Ташкентского кинофестиваля 1980 года,
- разъезжает по стране для творческих встреч со зрителями по линии «Бюро по пропаганде советского киноискусства».

Зимой 1983 года в Москву из Югославии приехала Верица, с которой он познакомился  несколько лет до этого в Москве. Выяснив между собой все вопросы, они поженились.

А когда она уехала в Белград, Олег подал документы в ОВИР на поездку в Югославию  к жене. Поездку ему оформили на 72 дня и Олег отправился в любимую им со времени первого посещения Югославию. По приезду в Белград он сразу был атакован предложениями от югославских кинематографистов.
Он снимается в кинофильме «Оркестр», в котором создает образ немецкого офицера, но это уже полная противоположность тому, первому фашисту, созданному им в 1968 году. Этот кинофильм не попал на советские экраны по причине наличия в нем эротических сцен, кстати, как и тот, в котором он снимался в 1968 году. И фильм «Есть любовь, нет любви» вероятнее  всего тоже, по той же причине. К фильму « Оркестр » добавилось еще 3-ри телевизионных, один из которых (Тайна Черного дракона) снимался в Финляндии, недалеко от советской  границы. Олег не забыл, что в его распоряжении только 72 дня и написал заявление в советское посольство с просьбой оформить ему продление пребывания в Югославии. Положительного ответа на свое заявление он не получил и продолжал сниматься.
"Гром" грянул в июне 1985 года, когда его вызвали в Белградскую полицию и сообщили, что он должен через три дня покинуть Югославию. Сегодня невозможно точно определить, что спровоцировало такие действия полиции. Вероятнее всего о нем вспомнили на Родине в СССР. Возможно, что кому-то из чиновников не понравилось, что он снимается в Югославии без их санкции, хотя в своем заявлении он указал, что будет делать перечисления в фонд Госкино.  Сегодня не это важно. А важно то, что это явилось для него полной неожиданностью и  пониманием  того, что он в будущем окажется невыездным, как бывало с очень многими актерами. Будут ли его снимать дома в СССР тоже было под вопросом, а это как раз для него  было самым важным - он любил и хотел сниматься.
Приходилось срочно принимать решение - «Что делать?». Олег рассказал об этом своему другу - актеру Мариану Сринку, с которым он снимался в нескольких фильмах и в том числе в «Оркестре». Мариан не остался безучастным и сразу в тот же день прилетел из Любляны в Белград. Обсудив ситуацию они решили пойти в Австрийское посольство и попросить въездную гостевую визу. В Австрийском посольстве оказался работник, который хорошо знал Олега Видова, как актера, еще по советским фильмам. Это была большая удача. Визу на месяц Олег   получил и друзья сразу улетели в Любляну, где их встречала на машине жена Мариана.  Обсудив ситуацию, они отправились к австрийской границе. Дело в том, что Мариан снимался и в Австрии, и в других странах. В Австрии недалеко от югославской границы у него был свой  дом и югославские пограничники его хорошо знали и его поездки с женой в Австрию были для них обычным явлением. Мариан все точно рассчитал. Конечно Олег очень волновался.
Для него это было не рядовое явление, тем более такой поступок. Он даже хотел перейти границу пешком в стороне от КПП. Для этого планировалось просидеть в приграничном  ресторане допоздна и ночью перейти границу. Мариан все же рассудил иначе и повез его через пограничный пункт. Пункт был небольшой, машин в это время не было, а пограничники смотрели спотривную передачу. Из пограничной будки раздовались восторженные голоса. Выглянув на сигнал Мариана пограничник махнул рукой и поднял шлагбаум. И друзья вздохнув с облегчением поехали по нейтральной полосе к австрийскому КП. Взяв в руки советский паспорт с австрийской въездной визой, он сказал, что за 15 лет работы на границе первый раз видит  советский паспорт. Ночевали в доме у Мариана, а утром по радио передали о том, что югославские пограничники застрелили чеха, который ночью пытался пересечь границу недалеко  от того места, где это собирался сделать Олег. Приехав в Вену друзья отправились и в Толстовский фонд, и в министерство культуры. Именно там можно было решить вопрос оформления документа, который давал возможность год находиться в Австрии: а также       получение Итальянской и Американской визы. Получив этот документ, они отправились в  Итальянское посольство и получили для Олега въездную итальянскую визу. Почти два месяца, пока оформлялись все документы, Олег прожил в доме Мариана. В Италию - в Рим они  отправились тоже вместе, на той же машине. Мариан вез его к своему знакомому актеру -  американцу Ричарду Харисону, который долго жил в Италии.

В его гостеприимном доме Олег и поселился. Там же в этом большом двухэтажном доме  жила и американская журналистка Джоан Борстен. Она была на четыре года моложе Олега и с интересом смотрела на этого голубоглазого «викинга», который на ломанном английском рассказывал ей историю своей жизни. Самое интересное, что ни в Австрии, ни в Италии вокруг его пребывания не было никакой газетной шумихи. Так получалось, что он везде находился   легально, имея въездные визы и нигде не обращался за политическим убежищем. Олег начинает оформлять документы в американском посольстве для въезда в США на постоянное проживание. Два месяца он прожил в Италии. Вместе с Джоан он ездил на экскурсии в разные города.
В США есть специальная программа для въезда в страну особо одаренных, талантливых людей.  Под эту программу Олег полностью подходил. И когда все документы были оформлены, он улетел   в  Нью-Йорк. Произошло это осенью 1985 года и с этого времени у Олега начался новый период в жизни - американский.
Поселился Олег в Лос Анжелесе. Начал работать, можно сказать, сразу как получил документы разрешающие это делать. Он во всем привык рассчитывать только не себя. Сменил несколько профессий и мест работы. Через несколько месяцев в Лос Анжелес вернулась и Джоан.
Он получил моральную поддержку и от Савелия Крамарова и других русских в Голливуде. Начинал как и все с озвучивания. Первым серьезным фильмом в котором он снимался в   1988 году была « Красная жара ». В этом фильме его партнером, был Арнольд Шварцнегер. После съемки в этом фильме его принимают в американскую актерскую гильдию. Тогда же 1988 году он задумал снять свой собственный фильм и написал для него сценарий. Олег и Джоан создают свою компанию «FILMBYJOVE, INC». (FBJ) (IMDB) - (кинопроизводство California -based и дистрибьюторская компания.)

Первым их детищем был короткометражный фильм. Он назывался «Сказка об изумрудной принцессе».
Это был фильм о том, как двое американских детей попадают в русскую сказку. На кино-фестивале   в Нью Йорке их фильм получил один из призов. Большое значение и для самого актера, и для его карьеры в Голливуде имел фильм «Дикая орхидея», вышедший на экраны в 1989 году.
В тот же 1989 год 22 ноября Олег поменял свой холостяцкий статус. Он и Джоан стали мужем и женой. Их семейное взаимопонимание распространялось и на все другие сферы их деятельности. Джоан будучи профессиональным журналистом, выросшая в семье, где отец многие годы работал   на Юниверсал студии, очень хорошо знала что такое кино-индустрия. И когда в 1991 году Олег  был в  Москве на съемках фильма « Три дня в Августе » и его привезли на Союзмультфильм, то у   него появилась идея показать советские мультфильмы в Америке.
Это желание могло остаться только идеей, если бы Джоан не решилась помогать Олегу и в этом, и вложила в неё все свои знания, профессионализм и неисчерпаемую энергию. Так появился договор со студией Союзмультфильм на приобретение прав проката советских мультфильмов за пределами стран СНГ.   Их компания приобретала не право собственности вообще на советские мультфильмы и никуда эти фильмы не вывозила и не трогала. Это было право прокатывать фильмы за рубежом, которые  при этом оставались собственностью студии и находились у неё. Когда в Америку прибыли   первые копии заказанные и отдельно оплаченные компанией Видова, то оказалось что эти фильмы в очень плохом состоянии. Повреждения пленки, звук, плохой цвет и прочие дефекты. Стал вопрос о необходимости реставрировать эти фильмы и озвучивать их. Также было необходимо прекратить пиратское распространение советских мультфильмов по всему миру.
На решение многих проблем возникших с подписанием этого договора ушло много времени, сил и денег. И в сам договор были внесены разные изменения и в количество мультфильмов и в прочее, не говоря уже о судебных разбирательствах с пиратами и с доказыванием  законности   этого  договора,  дающего  права  на  прокат  фильмов. О конечном результате говорить не приходиться. Многие советские мультфильмы были отреставрированы, озвучены на разные языки: английский, испанский, французский и многие другие. Озвучивали их замечательные киноактеры, и среди них известные всем:

Билл Мюррей , Джессика Ланг,  Джеймс Белуши, Катрин Денев, Кэтлин Тернер, Сара Джексон Паркер, Тимоти Далтон, Хулио Иглесиас, Ширли МакЛейн и другие.
Эти фильмы увидели и полюбили зрители во многих странах. Но в России появилось люди, которые захотели сами полностью контролировать этот процесс и в результате создали обстановку, когда Олег и Джоан решили продать принадлежащий им договор со студией Союзмультфильм одному из российских бизнесменов..
Олег смог полностью переключиться на свою основную деятельность - сниматься в кино.

С 1988 по 2011 год он снялся в 28 кино и ТВ фильмах. Только в 2011 году он снялся в 4 фильмах.
Несмотря на приближающееся 70-ти летие, актер чувствует себя в форме и время от времени выезжает на кинопробы, если тематика и сюжеты оказываются для него интересными,  как было в 2011 году, когда ему предложили сниматься в роли дедушки главной героини в   фильме «Русская чайка», или дядюшки Олега в короткометражном фильме «Танго меняет все».
А впереди знаменательное событие -70-ти летие.


Рецензии