Не ведать страха
Был праздник – День военно-морского флота. Нас отпустили в увольнение, и мы гуляли втроем по заполненным бескозырками и тельняшками улицам города. Среди бесшабашно нахлобученных набекрень «бесок» то и дело проплывали черные и белые офицерские «фуры» самого разного покроя – от маленьких «нахимовок» послевоенных лет до современных «авианосцев». По совету Кузи – нормального такого деревенского парня на полгода старше нас призывом – мы оставили форму в части и вышли в город в «гражданке», хоть это и запрещалось категорически. Потом я уже понял, как был прав Кузя – будь мы в форме, к нам бы на каждом шагу приставали с предложением выпить за день ВМФ, а кончилось бы дело, скорее всего, гарнизонным патрулем. Но тогда мне было безумно жаль, что среди всех этих разновозрастных дядей в тельниках, гюйсах, черных кителях, маргариново-желтых и белоснежных форменных рубашках я в своей простой черной майке и «трениках» выглядел чужим.
У парковой ограды, возле входа, корреспондент какой-то телекомпании под прицелом оператора с камерой расспрашивал пожилого капитана третьего ранга. Мы остановились в сторонке – отдохнуть и послушать. Речь, как я понял, шла о боевой молодости кап-три, которая пришлась на 50-е. Что интересует журналиста? Ну правильно – что-нибудь остренькое, «жареное», с запахом если не кровушки, то дыма пожара или адреналина погони…
Из разговора стало ясно, что кап-три рассказывает об инцидентах с американскими кораблями, которые в те времена частенько демонстративно изображали прорыв госграницы СССР, а наши корабли не демонстративно, а вполне серьезно их выдавливали обратно. Американцы – они уже в те годы были наглые как танки, тем более, у них была БОМБА… Так что я примерно представляю, как это все выглядело – боевая тревога, все по боевым постам, орудия развернуты, а со стороны открытого моря ПРЕТ какой-нибудь крейсер или эсминец под флагом США с таким видом, что вот сейчас протаранит хрупкий сторожевик и рванет с десантом прямиком к берегу… И лишь в последний момент, когда все предупреждения исчерпаны, когда уже вот-вот первый снаряд покинет ствол, враг (а это был враг без кавычек!) отворачивал.
И тут корреспондент задал тот самый вопрос, на который трудно, невозможно ответить «настоящему мужчине»: «Было ли вам страшно тогда?». На самом деле, бестактный и глупый вопрос. Что он хотел услышать, интересно? На дворе был не 19… лохматый советский год, когда на такие вопросы отвечали, браво выпучив глаза в стиле «нам партия приказала не бояться». Но древний кап-три только посмотрел на журналиста как на идиота и сказал – «До усрачки страшно было»… Немая сцена. Седой просоленный морем кап-три, ветеран, гроза морей и океанов, носитель флага одной из двух самых могучих в истории планеты ядерных сверхдержав… боялся? Видимо, вся гамма чувств четко пропечаталась на лице журналиста, потому что кап-три усмехнулся невесело и добавил: «Утопить «гостя» - дело нехитрое, стрельнули бы и утопили. А ведь это война. СНОВА война. А я еще ТУ помнил. Люди помнили… Вот и страшно было.»
Мне кажется, корреспондент его так и не понял. А я понял сразу. Сколько ему было, пожилому капитану третьего ранга в отставке, когда немцы пересекли границу СССР – лет 10-12, не больше? Подростком, у которого не было настоящего беспечного отрочества, он прожил ту войну. Наверняка запомнил все – и голод, и вражеские налеты, и изнуряющий труд ради фронта, ради Победы, и «похоронки», и слезы, и горе. А может быть, и оккупацию пережил. Или был под конец войны «сыном полка». Или… Да, у этого человека были все основания бояться новой войны! Очень жаль, что многие сегодня утратили этот самосохраняющий, естественный вообще-то для разумного человека страх…
Свидетельство о публикации №213063000648
В своей жизни у меня были и есть разные страхи - от страха пауков до страха за безопасность родных. Страх многолик.
С парашютьм я решил прыгать на четвертом курсе. Всю зиму ходил в аэроклуб, где мы перворазники учились укладывать парашют, подгонять под себя подвесную систему, разворачиваться в ней. Прыгали на куповах Д1-8, купол неуправляем, поэтаму перед приземлением надо уметь развернуться в подвесной системы лицом по ходу движения парашюта. Первые два прыжка запомнил очень долгим ожиданием и беготней за приземлившимися парашютистами, чтобы забрать у них запаску, которых не хватало, каску и ботинки на толстой подошве. В конце ты готов был прыгнуть уже и без парашюта. А вот четвертый прыжок я помню до сих пор, потому что очень боялся его, он был со стабилизирующим парашютом. Ты покидаешь самолет, а за тобой раскрывается парашют небольшого размера. Он как бы тебя держит за шкирку, не давая кувыркаться, но ты можешь с помощью ладоней развернуться. Скорость падения, наверное метров 30 в секунду. Когда ты дергаешь кольцо - оно раскрывает замок, который держит стабилизирующий парашют, тот освобождается и стягивает чехол с основного купола. Страх мой возник из-за того, что я свой купол укладывал на брезенте - длинной полосе 15-20 метров, которая называется укладочным столом, на аэродроме после дождя. Купол парашюта перкалевый на ощупь - как ткань носового платка. Чехол так же матерчатый натягивается на сложенный купол и гармошкой складывается в ранец парашюта, конец которого прикрепляется к стабилизирующему парашюту. Вот у меня в голове и возникла мысль, что купол парашюта чуть влажный, чехол тоже. Влажная ткань прилипнет друг к другу и стабилизирующий парашют не сможет стянуть чехол с основного купола.
Когда настал прыжковый день эта мысль не давала мне покой. Я уже сидел в самолете и думал: "Зачем я прыгаю? Совершил уже три прыжка. Зачем еще?"
Толко когда услышал команду "Пошел!" - посторонние мысли куда-то улетучились. Стабилизирующий парашют сорвал бы не только мой чехол, но, наверно еще несколько. Страхи оказались напрасными, но они были и я боялся.
Подобных историй, наверное, много у каждого нормального человека, который боится, но побеждает свои страхи.
Я так думаю!
С уважением,
Евгений Боровицкий 01.07.2013 00:04 Заявить о нарушении
Алек Иванов 01.07.2013 20:17 Заявить о нарушении