А. Г. Жучков Прикосновение к тайне 21-22

                Глава 23. ПЕРВЫЙ ВСЕЛЕНСКИЙ ПРИНЦИП

                «... Логос является пассивной Мудростью в Небесах и
                сознательной, самодеятельной Мудростью на Земле» -
                так учат нас».
                (Е.П. Блаватская, Тайная Доктрина, т.2, стр.289)

      Данная глава начинает исследование известного в эзотерической литературе первого этапа ПРОЯВЛЕНИЯ Абсолюта для избранной системы отсчета (Вселенной), именуемого «проявлением Вселенной».
      В эзотерической литературе Первому Вселенскому Принципу соответствуют понятия: Сат, Брахма, Дух, Логос, а по иной трактовке - ПЕРВАЯ ПРИЧИНА ВСЕГО.
Ранее, говоря об Абсолюте и Первом Космическом Принципе, мы останавливали уже определенные представления о понятиях Сат и Асат, как характеристиках вмещения «бытия-небытия».
«Асат не есть простое отрицательное от Сат, так же как оно не означает «еще не существующее»; ибо Сат, сам по себе, не есть ни «сущее», ни «Бытие». Сат есть непреложный, вечносущий, неизменный и вечный Корень, от которого и в силу которого все происходит. Но это есть нечто гораздо большее, нежели потенциальная сила в семени, устремляющая процесс развития, или что теперь называется эволюцией. Это есть вечно становящееся, хотя и никогда не проявляющееся. Сат рождается от Асат, и Асат порождается Сатом - истинно, непрестанное движение в круге, но, тем не менее, это круг, квадратура которого постигается лишь при высочайшем Посвящении на пороге Паранирваны». (1, т.2,с.564)
Данное высказывание подтверждает существование Космических и Вселенских Принципов, аналогичных между собой (но не тождественных). То, что ранее мы говорили о Первом Космическом Принципе, вполне может быть отнесено и к Первому Вселенскому Принципу с той лишь разницей, что все это необходимо уже рассматривать на совершенно новом уровне  выявления или проявления. При этом необходимо учитывать, что до этого уже проявлено Семь Космических Принципов. «Сат рождается от Асат» означает проявление Вселенских Принципов из Космических. (А этап «Асат порождается Сатом» означает процесс свертывания или вбирания Вселенских Принципов Космическими Принципами при завершении Манвантары, то есть процесс, обратный тому, который мы будем рассматривать в данной главе.)
«Первый есть Второй»,  ибо «Первый» не может в действительности числиться или рассматриваться, как таковой, ибо Первый есть область Нумена в его первичном проявлении, порог к Миру Истины или Сат, через который непосредственная энергия, излучаемая Единою Реальностью - Божеством Неимеющим Имени - достигает нас. Здесь снова непереводимый термин Сат (Бытийность) может привести к ошибочному понятию, так как то, что проявлено, не может быть Сат, но есть нечто феноменальное, непостоянное и даже, в действительности, невечное. Оно современно и сосуществующе с Единой Жизнью, «Неимеющей Второй», но, как проявление, оно все же Майа, как и все остальное». (1,т.1,с.169)
Но и в этом случае данный Первый Вселенский Принцип действительно можно считать Первой Причиной Всего, если вести речь о «Всем», как относящемся к дифференцированию Вселенной.
«...2) Основной Закон в этой системе, центральная точка, из которой все возникает, вокруг которой и к которой все тяготеет и на которой висит вся ее философия, есть Единая, Однородная, Божественная СУБСТАНЦИЯ-ПРИНЦИП, Единая Начальная Причина. Он называется «Субстанция-Принцип», ибо он становится Субстанцией на плане проявленной Вселенной и является Иллюзией, пока остается «Принципом» в безначальном и в бесконечном абстрактном, видимом и невидимом ПРОСТРАНСТВЕ. Это есть Вездесущая Реальность, безличная, ибо она заключает все и вся. Ее безличие является основным представлением Системы. Она латентна в каждом атоме Вселенной и есть сама эта Вселенная.
3) Вселенная есть периодическое проявление этой неизвестной Абсолютной Сущности. Лучше всего это описано, как ни Дух, ни Материя, но и то и другое одновременно.
4) Вселенная со всем в ней сущем называется Майей, ибо все в ней временно, от мимолетной жизни светляка до жизни Солнца.
5) Все в этой Вселенной, во всех ее царствах, обладает сознанием; то есть, одарено сознанием, присущим его виду и на его плане познавания.
6) Вселенная вырабатывается и устремляется изнутри наружу. Как вверху, так и внизу, и человек и микрокосм и миниатюрная копия Макрокосма, есть живой свидетель этому Вселенского Закону и его способу действия. Мы видим, что каждое внешнее движение, действие или жест, будь то волевое или механическое, органическое или умственное, производится и предваряется внутренним чувством или эмоциями, волею или желанием, мыслью или умом. Так же никакое внешнее движение или изменение в человеческом внешнем теле, когда оно нормально, не может произойти, если оно не вызвано внутренним импульсом, данным через одну из трех названных функций, так же точно и во внешней или проявленной Вселенной». (1,т.1,с.339-340)
Относительно Первого Вселенского Принципа мы можем употреблять уже одно понятие - Бытие, поскольку основу для этого дают проявленные до этого семь Космических Принципов.
 «Современная мысль имеет склонность вернуться к архаической идее однородной основы для широко отличающихся по виду вещей - то есть разнородности, развивающейся из однородности. Биологи ищут сейчас свою однородную протоплазму, и химики свой протил, в то время, как наука ищет силу, дифференциациями которой являются электричество, магнетизм, теплота и так далее. Тайная Доктрина относит эту идею в область метафизики и предпосылает «Единую Форму Бытия» как основу и источник всех вещей. Но может быть фраза «Единая Форма Бытия» не совсем точна. Санскритское слово для этого - Прабхавапьяя, «место (или, вернее, план), откуда все началось и куда растворяются все вещи». (1,т.1,с.91)
Развертывание (вывертывание ранее предложенном варианте) Седьмого Космического Принципа приводит к формированию проявления активности вне «себя». Но эта активность не тождественна выявлению различных Кинетических энергий, рассматриваемых ранее для Космических Принципов, а означает формирование Кинетической энергии нового уровня. С этого, как бы, начинается новый этап отсчета проявления Космоса - проявление Вселенной, но не всего в ней формирующегося. До уровня формирования нашей Земли еще предстоит пройти много этапов, в том числе и Семь Вселенских Принципов, а также этапы, характерные для формирования Солнечной системы.
В различной литературе данный Принцип именуется различно.
«Воды Жизни или Хаос - женское начало в символизме - есть Пустота (для нашего умозрения), в которой заключены непроявленные Дух и Материя. Это и было то, что заставило Демокрита утверждать, что первичными началами всего были атомы и пустота, в смысле пространства, но не в смысле пустого пространства, ибо, согласно перипатетикам и каждому древнему философу, «Природа отвергает пустоту». (1, т.1, стр.110)
Одно только это высказывание ставит под сомнение обоснованность признать в качестве некой основы «идеальную жидкость», поскольку женское начало (жидкость) не может сама в себе (в своей сути) нести начало для движения или иного изменения без воздействия другого начала - мужского.
Действительно, если рассматривать состояние Космоса, как уровень этапа проявления Космических Принципов, сразу на уровне Первого Вселенского Принципа, когда Вселенная еще не проявлена, можно говорить о  существовании некой Пустоты, Хаоса или о непроявленных Духе и/или Материи. Причем, хотя последние (Дух и Материя) на уровне Космических Принципов уже выявлялись в трех состояниях, относительно Первого Вселенского Принципа они будут еще непроявленными, латентными.
 «Эти три и составляют содержание Пространства; или, как это определил ученый каббалист: «Пространство Всевмещающее, но ни в чем не вмещающееся, есть первичное воплощение простого Единства ... беспредельного протяжения ... Неведомого Вместилища Всего, Неведомой Первопричины».
Пространство, которое современные мудрецы объявили «Абстрактной Идеей» и «Пустотою», есть в действительности Вместилище и Тело Вселенной с его Семью Началами. Это Тело беспредельного протяжения, Начала которого, будучи, в  свою  очередь, семеричными, - проявляют  в  нашем  феноменальном  мире лишь грубейшее строение своих подразделений. «Никто никогда не видал Элементов во всей их полноте», гласит Учение.
Хаос назывался древними бесчувственным, ибо - Хаос и Пространство, будучи синонимами - он являл и вмещал в себя все Элементы в их грубом рудиментарном и недифференцированном состоянии. Они сделали из Эфира, Пятого Элемента, синтез четырех других, ибо Эфир греческих философов не был его отбросом, - хотя, истинно, они знали больше,  нежели ныне знает наука, об этих отбросах (Эфире), - который по справедливому предположению действует, как посредник многих Сил, проявляющихся на Земле. Их Эфир был Акашей индусов: Эфир, принятый в физике, есть лишь одно из его подразделений на нашем плане, астральный свет каббалистов со всеми его злыми и добрыми воздействиями.
Так  как Сущность Эфира или Незримого Пространства считалась божественною, вследствие того, что она была предполагаемым покровом Божества, то она и рассматривалась как Посредник между этой жизнью и следующей.
... Эфир и Хаос, или, на языке платоников, Разум и Материя, были двумя первичными и извечными Началами Вселенной, совершенно независимыми от чего бы то не было другого. Первый являлся всеоживотворяющим, разумным началом, тогда как Хаос был бесформенным, жидким Началом, «без формы или чувства»; из сочетания этих двух возникла к бытию Вселенная или, вернее, Вселенский Мир, первое двуполое Божество - при чем хаотическая Материя стала его Телом, а Эфир его Душою.
«Природа отвергает Пустоту», говорили перипатитеки, которые, будучи по своему материалистами, все же, может быть, понимали, почему Демокрит и его учитель Левкипп учили, что первичными Началами всех вещей, содержащихся во Вселенной, были Атомы и Пустота. Последняя означает просто скрытую Силу или Божество, которое до своего первого проявления - когда оно стало Волею, сообщившей первый импульс этим Атомам - было Великим Ничем, Эйн-Софом или Не-Вещественностью, а потому для всех чувств Пустотой или Хаосом.
Этот Хаос, однако, стал «Душою Мира», согласно Платону и пифагорейцам. В индусских учениях Божество, под видом Эфира или Акаши, проникает все вещи. И потому оно называлось теургами «Живым Огнем», «Духом Света» и иногда «Магнитом».
Согласно Платону, Высшее Божество само построило Вселенную на основании геометрической формы додекаэдра, и его «Первозачаточный» родился из Хаоса и Изначального Света - Центрального Солнца.
Хаос, Теос, Космос есть лишь три символа своего Синтеза - Пространства. Никто и никогда не может надеяться разрешить эту тайну Четверицы (Тетрактиса), придерживаясь мертвой буквы, даже древних философий, в том виде, как они толкуются сейчас. Но даже в них Хаос, Теос, Космос и Пространство тождественны в Вечности, как Единое Неведомое Пространство, последнее слово о котором, может быть, не будет известно вплоть до нашего Седьмого Круга. Тем не менее, аллегории и метафизические символы, касающиеся первичного и совершенного Куба, замечательны даже и в экзотерических Пуранах.
В них Брама есть также Теос, возникающий из Хаоса или Великой Бездны из Вод, над которыми Дух и Пространство в безмолвии парит в первый час нового пробуждения. ...Это есть Первый Треугольник или Триада Пифагора - «Бог» о трех Аспектах, до его превращения через совершенную квадратуру Беспредельного Круга в «четверо-ликого» Браму. «От Него, Кто существует и, тем не менее, не существует, от Не-сущего, от Вечной Причины, рождается Сущий, Пуруша», говорит Ману, законодатель». (1, т. 2, стр.423-427)
На уровне проявления Первого Вселенского Принципа мы можем впервые использовать понятие Пространство, поскольку говорить о нем на уровне Космических Принципов было невозможно. Однако это Пространство можно назвать «пустым», поскольку в нем «еще нет ничего проявленного. (Более подробно о Пространстве мы еще будем говорить в специальной главе.)
«В  первой  Книге  Ману  сказано: «При окончании каждой Ночи (Пралайи) погруженный в сон Брама пробуждается и, посредством единой энергии движения, выявляет из себя Дух (или Ум), который в естестве своем имеет бытие и, в то же время, не существует». (1, т. 1, стр. 552)
Само использование понятия «Хаос» достаточно сложно в его современном понимании, когда под ним  понимается  беспорядочное  движение  каких-либо частиц в среде. Чаще всего под ним понимается отсутствие какого-либо порядка или закономерности. Но вместе с тем под таким «беспорядком»  следует  понимать  неведомый или еще не познанный порядок или закономерность, ибо все в мире подчинено определенной закономерности или сумме закономерностей. Точно также как в мире не существует случайностей, так же не существует и беспорядка.
 «Зохар учит ... «Неделимая Точка, беспредельная и ненепознаваемая», распространяется в пространстве и, таким образом, образует Покров, Мулапракрити Парабрамана, который скрывает эти Абсолютную Точку.
... Хаос, Теос, Космос - Троичное Божество есть все во всем. Потому сказано, что он Мужское и Женское, Добро и Зло, положительное и отрицательное; полный ряд противоположных качеств. Будучи скрытым во время Пралайи, оно непознаваемо и становится Невидимым Божеством. Оно может быть познаваемо лишь в своих действенных функциях, следовательно, как Материя-Сила и живой Дух, сочетание и следствие или выражение на видимом плане ультимативного и вечно-непознаваемого Единства.
В свою очередь, это троичное Единство является прородителем Четырех Первичных Элементов, известных в нашей видимой Природе, как семь (пока что пять) Элементов, из которых каждый подразделяется на сорок девять - семью семь - подъэлементов». (1, т. 1, стр. 428-429)
 «В Зохаре сказано: «Неделимая Точка, не имеющая предела и которая не может быть понята, по причине Своей чистоты и яркости, распространилась снаружи во внутрь, являя яркость, которая послужила Неделимой Точке Покровом; (но и на последний тоже) нельзя было взирать в силу его Неизмеримого Света. Он также распространился снаружи во внутрь и это распространение было Его Одеянием. Так, через постоянное вздыхание (движение) произошел, наконец, Мир». (1, т. 1, стр.439)
«В Оккультизме, как и в Каббале, имеются три вида Света. 1) Абстрактный и Абсолютный Свет, который есть Тьма; 2) Свет Проявленного-Непроявленного, называемый некоторыми Логосом; и 3) Свет последнего, отображенный в Дхиан-Коганаха, меньших Логосах - Элохим коллективно - которые, в свою очередь, изливают его в Объективную Вселенную». (1, т.2, стр. 50-51)
 Как видим, приведенные выдержки позволяют сделать вывод, что с этим Принципом связывают не только изначальное состояние Вселенной, но и то, что некоторые признают за Бога, Духа для этого этапа понимания мира.
Вместе с понятием Дух, символизирующим Свет, можно аналогично рассматривать и как Логос1). Если Дух можно рассматривать как Свет идущий из Тьмы, то Логос - как Слово  (Голос,  Звук)  идущий  из Безмолвия. Оба они вызывают (выявляют) Вселенную, Бытие. Понятие Логос иногда используют и для характеристики Абсолюта, именуя его при этом Первым, Непроявленным или Корнем Бытия, подчеркивая, что он предопределяет выявление Вселенского Логоса.
Понятие Логос достаточно сложно в понимании, особенно если учитывать часто используемое его библейское толкование. Толкование этого понятия как Слова, Голоса или Звука, исходящего из Безмолвия, по сути не раскрывает его содержания, ибо требует указать на Того, от кого исходит это Слово. Эзотерическое значение этого понятия позволяет рассматривать Логос как проявление вибрации уже проявившихся Космических Принципов. При этом Логос не отождествляется с Духом, как таковым, поскольку мы уже знаем, что Дух и Разум - суть одно и то же. Логос, являясь началом проявления Вселенной, обладает Духом (Разумом), содержащемся в нем еще от начала выявления Второго Космического Принципа, а потому, являясь их одним из первых проявлений, вполне может рассматриваться как основа Духа и Разума  будущей Вселенной, поскольку Второй Вселенский Принцип будет уже Духом и Разумом Вселенского Плана.
Е.П. Блаватская, отвечая на вопрос о том, какая разница между Духом, Гласом и Словом, поясняет:
«В определенном смысле та же самая, что и между Атмой, Буддхи и Манасом. Дух исходит из непознаваемой Тьмы, в чью тайну проникнуть не может никто из нас. Это Дух - можете называть его Божьим Духом или Первозданной Субстанцией - зеркально отражается в Водах Пространства, или все еще недифференцированной материи будущей Вселенной, и тем самым порождает ПЕРВЫЙ ТРЕПЕТ дифференциации в однородной первозданной материи. Это ГЛАС, ПИОНЕР «СЛОВА», или первого проявления. И из этого ГЛАСА ЭМАНИРУЕТ СЛОВО, ИЛИ ЛОГОС, то есть определенное и объективное выражение того, что прежде пребывало в глубинах Сокровенной Мысли».(4, с.142-143)
 «Каждая Космогония и Философия утверждают: «Вселенная имеет Правителя (Правителей коллективно) над собою, которые НАЗЫВАЮТ СЛОВОМ (ЛОГОС), Дух производящий есть его Царица. Эти двое являют Первичную Мощь после ЕДИНОГО».
Это есть Дух и Природа, вместе образующие нашу Иллюзорную Вселенную. Эти двое нераздельные пребывают во Вселенной Представлений до тех пор, пока она продолжается и затем вновь погружается в Парабрамана, Единого, вечно-неизменного». (1, т.2,с.50-51)
Как видим, Логос здесь рассматривается не просто как Звук, Слово или Глас как некие физические явления, а как разумное руководящее начало.
 «Он является в ней (Вселенной) Первым Принципом, ощутимым и воспринимаемым божественными, но не человеческими чувствами. Но, если вести отсчет от Непознаваемого, окажется, что Он третий и соответствует Манасу или, скорее, Буддхи-Манасу.
Это точка в круге, который не имеет ни границ, ни пределов, а также не может иметь никакого имени или атрибута. Это Первый Непроявленный Логос одновременен с линией, прочерченной по диаметру Круга. Первая линия или диаметр - это Матерь-Отец; от нее исходит Второй Логос, который содержит в себе Третий - Проявленное Слово. К примеру, в Пуранах опять же говорится, что первым производным Акаши является Звук, а Звук в данном случае означает Слово, озвученное выражение мысли. Это тот самый проявленный Логос греков, платоников и Св. Иоанна.(4,с.25-26)
Таким образом мы можем говорить о том, что библейское выражение «ВНАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО, И СЛОВО БЫЛО У БОГА, И СЛОВО БЫЛО БОГ. ОНО БЫЛО В НАЧАЛЕ У БОГА. ВСЕ ЧЕРЕЗ НЕГО НАЧАЛО БЫТЬ, И БЕЗ НЕГО НИЧТО  НИЧЕГО НЕ НАЧАЛО, ЧТО НАЧАЛО БЫТЬ» даже в его христианской трактовке может быть в полной мере быть отождествлено с Первым Вселенским Логосом. Сам же Логос, относительно только еще возникающей Вселенной, можно рассматривать как своеобразного Бога - Семь проявившихся Космических Принципов.
Одно только упоминание о том, что Слово (Логос)» и Дух - есть «Первичная Мощь после Единого» говорит о том, что  в данном случае Дух, как одно из первых проявлений Вселенского Принципа, несущее в себе печать Седьмого Космического Принципа, как своеобразного носителя материальной основы Космического плана (после выворачивания), сохраняет в себе носителя духовной основы, потому и признается Духом. (Боле подробно об этом, пока, говорить нет смысла, главное понять суть.)
«Юстин Мученик ... показывает тождественность всех мировых религий в их начальных стадиях. Начало каждой из них всегда неизменно открывается с непознаваемого и пассивного божества, которое порождает из самого себя некую активную силу или свойство «Разумного», который иногда называется МУДРОСТЬ, иногда - СЫН, очень часто- Бог, Ангел, Господь, и ЛОГОС».(2,т.3,с.256)
Много трудностей возникает для изучающих эзотерическую литературу упоминание о Первом, Втором и Третьем Логосах. В связи с этим существует необходимость остановиться в этой главе на анализе этих понятий, с тем, чтобы уяснить разницу между ними.
Е.П. Блаватская, говоря о трех Логосах, часто использует известную триаду - Отца, Матери и Сына. И мы также будем прибегать к такому сравнению, стремясь понять суть разницы Логосов, а также их отношение к Отцу, Матери и Сыну.
В отличии от известной христианской Троицы (Отец, Сын и Святой Дух), объединяющей в себе три мужских начала, эзотерическое понимание этой Триады иное. Комментируя фразу из Станцы I, Блаватская следующим образом объясняет соотношение между тремя Логосами и Триадой:
«Три Логоса - непроявленный «Отец», полупроявленная «Мать» и ВСЕЛЕННАЯ, КОТОРАЯ В НАШЕЙ ФИЛОСОФИИ ЯВЛЯЕТСЯ ТРЕТЬИМ ЛОГОСОМ, или Брамой,  - были вовремя очередной Пралайи еще раз одним; дифференцированная сущность стала недифференцированной. Слова «Отец, Мать и Сын» не совсем согласуются с христианским «Отцом, Сыном и Духом Святым». В раннем христианстве и гностицизме Дух Святой был женским началом - «Софией».(4,с.51-52)
«Слова «Отец», «Матерь» и «Сын» следует употреблять осторожно с тем, чтобы не наделять эти понятия человеческими качествами. Первые два слова означают лишь центробежные и центростремительные Силы, рождающие «Сына». Более того, в эзотерической философии невозможно исключить ни одно из этих понятий из единого общего понятия».(4,с.54)
При рассмотрении Седьмого Космического Принципа мы говорили о «развертывании» Лайа-Центра изнутри наружу. Исходя их этого становится понятным, почему Блаватская говорит об «Отце» и «Матери» как взаимодействии центробежной и центростремительной сил. Взаимодействие этих сил в дальнейшем и порождает «Сына». Однако это произойдет несколько позже. Сейчас же можно сказать лишь о том, что «Отец» находился и находится на уровне Космических Принципов, «Мать» , или как ее иногда называют «Духом» есть именно переходное состояние от Космических к Вселенским Принципам, а «Сын» - это уже уровень Вселенских Принципов.
Сравнивая В, П и К Космических и Вселенских Принципов, можно сказать, что совокупность В, П и К  («Отец») Космических Принципов образует исходную Внутреннюю энергию («Мать») для Вселенских Принципов. Не случайно при характеристики различных уровней В, П и К для Космических Принципов мы использовали обозначения их со значками 1 и 2, чем подчеркивали этапы изменения, приводящие  к  формированию  новых уровней  понимания   Внутренней   энергии. Если   говорить   о   Внутренней   энергии   для  Вселенских Принципов, то, применяя ранее используемый подход, ее можно обозначить через В3 (В0, В1 и В2 - это сфера Космических Принципов), как «Сына» или как Внутренней энергии «Развернутого» Бытия.
«Оккультная философия рассматривая проявленный и проявленный Космос, как ЕДИНСТВО, символизирует идейное представление первого этим «Золотым Яйцом» о двух полюсах. Положительный полюс действует в проявленном мире материи, тогда как отрицательный теряется в непознаваемой Абсолютности Sat - Бытия». (1, т. 1, стр. 693)
Вся будущая Вселенная и информация о ней, по отношению к Космическим Принципам может быть выражена как выявленной из В3, а по отношению к Вселенским Принципам, как растворенной в ней (В3), одновременно являющейся и высшим проявлением Реальности на уровне Вселенских Принципов.
С начала проявления Первого Вселенского Принципа (Логоса) в дальнейшем происходит этап формирования нового уровня потенциальной энергии (П3), которая в еще далее  сформирует и новый уровень кинетической энергии (К3) уже проявляющейся Вселенной. В начальном же периоде проявления Первого Вселенского Принципа эти два вида энергии пока находятся в латентном состоянии.
«Похоже, что в отношении Первого и Второго Логоса сохраняется много непонимания и путаницы. Первый - это уже присутствующая, хотя еще непроявленная потенциальность в лоне Отца-Матери: Второй - это абстрактная Совокупность Творческих Сил, которую греки называли «Демиургами» или Строителями Вселенной. Третий Логос есть конечная дифференциация Второго и индивидуализация Космических Сил, главной из которых является Фохат, так как Фохат есть синтез Семи Творческих Лучей или Дхиан-Коганов, которые исходят из Третьего Логоса. ...Фохат - это общий термин, и он может быть использован во многих значениях. Он есть свет (Дайви-Пракрити) всех трех Логосов как персонифицированный символ трех духовных стадий Эволюции. Фохат есть совокупность всех духовных творческих способностей к порождению идей наверху и всех электродинамических и творческих сил внизу. На Небесах и на Земле.(4,53-54)
При этом надо понимать существенную разницу между Первым, Вторым и Третьим Логосом, поскольку речь идет не об одном уровне проявления Космических принципов, а, как раз, о совершенно разных. Каждый из них соответствует своему этапу проявления основ, которые для Первого Логоса являются Космическими Принципами, а для Третьего Логоса - соответствующим этапом проявления Вселенной.
Ранее мы говорили, что Логос (СЛОВО) можно рассматривать как Правителя (Правителей коллективно) Вселенной, понимая под этим разумное коллективное начало. Таким образом, Первый Логос мы можем назвать Разумными Существами уровня Седьмого Космического Принципа, а потому на этапе проявления Первого Вселенского Принципа находящихся в непроявленном состоянии. Отсюда и еще одно определение Первого Логоса - Непроявленный.
После проявления Первого Вселенского Принципа начнется этап проявления Второго Вселенского Принципа, именуемого как Вселенский Разум или Вселенская Мысле-Основа. Этот этап необходимо рассматривать как Совокупность Творческих Сил, которые будут далее создавать Вселенную. Но в отличии от непроявленных Разумных Существ уровня Седьмого Космического Принципа, эти Творческие Силы уже являются проявленными Разумными  Существами. Это и есть уровень Второго Логоса, но это не означает, что это есть Второй Вселенский Принцип, равно как и Третий Логос нельзя рассматривать как Третий Вселенский Принцип. Нумерация Логосов не соответствует нумерации Вселенских Принципов.
И лишь на этапе проявления Третьего, а затем и Четвертого Вселенского Принципа, именуемого как Фохат или Вселенская Энергия или Воля,, понимая, что при этом формируются основы для будущих проявлений нового - Второго Логоса, как этапа нового проявления Вселенной в духовном плане, а точно также в дальнейшем  проявится и Третий Логос, представляющий собой дифференциацию Творческих Космических Сил. (Если Второй Логос - есть, хотя и уже проявленная, но все же Совокупность этих Сил, выявленных из Первичного Логоса, то Третий Логос - уже их дифференциация или индивидуализация). Использование понятия Фохат при рассмотрении Первого и Второго Логосов может вполне обоснованно считаться преждевременным, поскольку, как только что было сказано, сам Фохат будет проявлен лишь как первооснова уровня будущего Третьего Логоса, однако памятуя о том, что Логос - есть разумное коллективное начало, применение к нему значения Фохата, как проявления Воли, вполне будет допустимо, хотя и в некоторой мере относительно с учетом соответствующего уровня. Это не тождественно будет Четвертому Вселенскому Принципу, но некая аналогия в этом будет сохраняться..
«...С чисто оккультной и космической точки - Фохат, «Сын Логоса», двуначальная энергия, исходящая от этого «Света Логоса» проявляющаяся на плане объективной Вселенной как скрытое, так и проявленное Электричество - которое есть Жизнь. Так говорит Т. Субба Роу:
«Эволюция зачинается мыслящей энергией Логоса ... не только в силу возможностей, заключенных в Мулапракрити. Этот Свет Логоса есть звено ... между объективной материей и субъективной мыслью Ишвары (или Логоса). В которых буддийский книгах он называется Фохат. Он есть единый инструмент, которым работает Логос».(1,т.1,с.187)
Столь же сложно для понимания и использование выражений «точка в круге» и «точка в Мировом Яйце», а также их соотношение с «треугольником» и их соотношение относительно Логосов.
Отвечая на вопрос о том, тождественны ли Точка в Мировом Яйце2) Точке в Круге, Е.П. Блаватская говорит:
«Конечно нет. Точка в Круге есть НЕПРОЯВЛЕННЫЙ ЛОГОС, ПРОЯВЛЕННЫЙ ЛОГОС - Треугольник. Пифагор говорит о никогда не проявляющейся Монаде, которая пребывает в одиночестве и темноте. Когда пробьет час, она испустит из себя первое число - Один. Нисходя вниз, это число производит второе число - Два, а Два в свою очередь производит Три, образуя Треугольник, первую завершенную геометрическую фигуру в мире форм. Этот идеальный, или абстрактный, Треугольник и есть Точка в Мировом Яйце, которая после созревания, с третьим перемещением, выйдет из Яйца, чтобы сформировать Треугольник. Первый Проявленный Логос - это Потенциальность, или Непроявленная Причина; Второй - все еще латентная мысль; Третий - Демиург, или активная воля, порождающая из своего Вселенского Я активное следствие, которое, в свою очередь, становится причиной на низшем плане».(4,с.76-77)
«В эзотерической философии Первым является Непроявленный, а вторым - Проявленный Логос. Под Вторым имеется в виду Ишвара, а под Непроявленным Логосом - Нарайяна. ... В Тайной Доктрине то, из чего рождается Проявленный Логос, называется Вечной Матерью-Отцом, тогда как в Вишну Пуране оно описывается как Мировое Яйцо, окруженное семью оболочками, слоями, или зонами. В этом Мировом Яйце и зародился Брама как мужское начало, и этот Брама в действительности и является Вторым Логосом или даже Третьим в соответствии с принятой нумерацией. Он несомненно не является Первым, или Высшим, то есть точкой, которая везде и нигде. В эзотерической интерпретации Третьим Логосом, или Синтезом Семи творческих Лучей, или Семи Логосов, в действительности является Махат.  Из семи так называемых Творений Махат является третьим, так как он есть Вселенская и Разумная Душа, Божественная Способность к сотворению и восприятию идей, включая идеальные планы и прототипы всех вещей и явлений как в проявленном, так и в субъективном мире. В доктринах Санкхья и Пурана Махат является первым производным Прадханы, одушевленным Духом-Субстанцией Кшетра-Джня. В эзотерической философии Кшетра-Джня называются наши одушевляющие ЭГО».(4,с.24-25)
При анализе Второго и Третьего Вселенских Принципов мы также еще будем рассматривать модель состояния Вселенной этих планов, когда станет понятным действительное значение выражения «круг в точке», а при анализе Пятого Вселенского Принципа станет понятным обоснованность упоминания о «треугольнике». Сейчас лишь отметим, что все эти этапы проявления Логосов происходят последовательно, для соответствующего уровня проявления, а не одновременно.
Относительно характеристики Трех Логосов с позиций пространства и времени, Блаватская говорит:
«Большое заблуждение - применять механические законы к высшей космогонической метафизике или к Пространству и Времени, какими мы их знаем, так как ни того, ни другого тогда не существовало. Отражение Триады в Пространстве и Времени, или объективной Вселенной, происходит позже».(4,с.34)
Сейчас можно сказать лишь то, что «точка в Круге» символизирует все то же непроявленное разумное коллективное начало, которое в дальнейшем, по мере проявления Вселенских Принципов, станет в дельнейшем Проявленным Логосом. Схематично сам Первый Вселенский Принцип с одной стороны можно изобразить простым кругом, если речь идет о уже проявленном Первом Вселенском Принципе, а с другой стороны - точкой, если речь идет только о начале проявления этого Принципа.
Далее Блаватская, отвечая на вопрос о том, соответствуют ли Три Логоса Атме3), Буддхи4) и Манасу5) в Микрокосме, поясняет:
«Именно так. Они им соответствуют, но не следует их путать друг с другом. Мы сейчас говорим о Макрокосме в момент начала эволюции при первой вибрации Рассвета Манвантары, а не о Микрокосме Человека».(4,с.34)
Не случайно, говоря в дальнейшем о разных планах Бытия, мы будем говорить раздельно о Атмическом, Буддхическом уровне, а также об уровне сознания, аналогичном Манасу.
Столь же интересно разъяснение Блаватской относительно понимания выражения о том, что «великие воды» те же, над которыми витала Тьма.
«В данном случае неверно говорить, что Тьма витала. Абсолютная Тьма, или Вечное Непознаваемое, не может быть активно, а витание есть активность. Даже в «бытии» говорится, что Тьма была над бездною, а «носился над водою» Дух Божий. Эзотерически это означает, что вначале, когда Бесконечность не имела формы и Хаос, или внешний Космос, все еще являлся пустотой, была только Тьма. Затем с первым лучом Рассвета «Дух Божий» (Третий Логос, или Нарайяна, возникший после излучения Первого и Второго Логосов) начал витать над Великими Водами «Бездны». Следовательно, было бы правильно, да и понятнее спросить: «Верно ли, что Великие Воды - то же самое, что и упоминаемая здесь Тьма?» Тогда ответ был бы утвердительным. Но эзотерически сама Тьма, непознаваемый Абсолют, и есть Источник сначала излучения, называемого первым Логосом, затем его отражения, Рассвета, или Второго Логоса и, наконец, Брамы, проявленного Света, или Третьего Логоса. Не будем забывать, что за этой иллюзией проявления, которую мы видим и чувствуем и которая, как нам кажется, поддается нашему чувственному восприятию, стоит на самом деле лишь то, чего мы никак неслышим, невидим, не чувствуем, не осязаем. Это всего лишь большая иллюзия и ничего более».(4,с.111)
Надо лишь помнить, что в данном случае речь идет об этапах формирования Логосов, а не об этапах формирования будущей Вселенной. Это принципиально разные системы и подходы.
Такое же понимание мы можем обнаружить и в известных нам трудах Гермеса. В своем «Поймандре» («Пастырь мужей») он говорит:
 «(4)Мне привиделось, будто Тьма превращается в какое-то неведомое естество, влажное, трепетное, издающее, дымясь как от огня, какой-то зловещий шум. И раздался оттуда бессвязный вопль, как будто голос Огня.
(5) Святое слово (Логос) снизошло из Света ... в Природу, и чистый Огонь взметнулся из Влажной Природы к высотам; он был легкий, проникновенный и в тоже время деятельный. И воздух, по легкости своей, последовал за Огнем; от Земли-и-Воды он поднялся к Огню и там как будто повис. Земля-и-Вода пребывали в смешении, и нельзя было различить Землю с Водою, и поколеблены были они дыханием Духа-Слова (Логоса)
(6) ...Этот Свет - Я, УМ, Бог, предтеча Влажной Природы, изошедший из Тьмы. Лучезарное же Слово (Логос), исходящее от Ума, - сын Бога.
(7)  ...По знаку его увидел я в уме моем Свет и его неисчислимые Силы, порождение бесконечного Космоса и приведение в равновесие огня, содержимого в рьяной силе.
(8) ... Ты созерцаешь в уме своем Изначальную Форму, предтечу безграничного начала.
(9) Бог-Ум, одновременно мужской и женский, который есть Жизнь и Свет, порождает посредством Слова другой Ум, Ум-Демиург, Бога Огня и Духа, который образовал в свой черед Семь Правителей, в их сферы заключил Чувственный мир и стал им править посредством того, что называется Судьбой.
(10) Божественный Разум (Логос) устремился вскоре от низших стихий в чистую область сотворенной природы и соединился с Созидающим Умом, ибо они одной природы. И низшие, неразумные стихии оставлены были в состоянии чистой материи.
(11) Созидающий Ум, (соединенный) с Разумом, охватив сферы и быстро вращая их, заключил свои создания в круговращение, предоставив им вращаться от безграничного начала к не имеющему конца пределу. Ибо начинается оно так же, где и завершается».(6,с.13-15)
Иногда это сравнивают с голограммой, где роль пластинки с записью изображения выполняет Атом (Седьмой Космический Принцип), а роль лучей,  вызывающих  появление  изображения  объекта  на пластине - Высший Свет Первого Космического Принципа и Свет, преломившийся через Вечный Атом. Полученное изображение объекта (голограмма) - и есть Первая Причина Всего - Первый Вселенский Принцип. Более подробно о Первом Вселенском Принципе мы еще поговорим чуть ниже при характеристике Третьего Вселенского Принципа.
 «Двоякое движение переводит Космос из плана Вечного Идеала в план конечного проявления или же из нуменального плана в феноменальный. Все, что есть, было и будет, вечно ЕСТЬ, даже бесчисленные Формы, которые конечны и разрушимы лишь в их объективности, но не в их идеальной форме». (1, т.1, стр. 351)
Сейчас же лишь отметим, что Первый Вселенский Принцип по-своему аналогичен (но не тождественен!) Первому Космическому Принципу, только уже на другом уровне понимания.

                Список использованной литературы

1. Е.П. Блаватская, Тайная Доктрина, т.1-3.
2. Е.П. Блаватская, Разоблаченная Изида,т.1-4, М, 1992г,
3. Е.П. Блаватская, Теософский словарь.
4. Е.П. Блаватская, Комментарии к «Тайной Доктрине», 1999 г.М., Новый Центр,
5. Е.П. Блаватская, Ключ к теософии, М, изд. «Сфера» Российского Теософского
     Общества, 1993 г.
6. Дж. Р.С. Мид Трижды Величайший Гермес. Москва, изд. «Алетейа», 2000 г.
7. Письма Махатм, Самара, 1993 г.
8. Платон, Государство, М, изд. Мысль, 1999 г.
9. Платон, Законы, М, изд. Мысль, 1999 г.
10. Платон, Парменид, М, изд. Мысль, 1999 г.
11. Платон, Тимей, М, изд. Мысль, 1999 г.
12. Платон, Филеб, М, изд. Мысль, 1999 г.
13. Платон, Федон, М, изд. Мысль, 1999 г.
14. Платон, Федр, М, изд. Мысль, 1999 г.
15. Платон, Пир, М, изд. Мысль, 1999 г.
16. Книги Агни-Йоги (Живой этики), Община, Новосибирск, 1990г.
17.    -    "    - ,           Агни-Йога,           -     "     - .
18.    -   "     - ,           Беспредельность, -    "    -.
19.    -    "    -,            Иерархия,              -    "    -.
20.    -    "    -,            Сердце,                -    "    -.
21.    -    "    -,            Мир Огненный,    -    "    -.
22.    -    "    -,            Аум,                -    "    -.
23.    -    "    -,            Братство,                -    "    -.
24.  Е И. Рерих,  Напутствие вождю. «Свет» Новосибирск, 1997г.
25.  Махабхарата, Мокшадхарма и Нараяния, Ашхабад, изд. Ылым, 1983г.
26.  Апокрифы древних христиан, М., Мысль, 1989 г.
27.  АУМ, № 1-3, 1990 г.,
28.  В.Ф. Асмус, Античная философия, М., Высшая  школа,1976г 17. Кант И., Соч. в 6
      т ом., М, 1963-1966, т.4.
29.  Л. Фейербах, Избр. Философские произведения,т.1.
30.  К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч., т. 42.
31.  Ф. Энгельс, Анти-Дюринг,
32. В.И. Ленин, Материализм и эмпириокритицизм, М., Политиздат, 1989 г.
33.  Ленин В.И., ПСС, т. 33. «Государство и революция»
34. И.М. Сеченов, Избранные философские и психологические произведения, М, 1947 г.
35. Вернадский В.И., Философские мысли натуралиста, М, 1988г.
36. В.А. Ацюковский, Введение в эфиродинамику, (реферат), М, 1980 г.
37. П. Девис, Суперсила, М., Мир, 1989 г
38. М.И. Клецов, Раскрытие тайн мироустройства, М., 1995г
39. Философский энциклопедический словарь, М, изд. Инфра-М, 1999 г.
40. Большой энциклопедический словарь, Физика, М, Научное изд. «Большая Российская  энциклопедия, 1999 г.
41. Советский энциклопедический словарь, М, изд. «Советская энциклопедия», 1980 г.
42. Знания за пределами науки, М., изд. Республика, 1996 г.
43. Хозе Аргуэльес, Фактор майя, Внетехнологический Путь, Изд. «София», Киев, 1996 г.
44.  И. Кант, Соч. в 6 т., М, 1963-1966 г., т.4.
45.  Н Хоровиц, Поиск жизни в Солнечной системе, М, Мир, 1988,

______________
* Первая часть – размещена в Стихи.ру 30 июня 2013 г.
   Владислав Стадольник http://www.stihi.ru/avtor/vladislav3


Рецензии