Максим Кантор против снобов

Тщетно я набирал в поисковой строке сайта “Эхо Москвы”: “Красный свет , Максим Кантор”.
Только скупые данные о небывалых тиражах “Красного  света”. Я привык, что с трибуны Эха мигом откликаются на все сколько - нибудь значительные  события нашей, особенно интеллектуальной жизни, и объясняют, судят, издеваются, отвечают на иные события уже и после естественного угасания интереса к нему плебеев , а тут почти гробовое   молчание.  Где же достойный ответ   патрициев  новому “предводителю  быдла”.  Хотя, кажется, нет такой злободневной темы, которой бы не коснулся Кантор.   Он беседует   с “людьми телевизора” и претенциозными “людьми интернета”. Тут и сравнение большевизма и фашизма, столь модное в ‘прогрессивных кругах” и угроза  рождения фашизма в России и раздемонизация  вождей, в том числе Сталина ), чуть ли не по Проханову (у  Кантора  чисто толстовское отношение к роли личности в истории) . Люди интернета , люди митингов потихоньку переваривают “суд истории ”Кантора, где он подвёл в частности итоги “эпохи” активности народившегося среднего класса за последние несколько лет.
 
    Настоящий аристократ и интеллигент никогда не назовёт себя принадлежащим к креативному “высшему” классу  и не будет унижать окружающий его простой народ, чтобы возвыситься таким нехитрым способом. Креативный класс - это  якобы представители цивилизации в варварской стране, где живёт такие быдло, которое идёт за своим примитивным вождём -диктатором Путиным.    Наиболее агрессивны  почему то женщины: Латынина, Ларина, Альбац.  Народ, по их мнению,   не способен к воспринятию их прогрессивных западных либеральных идей. И вдруг находится человек, который просто и убедительно показывает, что этот так называемый креативный класс и есть настоящие плебеи, которые обслуживают новых хозяев жизни.    Этому классу совершенно не свойственны такие понятия как честь, аристократизм, достоинство Они снобы -то есть лакеи, которые пытаются изобразить из себя господ.
 Словарь иностранных слов : ‘Сноб (англ)- насмешливое прозвище, даваемое пюдям пустым, увлекающимся всем модным и слепо преклоняющиеся перед обычаями так называемого высшего света.”  Кажется, они так себя назвали иронически, как бы посмеиваясь над собой. Что может быть аристократичнее! Но как яхту назовёшь, так она и поплывёт.
Кантор   высокомерно возвышается над схваткой оппозиции и властей.

 Уровень размышлений  Максим Кантора никак не вписывается в примитивную чёрно -белую картину мира так называемой несистемной оппозиции, которую так любят  в Эхо Москвы.
“Моральные авторитеты” оппозиции  уже поняли  мощь Кантора на полемике вокруг “Учителя рисования”. Но там Кантор только начинал подступаться к главным вопросам на наиболее близкой ему теме роли авангарда и искусства вообще в жизни общества. У Кантора него своя концепция борьбы фашизма (по Кантору -вершины либеральной идеологии неравенства)  с христианством и коммунизмом, как идеологиям  равенства. Он    мечтает о настоящей “национализации элиты”, о возвращении к моральной независимой позиции.   Так в 19 веке Толстой и Достоевский поднялись над идеологической борьбой западников и славянофилов.
Мало кто решается спорить с всерьёз c Кантором, так как это требует определённого уровня эрудиции.  Но многие отклики в Интернете проникнуты такой  злобой, которая отражает интеллектуальное бессилие. Просто эти “патриции” растерялись перед совсем другим уровнем интеллекта  который делает их жалкими и смешными. Он наконец то вернул традиционное отношение к “маленькому человеку”,   которое позволило  русской литературе 19 века  войти в мировую культуру. Он осмелился покинуть высокомерных и, казалось бы, преуспевающих снобов, и перейти “на сторону народа”. И, кроме того, он, кажется ,собрал в своих размышлениях все аргументы и контраргументы либералов и патриотов и поднялся над ними ,  ответил по своему чуть ли не на все проклятые русские вопросы, хотя на самом деле вызывал много новых более глубоких вопросов, в чём и есть  истинная ценность его толстых книг.


Рецензии