12. В. Агошков. Верхн. Поочье. Земледелие. Курганы

12. В.Агошков.
Верхнее Поочье.
Земледелие.
Курганы.

*
ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ УСПЕХИ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ.
Оно являлось ведущей отраслью хозяйства, о чём говорят частые находки серпов, относящиеся ещё к началу н.э. Серпы стали более удобными: есть черенок для скрепления с рукоятью, значительная кривизна лезвия.

Найдены и косы-горбуши.

Длина одной из них – 30 см, а ширина – 4 см. Коса скреплялась с древком при помощи крючка. (А мы-то думаем, что в Россию косы привёз Пётр I ?! Вернее, нас уверяли в этом учебники истории.)

Расчистка леса под пашню не применялась. И на это обратим особое внимание!   

Обрабатывались небольшие участки с помощью костяной мотыги, имелись и зернотёрки.

Если до V века среди пищевых отбросов первое место занимали кости лошади, то потом – крупного рогатого скота. То же самое происходит и в Верхнем Поволжье.
Т.Н. Никольская на основании таких данных делает вывод о том, что лошадь стала использоваться, как тягловое животное. Однако автор не говорит: а стали ли наши предки на лошади пахать землю, поскольку пашенное земледелие появилось лишь в конце I тысячелетия. И то при этом подсечное земледелие ещё играло существенную роль и в начале II тысячелетия н.э.

 
*
РЫБОЛОВНЫЕ КРЮЧКИ. ЖЕНСКИЕ ГРЕБНИ.
Немалое место в хозяйстве занимали рыбная ловля и охота. Найдены на верхней Оке большие железные рыболовные крючки – длиной 13 см. Для ловли крупной рыбы применялись железные однозубые остроги.

Костяные орудия охоты заменялись повсеместно на железные изделия, что говорило о развитии кузнечного дела. Костяные изделия богато украшаются геометрическим орнаментом, особенно циркульным.
 
Появляются костяные гребни с закругленной или высокой спинкой. Маленький гребешок, найденный на городище Дуна, имитирует своей формой птичку и покрыт глазковым орнаментом (длина гребешка – 4 см, ширина без зубцов – 2,5 см, длина зубцов – 1 см). В верхней части гребня посередине имеется сквозное отверстие.
 
Причём гребни получили широкое распространение, что говорит о том, что наши предки не жили, словно звери. А хотели, особенно женщины, быть красивыми, чистыми и опрятными. То, что гребень был похож на птицу кулика – вестника удачи и счастья, рассказывает о том, что был он выполнен влюблённым человеком, тонко понимающим каноны красоты, талантливым художником, разбиравшимся в законах природы и космоса, философом. Образ кулика так мощно овладел душами людей, что даже православная церковь сочла правильным не отвергать птицу, а использовать её в своих целях.   

Гребень, как оберег человека, дома, жилища, потому и кулик – птица счастья!

Грабили, или по-орловски, скородили, почву граблями, расчёсывали волосы – гребнями. Скородили – от «кород-крада», языческого жертвоприношения? Смотри нашу статью о Курабе-городище.
Развитие земледелия шло параллельно с развитием мысли людей, их языческой веры.
 
*
ГОРШКИ И МИСКИ. Толстостенные горшки изготавливались из серой глины с примесью крупного песка и дресвы или шамота. Плечики сосуда покрывались несложным орнаментом в виде отпечатков верёвочки, гребенки. Были тарелки или сковородки, изготовленные из серой глины, более толстостенные, чем горшки. Диаметр их 15-20 см и больше.

Появились впервые и сосуды с чёрной, а иногда и светло-коричневой лощёной поверхностью, широкие миски, сосуды типа кувшинов.

Но это была всё-таки «парадная» посуда. Найдены на Оке изделия из бронзы со следами цветной эмали. Население развивало культурные и экономические связи с соседними областями – Средним Приднепровьем, Прибалтикой, Востоком, Прикамьем.

*
КУРГАНЫ. Предки верили в загробную жизнь, а потому забота о мёртвом проявлялась с самого момента насыпания кургана: родственники старались облегчить умершему существование в потустороннем мире.

Для кургана выбирали живописное место – возвышенный берег реки или участок леса. Вокруг погребальной урны или погребальной камеры устраивали деревянную оградку.

 Т.Н. Никольская даёт описание кургана на реке Зуше, недалеко от села Воротынцево Новосильского района. А также рассказывает о погребении воина, обнаруженного у д.Круглицы, недалеко от г.Новосиля.

В погребении найдены 2 позолочённые фибулы, инкрустированные красным и зелёным стеклом, перстень с камнем и длинный узколезвийный железный меч (IVв н.э.).

Автор предположила, что если даже это погребение и не принадлежало местному (вятичскому) князьку, как указывает Б.А. Рыбаков, то наличие здесь вещей причерноморского происхождения свидетельствует о каких-то, может быть, эпизодических, связях населения бассейна верхней Оки с Югом.   

Мы выскажем несогласие, как по поводу «эпизодических» связей с Югом, так и уничижительного определения «князька»…

Не нужно забывать о том, что г.Новосиль стоит недалеко от Муравского шляха – основного пути движения на юг и север. В нашей книге «Девятая Земля» (Орёл, 2004г) мы уже писали о том, что вятичи пришли на Оку и Дон из Моравии (Чехия), где тоже есть Моравский путь на юг и север.
 
*ВЯТИЧИ И ЯНТАРЬ.
Если слова «буква, нива, слова» породили соответствено Букварь, Ниварь (поле с пшеницей), Словарь, то можем предположить и о том, что племена, называемые антами, интами, энтами-энетами-венедами, произошли от …ЯНТАРЯ !

Иными словами, венеты-венеды-вятичи так были поименованы за свою связь с янтарём, а Венедское море – за янтарный берег, где жили наши предки.
 
От Балтийского-Венедского моря на восток-запад-юг шли дороги, по которым венеды-венеты везли янтарь на продажу. Видимо, мы можем говорить о трёх главных направлениях:

Моравский путь на юг, в сторону Рима и Греции через Моравию;

Муравский шлях на восток и юго-восток по территории Воронежско-Орловской областей;

"путь из «вяряг в греки» через Киев, как по Днепру, так и по водоразделам.

Данные три направления, как стволы деревьев, и определили ветви-территории, по которым расселялись наши предки.

Поэтому говорить об «эпизодических» связях нашего населения с Югом нельзя – они были постоянными. К тому же не нужно забывать о существовании в Крыму Тьмутараканского княжества, связанного с Новгород-Северским княжеством, северные границы которого проходили по нынешней Орловской области.

По поводу Б.А. Рыбакова и его полупренебрежительного «князька» нужно заметить следующее: академик был, видимо, в плену мнений летописца Нестора и его последователей, которые писали об отсталости вятичей и их «дикости».

А посему – вятичский «князёк». Конечно же, князь!

Ну а то, что мы были на верном пути, говоря о переселении вятичей из пределов Моравии, говорит и следующий отрывок Т.Н.Никольской.

«В южной части кургана, против центра, на материке была обнаружена деревянная погребальная камера, вытянутая с севера на юг. Камера представляла собой видимо, ящик, длина которого – около 2м, ширина – 1,3м… Внутри камеры стояло 4 сосуда, которые представляют значительный интерес для определения и этнической принадлежности кургана, и времени его сооружения: по своей форме и качеству теста (серая глина с примесью крупного песка) горшки эти близки раннему типу славянской керамики Моравии (!-В.А.) и напоминают так называемую керамику пражского типа (V-VI вв.н.э.)».

Т.Н. Никольская делает такой вывод: «Ещё П.Н. Третьяков, на основании работы Н.И. Булычёва и собственных обследований археологических памятников по нижнему течению Угры сделал вывод о связи городищ «мощинского типа» и курганов с трупосожжениями в бассейне верхней Оки и о принадлежности этих памятников вятичам».

И далее:
«Нарисованная автором «Повести временных лет» этническая карта Восточной Европы отражает эпоху значительно более раннюю, чем та, когда жил летописец. Поэтому… археологические памятники бассейна верхней Оки третьей четверти I тысячелетия н.э. принадлежали летописным вятичам».

(С) В.И. Агошков.


Рецензии