Коллекция Пойнтер. Так говорил Б. Г

                «Так говорил Б.Г.»

Борис Борисович Гребенщиков – личность уникальная. Не только тем, что он создатель группы «Аквариум», через чьи песни мы несколько десятилетий смотрели на мир. Он еще и душа – этого коллектива в частности и творческого мира Петербурга. Он пропитан Питером, как асфальт - дождем. Он поэтично-лаконичен не только в песнях, но и в разговоре. Беседовать с ним – почти тоже, что медитировать. Благость необыкновенная. Особенно ценным оказался наш разговор в силу последнего его заявления о том, что «Аквариум» прекращает концертную деятельность, да и вообще, финализирует свое физическое бытие. В это трудно поверить, неужели такое может быть? Неужели Б.Г. и его эпоха могут закончиться?  «Могут…», сказал гуру, и по традиции отказался давать пространные комментарии.  Зато мы поговорили о многом другом. О том, что составляет наш мир, о кубиках-замыслах, о бесплотных мечтаниях, о геометрии человеческой судьбы. И как всегда, Мастер говорил лаконично и немного не по-нашему, как и положено жителю иллюзорного мира. Того самого, который создал он сам в июле благославенного  1972 года.  Мифология «Аквариума» жива и будет жить. Ведь мифы способны исцелять. На этом и остановимся. Аминь…


- Борис Борисович, первый вопрос – философский: вас не беспокоит время, ведь оно делает нас уязвимыми?
- Времени не было и нет. Вообще нет, не только в России.

- А как же возраст, разве вы не чувствуете, как меняетесь с годами?
- Возраст – это очередная иллюзия. Сегодня я чувствую себя, как десять или даже двадцать лет назад.   Я не изменился, разве что стал умнее - в том смысле, что стал меньше суетиться, совершать что-то ненужное.  Мы – часть природы, а природа знает, как все расставить по своим местам. С годами желаний становится меньше, и это правильно, потому что мы пока что не научились управлять желаниями и понимать, что важно, а что блажь. 

- Бойся своих желаний, они могут исполниться…
- Чем меньше желаний, тем больше возможностей видеть мир таким, какой он есть на самом деле. Иногда случается так, что наши желания заслоняют от нас истинные цели.

- Чтобы понять мир или общество, нужно подобрать к нему ключ, вам это удалось?
- В нашем мире действует закон больших чисел, единственное спасение – перестать считать себя числом.  Одно время я очень хотел быть таким как все, но в 4 классе  услышал музыкальную передачу радиостанции «Голос Америки», которая передавала «Битлз», и понял - вот она настоящая музыка.

- Если бы вы могли представить наше государство в каком-то образе, чтобы это было?
Наше государство – это ГАИ.

- ?????
- Кто как не государство, должно говорить – куда нам ехать – направо или налево? И у меня тут рождается вопрос: почему государство должно быть чем-то, что человек образованный ненавидит? Очень хочется любить то, с  чем в сердце засыпаешь и просыпаешься. Ведь государство это все, что нас окружает, а не только держава и скипетр.  Трамваи, воробьи, набережные, леденцы на палочках, солнечные зайчики, стертые башмаки, купола соборов… И много чего еще.

- Еще рутина, плохой хлеб, невкусное молоко, очереди в поликлинниках, бесчинство ЖСК, вечные дожди и сырость….
- Ваши вопросы закончились?

- О, нет, у меня к вам вопросов превеликое множество.

- Так давайте же, приступим.

- Нынче модны электронные книги, в них помещается много книг, как вам эта идея, носить с собой целую библиотеку?
- Мне нравится бумага. Электронные читалки – не то. Бумага, ее запах, особенности шрифта – вот радость для глаз. И все это способствует особому восприятию.

- Чтение – медитативный процесс, какие книги придают вам сил?
-  «Властелин колец».  Это не просто книга, это некий мир, в котором я вижу себя, как только открываю первую страницу. Сказать, что она мне нравится, не сказать ничего. Это очень глубинная история, мне даже кажется, что я сам оттуда, из этого мира. Я не мог читать ее отстраненно, я жил в ней.  В какой-то момент я обнаружил странную вещь: часть меня уже жила в этой книге, до того, как я ее открыл.

- Толкиен создал иллюзорный мир, в чем смысл этого действа, что с этим миром делать земному человеку?
- Что значит: иллюзорный мир. Ну, хорошо, а Бальзак, а Гюго, а Мопасан? Все они создавали свои миры. Если вы думаете, что Париж, который они все описывали – каждый по-своему – существует на самом деле, то это уже будет исключительно ваша иллюзия, точнее, заблуждение. Мы же не спрашиваем себя, что нам делать с миром, который описал Золя в романе «Жерминаль»? Мы живем с этим, и принимаем эти правила игры.

-Для вас важно мечтать?
- Что значит мечтать? Я не понимаю этого процесса, и никак не могу осознать себя в этом состоянии.  Давайте остановимся на том, что я не умею мечтать. В самой постановке вопроса заложена неточность: если есть что-то важное, я стремлюсь к этому, делаю реальные шаги в направлении  реализации этой мыслеформы. Мечта сама по себе иннертна, она не обладает силой действия. Мечтать можно о разном, например, как хорошо было бы летать над Тайландом на розовом слоне. У меня нет к этому ни склонности, ни времени. Потом я знаю, что мне будет не интересно летать над Тайландом на розовом слоне. Я лучше буду в том же Тайланде в море купаться. Мечта – это когда ты не используешь свои органы чувств. А ведь  Бог дал нам  такое количество органов чувств, чтобы каждый мог познать, насколько хорош мир, который он создал. И  не использовать это  - с нашей стороны просто преступление.

- Есть ли что-то, что вам мешает иногда реализовывать замыслы?
- Моя собственная лень, бороться с ней бессмысленно, проклинать – тоже, поэтому я просто решаю для себя: когда  могу лениться, а когда мне не до этого. Поскольку я занимаюсь делом, которое мне интересно, то чаще всего у меня не особо получается лениться. Хотя, можно на это посмотреть с другой стороны:  кто сказал, что валяться в постели хуже, чем бегать и что-то делать? Если отойти от привычных стандартов, и снять очки, которые нам надевают в раннем детстве, то обнаружится много интересного. И в том, что касается преодолений, лени, попыток что-то избежать. Если твое тело и большая часть разума хотят лениться, то зачем же идти супротив своему естеству?  Хотя, можно довериться той доли разума, которая совестливо расталкивает сонное тело и стимулирует его к действию. Из этого даже что-то может получиться.


- Вы верите в то, что судьба человека решена заранее, проще говоря, что у любого из нас есть предназначение.
- Опять мы наталкиваемся на штамп. Это всего лишь некая  концепция, которую люди часто  применяют к чей-то жизни, чтобы сказать: «Он был создан для этого…»  Но не будет же нормальный человек, встав в девять утра, до шести  вечера думать: какое же у меня призвание? Другое дело, если человек занимается не своим делом. Но это сразу очевидно: потому что все  плохо получается, да при этом ему самому страшно некомфортно. Есть некие точки соприкосновения с осью координат, которые несомненно были запрограмированы когда-то кем-то, но это всего лишь часть огромного проекта под названием «жизнь человека», и он волен над собой.

- Мне всегда казалось, что для вас любовь – нечто особенное, я права?
- Мы понимаем любовь, как стремление запереть дорогого человека в ящичке, на самом деле, любовь это свобода. Того, кого любишь,  надо отпускать на волю. В любви настоящей, когда отдаешь близкому человеку последнее, в том числе, самого себя, безрассудства не бывает. Настоящая любовь – это не когда ты смотришь на себя и думаешь: «Ну, какой я хороший…»,  настоящая любовь, это когда от твоего поступка хорошо и тебе, и твоему любимому человеку, и всем окружающим.

- А любовь вообще, не применительно к человеку, любовь к вещи, явлению, к «Битлз», например. Что это?  В чем ее суть?
- Если говорить о музыке и вещах – одним словом не скажешь. Но, по-моему, это когда человек чувствует присутствие Бога. Когда появляется особое дыхание, которое ты ощущаешь. А в отношениях есть любовь, и есть привязанность, подобное надо различать.
Мне пишет огромное количество неизвестных мне женщин с неизвестных концов земли, которые описывают мне свои чувства, свою жизнь, как будто мы знакомы. Они, слушая мои песни, начинают видеть во мне близкого человека, начинают меня любить, но дело-то в том, что они любят не меня, а некий образ. Точнее, они знают мои песни, а так как в песнях я настоящий, то и они знают меня настоящего, но этот «настоящий Гребенщиков» в реальной жизни согреть их не может. Тогда они создают  мою астральную модель, вот ей-то и приходится за все отдуваться. С годами я  научился смотреть  на это немного со стороны, и мне хочется за всех этих людей помолиться, пусть у них  все будет хорошо. А  что еще я могу сделать?

- Мы выше говорили о свободе и любви, а свобода вообще, личная свобода – человеку творческого склада она нужна, и в каких дозах ее можно принимать?
- Вообще говорить не могу, скажу о себе. Я  болезненно реагирую на попытки ограничить мою свободу. Из чего вытекает, что это понятие для меня существует. Что для меня ограничения? Когда я понимаю, что не могу что-то сделать, потому что кто-то говорит: нельзя… Я естественно  сразу реагирую: «Стоп, стоп, мы так не договаривались…». И делаю по-своему. Но в принципе, подобные  ограничения  не так уж и сложно преодолеть. Знаете, почему мне никогда не хотелось уехать из России? По совсем банальной причине. Зачем менять одну бюрократию на другую? Я живу в идеальном месте. В этой маленькой квартирке, где мы с вами сидим, у нас почти двадцать  лет студия. Нигде -  ни в Лондоне, ни в Париже, ни в Ню-Йорке  - у меня такого бы не было, и я думаю, не будет. 



- Чего вы боитесь? Или точнее, чего избегаете?
- Я не хочу попадать в узкую смирительную рубашку интеллигента. Интеллигенция обычно – против существующего положения вещей, а я – за, я имею в виду Вселенную.
В России, если посмотреть ее историю за последние 1000 лет, не было хорошо никогда. В России всегда хаос.

- Хаос – это плохо? Это ведь творческая дефиниция, если я правильно понимаю?
- Хаос – это ни хорошо, ни плохо. Как только Россия упорядочится, ее место займет кто-то другой. Протест, хаос – синоним движение, бурление. 

- Какую награду получает творец, который страдает, отрезает от себя по кусочку, чтобы петь песни, раздаривает себя зрителям на концертах?
- Возможность петь песни – это награда сама по себе.

- Сегодня принято любить себя, всякие эзотерики внушают нам, что наше счастье начинается с любви к себе, согласны?
- Кто такие эзотерики? (он спрашивает с особой интонацией, которая выдает его с головой, конечно, Б.Г.знает, кто такие эзотерики, но он имеет в виду то, что сегодня в среде большинства принято этим словом обозначать всех подряд, кто хоть мало-мальски чудаковат или претендует на некую глубину в области ментально-сенсуативных основ). Любить себя хорошо, самое главное не слишком увлекаться. Особенно у нас любят хвастаться профессионализмом. Так и слышится со всех сторон: «Я профессиональный политик», «А я профессиональный футболист». Но сути дела это не меняет – дела делаются не так хорошо, как могли бы делаться. Что-то ускользает от тех, кто именует себя профессионалами. А я себя таковым не считаю.

- Суть человеческой жизни – познание счастья, что для вас счастье?
- Абсолютное счастье – это когда человек находится в постоянном осознании своей связи с Богом, Бог это дважды два четыре. Мы с Вами менее реальны, чем Бог. «Бог начинается там, где кончаются наши представления о нем». Так говорил Дионисий Ареопагит, христианский святой и афинский мыслитель. Я с ним абсолютно согласен.

- Со счастьем разобрались, а что такое удача?
- Это наличие или отсутствие какого-то количества жизненной энергии. Не больше и не меньше. Хотя, можно добавить, что в понятие удачи входит своевременность. Например, когда ты понимаешь, что родился в правильное время и в правильном месте. У меня это ощущение появилось впервые, когда я услышал музыку «Битлз», вот тех пор по сегодняшний день у меня остается это ощущение. Больше того, могу сказать, что всему, что есть во мне хорошего, я обязан музыке – она развила во мне интерес ко всем остальным проявлениям жизни.   

- Я где-то прочитала недавно замечательную фразу: человеку легче примириться с грядущим концом света, чем с мыслью, что ему нравится жить в том времени, в котором он живет.
- Мне нравится жизнь, которой я живу, я считаю, что она невероятная, фантастическая, Божье благоволение ко мне превосходит все мыслимые варианты и возможности.
Многие люди живут жизнью не настоящей, они живут придуманными образами – из книг, газет, журналов, фильмов, и очень страдают от несоответствия жизни реальной и придуманной. Я же  живу не вне жизни, а внутри нее. Мне кажется, если протереть глаза, освободиться от штампов, которые нам навязывают, больше  полагаться  на Бога  - жизнь будет намного  вернее и счастливее. Это факт.

- Опыт – это ценная вещь, или наоборот, обременительная?
- Первую часть жизни человек вбирает  в себя эмоции, ощущения, опыт, привязанности и так далее. Когда же он умирает, его сущность, скованная этими сокровищами, долго не сможет найти отдых. Поэтому разумно, прежде чем уйти, освободиться от всего, что ты накопил. Когда моя жизнь закончится, я не хочу, чтобы меня помнили. Мою музыку – да, но не меня. Зачем?

- А мне кажется, что обременителен не столько жизненный опыт, сколько, например, любовь к деньгам…
- Я смотрю  на людей, у которых стало много денег, и не замечаю в их глазах счастья… Можно потратить всю жизнь, зарабатывая деньги, после чего выяснится, что в могилу их не унесешь, и больше того – на деньги человек зачастую не может купить того, что его в состоянии по-настоящему удовлетворить. К людям, которые волнуются из-за денег, у меня только один вопрос: “Неужели вы думаете, что, если будете просто с удовольствием делать свое дело, Бог о вас не позаботится?”


Рецензии