Такое не у всех было - Отец и Я

На фото - моё личное, но вполне возможное предположение.
Мой отец БОРИС ИВАНОВИЧ в тридцатые годы на работе. Он директор ТИПОГРАФИИ, вот так, возможно, сидя за письменным столом в своём кабинете, он был вынужден обсуждать со своим секретарём партийной организации, кого из коллектива типографии, согласно разнарядке Горкома ВКП(б), в этом месяце надо выявить, как ВРАГА НАРОДА.

(Версия смысловой подписи под фото ЛИЧНО МОЯ, да простит меня отец. Но о том, что такие разнарядки. как ФАКТ, приходили, и не только ЕМУ в типографию как директору, ОТЕЦ говорил мне лично.)
Как правило после такой разнарядки собирался коллектив типографии и проводилось ОБСУЖДЕНИЕ: - А кто бы мог быть таким сотрудником. Как пример самого отца, бывали такие предположения, вот, допустим, при печати заказа на портрете товарища СТАЛИНА была обнаружена у виска капля краски, "А ВДРУГ - это намёк на покушение на ВОЖДЯ"
Это вполне реальный пример, до какого МАРАЗМА можно довести людей, кстати, такой маразм существует до сих пор в Северной КОРЕЕ, и мы, зная это, готовы дружить с такой страной.

Написано в 2013 году.
 
ВСПОМИНАЯ ПРОШЛОЕ

Совершенно случайно, не задумываясь специально, я вдруг подумал о преемственности СУДЕБ детей и родителей. Конечно, время от времени ловишь себя на мысли: а вот твой отец когда-то точно также что-то сказал, а может, даже сделал или поступил. Обычно, будучи молодыми, многие почему-то пытаются это отрицать. Становясь старше, многие начинают  замечать это своё сходство сами, всё чаще они ловят себя на этой мысли, что они такие же, как их родители, в чем-то схожи в своих поступках.
 
Вот и мне всегда казалось, что я мало похож на своего ОТЦА. Наши взгляды на жизнь, на политику, не так уж кардинально, но всё же очень часто расходились диаметрально. Я никогда не осуждал его взгляды на жизнь, понимая, что он прожил эту жизнь в другое время, причём, сильно другое, чем моё.

ВСТАВКА.

Моё лирическое дополнение из 2021 года.
(Более того, я часто ловил себя на мысли: - А как это так можно было дойти до такого МАРАЗМА как в этой злополучной КОРЕЕ. Сам я вырос и формировался, как человек, уже при Никите Сергеевиче ХРУЩЁВЕ, и мне очень нравилось движение моей страны в светлое БУДУЩЕЕ под его управлением. Но буквально уже во время моей службы в АРМИИ, ХРУЩЁВА подсидели его соратники, и страна очень медленно пошла в ЗАСТОЙ со всеми на то последствиями, а в начале ДЕВЯНОСТЫХ вообще произошёл совершенно неожиданный и резкий РАЗЛОМ и СЛОМ всего и начался столь же резкий переход в МИРОВОЕ сообщество.
А это БУКВАЛЬНО всё до мелочей совершенно НАОБОРОТ с тем что было. Естественно, ПОВЕРНУЛИ не всё, да и не могли всё повернуть. Но вот такие как я решили, что теперь ВОЗВРАТА в прошлое не может быть НИКОГДА.
 
И вот в этом моменте скрывается самое удивительное лично для меня.
Помните, я написал, что меня мучал вопрос, как это люди могут ДОПУСТИТЬ, что их можно довести до такого МАРАЗМА, как в КОРЕЕ - естественно, СЕВЕРНОЙ.
Вот мне это было  ДЕЙСТВИТЕЛЬНО интересно на протяжении всей жизни, а на данный момент мне уже 78 лет, вполне приличный возраст, и вот я имею счастье жить при этом ПРОЦЕССЕ, и как оказалось, если он растянут во времени, и всё это очень постепенно, то ты просто живёшь и практически мало что замечаешь изо дня в день.
Да, меряя годами - это заметно, а днями практически НЕ ВИДНО. Вот собственно и всё, что я хотел добавить в этой приписке, в этой старой статье своих рассуждений).

В отличие от многих сверстников я довольно активно интересовался историческими воспоминаниями ещё у своей бабушки МАТРЁНЫ ФЁДОРОВНЫ. Почему у бабушки, а не у дедушки, объяснение простое. Дедушку я, конечно, помню хорошо, как человека, но для столь важного интереса как история семьи я был слишком мал тогда, когда ИВАНА МАКСИМОВИЧА не стало. Зато со слов бабушки, дожившей до возвращения меня из армии, я уже кое-что узнал о ней самой, и, конечно, о дедушке также она мне рассказывала, но это, как говорится, уже с чужих слов.

Имея такое некое пристрастие к расспросам о том, что и как было, я неоднократно пытался склонить отца БОРИСА ИВАНОВИЧА к написанию его личных воспоминаний о себе и о нашей семье. Но всегда я получал один ответ: «ЛАДНО, УСПЕЮ - НАПИШУ». Понимая естественную опасность невыполнения таких обещаний, я время от времени пытался хотя бы устно что-то услышать от отца, но и на эти просьбы также отклики были довольно короткие и эпизодические.

В начале пятидесятых годов отец вернулся из тюрьмы, отсидев полностью все пять лет, которые ему определили как директору типографии. Ему опять, конечно, повезло, его отсидка была чисто трудовая, он просто строил светлое будущее для тех, кто ещё не сидел. Вскоре по его возвращении наступил 1953 год, и отца вдруг послали строить вполне ответственный объект, который курировала мать самого МАЛЕНКОВА. Опять ему повезло, после тюрьмы - и вдруг руководить такой ответственной стройкой.

Так вот, я, кажется, довольно сильно отвлёкся от намеченного описания, в смысле - ПРЕЕМСТВЕННОСТИ. Я хотел сказать, что меня волновали вопросы истории отдельно взятой семьи. Не добившись от отца его письменных записей, я остался с тем, что помню устно, и с некоторыми историческими магнитными зарисовками из того времени.

А рассказать я ВАМ собирался совсем о другом.

Буквально сегодня, будучи на даче, поутру мы ВСЕ:  теща АЛЕКСАНДРА СПЕПАНОВНА, жена ЛЕНЬ (которая на стороне ЛЕНА) и Я посмотрели на «КУЛЬТУРЕ» фильм с ИГОРЕМ ИЛЬИНСКИМ, а потом ещё целую передачу, посвящённую ему. Во время просмотра мне вспомнился мой ОТЕЦ, и то, как когда-то в очередной раз я просил его рассказать  что-нибудь. И вдруг он решил упомянуть очень необычную историю из своей жизни.

Оказывается, будучи молодым комсомольцем, не зная по какой причине и при каких обстоятельствах, но ему довелось побыть совсем недолго комсоргом комсомольской ячейки в театре, кажется, МЕЙЕРХОЛЬДА или МАЛОГО театра. Одним словом, не это главное, главное - он лично был знаком с молодыми артистами - ГАРИНЫМ, ИЛЬИНСКИМ, кажется, ЦАРЁВЫМ, ГРИБОВЫМ и ещё с кем-то из этой когорты.
Более того, с его слов существует факт, что эти молодые ребята, даже как-то собрались и встретились у него дома в ЛАВРСКОМ пер., дом 9. Причём собирались они не один раз. Естественно, там в то время жили мои БАБУШКА И ДЕДУШКА, родители отца, и они тоже свидетели этих сборов. Да и я сам в последствии в этой самой комнате прожил практически всё своё детство. Эти переулки с  деревянными двухэтажными домами достояли аж до восьмидесятых годов, до самой МОСКОВСКОЙ олимпиады.
Ну, как вам такой ФАКТ?
Правда, совсем не хилый момент в его жизни?
 
Конечно, у него по жизни много и других не хилых моментов, например: ПЯТЬ лет тюрьмы, проведённых на стройках КОММУНИЗМА - это тоже интересно. А однажды его чуть не сделали послом в ЭСТОНИЮ ещё до войны, но тут ему явно повезло, что не назначили. В случае такого назначения пятью годами он уже не отделался бы, а получил бы ДЕСЯТКУ, и причём без права переписки, а это в то время означало просто ВЫШЕЧКУ.

В чем же преемственность, спросите вы? Ведь я же сам, к счастью, не получал не ДЕСЯТКУ, не ПЯТЁРКУ, а так, только ТРЁШЕЧКУ отбыл в армии, а это хотя и очень схоже по самой сути отношений, но всё же далеко не ТЮРЬМА.

Моя преемственность судьбы с отцом оказалась совсем в другом, а именно в столь же странном и совершенно невероятном знакомстве с очень известными людьми уже моей современности, и так же в молодости.

Однажды, точно так же по совершеннейшей случайности в семидесятые годы прошлого столетия, я, как и мой отец, попал, причём, в точности также через КОМСОМОЛ, в члены совета кафе «СИНЯЯ ПТИЦА». Это совершенно одиозное кафе ШЕСТИДЕСЯТЫХ-СЕМИДЕСЯТЫХ годов.
На то время в МОСКВЕ существовали всего два молодёжных кафе, это само кафе «МОЛОДЁЖНОЕ» на ул. ГОРЬКОГО и как бы его филиал - кафе «СИНЯЯ ПТИЦА» на ул. ЧЕХОВА.

В настоящее время не то что этих кафе, а и самих улиц с такими названиями уже НЕТ. Правда, кафе «Синяя птица» номинально ещё есть в том же здании и в том же подвале, и там даже играют ДЖАЗ, и вход совершенно свободный, не то, что тогда при моём ЧЛЕНСТВЕ. Но тогда, в семидесятые, многие верили всем известной шутке: «если он играет ДЖАЗ, он и родину ПРОДАСТ», по этой самой причине, что все были готовы продать родину, в это кафе попасть было просто невозможно.
А это, как вы понимаете, совсем другое дело тогда, чем сейчас, иди слушай без продажи родины.

Так вот, в начале СЕМИДЕСЯТЫХ годов АНДРЕЙ МАКАРЕВИЧ со своей «МАШИНОЙ ВРЕМЕНИ», и АЛЕКСАНДР ГРАДСКИЙ, и КОЛЯ ГРОМОВ – джазист - гитарист, практически постоянно там выступали, сменяя друг друга, и я, как член Совета кафе, беспрепятственно там бывал и, конечно, лично был с ними знаком в то время.

Ну вот, собственно говоря, и всё, что я хотел сказать о совершенно странной преемственности в МОЕЙ жизни и жизни ОТЦА.

Отметил я эту странную преемственность лишь только сегодня, 29.06.2013, в совсем непростой и очень знаменательный день для нашей с Ленью семьи. Ровно 16 лет тому назад в 1997-ом году произошло мое умыкание невесты у первого её мужа. С этого исторического дня я и Лень (которая для всех ЛЕНА) живем вместе, буквально не расставаясь ни на один день.
 
Просмотрев кадры с ИГОРЕМ ИЛЬИНСКИМ, и вспомнив, что с ним был знаком мой ОТЕЦ БОРИС ИВАНОВИЧ, я вот почти так же по случаю судьбы знаком с АНДРЕЕМ МАКАРЕВИЧЕМ и другими ребятами, ставшими не менее известными людьми уже нашего времени.

ВОТ такая ПРИЕМСТВЕННОСТЬ - в таких случайных и интересных встречах, возникших в НАШИХ с ним общих СУДЬБАХ.
Кстати в моей жизни произошли ещё столь же неформальные встречи: с Костей РАЙКИНЫМ, Андреем ВОЗНЕСЕНСКИМ и совсем удивительно с диктором голоса АМЕРИКИ Лизой АРХИПОВОЙ.
О КОСТЕ я пока ещё не писал.
А вот об АНДРЕЕ http://www.proza.ru/2013/08/07/2186
и о ЛИЗЕ http://www.proza.ru/2013/04/17/2139
Я кое что написал.

Как видите эти встречи не абы с кем мы встречаемся каждый день, а именно с известнейшими людьми, с коими ни я, ни он, совершенно не должны были иметь обоюдного ОБЩЕНИЯ, по нашей жизни.


Рецензии
Очень интересные воспоминания, Извините за небольшое замечание: в 30-ых годах не могло быть Горкома КПСС, очевидно был Горком ВКП(б). Артем.

Артем Кресин   02.10.2013 22:51     Заявить о нарушении
Мой ответ АРТЁМУ.

Здравствуйте, АРТЁМ. Большое спасибо за вашу поправку, я уже сразу изменил на ВКП(б).
Вот мы пытаемся ругать молодёжь за то, что они практически ничего не знают о том времени, в котором мы жили. Вот и я прожил всю жизнь при КПСС и, естественно, упустил из виду, что отец жил при ВКП(б).
АРТЁМ, я уже давно обратил внимание, что вы иногда читаете мои воспоминания, таких читающих, наверное, можно перечесть по пальцам, и я благодарен ВАМ за такую поддержку.
Если вы уже или в будущем встретите любое несоответствие в моих воспоминаниях, обязательно напишите, я же пишу ради правды, и мне поменять любую неточность только в удовольствие.
Ещё раз спасибо за поправку. С уважением, ЭДУАРД.

Эдуард Ратников   03.10.2013 10:10   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.