Романтики

Наверняка у многих из вас в школьных учебниках по истории была небольшая схема, иллюстрирующая время. Некая прямая линия, на которой черточками обозначены основные события человеческой истории и жирной точкой выделено начало так называемой «Нашей Эры». Но если присмотреться, то на самом деле исторический путь существа, известного как Homo Sapiens, невозможно изобразить прямой линией. Это скорее график, состоящий из отрезков, расположенных под углами по отношению друг к другу, а черточки или точки – переломные моменты.
Многие ошибочно воспринимают историю как даты и соответствующие им события. И лишь немногие осознают истину. История - это даты, события, но что куда важнее, - личности, свершившие эти события. Люди, чьи идеи, планы и преобразования вершили Судьбу Мира. И персоны эти – убеждённые романтики! Это те люди, которые поглощенные уверенностью другого видения будущего, неустанно боролись против существующих норм и догматов. И чем яростнее они боролись, тем сильнее их запомнили потомки.
На самом деле, людей, которые оставили свой ярый след очень много, но какими бы великими не были открытия учёных или творения писателей, художников и поэтов, простые смертные, чаще всего, запоминают правителей, при которых произошли эти события. Как совершенно справедливо заметил наш с Вами современник, известный писатель, любая историческая ситуация олицетворена. И ликом её является правитель.
Итак, личностей много, а лидеров, вождей – несколько меньше. Аменхотеп IV, Александр (Македонский), Гай Юлий, Карл Великий, Оливер Кромвель, Наполеон Бонапарт, Иосиф Сталин… Именно они являются основными точками преломления человеческой истории. Своими идеями они нажили себе множество врагов, как при жизни, так и после смерти, но все они ушли непобеждёнными. Их травили и отравляли, но победы над ними не было и уже не будет дано никому.

Историки не имеют единой точки зрения на причины преобразований и реформ Аменхотепа IV (так же известный как Эхнатон). Известно только что он был первым деятелем в истории человечества, который задолго до Христа пытался ввести любовь и веру в единого бога. Считается, что началом его преобразований стала необъятная власть жреческой касты в Древнем Египте, и, пытаясь ослабить давление религии на власть монарха, он выдвигает культ нового бога – Атона. Но религия есть один из инструментов управления страной (позднее это особенно ярко показали Наполеон и Сталин), поэтому его преобразования – тяга к новшеству, но давление пласта многовековой культуры – приобретают форму описания иного порядка устройства не только государства, но и всего мира. Фараон превращался не в наследника древних богов, берущих свое происхождение от Гора (и через него от Осириса и Исиды), а в верховного бога, источника всего сущего. На мой взгляд, совершенно очевидно - это прямое свидетельство опьянения властью (то, что мы часто будем видеть у многих правителей), попытка оправдать свою святую веру в собственное великое предназначение.
Но, как совершенно справедливо заметила великая Наталья Петровна Бехтерева, человечество любит готовые рецепты. А Египет жил по готовым рецептам – инструкциям своих предков. И мирно переломить сложившиеся традиции и устои не удавалось и не удастся еще никому. Так что даже его попытка построить величественный Ахет-Атон не приводит к желаемым результатам. И молодой тиран теряет авторитет, поддержку среди населения, и, как следствие, саму основу своей власти. Страх толкает Аменхотепа на опасный и отчаянный шаг – он отказывается посылать войска в Азиатские владения Египетской Империи и завоеватели лишают государство этих земель. Таким образом, затягивается петля, порочный удушающий его власть круг – провальная реформа, потеря земель, страх послать войска далеко от себя. Всё это приводит к тому, что мы часто ещё будем видеть под светом горячего солнца и холодных звёзд – облачённый властью падает под её весом.
Попытка воплотить в жизнь новое видение мира оказывается неудачной. И тот, кто вошел в историю еще и под именем Эхнатон, оказывается в опале у своих современников и, как следствие, истории.

Что до сына жрицы Олимпиады, которая до конца своих дней будет утверждать что понесла беременность от соития с самим Зевсом, то страсть Александра выливалась на полях сражений, под крики побежденных, а не на ложе любви под стоны женщины. Македонская Империя, создание которой начал царь Филипп II, расцвела, едва власть перешла в руки двадцатилетнего юноши. И каждая его победа приносила не только удовольствие возросшего могущества, не только новые богатства в казну главного на тот момент из греческих государств, но и новые, всё более амбициозные и труднодоступные цели. Сохранилось немало свидетельств о его войне с персидским вождём Дарием. О том, как вновь и вновь ускользал тот с поля боя от талантливого белокурого мальчика.
И Александр Македонский был таким же романтиком, был тем, кто старался изменить мир. Кровь его войнов была питательной почвой для грандиозного плана по объединению мира в одну гигантскую страну, по смешению человеческих подвидов в единый род.
Наш с Вами современник совершенно справедливо заметил что история знала быстрые становления империй. И их помпезные шествия по перелому воли мира сопоставимы лишь с их монументальными падениями. Не зря, наверное, Австро-Венгерский союз называли «Лоскутной империей», ибо одно дело – сшивать разрозненные кусочки материи, и совершенно другое – выплавлять совершенно новый сплав из металлов.
Можно по разному объяснять падение великой идеи и Империи Александра, ибо, как и всегда в подобных случаях, имел место целый ряд факторов: отсутствие наследника, жадность былых соратников, сложные отношения сына с Олимпиадой, заговор с целью передела власти, недовольные вмешательством в привычный уклад жизни покоренные народы (Александру часто приходилось подавлять восстания), слухи об отсутствии кровной связи между Александром и Филиппом… Однако же, мы имеем результат – великий царь был отравлен, а его детище, огромная могучая страна рухнула под тяжестью распрей тех, кто рвали друг другу глотки за власть. И это тоже происходит далеко не в последний раз. Вспоминается формулировка, которую я услышал от другого нашего с Вами современника, очень известного во всем мире, - после смерти Чингисхана жалкие чингисиды начинают бороться друг с другом.
Но сколько не предупреждали Александра о том что пора остановиться в завоеваниях и начать усиленно сплачивать друг с другом покоренные народы, он, едва оправившись от ран, всё так же прыгал в седло и вёл войска к новым свершениям, убеждённый, или даже ослеплённый, верой в правильность своих дел. Так и он ушёл непобеждённым.

Особенностью древнеримкого пантеона богов является его подвижная структура. Как известно, по мере расширения государства, основанного Ромулом и Ремом, пантеон языческих божеств обретал всё более и более разные оттенки. Он словно впитывал в себя божества новых народов и земель, сплавляя в единую армию духов.
Однако же не в этом кроется секрет столь долгого царствования римлян в Европе. Гай Юлий Цезарь, так и не увидевший результатов своих трудов, не доживший до становления империи, проводил не только активные завоевательные кампании, но и реформировал римское общество по новым реалиям. Завоевав территорию современной Франции, его войска начали экспансию на Британские острова, и всё это сопровождалось непрерывными реформами по централизации республики.
Гениальная формула, которую мы знаем практически как синоним этого легендарного политического деятеля – хлеба и зрелищ. Так он и стал диктатором республики. Он раскрыл один из основных секретов человеческой натуры, и суть римского общества обнажилась перед ним так, как обнажалась легендарная царица Клеопатра перед Марком Антонием.
 Считается, что основой современного устройства общества является римское право. Это косвенная истина, об этом несколько позднее, но одно неоспоримо – по мере расширения территорий империи, Юлий Цезарь активно насаждал принципы Римского права. Все покоренные народы, так или иначе, соприкасались с этой концепцией договоренности между Государством и Гражданином.
Сам Император вошел в историю в первую очередь именно как завоеватель и активный реформатор. Что и делает его еще одним романтиком – человеком, который верил в возможность иного видения общества и трансформации мира согласно этой модели.

Династия Каролингов, правившая средневековой Францией больше двухсот лет, получила свое имя по своему легендарному основателю – Карлу Великому. Начало династии положил его отец – Пипин Короткий, но именно Карла называют Великим. Почему? Да потому что он еще один Романтик, еще один мечтатель. Активно расширяя границы страны, Карл подчинил себе Лангобардское королевство, Баварию, Карантанию, Испанскую Марку, Саксонию. Его завоевательные походы были тесно переплетены с дворцовыми интригами, ведь отец поделил страну между Карлом и его братом, а отношения у них были напряженные.
А мы с Вами прекрасно знаем, что для получения титула «Великий», мало одних только завоеваний. Среди наших правителей только двоих мы так называем: Петра Первого и Екатерину Вторую. Потому что это были правители-просветители, поднимавшие не только военную составляющую государства, но и все стороны жизни страны и населения.
Удачно реформируя систему управления страной и армией, Карл не забывал о строительстве новых монастырей, расширении городов, распространении Христианства и строительстве новых церквей, создании школ при церквях и окружении самого себя учеными людьми.
А что говорить о его (незаконченном, к сожалению) проекте строительства канала между Рейном и Дунаем, дабы соединить Северное и Черное моря?
Смелый правитель, не боявшийся смелых решений и прямых действий в управлении страной, удостоенный звания Император Запада. Он по достоинству пошел в историю под именем Великий.
Ведь, согласно одной из версий, даже само слово «Король», произошло от имени Карла - Carolus.

Средневековой Европой правили монархи и Христианская церковь во главе с Папой Римским. И велись постоянные войны. Монархи воевали друг с другом, а Церковь воевала с посланцами сатаны (колдунами и ведьмами) посредством Святой Инквизиции.
А монархи варились в отваре тщеславия и дворцовых заговоров, сменяя друг друга и меняя династию на династию, сплавляя союзы брачными договорами. Нет, они далеко не все были тщеславными ничтожествами, погрязшими в похоти и обжорстве! Среди королей и королев были поистине достойные правители, и их немало! Но они все следовали традиции – преемственность власти от отца к сыну. Но был и тот, кто сломал традицию династического перехода короны с одной головы на другую. И это еще один Романтик – Оливер Кромвель. Тот, кто первым в мире посягнул на святость голубой крови, неприкосновенность закона о наследовании царской власти. Его удостоили титулом Лорда-протектора.
Само понятие Новая История берет свое начало в 1640 году, с момента Английской революции. И Лорд-протектор Англии стал народным избранником. Во время казни на эшафоте палач поднял и показал шокированной толпе отрубленную голову Карла Первого, казненного как предателя страны. И именно этот момент и является основополагающим в определении Кромвеля как исторического Романтика – все события тесно переплетены между собой, а каждая историческая ситуация олицетворена, ассоциирована с человеком. В данном случае с тем, кто взял в свои руки бразды правления страной и собрал её вновь воедино. Железной и твердой рукой он наводил в стране порядок.
То как поступили с его телом после реставрации монархии – это тема долгих и сложных споров. Но одно останется неизменным – Оливер Кромвель есть персонифицированный дух первого феномена, когда после смерти короля власть не перешла (прямо) к наследнику, а попала в руки к народному избраннику. Этот пример – первый шаг человечества на пути к созданию гражданского договора между гражданином и государством.

Да, именно Оливер Кромвель стал первым некоронованным монархом, однако был и другой европейский правитель, народный избранник вместо короля, который был коронован, и даже попытался основать новую династию. Он стал настоящим монархом, но взошел на трон по избранию народа – Наполеон Бонапарт.
Он был Романтиком до мозга костей. Слагают и воспевают легенды о его связях с женщинами. Знаменитейшая история юной девушки Элеоноры Денюэль. Днём она читала книги своей императрице, а ночью ублажала своей юностью и красотой темпераментного императора. Нам остаётся только предполагать с какой страстью он любил её прямо на тех самых картах, на которых перекраивал Судьбы Мира.
Но заслуга его, безусловно, не в том, что он окунул Европу в войну, или погубил Луи Антуана Анри, герцога Энгиенского. Вся современная система свободы совести и личности основана на документе, вошедшем в историю как «Кодекс Наполеона».
Но, наверное, надо описать саму историю, она хрестоматийна, но заслуживает краткого очерка. Великая Французская революция началась с взятия Бастилии и возвела в высший ранг идею гражданских прав и свобод. За год до этого молодой 24-летний генерал Наполеон Бонапарт взял на себя командование войсками пери подавлении восстания в Париже. И там Наполеон сотворил нечто куда более ужасное, нежели маршал Советского Союза Георгий Жуков (за что получил свою кличку - Мясник) почти полтора столетия спустя, а именно приказал расстрелять толпу бунтующих картечью. Кровь полилась по улицам, а тела человеческие превратились в месиво. Вся страна тогда перевернулась с ног на голову и он был одним из тех, кто не только пытался усмирить людей, но и видел какую возможность может предоставить вся ситуация в целом.
В конце позапрошлого столетия великий исследователь Джеймс Фрезер описал концепцию пирамидального устройства взглядов общества. Он предположил, что призма ощущения мира зависит от уровня развития общества. Таким образом, в основание пирамиды он поставил Магию, средним звеном он указал Религию, а вершиной пирамиды является Наука. Как известно, любая революция – это крах прежней системы, обрушение многих институтов общества. Вот и эта пирамида обрушилась. Народ начал массово верить в гадания, колдовские практики и не задумывался о той войне, которую когда-то вела Христианская церковь против всех этих проявлений оккультных практик. И вот в 1790 году, молодая девушка Мария Ленорман открыла в Париже гадательный салон. Там вдова генерала Жозефина Боагарне получила неправдоподобное предсказание стать Императрицей Франции.
Мы прекрасно знаем что было далее, но поистине потрясающим является тот момент, когда Первый консул Французской республики становится Императором Французов, когда в стране, некогда пропагандировавшей на весь мир свободу, начинают закрывать газеты, инакомыслие объявляется вне закона.
И вот эта помпезная церемония, которую благословил своим присутствием сам Папа Римский. И эта корона, сделанная в форме лаврового венка, которая должна была объявить своей уникальностью, что власть свою новый император получает от предков. Что было далее секретом не является – император начинает войны одну за другой, активные реформы, развод с императрицей и новый брачный союз, неудачный поход против России и дальнейшее падение. Но человека, который пролил столько крови своего народа, у него на родине, почему-то боготворят. Просто потому что понимают – такова история, чернилами которой является кровь. Человеческая кровь.

Так может нам есть чему поучиться у них? Не слизывать, а именно поучиться! Сколько уже говорится в обществе о необходимости новой волны (стадии) десталинизации общества, о том, как нам надо не допустить подобных преступлений в будущем. Но давайте откинем фантастику, которую когда-то нам описывал Солженицын в его книге «Архипелаг ГУЛАГ»?
Как бы мы не спорили об исторической роли Сталина, мы никогда не сможем изменить главного – это был великий по масштабам своих деяний человек. Вы были когда-нибудь у пирамид в Гизе? Попробуйте себе это представить: вот Вы стоите перед ними, восхищаетесь их архитектурой, вершиной инженерного искусства, когда и сейчас, спустя столько тысячелетий, между блоками этих каменных гигантов невозможно просунуть лезвие ножа… А думаете ли Вы в этот момент сколько рабов и рабочих погибло при строительстве этого Чуда Света? А думаете ли Вы о том, как гибли крестьяне в Древнем Китае и как замуровывали их тела в Великую Китайскую Стену?
«Река Времен в своем стремленье
Уносит все дела людей
И топит в Пропасти Забвенья
Народы, царства и царей»
Пройдут годы, и мы забудем тех, кто сейчас говорит о погибших на великих стройках коммунизма. Мы перестанем слышать тех, чьи души так и не нашли упокоя, чьи кости обнажались на берегах Волгодона полвека назад. Но мы будем знать, когда его построили и при каком правителе.
Так что он тоже был Романтиком. Последним Романтиком, на данный момент, которого носила Земля.
Согласно всем опросам и исследованиям огромное количество, если не большинство россиян считают, что нашей стране нужен такой правитель как Сталин. Почему? Безусловно, причиной является усталость общества от тех коррупционных скандалов, которые мы видим каждый день. Именно они открывают, даже точнее вскрывают народную память о том, кто не обогащался за счет страны, не строил себе мраморные дворцы, сверкающие великолепием золота и камней. А после смерти его, осталась только библиотека, пара старых сапог, несколько кителей, положенных по военному званию – известное аскетичное описание. И когда простые граждане вспоминают об этом, они думают что именно такое… презрение что ли… к вопросам личного обогащения у правителя и будет залогом спасения страны среди тех угроз, что нас окружают.
Кто он был? Много споров, дискуссий и мнений. Однако одно останется бесспорным – он был вершителем. Это он направил волю народа и сломил хребет немецким завоевателям, это он является политическим основателем всего ракетостроения нашей страны, это он создал социалистический лагерь, который поддерживал баланс сил на планете… Дела его можно перечислять еще долго. Те кто ненавидят его, зададут банальный вопрос: а какой ценой он это сделал?
Но неужели приведенные выше примеры не показали вам главное? Чернила для написания истории – это человеческая кровь. И попробуйте вычеркнуть эту кровь из истории, выковырять её – что мы получим? Не будет ни пирамид Древнего Египта, ни Великой Китайской Стены, ни феномена низложения монарха (власть которому, как пропагандировалось, давалась от бога), ни всей современной системы свободы слова и совести, не будет и великого учёного, сделавшего нашу страну покорительницей всего XX века, - Сергея Павловича Королёва.
А могу привести совсем душераздирающий пример: если бы не эксперименты доктора Менгеле, Ангела Смерти, то у мира не было бы сегодня результатов его кровавых исследований, которые легли в основу многих медицинских прорывов конца прошлого тысячелетия.
Но вернемся к нашему персонажу. Что он делал? Сложный вопрос. Вот накидайте себе в уме (или на листке бумаги, как удобнее) различные варианты перевода слова «terrible». Так вот, был в истории Руси один правитель – Иван Грозный. Почему его так прозвали, если terrible это никак не грозный? В этом и есть вся суть нашей русской души. Гроза – погремит, пошумит и успокоится. А как называли Иосифа Виссарионовича? Хозяин. Ведь он и был именно хозяином. Тем, кто верил в идею и не боялся идти к ней, ведя за собой массы. Куда он вёл, к какой цели – это уже тема для другого повествования. А сейчас мы просто подведёт итог – он был Романтиком. Тем самым, багровым как артериальная кровь, Романтиком, как и другие, кто правил народами до него.

Подумайте над этим, Мой Читатель

1 июля 2013 года
Максим Кузнецов


Рецензии