67. Карем Раш - Первые статьи

НА СНИМКЕ: Карем Багирович Раш, тогда молодой журналист, а впоследствии известный писатель.


Не знаю, были ли статьи, о которых я расскажу, первыми у Карема Раша, молодого журналиста, окончившего МГУ в 1963 году, появившемся в нашем активе, - тех людях, которые постоянно мелькали в кабинете директора Дома культуры «Академия» В.И. Немировского, бывали на всех мероприятиях Дома Культуры, кафе-клуба «Под интегралом» или киноклубы «Сигма», участвовали во всех обсуждениях того, что предстояло сделать, а часто и в самих делах.

Таких пишущих людей было тогда в городке минимум четверо. Давид Константиновский работал в Институте ядерной физики. Он обычно только слушал и, видимо, обдумывал, как использовать материал для книги, которую писал. Тем не менее, он иногда выступал, но только как молодой литератор.

Борис Половников брался за всё, - писал заметки и стихи в нашу газету, участвовал в праздниках и не только как сценарист, но и как артист. Он просто прилип в Немировскому, и я иногда даже спрашивал себя, почему Половников следует за Немировским, как тень.

Его бывшая жена Замира Ибрагимова больше приглядывалась к тому, что происходило в Академгородке. Она в эти годы работала корреспондентом газеты «Советская Сибирь», и её больше интересовали высокие сферы – проблемы науки, проблемы Сибири, человеческие драмы, но не наша будничная жизнь. Она дружила с Наташей Притвиц, в наших обсуждениях и спорах не участвовала, возможно, и потому, что там всегда был её бывший муж.

Карем Раш был всегда рядом. Он высказывал своё мнение, но не снисходил до споров. Невысокий смуглый паренёк, каким тогда он мне запомнился, высказывался безупречным грамотным языком, чётко и ясно. Интересовался он всем, к любому вопросу походил серьёзно, пытаясь разобраться в нём. Мне казалось, он всё откладывает  в памяти, что-то прикидывает, что-то рассчитывает. А уж если писал, то делал это очень хорошо.

Первая серьёзная статья его в газете «За науку в Сибири» (№9 от 1 марта 1966 года), на которую я обратил внимание, называлась «Вместо интуиции - уравнения». В ней шла речь о математическом моделировании химических процессов. Рассказывалось о творческих связях Института Катализа с чехословацкими учеными. Назывались фамилии член-корреспондента Борескова, д.т.н. М.Г. Слинько, и чешских учёных – профессора Ярослава Крутецкого. Цитировался президент Академии наук М.В. Келдыш, подчеркнувший важность этих работ. Начиналась эти большая статья, помещённая на первую полосу газеты, цитатой Маркса о значении математики:

«Наука лишь тогда достигает совершенства, когда её удаётся пользоваться математикой».

А заканчивается цитатой Энгельса:

«Физика – есть механика молекул, химия – есть физика атома, биология – есть химия белка».

А заканчивалась статья панегириком Энгельсу:

Фундаментальные открытия за последнее столетие не раз потрясали науку, но справедливость энгельсовского замечания не была опровергнута ни разу. Ни одному человеку не удалось в столь лаконичной форме так глубоко определить внутреннюю взаимосвязь между основными областями естествознания. А математика стала основным рычагом в развитии этих наук, помогая им «достичь совершенства».

Язык статьи был весьма хорош, мысли выражены ясно. Она отличалась в лучшую сторону от стандартных статей журналистов о науке и Академгородке, написанных казённым языком с хорошо отработанными штампами. И сделана была добротно, «по правилам» того времени, - всё было выдержано, взвешено.

Эта статья показала мне, что Карем Раш как журналист умеет схватить главное и отличается широким взглядам, ясным умом и бойким пером. Я напомню, что в те годы я курировал газету «За науку в Сибири», поскольку после ликвидации парткома СО АН она была органом только Президиума СО АН и Объединённого комитета профсоюза СО АН, и каждый номер перед выпуском в печать редактор приносил мне на просмотр.

22 марта Карем Раш публикует еще одну статью «Перекличка столетий», где цитирует две записи: одну из таможенной книги 17 столетия безвестного дьячка, другую из книги регистрации гостей в гостинице СО АН.

Он сравнивает связи России с зарубежными странами 300 лет назад и сегодня, когда в Академгородок приехали английские физики чтобы прочесть лекции в НГУ, и палеонтологи для участия в конференции по палеонтологии докембрия.

Особенно мне понравилось окончание его статьи с его «столкновением столетий:

«…Невольно понимаешь, что сегодня изделия Сибирских заводов идут в Алжир, Грецию, Гвинею, Норвегию, Индию, Бельгию, во все уголки земного шара. В 51 стране можно встретить сибирскую марку, и стоит она не на «скобах конопатных», а на уникальных металлорежущих станках, электромашинах, прокате качественной стали, горно-шахтном оборудовании, точнейшей медицинской аппаратуре.

Так в столкновении столетий рельефнее воспринимается сегодняшний день, зримее становится пройденный путь, и каждый факт, к которому мы давно привыкли, вырастает до размеров события».

И ещё одно, что я тогда заметил: В его статье, несомненно, звучит гордость за страну, за Сибирь, за путь ею пройденный. Я тогда тоже был патриотом своей страны, и мне это импонировало. Правда, мне было свойственно критическое отношение к нашей жизни и быту, а тут я отметил, как бы про себя, что Карему Рашу было неважно, что СССР отстала во многих современных отраслях науки и индустрии, он не опустился до критики. Критика страны, пути, по которому она идёт, подумал я, - не его тема. Он пишет о достижениях Страны Советов, о патриотизме советского человека. Вполне в духе времени. Как и было тогда принято.

Мы с Каремом иногда разговаривали на разные темы, и, я помню, не раз рассказывал ему о том, чем мы живём, что делаем, чтобы улучшить жизнь в Академгородке. Я тогда посоветовал ему направить свое перо на то, что нам мешает жить. На беды нашего городковского общества.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2013/07/01/539


Рецензии