Портреты гитаристов 5. Ян Скрыган
Ян Скрыган – один из самых замечательных и перспективных гитаристов в Белоруссии. Этот симпатичный молодой человек уже приобрел широкую известность у нас в республике. Его имя знают во многих странах Европы. К чести Яна нужно сказать, что он, помимо того, яркая, самобытная личность, обаяние которой чувствует каждый, кто общается с ним. Скромность и дружелюбие, отсутствие какого бы то ни было апломба и желание неустанно совершенствоваться – вот его отличительные черты. Как всякий большой талант, он великодушен и прост с товарищами по «музыкальному цеху».
Откуда у 22-летнего артиста столь прочная нравственная основа? Его дед – белорусский писатель Янка Скрыган, отец – скрипач. Следовательно, перед нами интеллигент в третьем поколении – штрих немаловажный в биографии человека, посвятившего себя искусству!
Ян начал играть на гитаре в 9-летнем возрасте. Его первыми учителями были Николай Николаевич Шило и Владимир Анатольевич Белашев. Сейчас он студент 3-го курса Белорусской академии музыки, занимается в классе доцента Валерия Живалевского. На сегодняшний день Ян Скрыган лауреат Международных конкурсов: в Крынице, в Тыхах, в Череповце. Причем конкурс в Тыхах, крупном городе Силезии, – не только престижнейшее состязание для гитаристов Польши, это авторитетный форум исполнителей всего мира. По обыкновению, в состав жюри входят легендарные личности: Колин Купер, Павел Штайдл и др. За свою непродолжительную артистическую жизнь Ян уже выступал с концертами в России, Эстонии, Польше, Венгрии, Нидерландах. Впечатляющий дебют!
Отвечая на мой вопрос, гитарист заявил, что его любимые композиторы – Бах и Барриос. Тем самым он невольно обозначил две грани своего таланта: дар спокойного, классического созерцания и готовность отдаться бурным, романтическим чувствам.
Как эти крайности сочетаются?
Сначала надо сказать: у Яна от природы пластичные, гибкие пальцы, благодаря чему он обладает великолепной техникой. У него неповторимый звук: с одной стороны, красивый, с другой, сильный. Это позволяет ему убедительно играть как нежную, проникновенную музыку эпохи барокко, так и мощные полифонические произведения Иоганна Себастьяна Баха. Музыкальные трактовки Яна Скрыгана отмечены печатью интеллекта и благородства.
Поближе узнать Яна Скрыгана как человека и исполнителя мне довелось тогда, когда я пригласил его выступить в Гродно.
Концерт в зале Областной филармонии Ян Скрыган предварил дуэтом гитары и мандолины. Его партнершей была Катерина Прокопчик, – однокурсница по академии и тоже лауреат международных конкурсов. Они исполнили две сонаты Доменико Скарлатти. Молодым артистам не откажешь в чувстве стиля, в филигранной технике, в тонкой нюансировке. Особенная прелесть их ансамбля заключалась в том, что старинная итальянская музыка звучала в сладостном неаполитанском тембре мандолины. Вы словно оказались в стране лучезарного солнца и ночных серенад.
В пьесе испанца Хоакино Родриго «Заклинание» душу затронули те места, которые были проникнуты сдержанной скорбью. В «Каватине» польского композитора Александера Тансмана Ян Скрыган вновь продемонстрировал чувство меры, ибо глубокая печаль этой пьесы не имела и тени уныния. Далеко не всегда удается избежать отчаяния, если мир кажется мрачным!
Во втором отделении Ян Скрыган по неведомым нам причинам решил противопоставить очень экспрессивный «Вечерний шоро» парагвайца Августина Барриоса (того самого, кого он обожает!) музыке, какую с полным правом можно отнести к гродненской композиторской школе. Вероятно, он хотел, чтобы его коллеги-гитаристы соотнесли свои произведения с мировой классикой. Не скрою, мне это было вдвойне интересно: ведь и Денис Асимович, и Владимир Захаров, и Валерий Живалевский, произведения которых Ян Скрыган включил в программу, постигали азы композиции именно у меня!
Что же, давайте сравним и посмотрим, как минский артист трактует музыку гродненцев.
Партита «Иисус Христос» Дениса Асимовича написана по евангельским сюжетам. В ней три части: «Гефсиманский сад», «На горе Преображения» и «День торжества». Гитарист объединил эти три эпизода из жизни Христа и его учеников в единое монументальное полотно. От исполнителя потребовалось немало душевных сил, чтобы передать в музыке внутреннее состояние Спасителя, диапазон ощущений, которого простирается от печали до протеста. Однако музыкант не впал при этом в грубую чувственность. Он мастерски передал драматизм, возрастающий от первой до второй части партиты, уловил динамику контрастов, выделил тихую промежуточную кульминацию. Я имею в виду тот эпизод просветления в душах апостолов, увидевших своими глазами сияющий лик преображённого Учителя. Они спустились с горы обновленными, с чистой, целомудренной верой, которая отныне будет сопутствовать им до конца жизни. Третья часть – это гимн, воспевающий величие воскресшего Божьего Сына. Скрыгану удалось естественно перейти от глубоко личностных переживаний к вселенскому празднеству.
Да, здесь есть над чем поразмыслить. Автор партиты Денис Асимович и его друг создали впечатляющую фреску торжества Духа, что нельзя не признать существенным вкладом в современное гитарное искусство.
Ян всегда включает в свой репертуар «Грюнвальдскую пастораль» гродненца Владимира Захарова. Гитарист раскрывает перед нами те события, какие происходили в этих местах. А была кровавая сеча, когда немецкие рыцари сошлись в бою со славянскими витязями, когда окрестности огласились грохотом конских копыт, лязгом мечей, победными криками и стонами умирающих… Исполнитель неизменно подчеркивает белорусский национальный колорит этой пьесы, ее образную яркость.
Трепетная лиричность отличала пьесу «Сикстинская мадонна» уроженца города Гродно Валерия Живалевского, который ныне – профессор Белорусской академии музыки. Затем прозвучали три части из цикла «Литвинские фантазии» того же автора – своего рода музыкальная легенда, повествующая о судьбах белорусского народа. В ней явственно проступает старинный «литвинский» колорит, слышно средневековое, местами баховское многоголосие, ощущается первозданный мелос белорусских народных песен, которые легли в основу данного цикла. В этом произведении выражены чаяния и стремления патриота своей страны. В фантазиях Живалевского я, например, представляю, как бурлит и сверкает на солнце весенний ручей, как пробуждается природа, как она звенит в своей девственной красе. Это наш отчий край. Это родная Беларусь!
Нетрудно заметить, что гродненские гитаристы-композиторы не боятся затрагивать масштабные темы и убедительно их разрабатывают. Вовсе не случайно, что вслед за ними в республике появляются такие мастера гитарного исполнительского искусства, как Ян Скрыган. Ему вполне по плечу выражать многообразие тем, идей, событий нашего древнего, давнего и не очень давнего прошлого. Гродненские авторы и Ян Скрыган – плоть от плоти белорусской национальной культуры, национального искусства, которое ныне на подъеме. Впереди новые достижения!
А пока Скрыган с честью представляет Белоруссию за границей, работает над новыми произведениями наших самобытных авторов. Отечественная гитарная музыка стоит на перекрестке времен, и мы с надеждой всматриваемся в её будущее.
Свидетельство о публикации №213070100682