Шурочка

               
В годы моей юности имя Шура было не очень популярным у девушек. Сегодня Саши, Шуры. Александры есть почти в каждом классе. А тогда оно вызывало лёгкое удивление.
  Шурочка  жила в нашем общежитском блоке в двухместке, то есть в двухместной комнате , одна .Это было невероятно- в разгар комсомольской стройки, когда люди жили в вагончиках
, когда общежития были переполнены, сюда селили ежедневно прибывающую молодёжь, Шурочка проживала в своей отдельной комнате и вела себя так, как будто вся  эта суета её не касалась. Своим независимым видом и равнодушием  к чужим жилищным проблемам она вызывала лёгкое раздражение, если не  сказать злость  у  своих соседок по блоку.
   Жили тут женщины разных профессий и судеб: например, крановщица  Фарида, двадцати восьми лет, которая на своей стройке поспорила с каким-то своим начальником-не то мастером, не то прорабом, что она девственница. Окажись она права, прораб , или мастер, должен был бы подарить ей свою машину- «копейку», недавно им купленную, в чём он её смело и заверил Правда, к проверке сей истины  мужик не сильно стремился, и Фаридушка грустила, не зная, чем его ещё можно привлечь.
   В комнате напротив жила прибалтийского вида  блондинка-фельдшер Люда  .Это было совершенно загадочное существо. Хрупкая, прямая, с серыми глазами, она почти не разговаривала ни с кем, кроме  как с Райкой..Райка жила в четырёхместке и была грозой всего блока. Безбожно матерясь, она вводила в замешательство и лёгкий немой страх всех  проживающих  на этаже. Одна  Людмила на неё реагировала по-прибалтийски спокойно.Райка работала  бригадиром маляров на стройке. За глаза её называли Райкой.,  а в глаза  Раей или вообще старались с ней не заговаривать- себе дороже, потому что  она всегда находила повод сказать что-то грубое и при этом смеялась, как ненормальная. « Людка, стерва такая, где вчера шлялась?!»- неслось по этаже с кухни,куда Люда выходила,чтоб  разогреть  ужин.У Люды был возлюбленный- жгучий брюнет с Кавказа- красавец- мужчина..Он приходил к ней в гости, а потом они куда-то отправлялись.Им, видно,очень хотелось побыть вместе наедине. Но в переполненной общаге это было невозможно..Может быть , поэтому их взгляды были затуманены какой-то грустью. Эта пара- блондинка и  яркий брюнет - привлекала взоры всех живущих в общежитии. Все гадали,куда же заведёт эта любовь- к браку или к расставанию..-уж больно грустными были всегда лица влюблённых.Так вот, Райка, не церемонясь, отпускала сальные шутки в адрес блондинки, а та  и не думала обижаться, а что-то весело отвечала  обидчице. И они весело хохотали.Было абсолютно непонятно, почему Людмила так реагировала на Райкины пошлости- видно, между ними- этими молодыми женщинами - была какая-то особая доверительная дружба.
   В четырёхместном номере жила Галя, или Галька, как её называли.  Удивительно, что она работала в роддоме. Наверно, санитаркой Я не могла её представить в белом халате..На вид она больше походила на женщину- путейца.  У  Галки был доброжелательный взгляд и очень мягкий характер.  Она по пятам ходила за грозной Райкой, заглядывала ей в рот, а та её по-своему опекала- выговаривала ей за какие-то провинности- за потерянный от комнаты ключ, за пригоревшую еду, за несоблюдение очереди уборки  в комнате.
В одной из двухместок жила стареющая дама- ей исполнилось пятьдесят- это запомнилось, потому что в один из дней она вернулась с работы с букетами и коробками- сослуживцы поздравили её с юбилеем. Дама работала в дирекции   главным специалистом.С ней жила  дочка школьного возраста с белыми кудряшками. На вид ей можно было дать и десять и шестнадцать лет..Имея маленькое тельце, она обладала взглядом взрослой женщины..Может быть, она так выглядела потому, что была больна диабетом..У неё был низкий голос, который контрастировал с её ангельскими  голубыми  печальными глазами и белыми детскими кудряшками.Из их комнаты однажды донеслась совершенно чудная мелодия..Долгие годы я не знала, как она называется.Оказалось- «Ветряные мельницы нашего сознания» , Эту пьесу исполнял оркестр Фаусто Папетти.. Этот мотив  запал мне в душу ,я и сейчас прихожу в трепет, когда звучит эта музыка.Она словно  отражает в себе замысловатое переплетение судеб людей, живущих на этаже.
   Была на этаже ещё тридцатилетняя интеллигентная девушка..Ещё бы чуть-чуть, и она превратилась бы в старую деву. Но ей повезло. Родственники познакомили её с будущим женихом-  молодым человеком из  порядочной интеллигентной семьи.. Два семейных клана объединились. Высокий, аккуратный  мужчина добросовестно приходил к Ирине_- так звали девушку-  с месяц..Они брались за руки и уходили в кино..Потом они расписались, и Ирина съехала к нему на квартиру,обретя семейное счастье. Все были рады за них,особенно Фарида, которая мечтала о замужестве как о манне небесной, но почему-то мужчины обходили её стороной, несмотря на то что она всем и каждому  готова была доказать на деле свою девственность.
   Ещё в одной четырёхместке жили девчушки- маляры.  Вот у кого была весёлая жизнь. Возвратившись с работы, они дружно готовили ужин, без умолку щебетали по-татарски, хохотали. Они часто ходили на какие-то  концерты с татарскими песнями, бегали в кино, часто пели хором свои национальные песни. На выходные их комната  затихала- все уезжали к родителям в деревню.
  В четырёхместке напротив девчонок жили учителя. У них всегда было тихо- на столе всегда лежали книги и стопы тетрадей. Строгие учителя  были  такими только в школе.  Они были веселы, общительны, часто ходили в Красный уголок на пятый этаж смотреть телевизор. Именно в их компании я  смотрела впервые вышедший на экраны фильм. «Ирония судьбы, или с лёгким паром».
   Были на этаже и работники почты- две сестры. Старшая – телеграфистка на главпочтамте- телеграммы отправляла, а младшая работала  на выгрузке посылок из вагонов   Одну звали Лиля, а вторую Раечка.( в отличие от бригадира Райки). По возрасту и по духу Раечка  была мне ближе всех. Она меня любила, как  сестру, и я её. Я всегда ждала, когда она , наконец, вернётся со своей разгрузки и мы с ней будем рассказывать весёлые истории и хохотать. Мне её было жалко, потому что она работала сутки через двое и приходила всегда очень уставшая.Я не могла дождаться, когда же она проснётся после ночной смены, иногда я даже будила её…на что она ворчала, но не обижалась. Как-то на каникулах Раечка уговорила мою маму отпустить меня к ней в марийскую деревню. Эти воспоминания живут в моём сердце- чудная деревня,  трава как ковёр, огороды в лучах заката, пение соловьёв, огни за речкой, гармошка в ночи. Подружка моя дорогая…- Раечка...
 Девчонкам-продавцам жилось легче всех,  перед ними заискивала даже комендант общежития. потому что они таскали ей разный дефицит из своих магазинов: импортные кримпленовые платья, вискозные ночные сорочки с гипюровыми рюшами,  печень трески,духи «Быть может»..и много чего ещё таскали- об этом только комендант знает и продавцы..У продавцов вечно кто-то был беременным,и надо было срочно делать аборт..Дух несчастной неразделённой любви веял над их головами. Было странно- как можно бросить таких разодетых красавиц..Мужчины ,оставившие   некоторых из них, даже не подозревают, сколько слёз было пролито девчонками и как они страдали из-за мужского предательства..
  Все  женщины, такие разные по характеру, темпераменту, иногда объединялись, превращаясь в девятый вал, готовые поглотить утлое судёнышко- Шурочку из двухместки. Иногда вечером или утром или вообще в любое время суток на весь блок звучало колоратурное сопрано- это пела переводчица  Она выходила из своей комнаты, цокая каблучками по кафелю, в одной руке неизменно была турка, которую она несла ставить на газовую плиту, в другой-дымящаяся сигарета .Шурочка могла распевать как по-русски, так и по-английски. Может быть, голос её был и хорош, но он всегда звучал немножко не вовремя- то утром по выходным, когда все  отсыпались, то поздно вечером, когда все смотрели первый сон. Поэтому всех выводило из себя не пение само по себе, а эгоизм Шурочки..Если б Райка крикнула в ночи- Кто свет  не выключил на кухне? -,никто б и не отреагировал- Райка же..А тут Шурочка- ..да кто она такая…Соловья глушил мощный, иногда хриплый голос Райки .Распахивалась дверь, и  Райка без халата, сверкая полными плечами, влетала на кухню, чтобы осадить зарвавшуюся соседку.. Если это происходило не поздно вечером, то, как правило, на кухне, кроме Шурочки, ещё кто-то находился. И тогда все старались уйти оттуда побыстрее, как в преддверии грозы. Однажды, в очередной раз  решив успокоить певунью, Райка влетела на кухню, решив, видно, заодно и покурить. В руке была пачка сигарет и коробок спичек  .Отодвинув с пути Ирину с женихом, который бережно  уносил второпях какую-то  дымящуюся в кастрюльке еду, Райка громогласно рявкнула -  Когда ж ты заткнёшься, дура?..  На что Шурочка , не моргнув глазом, послала так же громко Райку туда, о чём мечтала  крановщица Фарида.. Тут Райку прорвало, она размахнулась и кинула в Шурочку пачку сигарет, которую только-только собиралась открыть. Пачка угодила Шурочке  в лоб. Шурочка пискнула и схватила  стоящий  у стены табурет..Он был сломан,  его кто-то приставил к стене, чтоб он не упал и не развалился окончательно.. Шурочка была маленькой и слабосильной, табурет не долетел до Райки метра полтора, упал и рассыпался. Последовал грозный Райкин хохот, а Шурочка покинула поле боя, захлопнула дверь своей комнаты и быстро-быстро повернула ключ в замке.
  Утром Шурочка просыпалась позднее всех. Включала свой магнитофон и совершенствовала свои знания по английскому языку. Потом , по своему обыкновению, цокала на каблучках на кухню, варила кофе,  и только потом отправлялась на свою работу- на завод, где она работала переводчицей у иностранных специалистов .С работы она возвращалась поздно, еле волоча ноги. Лицо выражало неимоверную усталость, бледность его  оттеняли глаза.Которые казались ещё темнее, чем были на самом деле, то ли от плохого освещения, то ли  слишком густо она накладывала на веки  импортные тени. Бывшая учительница  в ней испарилась, о её педагогическом прошлом напоминало лишь строгое недорогое пальто, стильность которому она придала с помощью платка-как-то по-особенному Шурочка повязывала платок-  пальто и внешний облик совершенно менялся_ от этого, так меняться могут только переводчики и артисты.
     Однажды всех ошеломило событие- у Шурочки появился любовник. И не просто любовник, а американец огромного роста и тучной комплекции. Он и так был массивный, а в защитного цвета аляске  и  ботинках на толстой подошве и вовсе казался великаном. Шурочка на его фоне казалась маленьким воробушком. Блок жильцов просто дар речи потерял, когда они появились вместе  поздней осенью в компании друг друга и предстали пред очами жильцов общежития. Все на время забыли про пару блондинка Люда- брюнет Рубен и переключили всё внимание на  влюблённую переводчицу Шурочку..А в том, что она была влюблена , никто не сомневался. В её пении появились новые интонации, все, наконец, решили, что у Шурочки приятный голос, что она красиво поёт, что она юморная и вообще нормальная тётка. Глаза её сияли счастьем, она много шутила, весело с хохотала .Даже Райка перестала делать  ей замечания, с интересом поглядывая на происходящие перемены. Теперь Шурочка выносила на кухню какие-то цветные баночки с консервами, коробочки с импортными продуктами, что-то готовила для себя и своего друга Когда он приходил к ней в гости, она  готовила  для него какую-то еду на кухне, поминутно убегая в комнату, из которой тот почему-то не выходил. Говорили они по-английски. Шурочка цвела. В блоке как-то всё притихло. Как перед бурей.
   Однажды вечером, когда на кухне, как обычно,  почти все готовили себе ужин и перебрасывались репликами, открылась дверь , ведущая из общего коридора в блок , и раздались шаги…Все  замолчали- уж больно гулко  раздавались чьи-то шаги.  Кто ж это так тяжело вышагивает и в какую комнату..Оказалось, Шурочка..Её было не узнать .На ней лица не было. Вернее, оно было как маска. Губы  не накрашены и плотно сжаты.Тёмные глаза  казались ещё темнее и горели каким-то лихорадочным огнём. В них не было слёз, а только какая-то звериная тоска шла из них. Смотреть на неё было страшно. Платок, который она по-особенному как-то повязывала, съехал набок, волосы, обычно гладкие, выбились из-под платка- это было будто и не Шурочка, а совсем другой человек .Что же случилось- гадали все.Шурочка молча проследовала в свою комнату, не обращая внимания на устремлённые на неё взоры и не отвечая на вопросы, и дважды повернула изнутри ключ в скважине замка
  Утром кто-то где-то узнал, что произошло следующее: её американца отправили в Америку первым же рейсом, а Шурочку уволили с работы в тот же день. Руководству стало известно о связи между специалистом и переводчицей.
   Шурочка осталась одна и без работы…Она таяла на глазах, как-то темнея день ото дня. Личико её сделалось маленьким и скорбным. Без косметики она казалась старушкой. Все разглядели,что ей далеко не тридцать...  Все молча сострадали ей.
   Прошёл месяц или чуть больше. Шурочку приняли  в школу учителем английского  языка, и вот-вот она должна была переехать в другое общежитие.  Я сомневаюсь, что она осталась в городе. Скорее всего, она наврала всем, что будет работать в школе.. Вероятно, она вообще  собиралась уехать из города.
  Накануне отъезда она разоткровенничалась и даже всплакнула. Оказалось, что ей с американцем даже попрощаться не позволили-он  улетел ,а она узнала об этом только спустя время, когда он уже был на родине.
….Из всей жизни в общежитии запомнился больше всего именно этот эпизод с Шурочкой


Рецензии
Добрый день, Нина! Прочитал с удовольствием. Вы замечательный рассказсчик и тонкий психолог. Спасибо. Понравилось.
С уважением,

Георгий Качаев   11.09.2013 09:50     Заявить о нарушении
Спасибо, Георгий!

Нина Кивлицкая   12.09.2013 16:37   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.