Нравственность и разум

   ЭТИКА И ЭТОЛОГИЯ

9. Нравственность и разум

Тем-то и скверно невежество, что человек и не прекрасный, и не совершенный, и не мудрый вполне доволен собой. (Платон)

Надо быть очень умным, чтобы из ума вытекала порядочность. (Хмелинский)


Нравственное чувство, как и все эмоции, не нуждается для своего существования в логическом обосновании. Всё же философ может кое-что сделать для его поддержания. Он должен не доказать истинность нравственных норм, а лишь обратить наше внимание на то, что смутно записано в нашей душе эволюцией.

Еще философ может показать, что, как правило, нравственные поступки выгодны и с точки зрения других удовольствий, а не только удовольствия сознавать, что сделал доброе дело.

Умный, вообще говоря, не нравственнее глупого; но ему легче объяснить, что поступать хорошо - выгодно.

Хороший общественный строй - это такой, при котором в максимальной степени: хорошо поступать выгодно.

И богатств, и разума можно лишиться в один день. Куда долговечней заслуженное уважение людей. Другое дело, можно ли вывести отсюда всю этику. Разумный Эгоизм, утверждающий, что поступать хорошо - выгодно, прав в большинстве житейских ситуаций. Но в ситуациях, требующих героизма, - едва ли.

Наш альтруизм и окружающих иногда побуждает хорошо с нами обращаться (обычное обоснование Разумного Эгоизма). Но и не будучи полезным для удовлетворения потребностей, нравственное поведение само является потребностью; т.е. поступать хорошо - выгодно и с точки зрения баланса непосредственных удовольствий и неудовольствий.

Сторонникам разумного эгоизма часто возражают, что люди склонны платить злом за добро (так что делать добро вовсе не разумно). Но иногда (а может быть, и всегда) творимое нами добро подобно бочке меда с ложкой дегтя; а у того, кого мы этой бочкой осчастливили, мера иная, и с его точки зрения дегтя в ней может быть больше, чем меда. Может быть, оказываемая нами услуга на самом деле медвежья? Потребность человека считать себя хорошим приводит не только к хорошим поступкам, но и к искреннему истолкованию своих плохих поступков как хороших.

Согласно христианской морали хороший поступок почти перестает быть таковым, если человек сам себя за него похвалил, хотя бы в душе. Так что жалующиеся, что им заплатили злом за добро, на самом деле не такие уж добрые.

Естественные границы альтруизма - собственные интересы, т.е. инстинкты 1-й и 2-й ступени. Но и в этих границах сила его очень зависит от воспитания, от общественного мнения. Альтруизм иногда далеко выходит за эти границы, т.е. заставляет поступать наперекор 1-й и 2-й ступени. Однако, дай Бог, чтобы хотя бы в этих границах он был достаточно силен, чтобы мы хотя бы ради мелкой выгоды не причиняли большого ущерба окружающим, чтобы хотя бы избыток сил отдавали благотворительности - из этого и исходит этика Разумного Эгоизма.

Соперничество естественно, допустимо и даже благотворно, если не выходит за рамки: вред, причиняемый сопернику не должен превышать пользы, извлекаемой для себя.

Партнерство обычно выгоднее соперничества. Предав партнера, может быть, получишь больше, но в долгосрочном плане продолжение партнерства, всё равно, принесло бы больше. Однако, что делать, если партнер этого не понимает и может предать? Тогда лучше уж предать самому первым; т.е. самое разумное: продолжать партнерство как можно дольше, всеми средствами заставлять партнера делать так же, но не пропустить момента, когда надо выйти из игры, пока этого не сделал партнер. Такое поведение оптимально с точки зрения 1-ой ступени. Но с точки зрения 3-ей ступени это может быть и совсем не так: для выживания популяции неблаговидный поступок уважаемого ее члена может быть гораздо вреднее, чем его гибель из-за такого поступка нечестного партнера.

Простейшая игра хорошо моделирует взаимоотношения людей: если оба участника делают шаг к партнерству, то оба выигрывают, если только один, то он проигрывает, а другой выигрывает еще больше.


Очень немногие довольны, ничего не делая и живя милостями природы или трудом других людей. Их положение непрочно: ни у кого нет причин защищать их. (Селье)

Устойчивое положение в обществе лучше всего обеспечивается возбуждением положительных чувств у максимального числа людей. (Селье)

Межличностные отношения должны направляться желанием сформировать условнорефлекторным путем системы обратной связи, которые подскажут человеку, какие виды поведения принесут поощрение или наказание. (Селье)

Кто накапливает дружбу и любовь, нуждается в деньгах меньше других, т.к. многое получает бесплатно. (Селье)

Накопление так же характерно для живого, как эгоизм. Предлагаемая мной линия поведения направляет этот инстинкт в иное русло - на завоевание любви. (Селье)

Лучший способ заслужить любовь - стараться быть как можно полезнее. (Селье)

На основе альтруистического эгоизма клетки объединяются в многоклеточные организмы, а те - в сообщества. (Селье)

У людей посредственных расчет большею частью оказывается несостоятельным: они по расчету хитрят, подличают, воруют, запутываются и, в конце концов, остаются в дураках. А люди очень умные понимают, что быть честным очень выгодно, что всякое преступление опасно и, следовательно, неудобно. (Писарев)

Ничто кроме личного вкуса не мешает Базарову убивать и грабить, ничто кроме личного вкуса не побуждает людей подобного закала делать открытия. Базаров не украдет платка по тому же самому, почему он не съест кусок тухлой говядины. Если бы Базаров умирал с голоду, то он, вероятно, сделал бы и то, и другое. Кроме непосредственного влечения у Базарова есть еще другой руководитель - расчет. Когда он бывает болен, он принимает лекарства, ценою маленькой неприятности покупает в будущем большее удобство или избавление от большей неприятности. Работает Базаров для добывания насущного хлеба или из любви к процессу работы. (Писарев)

Уметь так прожить свою жизнь, чтобы все или почти все окружающие тебя любили,-- это и есть высшая доблесть ума! Ум, подчинившийся душе, это и есть высший ум. Цель человеческая -- хороший человек, и никакой другой цели нет и не может быть. (Искандер)

У народа своя великая генетическая задача -- улучшать условия своего самосохранения. Этот инстинкт в нашем народе серьезно поврежден, но я уверен, что выздоровление еще возможно. Даже его излишняя раздраженность -- признак того, что он жив и хочет жить. (Искандер)

Безнравственный поступок образованного человека мы склонны осуждать резче, чем тот же поступок необразованного человека; и это хорошо: здесь сказывается инстинкт самосохранения рода человеческого. (Искандер)

В профессиональной работе порядочным быть выгоднее, чем подлецом. Это замечательное свойство морали проявляется во всяком нормально организованном сообществе, и на него указывали многие великие мыслители, от Сократа ("Знание есть добродетель, а незнание - источник всех пороков") до Льва Толстого ("Девять из десяти дурных человеческих поступков объясняются исключительно глупостью"). Если бы было иначе, то социальная мораль умерла бы, не успев родиться. (Назаретян)

И.Кант разделил благие человеческие поступки на две категории: красивые и моральные. Первые совершаются по душевной склонности, из любви или симпатии. Вторые - вопреки эмоциональному порыву, из чувства долга, ответственности, дисциплины. Красивые поступки приятны и желанны, но на них не построить надежных социальных отношений (в поисках дантиста, который нас полюбит, мы рискуем остаться без зубов). Поэтому общество тысячелетиями вырабатывало и совершенствовало более надежные, чем своевольная "любовь", механизмы консолидации: мораль, право и правовое сознание, самоконтроль, взаимоуважение, терпимость, взаимопонимание, чувство ответственности, личного, профессионального долга. Анализ показывает, что все это генетически основано на развитии интеллектуальных способностей, умения оценивать отсроченные последствия. По-моему, главную проблему современного человечества составляет дефицит не любви, а именно разума, трезвого самостоятельного мышления. (Назаретян)

Догадка Сократа о сопряжённом росте знания, мудрости и морали подтверждается огромным опытом социальной истории. (Назаретян)

Я не утверждаю, что все образованные высокоморальны; не утверждаю даже, что все они умны. Но воспитание (т.е. привитие чувств) без развития интеллекта - дело трудное, возможное только примером и авторитетом в семье. На ограниченного человека действует ограниченная среда; другое дело умный: на него действует широкое окружение - книги, радио, телевидение. Умного ребенка легче воспитать, легче сделать из него хорошего гражданина. Раннее развитие интеллекта через обучение облегчает решение сугубо воспитательных задач: умный ребенок легче усваивает нормы поведения. К сожалению, он рано начинает понимать недостатки воспитателей; поэтому важно включать хорошие книги и фильмы для формирования идеалов. (Амосов)

Механизм воспитания в раннем детстве укладывается в понятие "импринтинг", "впечатывание", позднее - это выливается в подражание авторитетам - родителям, учителям, товарищам. В дальнейшем присоединяется анализ и создание собственных убеждений, изменяющих потребности. Роль воспитателей и среды очень велика, но не самодовлеюща: самоорганизация присутствует! (Амосов)

Содержание убеждений - это мораль, идеологии, верования. Их значимость в мотивах поступков составляет около четверти от значимости чувств. Прибавьте сюда ещё четверть изменений потребности от интенсивного в раннем детстве, воспитания, получим, что животную природу человека можно изменить, максимум, наполовину (в среднем же - гораздо меньше). Поэтому и убеждён в преобладании биологического начала в делах общественных. Не говоря уже о личных. (Амосов)


Рецензии