Каждый выбирает дорогу по себе. Глава 23
«Моряк вразвалочку сошел на берег…» (слова из песни). Принимаясь за эту главу, я хотел озаглавить ее этими словами, но тут же передумал, ибо легкомысленная песенка мало соответствовала той обстановке, с которой я встретился на берегу. Чтобы долго не думать над заголовком, я вспомнил про командные слова, среди которых всегда можно найти что-нибудь подходящее для любого случая, что я и сделал.
Итак, что я увидел, осмотревшись? После контрреволюционного переворота 1991-го года, осуществленного сверху заговорщицким способом, втайне от народов СССР и вопреки их воле, в распавшейся стране стали стремительно разваливаться промышленность, наука, Вооруженные силы, образование, здравоохранение, культура. Их место заняли быстро развивающиеся новые «отрасли» народного хозяйства: торговля и спекуляция (теперь это стало называться бизнесом), воровство, бандитизм и взяточничество (коррупция), проституция, шоу-бизнес и игорный бизнес, а также предприятия частной охраны, обеспечивающие относительно безопасное существование всему этому великолепию.
Госчиновники, депутаты и средства массовой информации наперебой разъясняли населению, что новые «производительные силы» должны быстро ввести обновленную Россию в дружную семью процветающего цивилизованного Запада, где нас давно ждут с нетерпением. Вместе с тем ученые, инженеры и квалифицированные рабочие оказались стране не нужны, работать им теперь стало негде. Научно-исследовательские институты, лишенные государственного финансирования, закрывались, на их месте возникали торгово-развлекательные центры и казино. Промышленные предприятия, в том числе входившие в «оборонку», сворачивали производство, оборудование вывозилось за границу и продавалось на металлолом, а заводские территории и корпуса сдавались в аренду многочисленным мелким фирмам и кустарям, на их месте устраивались торговые и таможенные склады.
Долгожданная «перестройка» не обошла своим вниманием даже спортивные сооружения и стадионы, на месте которых теперь повсеместно шумели и гудели рынки и автостоянки, радующие слух и глаз граждан обновленной России.
Доктора наук, инженеры, конструктора, преподаватели и прочая интеллигенция на этих базарах теперь осваивали новые, более современные профессии, торгуя сигаретами и носками. Суда гражданского флота уходили под флаги карликовых государств, в то время, как приватизировавшие их новые судовладельцы не платили морякам зарплату, не снабжали продуктами и водой, а сами суда арестовывались в иностранных портах ввиду неуплаты долгов за судоремонт или портовые услуги и продавались с молотка.
Старая проблема дисциплины на судах в одночасье поблекла и уступила место новой, более важной проблеме для многих моряков: как бы вернуться на родину к своим семьям живыми и здоровыми.
Если раньше на вопрос: чем заняться, чтобы быть полезным своей стране, большинство людей моего поколения находили ответ без труда, то теперь сам такой вопрос звучал издевательски и не имел ответа. Оказавшись перед нехитрым выбором для дальнейшего применения своих сил и способностей, а также с целью «поддержания штанов», я не мог найти для себя иного занятия, как охранный бизнес, тем более, что вскоре появился и закон о частной охранной деятельности.
Справедливости ради должен сказать, что и в новых условиях я не оставлял попыток использовать свой профессиональный опыт в области радиоэлектроники, но все они неизменно заканчивались с отрицательными, либо весьма скромными результатами.
Так, во время моего очередного приезда в Москву, мы, втроем вместе с бывшими моими сотрудниками по ЦНИИСТу, буквально «на коленке», разработали довольно удачную противоугонную радиосистему, которая выдавала на карманный приемник автовладельца сигнал тревоги в случае попытки угона его автомобиля, находящегося на улице, или в гараже. Дальность действия системы составляла около четырех километров, радиоканал имел надежную защиту как от естественных помех, так и от криминального проникновения посредством считывания и расшифровки охранных параметров системы. Нам удалось изготовить два опытных образца системы, и провести их испытания, которые показали отличные результаты.
К сожалению, несмотря на актуальность разработки и ажиотажный спрос на подобные устройства, нам не удалось ни в Москве, ни во Владивостоке найти предприятие, готовое организовать серийное производство этих изделий. Пришлось отказаться от заманчивой идеи высокотехнологичного бизнеса, который никак не вписывался в новые производственные отношения, все более захватывающие умирающую отечественную промышленность. Времени и средств на продолжение поисков в этом направлении у меня не оставалось.
Продав на ближайшем автомобильном рынке Москвы привезенный с собой «Плимут», я возвратился во Владивосток, где начал поиски приемлемой для себя работы.
Шел 1992-й год. Газеты пестрели объявлениями, приглашающими на работу офисных служащих, торговых представителей, водителей-экспедиторов, кладовщиков, газо-электросварщиков, автослесарей и т.п. Возраст соискателей, как правило, не должен был превышать 25 – 30 лет, при этом, согласно объявлениям, они должны были иметь опыт работы не менее десяти лет (без комментариев). Мне в то время шел шестьдесят первый год, что отнюдь не придавало привлекательности моей кандидатуре в глазах новых нанимателей.
24. Дети подземелья
Свидетельство о публикации №213070201644