Портреты гитаристов 6. Дмитрий Родичев

РЫЦАРЬ ГИТАРЫ

Любопытно взглянуть, чем живет современный молодой гитарист, успевший, однако, вкусить радость побед на престижных международных конкурсах.

Знакомьтесь: Дмитрий Родичев.

Перед вами высокий, приветливый 18-летний парень из Санкт-Петербурга, студент третьего курса Университета культуры, участник и лауреат более чем сорока конкурсов различных уровней, в том числе и столь авторитетных, как конкурс имени Ч. Дроздевича в Польше, М. Понсе в Мексике, А. Сеговии в Германии. Внушительный послужной список!

Это удивительно еще и потому, что Дмитрий начал учиться на гитаре сравнительно поздно, в 11 лет. Конечно, такой «вертикальный» взлет произошел не сам по себе, юному музыканту помогли опытные педагоги Алексей Хорев и Леонид Карпов.

У Дмитрия весьма широкий круг интересов. В детстве он увлекался театром. Однажды ему довелось сыграть роль Пушкина – поэта, чья фигура является знаковой для каждого образованного человека. Из писателей ему близки Эрих Мария Ремарк, волнующий непосредственностью чувств, и Герман Гессе, философская проза которого по сей день не теряет привлекательности.

Дмитрий Родичев любит природу. Она пробуждает думы о смысле жизни, очищает душу от сиюминутных тревог. Всякий, кто чувствует красоту мира, волей-неволей приобщается к Всечеловеческой мудрости.

Подобного рода ступенчатое восхождение от чувства к разуму, и от него – к высотам духа мы наблюдаем также в музыкальных пристрастиях Дмитрия. Ему симпатична итальянская музыка Доменико Скарлатти, Никколо Паганини и Луиджи Леньяни. Их произведения отличаются ярко выраженным национальным колоритом, изяществом и виртуозностью. Он с удовольствием играет современных авторов: Августина Барриоса, Мануэля Понсе, Лео Брауэра, Хоакина Родриго. Барриос и Понсе эмоционально открыты. Брауэру свойственно конструктивное мышление, а вот испанец Родриго, на мой взгляд, – это высший художественный синтез, символ духовности, самая высокая гора Испанской Сьерры. Я не случайно поставил Родриго на последнее место. Чтобы покорить гору, альпинисту, которого я уподобляю Дмитрию Родичеву, нужно преодолеть несколько климатических поясов: субтропики во всём их многоцветии, осенние рощи лесной полосы, и зимний холод заоблачных высей. Именно такой путь прошел молодой артист, осваивая художественные особенности произведений названных мной композиторов.


Программа концерта Родичева в Гродно была на редкость содержательной.

В Прелюдии и Аллегро BWV 998 Баха я услышал живого Иоганна Себастьяна, добропорядочного и глубоко верующего капельмейстера. Несмотря на то, что ритм баховской музыки отсчитывал бег времени, он не был у Дмитрия механической пульсацией.

В «Героической сонате» Мауро Джулиани гитарист старался «смягчить» пафос борьбы и свести его до лирикодраматических эмоций. Как известно, творчество Джулиани высоко ценил великий Бетховен. Он посвящал ему свою музыку, а итальянский виртуоз, в свою очередь, создал гитарный вариант «Героической симфонии» венского гения. Тем не менее, Дмитрий расставил собственные акценты в этой сонате.

Опять-таки его мягкая и одновременно изысканная игра без тени «виртуозничанья» проявилась в «Венецианском карнавале» Франсиско Тарреги, написанном на известную тему Паганини. Итальянская музыка – это родная стихия Родичева. Сколько грации и красоты, солнечного тепла и любовного восторга в этой пьесе Тарреги, и гитарист сумел перенести аудиторию в край вечно цветущей жизни. Однако он не опустился до слащавости или сентиментальных воздыханий, а возвысился до реалистических полотен Джорджоне и Корреджо.

Сюрпризом для публики стала премьера двух пьес гродненца Дениса Асимовича. Не скрою, мне было приятно их услышать, потому что эти композиции создавались на моих глазах. Я спросил Дмитрия, почему тот обратился к музыке Асимовича. Оказалось, петербургский гость высоко ценит «духовную насыщенность», «идейную концентрацию» произведений своего белорусского друга. В них каждая нота продумана и прочувствована.

На мой взгляд, внутренний облик исполнителя как нельзя лучше соответствует творческой натуре молодого композитора. Волнующей лирикой пронизан «Вальс, который приснился». «Полынь», напротив, трогает глубокой скорбью, отчаянием, обидой человека, испытавшего на себе людскую чёрствость. Родичев сделал бесценный подарок, разучив и представив землякам автора эти замечательные пьесы.

Второе отделение концерта открывала Сюита в старинном стиле Мануэля Понсе. За ней прозвучала его же сонатина «Меридианаль», отмеченная чертами жизни и быта мексиканских крестьян. Она оставила яркий след в моей памяти. Передо мной будто предстали бескрайние прерии, я ощутил аромат сухой травы, дуновение легкого ветерка, а издали доносились голоса праздничного веселья.

А вот еще одна впечатляющая картина открылась в «Черном декамероне» кубинского композитора Лео Брауэра. Автор опирался на сюжет индейской легенды. В некоей стране общество разделено на касты. Возглавляет его верховный вождь, ему помогают жрецы, сословие воинов блюдет порядок, еще ниже по иерархической лестнице стоят поэты и музыканты. Никто не вправе нарушить сложившийся веками порядок и сломать сословные перегородки. Тем не менее, находится смельчак-воин, обучившийся игре на арфе. Более того, его полюбила дочь вождя. Людям показалось, что совершено святотатство, влюблённых изгоняют из племени. Родичев удачно передает в первой части, шепот струн и нежные звуки «Арфы гюношы». Во второй части, «Бегство по долине Эхо», механическое движение в какой-то момент перевоплощается в любовный экстаз. Здесь налицо эротическая окраска, что и связывает «Черный декамерон» со знаменитыми новеллами Боккаччо. В третьей части, «Балладе о влюбленной девушке», изображены волнения женской души, сердечная теплота, светлое любовное чувство.

Почему мир устроен так, что благороднейшие из людей становятся изгоями? Да, это печальная повесть, в чем-то родственная шекспировской трагедии «Ромео и Джульетта». Дмитрий убедительно донес ее до публики. У него нашлось вполне достаточно выразительных средств, чтобы раскрыть сокровенные тайны влюбленных героев.

Зал долго не отпускал со сцены даровитого исполнителя. На бис прозвучала третья часть Сонатины Федерико Морено-Торробы, Вариации на тему русской народной песни «Ивушка» Сергея Руднева, «Механическая буффонада» Виктора Козлова.

Дмитрий Родичев - чуткий лирик; природа для него – источник вдохновения; он легко усваивает национальные особенности музыки; ему понятен логический конструктивизм современных композиторов. Словом, исполнительский стиль гитариста можно охарактеризовать следующим образом: между тончайшими эмоциями и интеллектом заключено бесконечное разнообразие чувств: горечь и отчаяние, любовь и счастье, стремление к возвышенной красоте. Похоже, что Родичев с полным основанием может присоединиться к словам своего кумира Германа Гессе: «Все мы творцы в той мере, в какой наша душа принимает неизменное участие в сотворении мира».

Талантливого Молодого артиста из Петербурга без преувеличения можно назвать рыцарем гитары!


Рецензии