Портреты гитаристов 8. Денис Асимович 2

                ДВОЙНОЙ  ПОРТРЕТ:
            ДЕНИС  АСИМОВИЧ  ИГРАЕТ  ДЖОНА  ДОУЛЕНДА

                Тебя пленяет Доуленд, чья струна
                Чарует слух мелодиями рая…

                Шекспир. «Страстный пилигрим»

О гитаристе Денисе Асимовиче снято два документальных фильма Гродненским областным телевидением по инициативе старшего редактора Лилии Кумко. Не раз о нем рассказывала в своих передачах журналистка республиканского радио Людмила Метакович. Его имя не сходит со страниц белорусских и российских газет. Дениса хорошо знают в Белоруссии и за ее пределами. Он лауреат республиканского и международных конкурсов. К тому же он, заявил о себе как талантливый композитор, в чьем творческом багаже наряду с миниатюрами есть произведения крупной формы, например, партита «Иисус Христос», cонатина «Мегаполис». Несколько его сочинений издано у нас и в Польше. Его приглашают в жюри международных конкурсов гитаристов. На сегодняшний день он дал десятки концертов в Польше, Чехии, Литве, а также у себя на родине. Как видим, «послужной список» Дениса Асимовича впечатляет.

Говоря о молодом музыканте, нельзя не упомянуть его  учителей, о которых он вспоминает с благодарностью. Это Владимир Захаров, преподаватель Гродненского музыкального училища, Евгений Гридюшко (Белорусская академия музыки), Штепан Рак (Пражская академия искусств), Виталий Родионов, обучавший его композиции в Гродно, Александр Фраучи (Россия), Томас Оферман (Германия), Хорхе Морель (США), Мария Изабель Сиверс (Австрия),  Дейл Каванаг (Канада).

Есть смысл остановиться на некоторых из перечисленных выше имен.

Этапной была для Дениса встреча с Владимиром Захаровым. Это знакомство в корне изменило жизнь юноши. Гродненский преподаватель стал для  него образцом, так сказать, альфой и омегой исполнительского искусства.

Евгений Гридюшко занимался с Асимовичем техникой игры, ввел его в мир современной музыки.

Штепан Рак поразил артистизмом своего таланта, научил проникать в суть произведения, понимать его «душу», поделился секретами преодоления технических трудностей.

Александр Фраучи обратил внимание на постановку правой руки, а также дал немало полезных советов для интерпретации старинной музыки.

Томас Оферман наметил основные вехи в понимании музыкального стиля Фернандо Сора.

Да, педагоги очень много значат в становлении музыканта, без них ему не подняться до подлинных высот творчества. Как говорила Галина Вишневская, «на своем таланте человек может ехать до первого сбоя». Блестящих результатов добивается тот, кто не перестает учиться, даже став профессионалом!

Как видим, Денис за последние десять лет накопил огромный опыт исполнительского мастерства.

Своеобразным творческим отчетом стал его сольный концерт, данный в Камерном зале Гродненской областной филармонии, где гитарист выступил с оригинальной программой.

В первую очередь надо отметить, что у Дениса Асимовича красивый художественный звук. Тембровое богатство производит эффект неисчерпаемости музыки. В результате у каждого слушателя возникают ассоциации, образы, ощущения, субъективное понимание исполняемого произведения.

Эмоциональная открытость артиста делает величественного Иоганна Себастьяна  Баха более понятным и близким. Асимович убедительно раскрывает сдержанность и благородство Фернандо Сора, непосредственность и мягкость Алессандро Скарлатти. Денис обнаруживает тонкое чувство стиля старинной музыки в целом и каждого композитора в частности.

Особое внимание аудитории привлек к себе лютнист, композитор и певец XVI-XVII вв. Джон Доуленд. В его творениях явственно запечатлен дух английского Ренессанса, почти осязаемо присутствуют живые люди той поры с их большими и маленькими радостями. В пьесах  маэстро видится сложившийся быт тех времен, общественные условности и манеры высшего света. За внешними формами печали, меланхолии проявляется неизменный оптимизм индивида и вера в свои силы. Денис Асимович исполнял музыку Доуленда с удивительной простотой и подкупающей искренностью.

Откуда у гродненского гитариста эта зрелость мысли и умение проникнуть в глубины человеческого сердца?

Дело в том, что Джон Доуленд – его давняя любовь. Более того,  Денис считает: Доуленд – это Шекспир в музыке. Лютнист, как известно, был современником великого драматурга, сочинял музыку к шекспировским спектаклям и песни на его стихи. Бесчисленные поклонники музыканта отзывались о нем ещё восторженнее: «Когда играет Доуленд, умолкают птицы».

Для Дениса эта музыка остаётся живой. Грация и галантность елизаветинской эпохи не исключают глубину чувств. Доуленд – неподражаемый живописец бытовых сценок из жизни своих друзей, покровителей, знатных особ и самой королевы. Чего стоят такие пьесы-зарисовки как «Прыжок миссис Уинтер», «Сон Орландо», «Лорд Стренг», «Полночь мистера Доуленда»! Его творчество, как и Шекспира, кристально чистое, в нем нет и тени пошлости, намека на низменное. Недаром схожее слово «downland» по-английски означает «вершина», «возвышенность».

Английский лютнист стал путеводной звездой для Дениса Асимовича. В коллекции гитариста есть копия рукописи Доуленда из библиотеки Кембриджского университета, множество нотных изданий, привезённых из Англии, Чехии, Польши, Румынии.

Играя эту музыку, Денис дает понять слушателям: пора на миг остановиться и подумать о пагубности бешеного темпа прогресса. Он словно призывает нас взглянуть внутрь себя, осмыслить пройденный путь, понять, что жизнь с ее неизбежными огорчениями все равно прекрасна. Он предлагает уяснить каждому из нас вечную истину: самое ценное находится в нашем сердце, в человеческой душе, которая в минуты прозрения постигает великие тайны Отца Небесного, сотворившего наш многоликий мир.


Рецензии