Про непутного да некошново гостя

 

  - У меня, Огнейка, вечор гось был.
-    Да фто ето и был-то, у тибя, Олюха?
- Сама знашь, що путной да мудрёной не придёт. Нимо пройдёт, на избу не згленёт, не то що на миня. А пьенича, некошнА, ( некрасивая)  тут как тут,  Ванька Епихич приходил. Которой день уш  жорёт вино-то, а сам, веть,  нигде не робит. Пришёл к мине, ко  старухе,  конАитьче да корЫстаитьче ( выпрашивает): 
–  Олюха дай, денёк, в долг.
-  На що тибе деньги-те? Хлеба да колбасы хошь купить – дак,  даве, видела що мати в сельпе брала, тибе,  пьениче, тратИть ( кормить) . Так що пойди парень  домой, да ладом просписе. Да боле  не ходи, не скалдЫшничай ( не побирайся) по старухам-те, страмИна ты ека. Екой рехАн ( высокий), тибе , знашь как роботу-то ломить да ломить бы
( работать), а не вино, месечами, жорать.
Ванька не уходит, ещё того пуще корЫстаитче , годён на колени пась, только бы денёг выклянчить.
- Уш в долг, говрит, не хошь дать, дак бат тибе чого надобЕ* ( нужно) поробить:   бат грядку вскопать але дров росколоть?  –, всё сроблю прироблю. Только дай на похмелку, а бат пропить, чого из дому, принести?
-  «О, вое-то, сЯнко-то  ( дурак) дикоё,  пьенича страмная, уходи  из моей избы. Веть на чоловека боле не похож, личо всё опухло, шарЫ-те ( глаза) заплыли – дак не видко них. Одны щёлки – на кого и нахож-то? То ле китаеч  , а баты  корееч – дак они едак-то не жорут вина-та, а все в роботе. Дакеть истомЕл ( обессилел)  боле  от пьянки-то,  еле на ногах стоишь, бат уш  хмелёвик ( белая горячка)  берёт? Задичашь ищо, на зло-то, у миня в избе, чого я товды, старуха, делать-то  стану с еким-те  дикарём? Сама дикушой стану, увёзут в Талаги. УгрЯбывай ( убирайся)  , возьму вот,  вонде, ухват да так отздуваю. А грези-то откуль принёс, грязава ека?  В  какой ляге катался да в няче (в липкой грязи)  валелсэ, которой уш  день дожа-то нету. Не здря говрят: найдёт свинья грези-то. Бат хватить, боле, по деревне колобрОдить-то,  калАбала непутёва ( попусту бродить),  , да на вино-то  деньги наживать?  Путны-то  мужики, все,  в роботе, чого-то гомозят
( хлопочут) по хозяйству: кто в лес по губы, а ины в радах,  на клочах, жаровичу
( клюкву)  збирают, да в сельпе здают – этим и живут. А грядки-те  копать да дрова-то колоть – дак кроме тибя есь, трезвы да путны, мужики
-  А чого хотел, тибе,  пропить-то?  –спрашивает, любопытная,  Огнейка.
-  Дак чого жо , чистой-те , пьениче  пропить-то? , - только чужо да воровано.  Вонде Олёшка у ПашОночки, дак пропиват свой промысел. Ведь он  охотник, и рыбак – в любой роботе мастак. Сам-то прост, да жонка хвос. Ковды запьёт, и понесёт,  на пропой,  рыбы ушат или, на шапки да воротники,  куничьи шкурки. Дак жонка следом по деревне бежит, ратовищем ( рукоятка) или чем попадя, грозит да всяколючки матюкат. А, он, чого пропьёт, дак  жонка у старух  обратно хамом заберёт. Боле, у нёго,  нефто не  берёт в нашей деревне-то. Пустой ругани, да рострою ,  не хотим с нёговной жонкой. Шары-те бесстыжи выкатит, пасть откроёт и давай   всяколючки лаятьче, ругатче да матюкатче.  Дивья бы, только,  ругаласе, дакеть  дратче  лезёт. Лони, кака-то,  горожаха купила щуку матёрущу по дешёвке, дак прибежала рыбу выхватила, с ярости-то, рыбиной,  начала жонку згревать. Дивья бы по  толстому заду, акеть по личу стала  лЯчкать ( бить). До болезни  довёла – та одва оклёмаласе  с нервеного рострою-то: 
- Говрит, боле здесь, на веку  моёй ноги не будёт.- 
Порато, жонка-то,  изпужаласе. К Онюхе  Мекиришне  ходила, та  ополОшны (от испуга) слова читала да начитанной  водой окАчивала ( брызгала) . Горё бы  жонке-то, сдичала или родимеч розбил бы. Вот каково за пьенич-те  вязатче. С той  поры  Олёшка, в даль ездит пропивать, в кадру, вербаши-то   при  деньгах, да и продават за бутылку.
-  Дак пощо Олёшка-то жорёт вино-то? Кабыть не порато пьяной харапУжон
( характерный), не шобутнОй ( спокойный( , хозеин мастеровой – рыбка да и ряб с  уткой всегда есь? – интересуется Огнейка. 
-  О, розберИ ( пойми) нонешних-то  жонок , чого им напь. Если жонка жадна к деньгам и к роботе – всё мало, сколь мужик не робит да домой не носит.
-  Чого пропить-то хотел Ванька?
-  Да где-то, говрит ,  мясо закатано в банках есь, дак не напь нёговного мяса, в магазине всякого полно,  – бери чого надобе.
-  Дак как,  хоть,  выпроводила из избы-то?
-  Дакеть знаю що,  не порато ерой, пьяной-то не герой, а    вехоть, брось и топчи. В шишку не лезёт, и я впокать ( не в спор)  говрю. Где смолчу, а ино   поддакну  да и похвалю . Говрю,, пойди-ко ты,  дитятко-робя,  домой,  да матерь-то не ростраивай, просыпайсе да отрезвлейсе. А завтра в лес сряжайсе жаравичу збирать да губы ломать.
-  Пойдёт, еко-то, ленищо в лес, даве, с утра, опеть  по деревне колобродит, опохмелку ищот.
-  О, Огнейка, ишко-ты,  горё нонь с мужиками-те! Робить - дак лихо, а вино жорать, только подавай. Ради бутылки годны с сарая, на зубья бороны, соскочить.  А на вино не каких денёк не напашошь.  Дакеть, в празник-то, все пьют, дак и ты выпей. Назавтре опохмельсе  маленько, да боле-то не дичей, не жори вина-то – акеть месечами опохмелеютче. Да много пропадат почём здря, жить бы да жить, а всё из-за вина. А жонки те, с рострою умирают, оттого, що  мужики да робята вино жорут.
- Охо-хо-хо-охохонюшки-хо-хо   – сидели и, от тяжёлых раздумий,   вздыхали деревенские бабки.

* Надо, надобно, надобе, старинное -  нужно, должно, следует, необходимо, надлежит, требуется, потребно -  ( словарь В. Даля, стр. 389.).


Рецензии
Наслаждался выйской говорей. Впрочем, абсолютное большинство слов, приведённых в байке, звучат не только на Пинежье. Или, точнее (к огромному сожалению) - звучали. Архиважное дело творите, Сергей. Рад встрече с Вами на Прозе. Юмор в ваших работах присутствует и всё же главное не в нём, а в старом, древнем русском народном слове. Весьма затруднительно "классифицировать", отнести к какому-либо из предложенных Прозой ру разделов ваши сочинения и всё же как мне кажется не байки они. Возможно, подходящим для них будет раздел "литературоведение"? По крайней мере есть вероятность того, что их прочитают и оценят по достоинству авторы, интересующиеся историей слова.

С почтением,


Александр Чашев   02.07.2013 22:39     Заявить о нарушении
Спасибо, Александр, за добрые слова. Это уже отголоски " старинного, древнего, говора. Так что пишу по памяти, да иногда слышу в разговоре наших родителей. Иногда такие слова, незаметно для себя, проговаривают, диву даёшься.
Раздел " Литературоведение" - это не по моей грамотности. Байки - это подходит, т.к. ранёшные старухи любили побаеть-то. Рад, что ещё есть ценители и знатоки северного говора.

С уважением,

Сергей Засухинпоздеев   03.07.2013 11:42   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.