Про непутного да некошново гостя
- У меня, Огнейка, вечор гось был.
- Да фто ето и был-то, у тибя, Олюха?
- Сама знашь, що путной да мудрёной не придёт. Нимо пройдёт, на избу не згленёт, не то що на миня. А пьенича, некошнА, ( некрасивая) тут как тут, Ванька Епихич приходил. Которой день уш жорёт вино-то, а сам, веть, нигде не робит. Пришёл к мине, ко старухе, конАитьче да корЫстаитьче ( выпрашивает):
– Олюха дай, денёк, в долг.
- На що тибе деньги-те? Хлеба да колбасы хошь купить – дак, даве, видела що мати в сельпе брала, тибе, пьениче, тратИть ( кормить) . Так що пойди парень домой, да ладом просписе. Да боле не ходи, не скалдЫшничай ( не побирайся) по старухам-те, страмИна ты ека. Екой рехАн ( высокий), тибе , знашь как роботу-то ломить да ломить бы
( работать), а не вино, месечами, жорать.
Ванька не уходит, ещё того пуще корЫстаитче , годён на колени пась, только бы денёг выклянчить.
- Уш в долг, говрит, не хошь дать, дак бат тибе чого надобЕ* ( нужно) поробить: бат грядку вскопать але дров росколоть? –, всё сроблю прироблю. Только дай на похмелку, а бат пропить, чого из дому, принести?
- «О, вое-то, сЯнко-то ( дурак) дикоё, пьенича страмная, уходи из моей избы. Веть на чоловека боле не похож, личо всё опухло, шарЫ-те ( глаза) заплыли – дак не видко них. Одны щёлки – на кого и нахож-то? То ле китаеч , а баты корееч – дак они едак-то не жорут вина-та, а все в роботе. Дакеть истомЕл ( обессилел) боле от пьянки-то, еле на ногах стоишь, бат уш хмелёвик ( белая горячка) берёт? Задичашь ищо, на зло-то, у миня в избе, чого я товды, старуха, делать-то стану с еким-те дикарём? Сама дикушой стану, увёзут в Талаги. УгрЯбывай ( убирайся) , возьму вот, вонде, ухват да так отздуваю. А грези-то откуль принёс, грязава ека? В какой ляге катался да в няче (в липкой грязи) валелсэ, которой уш день дожа-то нету. Не здря говрят: найдёт свинья грези-то. Бат хватить, боле, по деревне колобрОдить-то, калАбала непутёва ( попусту бродить), , да на вино-то деньги наживать? Путны-то мужики, все, в роботе, чого-то гомозят
( хлопочут) по хозяйству: кто в лес по губы, а ины в радах, на клочах, жаровичу
( клюкву) збирают, да в сельпе здают – этим и живут. А грядки-те копать да дрова-то колоть – дак кроме тибя есь, трезвы да путны, мужики
- А чого хотел, тибе, пропить-то? –спрашивает, любопытная, Огнейка.
- Дак чого жо , чистой-те , пьениче пропить-то? , - только чужо да воровано. Вонде Олёшка у ПашОночки, дак пропиват свой промысел. Ведь он охотник, и рыбак – в любой роботе мастак. Сам-то прост, да жонка хвос. Ковды запьёт, и понесёт, на пропой, рыбы ушат или, на шапки да воротники, куничьи шкурки. Дак жонка следом по деревне бежит, ратовищем ( рукоятка) или чем попадя, грозит да всяколючки матюкат. А, он, чого пропьёт, дак жонка у старух обратно хамом заберёт. Боле, у нёго, нефто не берёт в нашей деревне-то. Пустой ругани, да рострою , не хотим с нёговной жонкой. Шары-те бесстыжи выкатит, пасть откроёт и давай всяколючки лаятьче, ругатче да матюкатче. Дивья бы, только, ругаласе, дакеть дратче лезёт. Лони, кака-то, горожаха купила щуку матёрущу по дешёвке, дак прибежала рыбу выхватила, с ярости-то, рыбиной, начала жонку згревать. Дивья бы по толстому заду, акеть по личу стала лЯчкать ( бить). До болезни довёла – та одва оклёмаласе с нервеного рострою-то:
- Говрит, боле здесь, на веку моёй ноги не будёт.-
Порато, жонка-то, изпужаласе. К Онюхе Мекиришне ходила, та ополОшны (от испуга) слова читала да начитанной водой окАчивала ( брызгала) . Горё бы жонке-то, сдичала или родимеч розбил бы. Вот каково за пьенич-те вязатче. С той поры Олёшка, в даль ездит пропивать, в кадру, вербаши-то при деньгах, да и продават за бутылку.
- Дак пощо Олёшка-то жорёт вино-то? Кабыть не порато пьяной харапУжон
( характерный), не шобутнОй ( спокойный( , хозеин мастеровой – рыбка да и ряб с уткой всегда есь? – интересуется Огнейка.
- О, розберИ ( пойми) нонешних-то жонок , чого им напь. Если жонка жадна к деньгам и к роботе – всё мало, сколь мужик не робит да домой не носит.
- Чого пропить-то хотел Ванька?
- Да где-то, говрит , мясо закатано в банках есь, дак не напь нёговного мяса, в магазине всякого полно, – бери чого надобе.
- Дак как, хоть, выпроводила из избы-то?
- Дакеть знаю що, не порато ерой, пьяной-то не герой, а вехоть, брось и топчи. В шишку не лезёт, и я впокать ( не в спор) говрю. Где смолчу, а ино поддакну да и похвалю . Говрю,, пойди-ко ты, дитятко-робя, домой, да матерь-то не ростраивай, просыпайсе да отрезвлейсе. А завтра в лес сряжайсе жаравичу збирать да губы ломать.
- Пойдёт, еко-то, ленищо в лес, даве, с утра, опеть по деревне колобродит, опохмелку ищот.
- О, Огнейка, ишко-ты, горё нонь с мужиками-те! Робить - дак лихо, а вино жорать, только подавай. Ради бутылки годны с сарая, на зубья бороны, соскочить. А на вино не каких денёк не напашошь. Дакеть, в празник-то, все пьют, дак и ты выпей. Назавтре опохмельсе маленько, да боле-то не дичей, не жори вина-то – акеть месечами опохмелеютче. Да много пропадат почём здря, жить бы да жить, а всё из-за вина. А жонки те, с рострою умирают, оттого, що мужики да робята вино жорут.
- Охо-хо-хо-охохонюшки-хо-хо – сидели и, от тяжёлых раздумий, вздыхали деревенские бабки.
* Надо, надобно, надобе, старинное - нужно, должно, следует, необходимо, надлежит, требуется, потребно - ( словарь В. Даля, стр. 389.).
Свидетельство о публикации №213070200702
С почтением,
Александр Чашев 02.07.2013 22:39 Заявить о нарушении
Раздел " Литературоведение" - это не по моей грамотности. Байки - это подходит, т.к. ранёшные старухи любили побаеть-то. Рад, что ещё есть ценители и знатоки северного говора.
С уважением,
Сергей Засухинпоздеев 03.07.2013 11:42 Заявить о нарушении