Золотых дел мастер

Кабинет начальника московского Уголовного розыск.
- Полковник Петров срочно выезжайте в Горки-10, в особняк Берсеневых. Замминистра обокрали, скоро там будет столпотворение, министр требует от нас раскрыть это преступление, я Вас больше не задерживаю, звоните в любое время.
Полковник Петров. Почти легенда московского сыска, работает тихо, без суеты, без пиара, но результативно. Среди коллег, у начальства, в прокуратуре, в Следственном Комитете и ФСБ пользуется авторитетом и уважением, что обеспечивает невмешательство в его дела со стороны.
Особняк Берсеневых в горках.
Местные полицейские и охрана, собственных следственных мероприятий, до приезда Петрова не производили, чтобы не нарушать общей картины преступления. В доме на момент преступления находились повар и охранник «периметра».
По словам начальника местного отдела полиции, кражу обнаружила жена Берсенева Евгения Александровна. Вернувшись домой из поездки в город, приблизительно в двадцать часов, она поднялась в кабинет мужа и увидела открытым сейф, чего никогда не бывает в отсутствие хозяев.
Из сейфа украдены драгоценности и деньги, хозяйка в шоке, она все время твердит о драгоценностях великой княжны Марии Александровны. Стоимость украденного она не знает, надо ждать мужа, но судя по её состоянию, попали они по полной. В кабинет мы никого не пускаем до приезда криминалистов, внешний осмотр дома и участка результатов не дали. Муж подъедет через час, ждем следователя СК, представителей ФСБ и ФСО.
- Как зовут Вас майор?
- Вадим Петрович.
- Меня Николай Николаевич, проводите меня к хозяйке, Вадим Петрович.
- Здравствуйте, Евгения Александровна, Петров Николай Николаевич, полковник уголовного розыска, мне поручено расследовать ограбление вашей семьи. Расскажите, как и при каких обстоятельствах, Вы обнаружили факт кражи?
- Полковник, это не кража, у нас унесли половину состояния, это трагедия семьи, это позор на весь мир.
- Евгения Александровна, найти преступников и похищенное я смогу только, если я буду обладать полной информацией о ваших передвижениях в течение дня, о ваших домочадцах, о ваших служащих, охране, гостях вашего дома, друзьях и знакомых, точном перечне похищенного, происхождении украденных драгоценностей, их отличительных особенностях.
Давайте начнем, постепенно выяснять обстоятельства преступления. Вы готовы рассказать о ваших перемещениях в течение дня?
- Напомните ваше имя, отчество.
- Николай Николаевич.
- Сегодня самый обычный день. Мы встали. Позавтракали, муж уехал в министерство, я сходила в спортзал, потом бассейн.
В полдень, охранник-водитель Сергей повез меня в город на закрытый показ новой коллекции одежды. Там собрался весь находящийся в Москве бомонд. Вернулась я около восьми вечера, поднялась в кабинет мужа, чтобы убрать в сейф украшения и обнаружила сейф открытым, чего не могло быть.
Перед отъездом я брала из сейфа комплект украшений серьги, браслет и кольцо, достав украшения, я как всегда, закрыла сейф.
- Вы точно помните, что закрыли сейф?
- Точно, Николай Николаевич, в нашей семье заведено проверять закрытие сейфа. Открытым сейф бывает только тогда, когда из него надо что-либо взять или что-либо в него убрать, все остальное время он закрыт.
- Кто в течение дня находился в доме?
- В доме? Горничная после утренней уборки уехала с мужем домой до девятнадцати часов. Повар был свободен, тоже до девятнадцати, у нас сегодня запланирован поздний ужин, муж вернется ближе к десяти часам. Оставался охранник в служебном помещении у ворот. Больше никого быть в доме и на участке не могло.
- Что было украдено из сейфа?
- Деньги, мои украшения, коллекции медалей и фамильные драгоценности великой княжны Марии Александровны.
- О какой сумме ущерба может идти речь?
- Николай Николаевич, я Вам уже говорила, речь идет о половине состояния. Цифры спрашивайте у мужа. У меня украли уникальные фамильные драгоценности царской фамилии.
- Евгения Александровна как к Вам попали драгоценности великой княжны?
- Муж говорил, что приобрел их у какого-то «золотых дел мастера», кто он не знаю, спросите у мужа.
В гостиную вошел начальник местного отдела полиции и доложил Петрову о прибытии криминалистов и оперативников.
Петров с майором вышли.
Петров проинструктировал прибывших специалистов, обратил особое внимание на изучение состояния замков, входных и балконных дверей, окон, чердачных и подвальных окон, территорию и периметр участка, просмотр камер наружного наблюдения.
Местным полицейским Петров поручил опрос местных жителей, сотрудников ГИБДД и поиск водителей проезжавших рядом с домом, в период с восьми утра до девятнадцати тридцати, использующих видеорегистраторы.
К десяти часам вечера приехали представители ФСБ, ФСО, следователь СК и хозяин дома.
Через десять минут Петров назначил общий сбор в гостиной.
В гостиной присутствовали замминистра Берсенев Владислав Юрьевич, его жена Евгения Александровна, Петров, майор, следователь СК, представители ФСБ и ФСО.
Петров попросил Берсенева перечислить полный список украденных драгоценностей и денег.
- Из сейфа украли уникальный набор украшений, подаренных, царем, царицей и цесаревичем на крещение великой княжне Марии Александровне, состоящий из бриллиантовой диадемы, ожерелья, серег, браслета, колец, пуговиц и застежек для корсажа, им нет цены.
Петров: - Вы Владислав Юрьевич приобретали этот набор за конкретную стоимость?
Берсенев: - Скажу так, я заплатил за драгоценности больше миллиона евро.
Петров: - Евгения Александровна упомянула некоего «золотых дел мастера» у которого вы приобрели царские драгоценности. Кто этот человек?
Берсенев: - Некто, Добровольский Игорь Станиславович. Вот его визитка.
Петров: - Что еще было похищено?
Берсенев: - Украшения моей жены – серьги, броши, цепочки, браслеты, часы, кольца, на десятки тысяч евро. Деньги – по двадцать тысяч долларов и евро, где-то триста тысяч рублей. Четыре коллекции медалей монетного двора – Рюриковичи. Романовы. Патриархи и Гербы России. Но это все мелочи. Я думаю, целью ограбления были драгоценности великой княжны.
Петров: - Вся картина преступления подтверждает вашу версию Владислав Юрьевич.
Представитель ФСБ: - Владислав Юрьевич, были ли в сейфе документы, содержащие государственную тайну?
Берсенев: - Нет, что Вы? Никогда не выношу значимых и секретных документов из здания министерства.
Петров: - Владислав Юрьевич, наши криминалисты еще некоторое время поработают в доме и на участке. Вас я попрошу завтра подготовить полный список всего украденного с описаниями, фотографиями, видеозаписями украшений. Фотографии и описание царских драгоценностей Вы можете передать мне сегодня?
Берсенев: - Да, не вопрос.
Берсенев с супругой выходят из гостиной.
Петров: - Господа офицеры, какие будут соображения, мысли, предложения по существу дела?
Представитель ФСБ: - Прямого интереса к этому делу у нас нет, так что, Вам и карты в руки Николай Николаевич.
Представитель ФСО: - С охраной объекта мы разберемся, остальное без нас.
Следователь СК: - Я буду ждать от Вас результатов оперативно-розыскных мероприятий, Николай Николаевич, держим связь.
Петров: - майор занимайтесь сбором информации, завтра в девятнадцать встретимся у вас в отделе.
Петров: - На сегодня всё. Я на доклад к генералу, работаем, держим связь.
В гостиную вернулся Берсенев с фотографиями похищенных фамильных драгоценностей великой княжны.
Петров поднялся в кабинет Берсенева и назначил встречу с руководителем группы экспертов-криминалистов на десять утра завтрашнего дня в МУРе.
Результат работы экспертов-криминалистов не дал сколько-нибудь значимых зацепок для дальнейших оперативно-розыскных мероприятий. Просмотр камер видеонаблюдения зафиксировал проникновение на участок неизвестного в темном комбинезоне с капюшоном, в темной балаклаве, прямо нинзя из гонгонгских боевиков. Проникновение произошло в момент выезда хозяйки дома в город, когда охранник был занят контролем открытия-закрытия ворот. В дом он проник через балкон кабинета, вероятно после ухода из дома повара, который ушел в дом для служащих. Чуть раньше горничная уехала с мужем в поселок. Грабитель вновь пересек периметр в тот момент, когда хозяйка вернулась из города, а охранник контролировал открытие-закрытие ворот и пассажиров автомобиля.
Других следов грабитель не оставил. По мнению экспертов, ограбление было профессионально подготовлено и совершено человеком хорошо осведомленным о распорядке дня хозяев дома, служащих и охранников.
Получив отчет экспертов-криминалистов, Петров доложил выводы экспертов начальнику МУРа.
Выйдя из кабинета начальника, Петров набрал номер телефона «золотых дел мастера».
-  Добрый день Игорь Станиславович, полковник МУР Петров Николай Николаевич, ваш номер дал мне господин Берсенев, нам необходимо встретиться по особо важному делу, сегодня в течение дня.
На Чистопрудном бульваре, с левой стороны, если входить  на бульвар от Метро, на скамейке в районе Современника, через час? Буду.
Через час на Чистопрудном бульваре Петров увидел импозантного мужчину лет шестидесяти, в белом летнем костюме и белых туфлях, чем-то напоминающим советского актера Ефима Копеляна. Добровольский сидел на скамейке и курил трубку.
Петров подошел к Добровольскому и представился.
- Присаживайтесь, Николай Николаевич, в ногах правды нет.
- Спасибо.
- Я, кажется, догадываюсь о причине вашего интереса ко мне, неужели  у Берсенева возникли проблемы с великокняжеской парюрой?
- Не понял, какой парюрой?
- Николай Николаевич, парюрой называют набор украшений, состоящий из нескольких предметов. Парюра великой княжны включала диадему из рубиновых звезд с расходящимися бриллиантовыми лучами, ожерелье, серьги, браслеты, кольца, пуговицы и застёжки для корсажа. Удивительной красоты украшения.
- Вчера из сейфа в особняке Берсеневых этот набор был украден, вместе с деньгами, украшениями  и коллекцией медалей.
- Беда! Я чем могу Вам помочь?
- Берсенев сказал, что приобрел драгоценности у Вас, назвав Вас «золотых дел мастером». Этот факт автоматически включает Вас в круг подозреваемых, знавших о наличии у Берсеневых драгоценностей царской семьи.
- Это не совсем так, я не продаю уникальные  драгоценности русских дворянских фамилий. Я их скупаю по всему миру, по поручению «Клуба любителей русской старины «Золотых дел Мастер». В настоящее время я Мастер. Я гарант чистоты сделок с уникальными, фамильными  драгоценностями.
Клуб работает на всех рынках, где реализуются уникальные драгоценности и украшения – с частными владельцами, с коллекционерами, с аукционами, скупщиками и продавцами. В первую очередь, клуб скупает все ювелирные изделия, имеющие российское происхождение, связанные с русской историей и русскими фамилиями и по запросам приобретаем уникальные драгоценности с историей.
Практически все продавцы фамильных драгоценностей знают об интересах нашего клуба и извещают нас о предстоящих продажах.
Клуб имеет свои представительства в Лондоне, в Нью-Йорке, в Берлине, в Амстердаме, в Брюсселе, в Цюрихе, в Стамбуле. Разумеется, работают наши люди в России-матушке.
С предложением приобрести парюру великой княжны Марии Александровны к моим сотрудникам обратился бывший владелец, после экспертной оценки драгоценностей, подтверждения их подлинности, я, по согласованию с правлением клуба, их выкупил и доставил в Москву.
- Игорь Станиславович, это подлинные драгоценности великой княжны?
- Обижаете, Николай Николаевич, ко мне попадают только подлинники! Никто не осмелится предложить моим помощникам сомнительные изделия, себе дороже будет. Мои эксперты знают толк в драгоценных изделиях. Впрочем, такого уровня украшения с большим количеством камней невозможно подделать. Очень трудно воспроизвести авторскую технологию изготовления оправ и практически невозможно повторить огранку камней, точно попасть в размер и воспроизвести их  индивидуальные особенности.
У Берсеневых была подлинная парюра великой княжны.
Реализацией парюры занимались члены клуба, по своим каналам. Покупателем стал Берсенев, он внес оговоренную сумму и получил драгоценности. При передаче драгоценностей я предупредил Берсенева о правилах хранения такого рода уникальных драгоценностей, но судя по случившемуся, он не прислушался к моим рекомендациям.
- Как хранятся столь уникальные изделия?
- В сейфе швейцарского банка или превратив собственный дом в филиал «Гохрана», с несколькими контурами защиты.
- Его дом не показался мне «Гохраном».
- Беспечность губит людей. Владеть такими уникальными драгоценностями, единственными в мире, очень большая ответственность. В мире несколько десятков благородных фамилий, мечтающих заполучить эти драгоценности, за любые деньги.
- Игорь Станиславович, какова стоимость похищенных драгоценностей?
- Николай Николаевич, какую цифру Вам назвал Берсенев?
- Больше миллиона евро.
- На эту цифру и ориентируйтесь. Другой я Вам не назову, в нашем деле открытыми являются только стоимости изделий, закупленных на аукционах, все остальные сделки – коммерческая тайна.
- Игорь Станиславович, где мне искать драгоценности, на Ваш взгляд специалиста?
- Украшения великой княжны, в ближайшие двадцать лет искать бессмысленно, их украли на заказ, скорее всего они сейчас доставляются в надежное хранилище.
Я полагаю, Вам не удастся отыскать и остальные похищенные ценности, тот кто их «прихватил», точно знает кому реализовать «попутный груз», без опасения быть обнаруженным. «Что упало, то пропало».
- Начальство требует от меня раскрыть дело «кровь из носа».
- Николай Николаевич, передайте своему начальству мои слова – минимум двадцать лет об украденных драгоценностях никакой информации не будет.
- Что мне говорить потерпевшему Берсеневу?
- Берсенев оказался случайным человеком в нашем деле, я думаю, он не будет требовать от вашего начальства возврата украденного, скажите ему, что Вы приложите все усилия для поиска похищенного и грабителя.
- Игорь Станиславович, могу я к Вам обращаться по подобным делам в будущем?
- Не думаю, Николай Николаевич, что подобный случай произойдет еще раз. Разрешите откланяться?
- Разумеется, до свидания.
После встречи с Добровольским Петров поехал в отдел полиции Горки-10.
Начальник отдела полиции сообщил Петрову об отсутствии результатов опросов местных жителей, сотрудников ГИБДД и водителей, никто ничего необычного и подозрительного не заметил.
Петров попросил майора продолжать опрос населения и поиск свидетелей ограбления.
По дороге в Москву Петров позвонил следователю СК и рассказал о результатах оперативно-розыскной работы за истекшие сутки.
Следующим утром Петрова с докладом ждал начальник МУРа. Докладывать генералу Петрову было нечего, в расследовании он не продвинулся ни на шаг.
Никаких зацепок на месте преступления, кроме двух записей преступника, в костюме «нинзя», в моменты преодоления периметра участка Берсеневых. Грабитель не оставил никаких следов в особняке и на участке. Никаких свидетельств очевидцев происшествия. Никаких подозрительных транспортных средств. Практически ничего, за что можно было бы зацепиться.
Единственное, что можно разрабатывать – круг знакомств четы Берсеневых. Но там сплошь высокопоставленные чиновники из правительства, из администрации президента, депутаты, однопартийцы и их жены.
Работа с этим контингентом невозможна по определению. Единственная надежда на то, что высокое начальство прислушается к словам Добровольского о бессмысленности розыска похищенных драгоценностей.
Утро. Кабинет начальника московского Уголовного розыска.
Полковник Петров подробно доложил результаты работы оперативной группы, рассказал о встрече с «золотых дел мастером», Добровольским, о бесполезности поисков похищенных драгоценностей великой княжны и обратился с просьбой разрешить следственные мероприятия в ближайшем окружении четы Берсеневых.
Начальник МУРа выслушал полковника Петрова и сказал следующее: «Николай Николаевич благодарю Вас за проделанную работу, в дальнейшем мы поступим следующим образом, вы прекращаете активную фазу расследования ограбления Берсенева. Мне звонил сам Берсенев, попросил продолжать поиски украденного, но досаждать нам он не будет, не будет с его стороны жалоб на нас и административного давления. В Следственный Комитет я позвоню сам, а ФСО пусть само разбирается по своему ведомству. Единственное о чем я Вас попрошу дайте указание местному отделению полиции усилить работу по обеспечению безопасности ВИП-персон проживающих на их территории, при повторении подобного инцидента они всем составом будут уволены. Продолжайте работу по другим делам, эту кражу держите на контроле, вдруг где-нибудь «всплывут» украденные берсеневские драгоценности и медали. По этому делу всё. Идите, работайте». 


Рецензии