Коней на переправе меняют

Врагом народа становился тот, кто был силен физически. Родине нужна была дармовая  рабочая сила для строительства Комсомольска-на-Амуре и других «строек века». Великий кормчий не любил платить денег. Сажали по разнарядке. Выездные тройки работали день и ночь. Сыны бывших врагов народа были перекованы идеологами Коммунистической партий. И сейчас, в период дикой разбойничьей демократии, остались верны идеалам партии. Они не имели власти и не имели привилегий. Честно и добросовестно выполняли свой гражданский долг, преумножая богатство государства. А кому досталось народное богатство мощного государства — это другой вопрос.
При выборе депутатов мы руководствовались больше эмоциями, а не головой. И нас имели и имеют. Личность — это не главное. Характерный, драматический артист прекрасно сыграл роль председателя колхоза. Мы видели, как на экране он болеет за колхозников, плакали и смеялись. Говорящий попугай, птица умная. Говорят, попугаи разговаривают между собой на древнем языке инков. Даже на сборищах власть придержащих «паханов» выступающие «попки» говорят крылатые фразы. Например, «Коней на переправе не меняют». Это действует на людей усыпляюще. Но этот «попугай» помогал «пахану» Всея Руси Великой присваивать нефть, газ, заводы, набивать карманы миллиардами.
...Конец лета 1942 года, левый берег Днепра. Где-то напротив Днепродзержинска идет обоз с провиантом. Обоз состоял из 15 пароконных подвод. В них были впряжены лошади разных пород. Подводы были загружены по-разному, где легче, а где по полной норме и сверх того. Сила лошадей не учитывалась, грузили пшеницу, мясо, сало, кур, уток и прочее. Обоз сопровождали 12 немецких солдат, немец-переводчик и капитан. Все возницы были славяне.
Капитан и переводчик ехали верхом на рыжих украинской породы жеребцах. Сытые кони плясали под ними. Капитан отъедет в сторону от обоза, сделает большой вольт налево, потом вольт направо, подымет жеребца на задние ноги и снова подъезжает к обозу. Он отдыхал душой и телом, наслаждался жизнью, смотрел и упивался красотой украинской земли, голубого неба, яркого солнца. Он не выпил ни капли шнапса, но был просто опьянен воздухом.
Обоз подъезжал к речке Ориль. Небольшая рыбная речушка, поросшая вдоль берегов камышом, кугой, травой и разными цветами. Дикие плантации ромашки, нагретые солнцем, испускали тончайший специфический, приятный аромат. Мост через речушку был разбит. Речушку переезжали и переходили широким, но мелким бродом. Обоз, охраняемый немцами, подъехал к броду. Первыми переехали брод капитан и переводчик. Остановившись сбоку от дороги на полянке, густо поросшей спорышом, капитан слез с коня, отвязал от седла повод и подал конец его переводчику. Сам направился к переправе и, подойдя к краю речки, дал команду переезжать. Первая подвода была легко груженная, переехала быстро. Вторая тоже. Но вот с третьей получился конфуз. Тяжело груженная пшеницей телега левым передним колесом влетела в выбоину. Рослые, но тощие кони не могли справиться с работой. Они дружно дергали повозку, падали в муляку, покрывались грязью. Они не ленились, просто были бессиль¬ны. Возница, мужчина средних лет, лупил их почем зря. Капитан, тоже молодой рослый парень, лет 28, смотрел, смотрел на это избиение лошадей, открыл кобуру, достал «вальтер» и, подняв его в воздух, выстрелил. Все замерло. Лошади поднялись из воды. Капитан рукой позвал к себе возницу. Он подошел к нему, мокрый, грязный. Затем капитан подозвал переводчика. Тот подъехал к ним, держа повод другой лошади в руке. «Скажи этому ублюдку, чтоб встал на колени». Выслушав приказ, мужчина встал на колени. Капитан взял у него длинное кнутовище и раз пять врезал по спине возницы. Тот взвыл от боли и пополз, как змей.
На подходе к реке стояла повозка, запряженная брабансонами. Это тяжеловозная порода лошадей. Через переводчика капитан заставил Возницу распрячь и вывести из повозки коней. На это ушло ровно две минуты. Затем он через того же переводчика заставил побитого мужика распрячь своих коней и вывести их на берег. Хозяину брабансонов он приказал запрячь застрявшую повозку и вытянуть ее на берег. Мужик подвел к повозке своих тяжеловозов, поднял дышло между лошадьми и соединил их с нашильниками. Чтоб была лошадиная тяга на повозку, от хомута идущие через постромки тяги соединил с полубарками. На все ушло три минуты. Кони рванули, телега, как пуля из ствола, выскочила из колдобины. На сухом берегу лошадей выпрягли. Капитан сказал, чтоб лошади стояли под рукой. Еще загрузили две-три телеги, и их вытаскивали мощные брабансоны.
Когда кортеж из 15 повозок переправился через речушку Ориль, капитан проехал вдоль каравана на своем жеребчике, внимательно осматривая каждую повозку. Потом он подъехал к переводчику и сказал: «Ты знаешь, Эрвин, как красиво мы с тобой заменили коней в повозках. Вот теперь легкую повозку тянут слабые кони, а тяжелую — сильные. Я недоглядел в начале пути, но исправил ошибку и сделал замену лошадей на переправе. Да, нужно думать головой. А эти славяне — работящие и хорошие люди.  А почему им так в жизни не везет? Один Господь знает. Их грабят веками и свои, и чужие».
Анатолий  Искаков

P.S. Эту историю мне рассказал, Николай Иосифович Ермоленко, ветеринарный фельдшер. Он был одним из 15 возниц обоза и, ему было 18 лет. Когда советские войска освобождали Днепропетровскую область, его забрали в армию, дали оружие и, бросили на передовую. Если человек оставался жив, его ставили на довольствие и регистрировали. Это была маленькая хитрость офицеров среднего звена, своя статистика, убитых и раненых бойцов. В тяжелых и затяжных боях под г.Яссы, он получил ранение.
На фото справа. Рассказ публиковался в 2005 г., когда были живы и «пахан» и, его верные «попки».


Рецензии