Под знаком рыб Ч. 14. Случайный открытый урок
Месяц назад неожиданно раздался звонок, и знакомый голос в трубке попросил Майю к телефону. За 10 месяцев я начал привыкать к таким звонкам, наверное, огрубел и, почти не запинаясь, объяснил, что выполнить просьбу не могу. Звонила Галя Камнева, наш старинный друг и коллега. Мы познакомились с ней в начале 60-х годов. Она работала вместе с Майей в Каменец-Подольском интернате №2, преподавала русский язык и литературу. Вслед за Людмилой Григорьевной Ткачук и нами семья Камневых тоже уехала на Дальний Восток в поисках лучшей доли. Они с мужем работали в Южно-Курильской школе. Мы часто встречались (по курильским меркам) то на августовской конференции в районе, то во время отпусков или командировок. От Малокурильска до райцентра рукой подать – четыре часа ходу на катере или полчаса на вертолете. Проблема в наличии этих замечательных транспортных средств, а также погоды, топлива, экипажа и т.д.… Я знал, что в одну из своих поездок на Шикотан Галина Константиновна, будучи уже директором, принимала участие в проверке нашей школы. На всякий случай спросил, не заходила ли она к Майе на урок. И чудо свершилось.
Галина Константиновна Камнева, преподавателя русского языка и литературы, г. Луцк:
–Мы сидели в учительской, когда прозвенел звонок, все проверяющие разошлись по кабинетам, а я была на этом уроке свободна. Неожиданно подошла Майя: «Чего тебе тут скучать? Пойдем ко мне, у меня самостоятельная работа, посмотришь, как мы работаем».
Честно говоря, я не очень любила посещать занятия по физике, математике, химии и английскому. Чтобы оценить уровень работы учителя, нужно до мелочей знать его предмет. В каждой дисциплине есть свои тонкости. Например, я давно на пенсии, однако до сих пор не могу забыть все важные для анализа и раскрытия образов места во всех четырех томах «Войны и мира» …
Тогда мне просто хотелось пробыть пару лишних минут в обществе Майи, и я согласилась. Урок оказался интересным и поучительным. Майя использовала бригадный метод для оценки решений задач. Два «ассистента» -отличника проверяли группы из четырех или пяти «хорошистов» и в специальных тетрадях ставили им оценки. Индивидуальные карточки с заданиями и листки с решением передавались на стол учителю, анализировались, возникшие проблемы сразу же обсуждались, выставлялись оценки в журнал.
Сама Майя Прокофьевна большую часть занятия работала со слабыми учениками, но не с безнадежно отставшими, такие тоже были. С ними приходилось заниматься в свободное время и в отдельных тетрадках, чтобы форсировано догонять класс. Тратить на них время на уроке бесполезно, хотя начальство из районо зачем-то настаивало на этом. Наверное, забыли, когда сами работали в школе.
На этом занятии меня поразили две вещи: легкая, удивительно спокойная обстановка и отношение коллеги к ученикам, не выполнившим домашнее задание. Им не ставили двоек, если они приносили черновики и могли рассказать, как пытались решить задачу. Майя Прокофьевна пояснила: «Нет неправильных ответов! В процессе решения была сделана ошибка, исказившая результат. Устраним ошибку, поймем её причину и получим правильный ответ. Научиться решать задачи можно единственным путем – анализируя свои ошибки и устраняя их».
…Уже говорила, что на уроке царила атмосфера необыкновенной свободы, поощрялись любые проявления творчества. За хорошие вопросы ставили «пятерки», как и за особо оригинальные решения. Ученик поднял руку: «А можно, я попробую решить этот пример методом подстановки?» Майя подошла к нему, посмотрела карточку и согласилась. Ребята работали с интересом, даже с азартом. Майя легко успевала ко всем, мгновенно устраняла затруднения, подсказывала возможные подходы. Все ученики получили на уроке оценки, а некоторые даже две, и все – заслуженно.
Накопление оценок – больная проблема. Знаете, как бывает? За четверть у школьника стоит три отметки: 2, 2 и 5. Понять, что ученик усвоил из программы, невозможно. У Майи ребята получали отметки практически на каждом уроке. Но такие результаты, легкость и творческая обстановка даются громадным подготовительным трудом педагога, в том числе и задолго до конкретного урока. Помню, однажды мы вместе возвращались из отпуска. Майя везла целый ворох наглядных пособий и брошюр с конкурсными заданиями для абитуриентов МГУ и других элитных вузов страны.
…Вот ведь как бывает: случайно попала к Майе на урок, а помню до сих пор и не устаю восхищаться.
Спустя несколько дней от Галины Константиновны пришло письмо.
-Никогда бы не подумала, что восприму печальную весть так тяжело. Ведь многие-многие люди прошли через мою жизнь, многих уже нет, но Майин уход как-то сильно ударил по мне. Почему? Может, она была не совсем такая, как мы все? Мы просто её не разглядели, нам всё некогда. Плывя по течению жизненных хлопот, мы не задумываемся о том, кто рядом с нами, каков он. Видно, было в ней что-то такое, что зацепило, оставило след…
Сейчас я это понимаю: высочайшая порядочность, величайшая скромность, предельный человеческий такт, благородство и ещё, ещё, ещё что-то. Я просто не в состоянии найти такие высокие слова для нашей Майи. А большое уважение коллег по работе, любовь и преданность учащихся школы, умение выслушать каждого, дать добрый совет, помочь – о многом говорит. И ещё полное отсутствие карьеризма, удивительное чувство меры, постоянная готовность поделиться опытом, и все это совершенно естественно, продумано, взвешено и деликатно. Мы все равнялись на неё. Наконец, прекрасная семья…
Боже, почему Ты так рано забираешь таких людей?!
Вижу её легкую, летящую походку, в то же время деловую, целеустремленную. Помню её светлую, добрейшую, лучезарную улыбку. Ищу в Майе недостатки и не нахожу. Или их не было, или о них знала только она сама? Очень трудно терять такого человека.
Закончить свой траурный панегирик хочу притчей.
Лепил Бог человека из глины и остался у Него небольшой кусочек. «Что тебе ещё слепить, человек?» - спросил Бог. Человек подумал – вроде бы все есть: руки, ноги, голова, и сказал: «Слепи мне счастье». Но Бог, хотя всё видел и знал, его не понял. Он дал человеку глину и предложил: «Слепи себе сам своё счастье».
Наша Майя Прокофьевна лепила себя сама. Она брала из окружающей жизни все самое лучшее, доброе, прекрасное, проверяла на себе и отдавала людям. Поэтому и ушла так рано.
Уверена, она заслужила Божье благорасположение. А на земле ей – вечная память.
Продолжение см. http://www.proza.ru/2014/06/10/843
Свидетельство о публикации №213070301025
теперь поняла, в чём Вы видите сейчас свою задачу.
Это очень правильное решение.
Ваша жена - красавица. У неё доброе, мягкое, располагающее лицо.Как хорошо,что нашлась сослуживица,которой было что сказать о профессиональном мастерстве Вашей Майи и о её человеческой привлекательности. Ведь учитель - это много больше, чем профессия,это судьба,жизнь,день и ночь в одной связке со своим классом.
Знаю,потому что я - учительский ребёнок.
Светлая ей память.
Вам грустить можно, а унывать - нельзя.
Живите так, чтобы она была Вами довольна.
С уважением.
Зина.
Зинаида Синявская 05.07.2013 00:17 Заявить о нарушении