Под знаком рыб Ч. 14. Случайный открытый урок

Момент истины в работе педагога – урок, во время которого происходит удивительное чудо – процесс сбережения знаний, накопленных человечеством. Именно тогда в полной мере проявляется талант человека, профессиональное мастерство, эрудиция и, увы, недостатки. Без урока нет учителя, портрет его нужно писать во время работы с классом. Мне очень хотелось, чтобы этот портрет был выполнен со знанием дела. Однако найти такого очевидца казалось невозможным.  Прошло уже 18 лет, как мы уехали с Шикотана, с тех пор Майя в школе не работала, жизнь рассеяла коллег по белу свету, мы стареем, и не все готовы теперь взяться за перо.

Месяц назад неожиданно раздался звонок, и знакомый голос в трубке попросил Майю к телефону. За 10 месяцев я начал привыкать к таким звонкам, наверное, огрубел и, почти не запинаясь, объяснил, что выполнить просьбу не могу. Звонила Галя Камнева, наш старинный друг и коллега.  Мы познакомились с ней в начале 60-х годов. Она работала вместе с Майей в Каменец-Подольском интернате №2, преподавала русский язык и литературу. Вслед за Людмилой Григорьевной Ткачук и нами семья Камневых тоже уехала на Дальний Восток в поисках лучшей доли.  Они с мужем работали в Южно-Курильской школе. Мы часто встречались (по курильским меркам) то на августовской конференции в районе, то во время отпусков или командировок. От Малокурильска до райцентра рукой подать – четыре часа ходу на катере или полчаса на вертолете. Проблема в наличии этих замечательных транспортных средств, а также погоды, топлива, экипажа и т.д.… Я знал, что в одну из своих поездок на Шикотан Галина Константиновна, будучи уже директором, принимала участие в проверке нашей школы.  На всякий случай спросил, не заходила ли она к Майе на урок.  И чудо свершилось.

  Галина Константиновна Камнева, преподавателя русского языка и литературы, г. Луцк:


–Мы сидели в учительской, когда прозвенел звонок, все проверяющие разошлись по  кабинетам, а я была на этом уроке  свободна. Неожиданно подошла Майя: «Чего тебе тут скучать? Пойдем ко мне, у меня самостоятельная работа, посмотришь, как мы работаем».
 
Честно говоря, я не очень любила посещать занятия по  физике, математике, химии и английскому.  Чтобы оценить уровень работы учителя, нужно до мелочей знать его предмет. В каждой дисциплине есть свои тонкости. Например, я давно на пенсии, однако до сих пор не могу забыть все важные для анализа и раскрытия образов места во всех четырех томах «Войны и мира» …
 Тогда мне просто  хотелось  пробыть пару лишних минут в обществе Майи,  и я согласилась.  Урок оказался интересным и поучительным. Майя использовала бригадный метод для оценки решений задач. Два «ассистента» -отличника проверяли группы из четырех или пяти «хорошистов» и в специальных тетрадях ставили им оценки. Индивидуальные карточки с заданиями и листки с решением передавались на стол учителю, анализировались, возникшие проблемы сразу же обсуждались, выставлялись оценки в журнал.


 Сама Майя Прокофьевна большую часть занятия работала со слабыми учениками, но не с безнадежно отставшими, такие тоже были. С ними приходилось заниматься в свободное время и в отдельных тетрадках, чтобы форсировано догонять класс.  Тратить на них время на уроке бесполезно, хотя начальство из районо зачем-то настаивало на этом. Наверное, забыли, когда сами работали в школе.


На этом занятии  меня поразили две вещи: легкая, удивительно спокойная обстановка  и  отношение коллеги к ученикам, не выполнившим домашнее задание.  Им не ставили двоек, если они приносили черновики и могли рассказать, как пытались решить задачу. Майя Прокофьевна пояснила: «Нет неправильных ответов! В процессе решения была сделана ошибка, исказившая результат. Устраним ошибку, поймем её причину и получим правильный ответ. Научиться решать задачи можно единственным путем – анализируя свои ошибки и устраняя их».
…Уже говорила, что на  уроке  царила атмосфера необыкновенной  свободы, поощрялись любые проявления творчества. За хорошие вопросы   ставили «пятерки», как и за особо оригинальные решения.   Ученик поднял руку: «А можно, я попробую решить этот пример методом подстановки?» Майя подошла к нему, посмотрела карточку и согласилась. Ребята работали с интересом, даже с азартом. Майя легко успевала ко всем, мгновенно устраняла затруднения, подсказывала возможные подходы. Все ученики получили на уроке оценки, а некоторые даже две, и все – заслуженно.


Накопление оценок – больная проблема. Знаете, как бывает? За четверть у школьника стоит три отметки: 2, 2 и 5.  Понять, что ученик усвоил из программы, невозможно.  У Майи ребята получали отметки практически на каждом уроке.  Но такие результаты, легкость и творческая обстановка   даются громадным подготовительным трудом педагога, в том числе и   задолго до конкретного урока. Помню, однажды мы вместе возвращались из отпуска. Майя везла целый ворох наглядных пособий и брошюр с конкурсными заданиями для абитуриентов МГУ и других элитных вузов страны.
…Вот ведь как бывает: случайно попала к Майе на урок, а помню до сих пор и не устаю восхищаться.

 Спустя несколько дней от Галины Константиновны пришло письмо.
-Никогда бы не подумала, что восприму печальную весть так тяжело. Ведь многие-многие люди прошли через мою жизнь, многих уже нет, но Майин уход как-то сильно ударил по мне. Почему? Может, она была не совсем такая, как мы все? Мы просто её не разглядели, нам всё некогда. Плывя по течению жизненных хлопот, мы не задумываемся о том, кто рядом с нами, каков он. Видно, было в ней что-то такое, что зацепило, оставило след…


Сейчас я это понимаю: высочайшая порядочность, величайшая скромность, предельный человеческий такт, благородство и ещё, ещё, ещё что-то. Я просто не в состоянии найти такие высокие слова для нашей Майи. А большое уважение коллег по работе, любовь и преданность учащихся школы, умение выслушать каждого, дать добрый совет, помочь – о многом говорит.  И ещё полное отсутствие карьеризма, удивительное чувство меры, постоянная готовность поделиться опытом, и все это совершенно естественно, продумано, взвешено и деликатно. Мы все равнялись на неё. Наконец, прекрасная семья…
Боже, почему Ты так рано забираешь таких людей?!


Вижу её легкую, летящую походку, в то же время деловую, целеустремленную. Помню её светлую, добрейшую, лучезарную улыбку. Ищу в Майе недостатки и не нахожу.  Или их не было, или о них знала только она сама? Очень трудно терять такого человека.
Закончить свой траурный панегирик хочу притчей.


Лепил Бог человека из глины и остался у Него небольшой кусочек. «Что тебе ещё слепить, человек?» - спросил Бог. Человек подумал – вроде бы все есть: руки, ноги, голова, и сказал: «Слепи мне счастье». Но Бог, хотя всё видел и знал, его не понял.  Он дал человеку глину и предложил: «Слепи себе сам своё счастье».


Наша Майя Прокофьевна лепила себя сама. Она брала из окружающей жизни все самое лучшее, доброе, прекрасное, проверяла на себе и отдавала людям. Поэтому и ушла так рано.
Уверена, она заслужила Божье благорасположение.  А на земле ей – вечная память.

Продолжение см. http://www.proza.ru/2014/06/10/843


Рецензии
Игорь Михайлович,
теперь поняла, в чём Вы видите сейчас свою задачу.
Это очень правильное решение.

Ваша жена - красавица. У неё доброе, мягкое, располагающее лицо.Как хорошо,что нашлась сослуживица,которой было что сказать о профессиональном мастерстве Вашей Майи и о её человеческой привлекательности. Ведь учитель - это много больше, чем профессия,это судьба,жизнь,день и ночь в одной связке со своим классом.
Знаю,потому что я - учительский ребёнок.
Светлая ей память.
Вам грустить можно, а унывать - нельзя.
Живите так, чтобы она была Вами довольна.

С уважением.
Зина.

Зинаида Синявская   05.07.2013 00:17     Заявить о нарушении