Под знаком рыб Ч. 4. Свободное время

Половина работы педагога, и не самая благодарная, проходит вне урока. Как Майя готовилась к занятиям, наблюдал многие годы. Когда мог, помогал в качестве носильщика – таскал пачки тетрадей, она их проверяла в обязательном порядке, хоть до полуночи, потом садилась писать индивидуальные задания и планы. Сразу после приезда на Шикотан мы жили в бараке, мебели у нас практически не было. Майя проверяла тетради и писала планы на табуретке. Поэтому обстановку мы начали создавать с сооружения самодельного секретера с откидной столешницей. В закрытом виде он занимал мало места, а в рабочем превращался в нормальный письменный стол и стеллаж с книгами. Работать стало удобно, зато прочим членам семьи (в моём лице) приходилось либо сидеть у печки, либо лежать на койке, жизненного пространства в комнате больше не оставалось.


Для способных школьников Майя Прокофьевна выбирала задания из «Кванта» или брошюр, в которых печатались задачи приемных экзаменов МГУ, МФТИ, ЛГУ. Иногда ученики сами находили и приносили на урок сложные задачи. Если навскидку она решить их не могла, просила для экономии времени подождать следующего урока. Обычно у неё имелось несколько вариантов решения задачи. Если кто-либо находил более элегантное решение, искренне радовалась. К приёмным экзаменам в вузы готовила ребят специально, особенно тех, кто поступал на факультеты прикладной математики.


По большому счёту в таком стиле работы нет ничего особенного, так работали и работают все успешные педагоги. И если их выпускники поступают в ведущие вузы страны, заслуга, конечно, не только их, но и как минимум преподавателей языков, литературы, физики и других дисциплин. Нужно сказать, что в малокурильской школе, как и в других школах на Курильских островах, работало много первоклассных педагогов. Дело в том, что приехать сюда на работу можно было только по персональному вызову, с преподавателем заключался срочный трудовой договор на три года, случайные люди быстро отсеивались. Кроме того, в нашей школе подобрался хороший контингент способных учеников, в том числе из семей работников рыбокомбината «Островной», сейсмостанции и гидрофизической обсерватории АН СССР, военнослужащих. В каждом классе имелась группа сильных ребят, а с таким классом интересно работать.


Однажды Майе Прокофьевне более месяца пришлось вести уроки у нас в квартире. В октябре 1973 года она шла домой из школы, поскользнулась и упала. В результате двойной перелом левой руки. У неё был выпускной 10 класс, никто из коллег замещать её не захотел. Майя попросила директора школы разрешить ей ходить на занятия в брюках – одеваться одной рукой было непросто. Такое новшество по тем временам сочли слишком экстравагантным и ей отказали. Пришлось вести занятия у нас дома. Целый класс в наших 18 метрах не помещался, его разбили на две группы. Я принёс из школы небольшую классную доску, несколько лавок и на время обеденных перерывов переселился на кухню. Не знаю, были ли в отечественной истории подобные случаи. Очень надеюсь, что ни учителям, ни членам их семей совершать такие «подвиги» больше не придется.


Продолжение см. http://www.proza.ru/2013/07/03/1234


Рецензии
Игорь. Как прост и ясен успех работы в школе. Но, где они эти чудесные, волшебники, что вне времени остаются такими. Понравилось. Катерниа

Екатерина Адасова   21.07.2013 18:49     Заявить о нарушении
Спасибо за доброе слово. Волшебники есть и теперь, только они либо занимаются репетиторством, либо изучают менеджмент в каком-нибудь Сингапуре. У каждого времени свои герои. Теперь это чиновники или бизнесмены.
Игорь

Игорь Фишелев   22.07.2013 10:17   Заявить о нарушении