Под знаком рыб. Ч. 1. Звонки из ушедшего времени

Если уважаемый читатель никогда не бывал на Курильских островах, он, скорее всего, думает, что там постоянно извергаются вулканы, мощные тайфуны сменяются волнами цунами, непрерывно трясётся земля и вконец запуганные аборигены сами не понимают, как они всё ещё живы. Приблизительно так нам с женой описали перспективы, когда мы решили ехать на Шикотан, где потом благополучно «застряли» на четверть века. Подробности об этом периоде жизни нашей семьи опубликованы в интернете (Проза.Ру, «Русская Япония»). Однако, кроме общих проблем региона Южных Курил, вас, возможно, заинтересует частный вопрос, весьма актуальный конкретно для нашей семьи. Я имею в виду работу Майи в школе. Чем и как она закончится через двадцать пять лет, мог предсказать разве что Вольф Мессинг.


Здесь собраны очень добрые воспоминания учеников о своей учительнице Майе Прокофьевне Клинтуховой. Согласитесь, в новейшие либеральные времена это явление редчайшее, сейчас больше «приколы» публикуются. Кроме того, мне показалось интересным рассказать о событиях в жизни жены, которые её ученикам были неизвестны. Возможно, они помогут лучше понять её поступки, ценности и цели в жизни. Конечно, не обошлось и без моих собственных воспоминаний и размышлений. Последние в основном писались для моей двадцатилетней внучки Оли. Впрочем, в таком возрасте все проблемы носят универсальный характер.


Есть ещё одно обстоятельство, из-за которого я начал собирать материалы для этого рассказа. В 1995 году мы уехали с Шикотана и большую часть времени жили в городке Каменце-Подольском на Украине. Каким-то образом ученики Майи Прокофьевны узнали наш телефон и стали регулярно ей звонить. Иногда они спрашивали Майю: «Вы меня помните?» Она помнила их всех, даже тех, кто уехал, не окончив школу.
Особенно много звонков поступило в прошлом году, после 30 августа, когда Майи Прокофьевны не стало в этом телесном мире. Взрослые люди, отцы и матери семей, сами уже в предпенсионном возрасте, помнили о ней, равнялись на неё, горевали об её уходе. Мы услышали много неожиданного о своей жене, матери и бабушке. «На таких людях всё держалось», - написала мне Мария Кузеванова, окончившая школу в 1974 году, 38 лет тому назад. Я обратился к ученикам Майи Прокофьевны с просьбой написать несколько строк о ней и сам взялся за перо. Что получилось – судить читателям.


Продолжение см. http://www.proza.ru/2013/07/03/1277


Рецензии