Зимняя мечта. Рыбацкие рассказы

За окном январь, и не смотря на то что зима нынче теплая, и рыба, не смотря на глухозимье, поклёвывает, мне после утренней воскресной рыбалки и сытого обеда, когда я прилег на свой старый диван, пригрезилось лето и удачная ловля хариуса в Восточных Саянах.

Меня, как рыбака, привлекают в эти места сочетание великолепной горной природы и возможность половить в чистейших водах горных рек прекрасную рыбу - хариуса. Да, ловить можно разную рыбу: щуку, карася, окуня, сорогу и прочих рыб, и ловить много и интересно. Но всегда в такой рыбалке присутствует один не очень приятный момент: неисчислимое количество разного гнуса, это и комары, и мошка, и слепни. Бывает отмучаешься на рыбалке полдня, и не выдержав бесчисленных туч насекомых, уезжаешь прочь, домой. В горах комаров нет, а главное, присутствует другой, очень приятный момент. После поимки крупного хариуса можно счастливо вытереть пот со лба, наклониться и попить практически дистиллированную воду из горной речки. Затем выпотрошить только что пойманную рыбу, посолить ее, поперчить добавить лука, лимонного сока и через десять минут великолепная закуска готова. Никакой термической обработки! Осталось только достать из горной воды холодную бутылочку водки. Выпив с товарищами по пятьдесят грамм, наслаждаешься великолепным вкусом нежнейшего филе хариуса, буквально полчаса назад еще плескавшегося в реке. Тот, кто попробовал, запомнит такую рыбалку навсегда!

Однажды на Янготе, при ловле хариуса, мы встретили корнекопов, которые предложили нам в обмен на рыбу золотой корень. Кто такие корнекопы? Есть такая древняя профессия в наше время! Это люди, которые добывают в горах особо ценные корни, например золотой. На языке фармацевтов он называется «радиола розовая». Добыча этого корня – очень тяжелый труд, правда, вознаграждение за него, по местным меркам, немалое. Говорят, что радиола розовая, кроме общего тонуса и поднятия работоспособности и прочих общеукрепляющих моментов, еще повышает потенцию. Вот мы и посмеялись, ведь до ближайших женщин, было километров 100, если не больше.

Ловил я и ловлю много разных видов рыб, но такого удовольствия, как при ловле хариуса не испытывал больше никогда. Даже вроде сосед хариуса, таймень и ленок, должен вызывать больший адреналин, ан нет… Мой друг и напарник, Николай, когда мы с ним в одной команде, перестает ловить на мушки, сразу переключается на блесна. За улов хариуса я спокоен, а вот за наличие хищников в улове я переживаю, со смехом говорит он. И это какое терпение надо, целый день кидать блесну, а ленок с тайменем не ловятся так часто, как хотелось бы, поэтому улов от одной до десятка рыб. Да и то десяток, это когда река малопроходимая и малопосещаемая. Так Николай в таких местах, сразу большую блесну вешает, вот и поклёвок сразу меньше.

Прошлым летом Николай не поехал с нами в сплав (на работе не отпустили). А как на реке без нашего фирменного сугудая (малосол), для которого необходим ленок?! Пришлось взяться за спиннинг. Сплавлялись мы в этот раз по реке Сисим, маршрут старый, проверенный. Так сложилась ситуация, что от команды осталось три человека (у остальных форс-мажор), а тут подвернулся попутный вертолет, вот мы и решили пройтись по старому маршруту, только изменили места стоянок, все новизна будет. На второй день, встали после небольшой шиверы. Пока ребята разбивали лагерь и обустраивались, пошел добывать ингредиенты для фирменного сугудая. Хариуса наловили по дороге, а вот ленка не было совсем. Сисим, вообще река больше хариусовая, ленок с тайменем, конечно, здесь есть, но мало. Хотя наш Николай ловит, и очень успешно, в последний раз здесь вытащил ленка на 4,5 килограмма, как-то таймень ему попался килограмм на 10… Но это все редкость. Несколько лет назад сплавлялись по Сисиму и остановились на омуте Татарского порога (это яма посередине порога) передохнуть. Так там встретили Курца (товарищ с этой фамилией – сисимская достопримечательность), бедняга выловил огромного тайменя, так даже похвастать не перед кем было, один был. А тут мы причалили, показал и полчаса рассказывал взахлеб, как он его полтора часа выводил. Пришлось пить чай и рассматривать это великолепие. Так в этом гиганте, килограмм 35 было точно, я таких великанов и не видел. Поймал на самодельную серебряную блесну огромного размера. Признаться, я даже подумать не мог, что в Сисиме могут водиться такие таймени. Мне, даже жалко стало этого великана… Хоть у него и лицензия была, и охотился он за ним не один год, но все равно жалко такого реликта.
Встал я под шиверу, прицепил красную меппсовскую вертушку и приступил к облову участка. Минут через двадцать вытащил двух леночков грамм по триста – вернул их за родителями. Пошел выше шиверы, там приметил ямку, решил обловить. Для привлечения крупного ленка решил попробовать красно-белую колеблющуюся блесну. Вот тут-то я и познал королевский таймений удар! Такое ощущение, что блесна стала жить своей жизнью и куда-то поплыла по своим делам! А я тут по берегу бегаю, катушку кручу, тормоз свистит, но все бесполезно, леска-плетенка уходит. Ну наконец-то встал. Я закрепился на берегу, затянул тормоз, стал подтягивать. Таймень стронулся и пошел по яме ближе к берегу, опять встал. Я перешел по берегу, тут росла ветла, я приобнял ее, думаю, ну все, эта рыба теперь меня только с ветлой сможет утащить. Думаю, надо немного тормоз отпустить, но не успел, таймень опять пошел на другую сторону ямы. Встал, удар и леска обмякла. Я трясущими руками стал наматывать леску и вытащил блесну, но тройник! Как будто побывал под прессом, одного крюка не было, а получившийся двойник, был какой-то перекошенный.

Я еще минут пятнадцать не мог отойти от такой рыбалки… Затем развернулся и пошел на стоянку. Сугудай пришлось есть без ленка в этот день. Но, потом за ужином, когда маленько отошел от переживаний, подумалось, а вдруг это такой же великан, как тогда на Татарском пороге. Нет, это хорошо, что я его не вытащил, хотя все равно бы отпустил, но сфотографироваться?! А с другой стороны, для него старого это такой стресс, так что пусть живет!

А для фотографирования я себе еще поймаю. Я встал с дивана, взял карты, лупу и стал выбирать маршрут на лето, туда, где нет народа и много тайменей.


Рецензии