Вспоминая себя на ЗИЛе 3. - Специальный щуп

Снимок сделан в 1974 году на ВДНХ, в павильоне, где проходила выставка НТТМ (научно-техническое творчество молодёжи). На стенде лежит мой прибор для определения разницы в   литражах двигателей ЗИЛ. Разницу определяют посредством  ввода  специального щупа в свечное отверстие головки блока.

Работая на заводе ЗИЛ, и не абы где, а в ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОМ цехе завода, я опять же по случаю судьбы оказался рядом с людьми, увлеченными помимо работы совершенно экстремальным, но очень зрелищным спортом - АВТОКРОССОМ. В те семидесятые годы развитого СОЦИАЛИЗМА было крайне затруднительно заниматься любым делом, которое не являлось увлечением всей страны. Вот к такому трудному, и не массовому спорту относился КРОСС на грузовиках.

Речь идёт о гонках грузовых автомобилей по пересечённой местности, обычно в заброшенных карьерах, коих хватало по всей стране вдоволь. Поэтому соревнования происходили по всем республикам  на  окраинах больших городов.
Обычно в этих соревнованиях в основном принимали участие автомобили марки ЗИЛ, причина была совершенно простая - именно марка ЗИЛ являлась самым распространенным автомобилем   по всей стране.
Условия участия автомобилей были жёсткие в смысле того, что участники обязательно должны были использовать только те машины, которые сошли с конвейера завода, совершенно не допускалось вносить какие-либо улучшения в конструкцию автомобиля, а  именно  двигателя.
Такие условия были придуманы не с бухты-барахты, а совершенно справедливы  по отношению ко всем участникам. Дело в том, что участвовали  в этих соревнованиях обычные АВТОБАЗЫ, и по этой причине не имело значения, для чего автомобиль использовался           по назначению. Очень сильные команды выставлялись базами «МОЛОКАШНИКОВ», перевозивших молоко, они так и гонялись со своими бочками из-под молока.
Одним словом, главное, чтобы ваш автомобиль имел заводской двигатель и без всяких форсажей и дополнений, увеличивающих мощность.

Именно такая политика устроителей соревнований позволяла участвовать в гонках любой автобазе на равных. В соревнованиях участвовали одновременно сразу ДВАДЦАТЬ, а то и больше автомобилей. Практически - это кросс на выживаемость, только на серийных автомобилях одной марки.
Соревнования привлекали немало зрителей, и победа была почётна и желанна каждому водителю.
Естественно, всем хотелось занять первое место, и соблазн сделать свою машину мощней был у многих.
Так получилось, что конструктора ЗИЛа, когда проектировали автомобиль, думали о многом, только не о соревнованиях. По этой простой причине они совершенно не назло спортсменам создали ДВА вида двигателей для автомобиля «ЗИЛ-130» и автомобиля «ЗИЛ-131». Конечно, на ГОЛОВКАХ этих двигателей стояла маркировка 130 или 131, но блоки самих двигателей были одинаковые, разница была   только в гильзах, от которых и зависел ОБЪЁМ, но гильзы были   внутри блока, а внешне их было не отличить. От этих гильз зависели  объём и мощность. У «ЗИЛ-130» было 150 л. сил. А у «ЗИЛ-131» было 180 л. сил.

Для тех, кому вся эта кухня по барабану, поясняю следующее. Поставив головку блока от стотридцатки на блок сто тридцать первого двигателя, вы получаете полностью неотличимые двигатели, но ваш ещё даже мощней, чем 180 сил, за счёт уменьшенной камеры сгорания сто тридцатой головки. (Тут некоторые читатели и не поняли, почему мощность возрастёт. Поясняю. Чем меньше камера сгорания, тем больше сжатие, и в результате ещё больше мощность). То есть, вы получите порядка 190 сил, как бы на обычном серийном двигателе по внешнему виду на головке блока у вас будет стоять «ЗИЛ-130».
Теперь прикиньте, я еду, у меня 150 сил, а вы едете, у вас 190 сил. А речь идёт о ямах и подъёмах по грязи. Ответ ПРОСТ, вы победите,    вам проще это сделать.
О возможности такой подмены знали все, и более того, даже существовало условие, что любой несогласный из соревнующихся     мог предъявить претензию к победителю, но для этого от него требовалось совсем немного. Он должен внести ДЕНЬГИ на      разборку двигателя соперника, а разбирать - надо  снимать головку блока, что равно разобрать пол двигателя. Те,  кто  в  курсе, понимают, что это такое на грузовике.
Безусловно, если ты  окажешься ПРАВ, то с тебя этих денег не  возьмут, но для этого ты должен рискнуть на очень круглую сумму.
Участники соревнований - простые водилы с автобаз, для них и сто рублей - целая зарплата в то время.

Я сам тогда совсем недавно закончил школу шоферов от цеха и  получил  право вождения грузовиков до шести тонн.
И вы думаете, я поехал соревноваться с «молокашниками»?
Соревноваться с ними было тяжело всем признанным асам, не то, что мне (шутка). Дело в том, что «молокашники» совершенно не боялись переворачиваться во время соревнований, их бочка на кузове являлась замечательной дугой безопасности. Были случаи, когда они переворачивались на все триста шестьдесят градусов и опять вставали на колёса и продолжали ехать, как ни в чём не бывало.
Наши водители-испытатели имели свою команду и также участвовали  в этих соревнованиях. Конечно, мы могли с лёгкостью собрать себе любые варианты двигателей, но вся беда в том, что когда у тебя безграничные  возможности по сравнению с другими, то тебе  почему-то не хочется  ими  воспользоваться. Трудно это объяснить, но это  факт, наши никогда не ШЕЛЬМОВАЛИ. Хотя я ещё раз  подчёркиваю -  среди тридцати стартовавших машин вполне могло быть три-четыре-пять поддельных.

И вот опять меня вызывает к себе в кабинет МАЗЕПА Владимир Григорьевич - наш начальник бюро  ДВУХОСОК, если кто забыл. Заводит разговор. Я к тому времени уже успел кое-что наизобретать (как вы уже знаете), включая тот кабинет, в котором он сидит.
«Эдуард, - говорит он, – скоро должны состояться соревнования в ПРИБАЛТИКЕ. Желающие соберутся со всей страны, мы тоже должны поучаствовать, но вот есть одна незадача, у нас есть большое подозрение, что всё больше и больше стали переставлять головки блоков, и, соревнуясь, с такой несправедливостью нам трудно выиграть».
«Вот ты, - говорит он, - неплохо справился с поставленной задачей переоборудования наших инженерных помещений. Подумай, как  бы распознавать объемы двигателей, не разбирая их и не снимая головок блока. Я не знаю. А ты подумай, а я помогу тебе, если что-то потребуется изготовить».
Как ни странно, но думать ни о чём бесполезно, всякая идея как раз появляется тогда, когда есть задача. Как было в этот раз, я, не помню, но постановка задачи - тоже немаловажная вещь. Вот он меня  озадачил,  и я начал думать в этом направлении. Не скажи МАЗЕПА - «Думай», я бы сам, естественно, никакого решения не нашёл бы. А зачем оно мне самому-то?

Мне не нужно было лезть и смотреть на эти двигатели, что и как        там устроено - я знал, да и все вокруг точно также знали не хуже меня. Для лишнего толчка, да и так, на всякий случай, я решил сходить в сборочный цех двигателей. Идти было недалеко, не то, что на другой конец ЗИЛа. (Кстати, на другой конец ЗИЛа ходят рейсовые автобусы,  у них есть маршрут и остановки точно как в городе, только денег платить не надо). Так вот, сборка двигателей - соседний КОРПУС.  Если честно, то я любил ходить по заводу, и практически был во всех цехах и корпусах.
Корпус двигателей знал не хуже своего.
Прихожу на конвейер сборки моторов, подхожу туда, где устанавливают головки блоков, смотрю и, естественно, ничего особенного не замечаю. Постоял и решил спросить, а как, мол, не бывает ли такого, что кто-то новенький перепутает и головку от сто тридцатой поставит на сто тридцать первую. И мне так спокойно отвечают - не часто, но бывает. И что тогда? Да ничего, говорят, приходится целую партию проверять и отбраковывать. Это что же, говорю, разбираете собранные двигатели? А як же, говорят, конечно, по-другому не отличишь. Вот это да, подумал я, тут уж не до соревнований - целую партию перелопатить.
Пришёл к себе, сел за свой стол и подумал, а ведь дело не шуточное, хотя и не частое.
Такая новость подстегнула моё думанье - единственная зацепка, за которую можно ухватиться - это свечное отверстие. Оно - есть дырка, которая ведёт прямо туда, куда мне нужно влезть - в цилиндр. Зацепка хоть и дураку ясная, но зато отпадает всё другое думанье, кроме думанья о свече и отверстии под неё.
Появилась вполне бредовая мысль: надо как-то туда залезть и   померить разницу в диаметрах цилиндров. Существующих  таких измерительных приборов НЕТ. Значит надо что-то придумать самому. В свечном отверстии есть резьба, и она абсолютно точно везде, на     всех головках цилиндров одинаково расположена. Если что-то  ввернуть вместо  свечи, то это «что-то» будет во всех случаях одинаковым, а мне как раз это и нужно, чтобы было одинаково, тогда до стенок 130-х и 131-х цилиндров будут разные размеры. Осталось исхитриться и замерить эту разность,  и дело в шляпе.
Как вы сами догадались, дело сдвинулось с мёртвой точки. Надо ввернуть что-то вместо свечи, то есть, нужен какой-то щуп, который замерит разницу до стенки цилиндра от этого свечного отверстия.
Задача почти решена, что-то кривое должно войти через свечное отверстие и дотянуться до стенки цилиндра. Но это теоретически, а практически как загнуть? какой длины? как ввернуть такой крючок? Вопросов оказалось немало, благо под рукой сколь угодно  двигателей, всякого металла, да и вообще чего угодно, включая любые станки   всего экспериментального производства.

В таких условиях и трижды ЭДИОТ (с ударением на «Э») справится  с любой задачей. (Сноска. ЭДИОТ - читается с ударением на первую букву «Э», и это один из моих разделов под названием «РАЗМЫШЛЕНИЯ ЭДИОТА», там в каждом произведении есть пояснение, откуда взялся этот ЭДИОТ).
Вот я, как ЭДИОТ начал методом проб и ошибок подбирать варианты этого прибора, которые позволяли бы завести прибор в цилиндр, ввернув его вместо свечи. Далее, через гибкий тросик вывернуть на резьбе головку прибора, и дотянуться до стенки измеряемого цилиндра. Естественно, чем больше возможность ввинчиваться, тем дальше дотягиваться до стенки, тем больше этот цилиндр. А у меня всего две разных позиции для двух объемов – ШЕСТИ- и СЕМИ- литровых двигателей.
Точность в микронах не нужна, разница получалась миллиметров ПЯТЬ, а это просто огромная величина, чтобы её уловить и отличить одно от другого.

В результате, один прибор был изготовлен в окончательном виде, опробован, и проверка показала, что отличать можно совершенно просто хоть у ста машин по очереди,  и проверить можно сразу всех участников соревнований.
Приближалось время намеченных ВСЕСОЮЗНЫХ соревнований в ПРИБАЛТИКЕ. Прибор был готов и помещался в коробке из-под конфет. Естественно, я ехал со своим прибором как член команды, более того, ехал целый автобус болельщиков от нашего корпуса с МАЗЕПОЙ во главе. Мне, как герою дня, удалось взять с собой  ЛИЛЮ, мою молодую вторую жену, да я и сам был молод (Кому ИНТЕРЕСНО, читайте мою биографию, там же на «Прозе.ру». Или в конце этих воспоминаний).
В то время действительно многое было попроще. Ну вот, взяли   автобус, естественно свой, из цеха, посадили своих водителей и поехали, о бензине вообще смешно заикаться, лишний бензин  половина водителей страны сливают в речки для повышения экологии (шутка). А в самой ПРИБАЛТИКЕ всё также как и везде, страна одна, и там всегда найдётся какое-то общежитие, где можно разместиться, и всё это без всяких особых ФОРМАЛЬНОСТЕЙ.

Здесь за что ни возьмись, надо пояснять, почему бензин сливать приходилось. Да потому, что оплата труда водителя исчислялась с тонно-километров, чем больше проехал, тем больше получил зарплату. Спидометр подкрутить - это просто каждый подкручивал, сколько хотел. А куда бензин девать? Тебе льют его в бак в зависимости от  того, сколько проехал по спидометру. Вот и приходилось избавляться от этого лишнего бензина. Ведь в государстве ВСЁ под контролем, не мог же ты проехать не залив бензин, понимать надо, до чего же вы тупые, нынешние.
Да таких примеров на каждом шагу и буквально во всем. Всё под неусыпным контролем, полная отчётность обо всём, кто, где, когда чихнул - буквально всё известно. Это вам не то, что сейчас, все  письма читались, все слова записывались, полная отчетность и никаких секретов ни у кого, а тем более от государства. (Кстати, ПУТИН всё  это уже практически вернул).
Как всегда отвлёкся, а рассказ о приборе ещё только начинается.  Настал день соревнований, и вот машины стоят на старте. Обычно соревнуются по кольцевой системе - прокладывается трасса, и все крутятся в пределах этого кольца. Некоторые сходят с дистанции по разным причинам, но многие доходят до финиша. Крутились, крутились, и  вот соревнования закончились, и все машины, как и на старте, стоят в одну шеренгу. Победитель определяется просто - кто первый, тот и победитель. Естественно, есть и вторые, и третьи, и все остальные. Как и положено, судьи объявляют, кто какое занял место. И вдруг в конце судья объявляет: «А сейчас при помощи прибора, который изобрёл инженер с ЗИЛа, у нас будет произведена выборочная проверка двигателей на соответствие условиям соревнований. Дело в том, что наконец-то появилась возможность совершенно простым способом определить литраж двигателя  машины». И тут я в сопровождении жюри подхожу к ПОДОЗРЕВАЕМОМУ участнику и с помощью добровольных помощников выворачиваю свечу, причём абсолютно любую,      главное, чтобы поршень был в нижней точке. Вставляем мой прибор и, естественно, он показывает, что это СЕМИЛИТРОВЫЙ двигатель. Что тут началось, практически мерить больше не пришлось, все семилитровщики бросились бежать в лес. Вокруг меня образовалась защита из честных гонщиков, и их, конечно, было большинство.   Одним словом, меня чуть ли не на руках вынесли с поля сражения. Были и угрозы - откуда взялся этот изобретатель, но прибор выявлял подмену совершенно легко, и все подменщики в результате признавались сами. В конце концов, в тюрьму их не сажали, и единственное, что они потеряли - свои места в этих соревнованиях.

Вот так совсем на малый срок я стал чуть ли не кумиром для всех присутствующих. Буквально вскоре после этого события, на ВДНХ, в самом большом новом павильоне открылась ВСЕСОЮЗНАЯ  выставка ТВОРЧЕСТВА МОЛОДЁЖИ. Руководство завода, в числе с другими творениями молодых, отправило и мой прибор на эту выставку, целый месяц люди ходили и смотрели, что там натворили молодые изобретатели. Прибор лежал под стеклом, но мало кто умилялся, созерцая это чудо человеческой мысли. Я думаю, прибор      не остался в памяти буквально ни у кого, хотя там побывали сотни тысяч посетителей.
Мне, жене ЛИЛЕ, да и друзьям с родственниками посетившим  выставку прибор, конечно, запал в душу своим присутствием на   стенде самой ВДНХ, и это уже неплохо. В конце выставки меня наградили званием лауреата и вручили медаль НТТМ, но это, наверное, всем вручали, кто там участвовал. Может, я даже какие-то деньги получил в виде премии на заводе, но, видимо, такие, что они  мне не запомнились совершенно. Может, СТО рублей, но не больше.

Сам прибор практически больше не пригодился в массовом употреблении. В спорте достаточно было один раз дать понять, и у   всех отпала охота жульничать. Кстати, потом я сильно усовершенствовал свой прибор. Я отказался от тросика. Оказалось, что если изогнутый стержень просто опускать по направляющей  в цилиндр, стержень сам упрётся в стенку цилиндра, причём,  у шестилитрового раньше, а у семилитрового позже. При таком  способе замера разница фиксации получается ещё существенней, чуть ли не миллиметров десять. А сам прибор становится совершенно простым до безобразия. Если есть возможность зафиксировать в свечном отверстии хоть кривой  гвоздь, то можно с таким же успехом определить разницу между этими цилиндрами. При такой ещё большей простоте отличить один двигатель от другого - только слепой не увидит.
Кстати, есть поговорка "ВСЁ ГЕНИАЛЬНОЕ - ПРОСТО", так вот если по простоте решения - прибор сверх гениальный.
Кажется, в моторном корпусе всё же пользовались моим прибором  несколько  раз,  но  опять же  это  сколько  надо  ждать,  пока  кто-то напутает головки сдуру.

Сам принцип работы прибора чисто геометрический, и я даже не пытался его патентовать, хотя в наше время, наверное, можно запатентовать что угодно. Мой первый прибор, сделанный из латуни и  с мерной головкой на тросике - у меня дома, сохраняется где-то как реликвия. Ели честно, давно не видел, но где-то есть, если   поискать  как следует, найду.


Продолжение:
4. - Бесфундаментная антресоль           http://www.proza.ru/2013/07/08/1710


 


Рецензии
7 литровый мотор-ЗИЛ-375устанавливался на УРАлы и ЛИАЗ-677,потом на ЛАЗ-699.Диаметр больше-108 против 100 у 130го..Так не разглядишь.А на 130/131 шел 6 литровый.Но он имел еще экспортное исполнение-170 л.с. при 3600 об/мин/А так,конечно-заводские гонщики пвсегда имели преимущество.Имели неограниченный выбор-Подобранные по весу и размерам шатун.и поршневая группа-давала преимущества,плюс знания,оборудование.

Виталийл   13.04.2017 22:04     Заявить о нарушении