Арысь и Угам
Одна надежда была на далекую родственницу Сыр-Дарью. Желтая вся, спокойная летом, но каждую весну, откуда только силы брала, бурлила и наперегонки со своей сестрой Аму –Дарьей устремлялась к седому Аралу. Могучий и своенравный в молодости, в последние годы занемог древний Арал, стал помощи просить у сестер найти ему молодую жену, он был уверен, что она даст ему новые силы.
- Пока Дарья собиралась навестить старого Сусунгена, Арысь подросла, познакомилась с мальчишкой из горного аула Угамом. Каждое лето они проводили вместе, наблюдали за сурками. Сурок Мензбира вообще необычный, на человека похож. Среди местных народов - казахов, киргизов - издавна бытовало поверье, будто сурок этот - человек, за какие- то проступки проклятый аллахом и осужденный жить в норах и питаться травой. Поверье это основано, конечно, на внимательных наблюдениях пастухов и охотников за сурком. Дедушка даже привстал: «Мы и сами не раз поражались странному поведению этого зверька. Однажды у нас в садке сидел сурок, отловленный для замера. Надо было взять его, а
он кусался, никак не давался в руки. Пришлось взять палку, чтобы отвести его мордочку от рук. Зверек, увидев палку, вдруг присел «на корточки», на задние лапы, а передними закрыл голову от предполагаемого удара. Ну, совсем как человек. Больше его нет нигде. В зоопарках он не приживается, а в научных коллекциях зоомузеев - единичные экземпляры. Их осталось не более 40 тысяч зверьков».Но самым любимым их занятием, - продолжал повествование дедушка, - были скачки на лошадях, не ведая, что беда-разлука уже близко. Приезда свахи молодые не заметили. Угам рассказывал историю, которую узнал в одной из поездок в далекие горы. Там в далеких горах есть перевал Крык - кыз по пути к горной речке пробившей себе русло в отрогах Западного Тянь-Шаня. Ваше внимание обязательно привлечет причудливая группа каменных изваяний - сорок окаменевших человеческих фигур.
Легенда гласит, что было это в далекой древности, нукеры собрали из горных аулов и повезли сорок прекрасных девушек в гарем то ли китайского, то ли джунгарского богдыхана. Достигнув перевала, от горя при расставании с родиной они окаменели. Поэтому и перевал так называется Крык -кыз – Сорок девушек. Так и застыли их скорбные фигуры у самой пропасти. Гениальный скульптор Ветер, тысячи лет тому назад изваял эти скорбные фигуры и как великий мастер очень требовательно относится к своему творению, отсекая, как того советовал Микельанджело, все лишнее. Поэтому на перевале так свистит Ветер, неиствуя в муках творчества… Конечно, есть много случаев совместной гибели людей. Это и самосожжение, и отравление, или какой-то другой коллективный уход из жизни. Населявшие некогда эти края, кангюйские девушки отличались независимостью и свободолюбием. Но одновременно окаменеть?
Издавна существуют обряд ритуального самосожжения. В Индии широко распространено самосожжение женщин. После смерти мужа совершить сати, что в переводе с санскрита означает «преданная жена» - сожжение на кремационном костре мужа, считалось, чуть ли святой обязанностью.
Упоминание об этом обряде есть еще в священной книге арийских племен Ригведе. Это значит, что обычаю как минимум 3 тысячи лет. Традиция сохранилась в Индии и до наших дней. Википедия сообщает, что лишь за февраль 1986 г. в Бомбее зарегистрировано 50 случаев сати, в Мадрасе - 147, в Индоре - 144, в Хайдарабаде - 80. Когда-то сати считалось своего рода привилегией избранных.Были случаи, когда на погребальный костер покойника всходила целая толпа живых. В гигантском погребальном костре махараджи Виджаянагара одновременно нашли смерть три тысячи его жен и наложниц. Так, в 1833 г. вместе с телом раджи Идара были сожжены его семь жен, две наложницы, четыре служанки и слуга. То, что в глазах европейцев является дикостью, для многих индусов – духовное возвышение, подвиг, надежный способ искупить грехи или, по крайней мере, улучшить карму, чтобы уменьшить свои страдания в следующем воплощении. По Юнгу - это "коллективное бессознательное" - архетипы, влияющие на ментальность отдельного человека и на менталитет каждого этноса или национальности в целом.
- У могущественного Арала, рассказывала Сусунгену Дарья, - бескрайние рисовые поля и плантации хлопчатника. Безмерное количество рыбы – 71 вид, только карповых 12 видов, 3 вида окуневых, а также сазан, лещ, вобла. Но в последние годы соли в озере все больше и больше, а рыбы все меньше и меньше.
- Когда Арысь поняла, что ее хотят отдать престарелому Аралу, - продолжал свой рассказ дедушка, - она бросилась бежать, но Сыр-Дарья подхватила ее и все-таки утащила ее к древнему Аралу, а Угам ринулся за ними, но наткнулся на непреодолимость скал. И когда он сквозь скалы пробил себе дорогу, нашел себе друга по имени Чирчик. Друзья добежали до реки похожей обликом на Дарью, бросились к нее, умоляя найти его возлюбленную Арысь и она пообещала найти. Так и текут воды Арыси и Угама вместе,соединится им помогла Сыр-Дарья. Вот так и в жизни людей бывает,нередко помогает тот, кто мешает.
Свидетельство о публикации №213070301380