Молоточки Тора или гнутые кусочки жести

Есть и другие изделия, выдаваемые за амулеты Тора. Это железные гривны с привесками.
Фехнер М.В. в своей работе пишет,  что большая часть таких гривн по Скандинавии найдено в Бирке – 51 штука. Это из более чем 1000 вскрытых погребений в этом городе - примерно 5% . "Большей частью гривны там найдены вместе с железными подвесками-молоточками. Преобладающая часть этих привесок выполнена чрезвычайно небрежно, так что иногда бывает трудно решить, являются ли они изображениями молотка, креста или просто кружками."  Дальше написано: "...судя по материалу могильника г. Бирки, железные шейные гривны носили как мужчины, так и женщины. "
В Гнездово (около Смоленска) нашли 43 экземпляра целых железных гривен и их фрагментов. Это наиболее представительное собрание таких изделий найденных в Восточной Европе, всего их там обнаружено около 70. По рисункам видно, что и гнездовские такие гривны сделаны небрежно и разнообразно. Почти все найдены в 28 погребениях, причем инвентарь 6 из них состоял только из этих гривен.
Привески эти чаще всего согнутые полоски жести разной формы, а их постоянно называют молоточками. Да еще молоточками Тора.
Странный материал для украшений - железо. В этих целях материал непрактичный - ржавчина. Если только такой материал предписан по обычаю, или по бедности нельзя себе позволить допустим бронзу. Типичные древнерусские гривны делались по иной технологии и обычно именно из бронзы или серебряного сплава.
Если бы они были обнаружены в значительном количестве в Норвегии или Исландии. Именно об этих местах и писали саги. Такие торговые города как Бирка или Хедебю никак не годятся в качестве этнического эталона. Известно, что торгующие съезжались с разных стран, а некоторые иностранцы жили там постоянно. Собственно и Гнездово такое же торговое место.
П.Паулсен очевидно полагает, что ношение железных гривен в Средней Швеции конца Х века было массовым, и определялось верой, не этнической принадлежностью. Но это только цепь предположений, без фактов. Предположение странное, что железная гривна означала почитание Тора, об этом в сагах не написано, и Тор такую гривну не носил.
Подвески эти что только не напоминают, если некоторые похожи на молоток, так теперь любой предмет похожий на молоток считать амулетом Тора.
Большинство из них сделаны примитивно, из самого дешевого металла. Следовательно, необязательно, что те кто их носили, занимали высокое общественное положение.
Профессор Орхусского университета (Дания) Эльсе Роэсдаль считается одним из ведущих европейских ученых в области археологии и истории. Вот что она пишет в своей книге “Мир викингов”: “В погребениях богатых и знатных людей, которые были найдены близ Бирки, сохранились фрагменты кафтанов из тонкой шерсти или льна, наглухо застегивавшихся на пуговицы или с косым вырезом и богато украшенным поясом. Они были окантованы шелком, плетением из золотых и серебряных нитей и расшиты золотом. Все это напоминает одежду, которую носили на Востоке. Судя по всему, это был костюм, поскольку украшения на различных его частях гармонируют друг с другом. Несомненно, здесь мы имеем дело с обычными традициями костюма, а не со случайно вывезенными обновками из Восточной Европы или Азии. ”
“В целом, в отношении одежды обоих полов можно сказать, что высшая знать Бирки в 900 е годы заимствовала моду из Восточной Европы и стран Востока, а в Хедебю и, вероятно, в Дании, те же социальные слои придерживались моды, дошедшей сюда из стран Западной Европы.”
. Правильнее будет считать, что главные купцы Бирки в 900 е годы были происхождением из Восточной Европы, и были там похоронены в своем традиционном костюме. Купцы того времени вообще были мало подвержены моде. Да и сейчас бизнесмены носят не очень модную одежду. И вот эти железные гривны появились именно в этот период, вместе со сменой этнического состава  высшей части города. Безусловно, то что такие гривны большей частью обнаружены в Бирке и Гнездово не случайно. Некоторый спад в развитии города Бирки разделяет время его существования на два этапа. Второй этап, а это большая часть X века,  примерно совпадает со временем процветания Гнездово. Также примерно одновременно эти города прекратили торговлю. Конечно, они были звеньями одного торгового пути идущего на Волгу. Это видно по находкам дирхемов, серебряных арабских монет.
В основе теории “молоточков Тора” лежит представление о том, что главные люди Бирки Х века были местного происхождения, из Средней Швеции. Но это совсем не факт, наоборот есть данные, свидетельствующие об обратном. Второй пункт этой теории предполагает ношение амулетов почитания Тора на шее. Это тоже только умозрительная версия, без фактов. Вообще совсем не обязательно примерять Тора к каждой подвеске или амулету. Это слишком простое представление о древних верованиях и обычаях.
П. Паулсен считает эти гривны религиозным атрибутом. Почему же тогда этих подвесок на гривне несколько штук, к тому же их число непостоянно, доходит до 15. Что это должно бы символизировать исходя из его версии? Число посещений храма в Уппсале или ранг среди почитателей Тора? Обычно на шее подвешивается один символ религии.
Представьте, если бы у кого-то на шее было ожерелье из крестиков. Тогда это было бы только украшение. Пожалуй, такое даже следует считать кощунством.
Можно предложить и другое объяснение. Если такую гривну кладут на урну с прахом, то это может быть символом жизненных достижений. Допустим, привески обозначают число и пол детей: колечки девочек, топорики мальчиков. Всего вероятнее это обычай некоего народа может быть несколько распространившийся и на соседей. В тех же целях прежде, допустим, использовались менее стойкие материалы, чем железо и потому эти значки не сохранились в захоронениях. С наступлением христианства этот обычай мог быть запрещен.
Итак, связь между Биркой и Гнездово в Х веке безусловно есть. Люди схожих этносов занимали важное положение в обоих торговых пунктах. Костюм высшей знати Бирки восточноевропейский, не такой как у коренных местных жителей. То есть это были не скандинавы. И “молоточки” эти не имеют такого значения, которое им приписывают.


Рецензии