Ох рано, встаёт охрана!
И в марте месяце я в троллейбусе встретился с нашим бывшим заказчиком, а теперь офицером, милиционером Славой Сысолятиным, и рассказал о кризисе на заводе, и моем желании куда-нибудь перебраться. Слава посочувствовал и предложил перейти к ним, во вневедомственную охрану, в техническую службу работать электромонтером по обслуживанию охранно-пожарной сигнализации. Я обдумал это, мне эта идея понравилась, и я согласился. Теперь надо было встретиться с начальником Чкаловского пульта, где работал наш бывший работник ПДО завода. Но, к сожалению, бывший наш товарищ Раченков, меня не обрадовал, монтеры ему не нужны. А через день Слава сам меня нашел и сказал, что мне надо встретится с зам. по тех.части Октябрьской охраны. Он хочет тебя видеть.
Им оказался тоже выпускник нашего, транспортного института, майор Побатин, принявший меня очень даже радушно. Вообще-то охране тогда требовался техник по обслуживанию охраны квартир, но отправлять меня, ценного инженера, на низко квалифицированную работу квартирного техника, никто не собирался. Мы с Побатиным пошли к командиру Октябрьского отдела охраны, Медведеву, я представился как кандидат на должность электромонтера ОПС.
Теперь мне предстояло уволиться, желательно переводом, в отдел вневедомственной охраны (ОВО) нашего, Октябрьского района. На заводе с пониманием отнеслись к моему переходу. Я сдал, всё, что за мной числилось, в том числе и участок НПА своему инженеру Соколову и уволился переводом. Правда что это дает, так и не понял. И отправился к командиру ОВО.
Он меня тоже одобрил и отправил на собеседование в областное управление охраны. Там, рассматривая мою, всю исписанную благодарностями по рац. предложениям, трудовую книжку, зам по тех.части управления, Будзинский, и поставил мне высший, шестой разряд техника ОПС, т.е. охранно-пожарной сигнализации. Окрыленный этим, я приехал в свою районную, вневедомственную охрану, а там ещё не решили, куда всё-таки девать этого ценного кадра, т.е. меня, и отправили стажироваться на Чкаловский пульт, ну раз я там жил, на Чкаловском поселке.
На следующий день я первым пришел на планерку электромонтеров. Вот этот день я помню подробно, как будто это вчера было. Начальник пульта, старлей Раченков, меня тоже, по человечески поприветствовал, посоветовал стажировку проходить, у опытных электромонтеров Агаповых, сына с отцом. Потом пришли монтеры, оживленно общаясь между собой и с интересом на меня поглядывая. После планерки, Агаповы, несколько косо на меня посмотрели и быстренько смылись из комнаты, а я только развел руками. Зато другой товарищ, уже в и годах, Погуляев Андрей Андреевич, с радостью пригласил меня на стажировку. Раченков только и развел руками, что прикажешь делать, ну иди мол, с ним стажироваться. И пошли мы, с Андрей Андреевичем, в его родной магазин «Универсам».
Мы вошли в магазин, прошли до малюсенькой каптерки охраны, разделись и прошли в торговый зал. И вот я уже иду ни как покупатель, начальник участка, а как монтер ОПС и на нас с интересом и глянули продавцы и покупатели. И я чувствую этот немножко затхлый, воздух магазина, не привычный мне. Мы прошли по залу, Андреич показал мне установку различных датчиков охраны и показал, редкие тогда, объёмные извещатели. Потом поднялись на второй этаж, в администрацию и там посмотрели охранно-пожарную сигнализацию (ОПС). Все нормально работало.
Теперь я Андреича попросил, что ни будь отремонтировать в этой ОПС. Тогда Андреич сказал давай, давай пойдем, и мы отправились в подвал «Универсама», ремонтировать пожарную сигнализацию, где пара плечей ОПС, не работала. На мой молчаливый вопрос, а как так может быть?! Андреич казал, что гореть тут не чему, на землю насыпан песок и стоят бетонные столбы, но пожарка тут всё равно должна быть. С начала, мы проверили центральные клемные коробки - УКашки, а потом пошли звонить ту, неисправную цепь и искать в ней обрыв. Мы нашли парочку обрывов цепи и дохлый, пожарный датчик, который тут же заменили. Ура! Сказал Андреич, целый месяц собирался это сделать. А как же магазин сдавался? Спросил я. Я закоротку поставил, признался с несколько виноватым видом Андреич. Но их делать, ни в коем случае нельзя, предупредил Андреич. Потом мы пошли в Ателье, расположенное неподалёку, и там устранили обрыв в пожарке. Ну, всё. Широко улыбаясь, сказал Андреич, теперь у меня на участке полный порядок! Пойдем обедать, а потом маленько поспим (!) и к полпятого, на планерку. И мы так и сделали.
Неделю я походил с Андреичем, а потом меня отправили, на другой, центральный пульт, где решили пересмотреть участки, и составить для меня участок. Электромонтер Слава Шабуров, показал мне два участка, которые достались нам с ним. Первый участок это был сбербанк на линиях, с кучей сигнализации, а на втором находились магазины в районе, где жил дядя Игорь. Пройдясь по магазинам, я был в подавленном настроении. Там сигнализация была старая и ветхая от времени, а браться сразу за банк, мне все равно не разрешат. Но Славик меня успокоил, сказав, что для начала, мы по этим участкам, вдвоем ходить будем, что бы я, по привык к своему участку.
Вот, казалось бы, не может быть, ничего проще, чем двух проводная охранно-пожарная, последовательная, сигнализация. Это по теории. А на практике это оказалось значительно сложнее. Вот представьте: в темном закуточке магазина, где расположены охранные приборы и куча коммутационных УКашек, которые потом, после просмотра цепей из-за торчащих проводов и не закроешь. И провода, которые уже и заделаны в стену, и закрашены, и которых не найдешь. И будешь ты стоять и думать, что же делать, где искать.
На обратном пути домой, я заглянул на Чкаловский пульт в надежде всё-таки остаться работать там, или хотя бы заявку о себе сделать, и действительно ведь там и остался! И вот как это получилось. На Чкаловском пульте, была в декретном отпуске, инженер пульта, Нина Александровна. И она должна была как раз на завтра выходить на работу, но захотела еще дома посидеть года два, с ослабленным ребенком, с дочкой, и его подлечить, ну как у нас с Юлей получилось. А тут я как раз и пригодился, меня взяли инженером Чкаловского пульта управления. Ура! Не надо будет по этим задрипанным магазинам, таскаться.
И начальник пульта, Раченков, на меня, уже и по-другому взглянул, ведь вместе работать придется. Он мне сначала про основы сигнализации вкратце рассказал, про новую технику объяснил, что изучить надо, подсказал. На пульте находилась еще и инженер по объектам, очень доброжелательная и просто симпатичная женщина, Наташа Гирш. Она хотела мне объяснить, как делать кроссировки, т.е. закрепление объектов по позывным. Но Раченков меня посадил мат.часть изучать. Сначала я изучил всяческие извещатели, которые ставятся на объектах. Потом изучал и пультовую технику, т.е. ту, которая на пульте стоит, и данные от объектов принимает, под охраной те, или нет. В качестве экзамена, Раченков попросил пультовых техников Лешу Остроухова и Пашу Дудкина мне вопросы из практики по задавать. Но я ответил правильно, и тоже по делу. Они остались довольны и доложили начальнику пульта, Раченкову, что всё в порядке, знающий товарищ попался.
Тогда Раченков попросил меня пройтись по той технике, что работает на пульте и по устранять имеющиеся проблемы, чем обидел знатоков этой техники, пультовых техников Лёшу и Пашу. Но виду они конечно не подали. Ну а мне надо было отметить успешную сдачу экзамена. Я пошел в магазин, купил пива, взял бутылочку водки, кой какую закуску, и мы сели, под конец дня и посидели, поговорили, и в том числе и по работе. И одной из основных проблем летом, оказался перегрев приемных блоков ОПС «Невы», что я решил элементарно просто, поставил на них вентиляторы с вычислительной техники. Вообще дорабатывать охранную технику нельзя, а вдруг потом, по причине той доработки и работать как надо не будет. А тут дополнительные вентиляторы. Разве это плохо? Ну и наше областное управление охраны, сначала разрешило, а потом, убедившись на нашем примере, в эффективности моей установки вентиляторов, и обязало провести это улучшение и на остальных пультах города и области. Вот так я и стал известным в управе, инженером пульта.
Ну а теперь я мог, спустится вниз, и научиться делать кроссировки вместе с инженером по объектам, Наташей Гирш. А Наташа была таким, прекрасным в общении товарищем. Да именно товарищем, которому очень даже приятно делать добро и вообще радоваться жизни. Я её вспоминаю, буквально с восхищением, настолько хороший был мне товарищ. И она научила меня делать присвоение номеров ОПС, составлению писем в ГТС, по поводу самой кроссировки, т.е. подключению телефонов через приемные приборы ОПС. И я стал и этим заниматься, стал инженером пульта управления ОПС по АТС 37, АТС 56, АТС 57
Когда погода в июне наладилась, меня, как и всех управленцев нашей, Октябрьской вневедомственной охраны, стали приглашать на, как сейчас принято называть, корпаративки на природе, у Иртыша. А если честно, то на приличную халяву, с приличным выпивоном. Мы, вместе с нашим командиром, полковником Медведевым, приезжали на берег реки, и его шофер, Алик готовил нам шашлык и мы поддавали с этим шашлыком, кто сколько хотел. И веселились, кто как хотел. Я особенно не увлекался спиртным, веселится мне тоже было особенно и не с кем, но конечно не упускал такой возможности по халяве и наедался до отвала, впрочем, и остальные тоже. Обратно нас развозили по домам. . . Во как!
Вообще-то жизнь идет, командиры стареют и уходят в отставку, а деятельные товарищи продвигаются по служебной лестнице. И у нас в отделе, в июле, тоже начались подобные перемены. Нашему, ценному работнику, зам. по тех.части, майору Побатину, поэтому поводу предложили перейти служить в областное управление охраны. Замом по тех. части, конечно, сделали нашего супер делового Раченкова, и на его место начальника Чкаловского пульта, поставили совсем молодого дежурного офицера, лейтенанта, Иванова Станислава Александровича, бывшего Стасика. Один из дежурных офицеров так и сказал, ну теперь этот Стасик вам покажет, как надо работать, и в дальнейшем, мы это и увидели.
Ну а пока, что Побатин устроил соответствующие, свои проводы в управление. Так же на природе и мы собрались, подарили ему, как охотнику и рыболову резиновую лодку. Побатин и меня на этом вечере отметил как ценного работника, потому, как лето было в разгаре, стояла приличная жара и моя доработка «Невы» шла по отделам охраны, полным ходом. В общем, я на этом мероприятии порядком спиртного набрался, ведь надо пить вместе с Побатиным и надеялся дома отключиться и поспать, но не тут то было. Меня, живущего рядом с Побатиным, попросили и лодку помочь ему домой донести.
Я, конечно, помог донести лодку, а вот тут-то Побатин, он же на той гулянке - Николаич, меня домой и не отпустил, мы сели отмечать это событие дальше у него дома. Мы сидели и вспоминали свой, транспортный институт, преподавателей и общих знакомых. Николаич учился на энергоснабжении, был на два года младше меня и меня помнил, поскольку я был фигурой заметной, староста той, приключенческой группы 49Д. И для начала мы выпили бутылку коньяка, потом продолжили наш разговор и далее, и еще бутылочку приговорили, и вы представляете какой я, тогда был трезвый. Домой я пошел часов в шесть утра и примерно так же, как тот всем известный нам пленный солдат, с немецкой попойки, в фильме «Судьба человека». Я дошёл до дома, поднялся до квартиры, но открыть двери уже не мог. Позвонил, кое-как вошел и пошёл пугать унитаз, а потом спать завалился. И вот никогда в жизни я не был таким вот пьяным как тогда, исключая конечно свою первую в жизни, пьянку, в девятом классе.
Вот я про пьянки пишу, да про гулянки. И вы можете подумать, что мы там и не работали, а было то, как раз на оборот. Ведь в милиции, в охране, всё должно быть очень оперативно. Вот, например, когда Раченкова поставили начальником пульта, то он всё взял в свои руки. Быстренько навел порядок на пульте, дежурных девушек заставил как следует работать, навел порядок в обьектовых карточках и прочей документации пульта, потом взялся за монтеров и заставил их работать с полной отдачей, оперативно устранять все неполадки на объектах охраны. Сам добывал необходимые материалы и оборудование, и сам же это всё и выдавал монтерам. Короче - пахал с восьми и до восьми, а то и больше. И вот такой же добросовестной работы он добивался и от подчиненных. Иногда и очень даже жестко, но ведь на то, она и милиция, что тут бывает и как и на фронте, всё надо делать быстро и не когда тут любезничать.
А с такими вот требованиями, работы на меня и навалилось. Это и мои кроссировки и самое главное, хотя эта работа инженера по объектам, это разбор ложных срабатываний, и самое главное – устранение причин их появления. Из-за пультовой аппаратуры бывает процентов 5 срабатываний, а остальные причины надо искать на объектах. Это, в первую очередь, отключение электроэнергии, от которой питаются охранная сигнализация, ложные срабатывания активных извещателей, которые ложно срабатывают по многим причинам, в том числе и сами по себе, потом идет и всевозможная потеря контактов и повреждение проводов. А вообще-то причин, гораздо больше, начиная от грозы с молниями летом, кончая мышкой, пробежавшей около извещателей. И всегда надо выезжать тревожной группе задержания, а потом и пере закрывать с хозяином объекта, а если это ночью, то вообще очень даже неприятно. А вот если объект, или скажем, квартира не берется под охрану, то тогда везут дежурного техника, который ищет причину, или выставляют охранника, если причину отказа не нашли.
Всё это, вам нудновато конечно, читать, но в этом и была моя работа, добиться, что бы все работало, и безотказно. А когда один и тот же объект, или квартира отказывает несколько раз подряд, то это чревато скандалом и от владельца и, естественно, от начальства. И таких случаев на нашем пульте становилось всё больше и больше. Приехал Раченков и выдал нам со Стасом по полной, а за одно, и меня премии лишил. И дальше и больше. Я ещё, что-то, не успел сделать и опять мне выволочки, и по полной программе и намеки, что я зря сюда пришел работать.
А тут ко мне мой друг детства, по 6-й линии, Слава Гайдученя позвонил, узнал как у меня дела и давай меня к себе звать. Дело в том, что ранее мы с ним несколько совместных работ, калымов провели. Слава как механик, а я как электрик. И ему понравилось со мной работать. А тут уже и у них на работе инженеры стали уходить, и мы могли бы творческую бригаду создать, по проведению всяческих работ. Я потом, и медкомиссию потихоньку прошел, но Раченков узнав, в чем дело, снова отнесся ко мне по человечески, рассказал, как он пахал тут сутками, когда его на должность начальника пульта поставили, и кое в чем мне помог, а главное воодушевил меня к работе. И Наташа Гирш, узнав об этом, тоже помогала, и так душевно это сделала. В общем, я к Славе и не пошёл, и не зря. Он сам-то уволился с той работы через пару месяцев и ушёл в Омскэнерго диспетчером.
Ну а с «ложниками» мы со Стасом разобрались. Монтерам он пообещал, что всех бездельников выгонит с работы, и мы с ним тоже не сидели – мотались по объектам, выясняли причины ложных срабатываний. Ну и Побатин, как зам. по тех. управления помог. У нас ввели старших инспекторов, которые и отвечали за работу монтеров ОПС, и за «ложники» в том числе. Мы со Стасом переглянулись, закричали ура-а-а! И Стали жить спокойно. Монтеров от нас забрали и передали старшему инспектору Олегу Фионину. Наташа Гирш, тоже пошла, работать к нему инженером. К тому времени центральный пульт перевели из здания милиции, на вновь введенную 54 АТС. И они там классно устроились. Помещение пульта там, было намного просторнее.
К тому времени, и год закончился, начался новый_1995 год. Мне уже дали отпуск и путевку в санаторий «Колос». Аж, на все 24 дня! Отдыхаем! Перед отпуском я прошелся по объектам с инспекционным контролем, а вернее с контролем работы объектовых монтеров, и накопал там кучу всего, что надо устранять. Меня похвалили, и мы подружились, на этой почве инспекции объектов, с кандидатом в начальники нашего пульта, старлеем, Дьяченко Андреем Олеговичем, с которым мы их и проводили. Классный он спец. и хороший товарищ! Все дело в том, что супер деловой, наш зам по тех.части Раченков, собрался переходить на очень выгодное место начальника монтажников в областном управлении, Станислав становился зам.потехом отдела, а Дьяченко становился начальником нашего пульта. Здорово! Я буду с Андреем работать!
Свидетельство о публикации №213070301523