Вечные сны под городской вишней
Новая книга Михаила Красикова "Божья вишня" пестрит колерами, словно сама крона июньского шелковичного дерева ("божьей вишней", давшей название сборнику, нередко называют то пунцовую, то ярко-фиолетовую ягоду шелковицы или тутовника. Страницы книги, подобно листве на ветру, перекликаются и перемигиваются друг с другом несхожестью своих тем, интонаций, настроений. Как говорит сам автор, стихи "наполнены самыми разнообразными звуками и красками". Но присутствует, пожалуй, и некий общий вектор, некий авторский угол зрения, который объединяет стилистические, образные, ритмические поиски этого сборника:
Счёты свожу, в бухгалтерии совести роюсь,
Не доверяя пройдохе-уму...
это строчки стихотворения, завершающего книгу. Но эти же слова вполне могли бы звучать в заглавном стихотворении. Ибо ощущение уже найденного, твёрдо поставленного автором и в название, и в конрапункт тезиса, - это присутствие совестливости, со-вести, со-беседования с высью, присутствие этической доминанты в каждой из рифмованых или нерифмованых миниатюр.
Важно и то, что в любом из лаконичных стихотворений этой книги, в "мысли изречённой" или проблеснувшей, в достоинствах или "недолётах" текста отчётливо проявлен человеческий характер автора "Божьей вишни". Характер штучный, особенный, многоплановый. Счастливо сохранивший детские черты. То резковато-задиристый, то рефлексирующий, то безудержно-мечтательный:
Дети живут по соседству,
Всегда по соседству...
Или о том же, первозданном и навсегда важном, но ближе к своему сегоднешнему поэтическому ремеслу:
Как будто ребёнок
Проснулся и вскрикнул -
Рождается стих...
Или ещё - о незабываемо первичном, сохранившем почти молитвенный статус:
Я утешусь стихом и забуду невзгоды мирские.
Только так - на небесный язык перейдя -
Вспомню я, что ещё есть просторы морские
И такие ж пространства души у меня.
Я утешусь стихом, как дитя -немудрёной игрушкой,
Погремушкой какой-нибудь, куклой, машинкой, сачком...
Продление детства, на мой взгляд, вообще одно из важнейших качеств поэтического характера. В детстве - непосредственность восприятия мира, свежесть зрачка, ноздри, то есть дар размашистой эстетической амплитуды. В детстве - инстинкт неподкупного различения добра и зла. Мне дороги и памятны эти первородные качества "человека играющего", не испорченного взрослостью, в лучших образцах русской поэзии. Может быть, не столько в стихах Бориса Пастернака, "награждённого каким-то вечным детством" в ахматовском посвящении. У него этот священный детский лепет становится, пожалуй, в большей мере неким методом включения и форсирования его почти стихийного музыкального дара. Наверное, ближе мне эти качества упорного и вольнолюбивого "невзросления" душевной сердцевины - у Ивана Бунина, Владимира Набокова, Арсения Тарковского, в чьих стихах верность незамутнённому истоку обретает статус именно морального императива.
Интересны мне эти перелёты внутреннего поэтического взора, от настоящего времени ко млечному детству-отрочеству и обратно, и в строках автора "Божьей вишни":
Её бесстыдство так на стыд похоже,
В нём столько скрипок детского наива,
Что начинаешь верить потихоньку
Что так и надо, так и надо жить...
Да, конечно, работа "бухгалтерии совести" задаёт тон многим стихотворениям Михаила Красикова, но и работа ума, не ума-пройдохи, а разума исследователя и дознавателя, сознания пытливого и эрудированного, отчётливо заметна в его текстах. Множество филологических аллюзий, речений книгочея и звуколюба присутствует на страницах "Вишни":
В моём рюкзаке -
пять томов
собрания сочинений
Шевченко.
Взваливаю на плечи
его судьбу.
Кстати, путевой рюкзак в этой цитате, соседствующий с именем Тараса, настойчиво напоминает о ещё одной житейской и творческой ипостаси Михаила Красикова - он неутомимый, увлечённый и много успевший сделать учёный-этнограф. Создатель этнографического музея Харьковского Политеха - Национального технического университета, организатор многих поисковых экспедиций. В 2007 году именно за достижения в благородном деле этнографических и фольклорных изысканий М. Красиков был удостоен Муниципальной творческой премии.
"Один закон поэту - тишина" - афористически утверждает автор "Божьей вишни" и определяет этой фразой существенную часть истины. Одно из важнейших состояний поэта - действительно, тишина, сосредоточенность, отстранённость от суеты сует ради сближения - лицом к лицу и глаза в глаза - с ключевыми образами и просодиями мира. Но тишина эта не может быть достигнута и узаконена иначе, как только через неизбежную погружённость в теорию и практику выживания, в житейскую круговерть, в неодолимое вращение то беличьих, то автомобильных колёс, тех самых, чьими "шинами голубь раздавлен..." Homo sum, humani nihil... Ничто человеческое не должно оставаться чуждым художнику - творцу любой пластики, с любым рабочим инструментом в руке.
"Ты горожанин и друг горожан..." - вспоминается мандельштамовское, обращённое к Батюшкову. И думается, что на почвах современного горожанина, на грунтах вздыбленного мегаполиса вишня вырастает и вызревает далеко не только небесная, Господня, но по преимуществу именно городская и диковато-демократическая. Налёт уличной пыли неизбежно оседает и на кроне тутовника, и на сочном фиолете его зернистых ягод. Да, и дел-то всего! Пройдёт летний ливень, и снова засияет листва промытой молодильной зеленью, "правом первородства". Именно веществом обыденным, почвенным, по-человечески растущим из сора способно поддерживать искусство свой кровообмен. Способно естественно преображать духовным силовым полем хаос разнородных элементов в свои живые кровяные тельца. "Вечные сны, как образчики крови, переливай из стакана в стакан..." (О.Мандельштам)
Посему хочу пожелать Михаилу Красикову долгого творческого дыхания на пеших и иных земных кругах. И обретения, вослед трудным дорогам, той подлинной тишины, звучной и красноречивой, которая не столько "лепит золотые нелепицы" (по его выражению), сколько сколько резонирует и находит созвучие со "слогом рокочущих небес".
2008
Свидетельство о публикации №213070301704