Игра в жизнь

    Текстовая актуализация отнюдь не новая элиминация субъекта.
Безусловно, можно связать ее с зарождением систем нового типа Человек – Машина, но это зарождение произошло не в 20 веке, а с возникновением печатного станка.
    Создание информационной среды тоже произошло не вчера. Говоря по существу, человек вообще не способен существовать вне информационной среды, и здесь нет количественной границы. Да и сами алармистские настроения беспочвенны. Плотность информационного потока не имеет решительно никакого значения, так как эффективно регулируется скоростью поглощения информации субъектом.
   Но создание философии именно информационного общества, тем не менее, увлекательная задача. Я бы только говорила не об киберсубъекте, а, следуя простой логике, об информационном субъекте, или информационном аватаре.
Удивительно, как одно из самых сложных абстрактно-философских понятий даосизма так легко и устойчиво вплелось в современную жизнь. Если попытаться определить изначальное понятие аватара, вряд ли удастся донести его до понимания пользователя. И, тем не менее, правильно встроенное в информационный контекст, оно не только интуитивно всем понятно, но и эксплуатируется в лучших традициях даосизма.
    Тезис о кризисе коммуникаций, вообще, не выдерживает никакой критики. Кризис коммуникаций – это когда письмо за 20 дней доходит на 800 км, со скоростью пешего почтальона. И почему это поздравительная открытка не симулякр? Вообще, для философского осмысления не важно, написан текст от руки, или сгенерирован компьютерной программой.
Важна информационная сущность сообщения, а не форма его подачи.
     Иллюзорен же характер ценностей кибер-сообщества не более, чем деньги. И уж если человечество имеет многовековой опыт использования простых бумажек в качестве всеобщего эквивалента материальных благ – оно готово заменить одни эквиваленты на другие.
   Игровая природа кибер-мира не возникла сама по себе. Она прямое и точное отражение состояния реального постиндустриального общества.
    Удовлетворив (или найдя пути к удовлетворению) основные базовые потребности, социальное общество вышло на уровень «игры в жизнь». Особенно, это заметно по традиционным общественным институтам – семье, браку, работе. Сняв с развитого общества груз заботы о хлебе насущном, человечество освободило его от трудностей трудовой жизни, вернув в состояние детской безмятежности.
   Действительно, все современные социальные страшилки – это претензии взрослых к детям. Все, чем мы так пугаем друг друга – это воспитательная беседа родителей за вечерним чаем.
   Мы обвиняем новое инфо-поколение в отсутствии традиционных ценностей. Но так ли они нужны нам сегодня? У нас не хватает смелости заново поставить вопросы функционирования общества в зависимость от актуальных концепций выживания вида.
   Ведь что такое мораль, право, да и все социальные институты, как не формы выживания вида, приспособление к окружающей среде? И новые информационные парадигмы возникают, как ответ на формирующиеся условия социальной среды.
    Человек переделывает мир под себя, а затем переделывает себя под изменяющийся мир и в этом есть диалектика и правда современной жизни.
    Что же касается оперирования не знаками культуры, а симулякрами, то, скорее всего, это просто новый уровень абстракции, неизбежный при постмодернистском гиперреализме. По мере усложнения мира усложняются и описывающие его модели, требующие новых уровней абстракции и новых парадигм осмысления.
    Всякая культура создается хаотично, под влиянием множества мелких сил и усилий, тянущих ее то вверх, то вниз, то вперед, то назад. Кибер-культура не исключение. Впечатление хаотичности или отсутствия всякой культуры создается только потому, что мы находимся при самом нарождении новой морали, как бабочка из кокона, зарождающейся из старой, традиционной.
Вот именно эти культурные сломы мы и принимаем за декультуризацию.
     Новая кибер-культура еще должна выкристаллизоваться, должна усвоиться ее новыми носителями, встроиться в уже существующие реальности.
Ну, а уж догматические обвинения новой культуры в суррогатности я и комментировать не буду. Любая культура основана не только на преемственности, но и на отрицании прежней. Тогда это движение вперед. И кибер-культура не более суррогатна, чем эпистолярная.
А вот вопросы уменьшения шансов на выживание вида при условии преобладания виртуальных коммуникаций, вообще, вне всякой критики. Условием схлопывания вида является только его старение, и лабораторные мыши, не играющие в кибер-реальность, это великолепно доказывают.
     Кибер-культура – это моделирование новых реальностей, моделирование вызовов времени, стоящих перед человечеством. Это возможность ненасильственным, игровым способом отобрать жизнеспособные варианты развития человечества.
    Это новая культура жить – формулировать вопросы, искать теоретические варианты решений и воплощать только лучшие и эффективные. Не методом проб и ошибок с человеческими жизнями, а всего лишь игровым моделированием.
    Бескровным, без единой детской слезинки, как мечтал Достоевский.


Рецензии