Ван Гог

Великий голландский художник Винсент Виллер Ван Гог родился в марте 1853 г. в деревне Грот-Зюндер близ Бреды в многодетной пасторской семье. Он рос замкнутым, молчаливым ребенком. Страстно увлекало его только рисование. В десятилетнем возрасте мальчик уже делает первые зарисовки с натуры и с увлечением копирует приглянувшиеся ему литографии.

Поскольку отец всегда занимал должности в непрестижных приходах, обеспечить семью он не мог и поэтому стремился пристроить старшего сына Винсента  в хорошее место.   В шестнадцать лет, так и не окончив школу в Цвенбергене, по рекомендации родственников Винсент начал работать комиссионером (младшим торговцем картинами) в художественно-торговой фирме   Гупиль в Гааге, а затем в ее отделении в Лондоне. Неразделенная любовь к дочери содержательницы пансиона Урсуле Луаайе, где он жил, вызвала у Ван Гога глубокую депрессию. Вначале его хозяева пошли ему навстречу и даже перевели в 1874 г. в Париж, в надежде, что смена обстановки отвлечет его. Однако Винсент и там не мог найти  покоя (он живет как во сне, не обращая внимания на свою внешность, не отвечая на приветствия, неприветливый в обращении, совершенно отчужденный)  и, в конце концов, потерял место. Несчастная страсть, которую он сам в себе распалил, неожиданно обратила его к Богу. Короткое время Винсент преподавал в английском пансионе  в Рамсгейте, а с июля 1876 г.  занимал должность помощника проповедника в Айлварте. В 1877 г. Ван Гог поступил на подготовительное отделение  факультета теологии  в Амстердамском университете, но скоро бросил его и прослушал  в Брюсселе специальный курс для миссионеров. Он принял священнический сан и в 1878 г.  получил место евангелического проповедника в шахтерском городке Боринаж на юге Бельгии. Не довольствуясь  чтением проповедей, Ван Гог сблизился с рудокопами, ухаживал за больными, присматривал за детьми, щедро делился тем, что имел с нуждающимися и, наконец, вступил  в конфликт  с администрацией шахт во время забастовки шахтеров. Немудрено, что уже через полгода церковное начальство лишило новоявленного пастора места. 

Череда неудач привела Ван Гога к душевному кризису, из которого он пытался найти выход в рисовании. Молодой человек решил порвать с церковью и всецело посвятить себя искусству. Образцом для его первых художественных опытов послужили произведения Милле. Позднее Ван Гог начал создавать  самостоятельные композиции, акварели и рисунки, изображающие бедственное положение углекопов. В 1881-1883 гг. он продолжил свое обучение в Гааге, где близко сошелся с Христианой Марией Хоорник, по прозвищу Син, проституткой, старше его возрастом, алкоголичкой, да еще беременной. Ван  Гог некоторое время жил с ней и даже хотел на ней жениться, но после ряда скандалов с недостойной семьей Син вынужден был с ней расстаться. Однако образ Христианы запечатлелся в нескольких картинах Ван Гога и прежде всего в его литографии «Скорбь» (http://proza.ru/2013/07/03/1860).

В 1883 г. Винсент отправился к родителям в Нюэнен. Здесь он прожил два года, написав за это время 190 живописных полотен. Большей частью они выполнены темными красками и потрясающе передают угнетающую атмосферу жизни (http://proza.ru/2013/07/03/1878) (http://proza.ru/2013/07/03/1882).   
 
В декабре 1885 г. Ван Гог покинул родной город и уехал в Париж к брату Тео, который служил в художественной фирме Буссо и Валадона. Он посещает богатейшие музеи, открывает для себя Делакруа и быстро приобщается к художественной жизни Франции. Особенно важным для него стало знакомство с импрессионистами и близкими к ним художниками: Тулуз-Лотреком, Гогеном, Писсарро, Дега и Сёра. Под их влиянием Ван Гог кардинально обновляет свою палитру. Отныне главным в живописи для него становится цвет. «Овеществленная» форма постепенно уступает место  снегопаду цветных снежинок. Художнику удается передать воздушность пространства, вещи получают свои запахи, краски становятся мелодичными. Казалось, что прежний Ван Гог, сумрачный и драматичный, перестал существовать. Но в действительности он только затаился на время.

Париж очень много давал Ван Гогу, и вместе тем безмерно тяготил его. Городская суета, вечная неустроенность – все это выбивало из колеи впечатлительного художника. Его стали преследовать кошмары, начались головокружения – первые симптомы наступающего душевного расстройства.

В общении с людьми Ван Гог был невыносим из-за своей подозрительности.  Внешность его была отталкивающей и невзрачной, но при всем том он обладал страстной душой и глубокой искренностью. В противоположность многим своим знакомым, Ван Гог имел невысокое мнение о своем таланте - он всегда ощущал себя маленьким, приниженным человеком.

В 1888 г. Ван Гог оставил столицу и поселился в Арле. Прекрасная природа Прованса глубоко поразила его. Как художник он пережил здесь свой звездный час и создал в короткий срок целый ряд замечательных натюрмортов и автопортретов, а так же пейзажей с видами Арля и его окрестностей. Он с увлечением пишет  весенние цветущие сады, выполняет портреты  заинтересовавших его людей. Один за другим художник создает свои прославленные шедевры: «Красные виноградники в Арле» (1888), «Спальня Ван Гога в Арле» (1888) (http://proza.ru/2013/07/03/1891), «Ночное кафе в Арле» (1888).
 
Никогда не покидавшие Ван Гога напряженные искания высшего смысла жизни определили в его полотнах то редкостное сочетание драматизма и праздничности, которым отмечено его зрелое творчество. «Я безостановочно поглощаю натуру, - писал он. - Я преувеличиваю, иногда  изменяю мотив, но все-таки не выдумываю всю картину целиком: напротив, я нахожу ее уже готовой в самой природе. Весь вопрос в том, как выудить ее оттуда». Он говорил, что передать свое впечатление – это всего лишь первая задача художника; вторая и главная его задача – вложить в произведение свое чувство, и ради этого допускаются  такие преувеличения, которые искажают действительность. Он стремился не столько показать увиденное вокруг себя, сколько передать свое ощущение реальности. Ван Гог свободно, почти произвольно обращается с перспективой; усиливая сокращение линий, он пытается создать впечатление стремительного движения: полоски полей извиваются, волны курчавятся, словно гримасничают, кипарисы гнутся, подсолнечники с их желтыми лепестками трепещут, как окруженный лучами солнечный диск, само небо и солнце сливаются в причудливый узор. Также неистов был Ван Гог в цвете. Его сочетания синего с желтым, красным оранжевым способны ослепить, испепелить, вызвать восторг или страх, поскольку в цвете для него главное не гармония, а драматические столкновения.

С первых дней проживания в Провансе, Ван Гог настойчиво призывал к себе в гости Гогена, перед которым всегда глубоко благоговел. Но их недолгое совместное проживание завершилось жестокой размолвкой. Глубоко потрясенный Ван Гог покушался даже убить своего старшего друга. Вечером 23 декабря 1888 г. во время прогулки Гоген неожиданно услышал за спиной торопливые шаги и быстро обернулся  как раз в тот момент, когда Ван Гог был готов броситься на него с бритвой. Встревоженный этим инцидентом Гоген ушел ночевать в гостиницу. В тот же вечер Ван Гог в припадке безумия отрезал себе ухо. Утром художника нашли на кровати в луже крови и отвезли в городскую больницу. В январе 1889 г. физическая рана затянулась и Ван Гога выписали, однако душевная травма не проходила. Чувствуя свое одиночество, больной и отчаявшийся, он решил лечь в психиатрическую лечебницу в Сен-Реми. В перерывах между обострениями болезни  Ван Гог продолжал работу: писал пейзажи, изображающие сад  лечебницы (http://proza.ru/2013/07/03/1895) и живописные окрестности. Тут рождаются его фантастические шедевры: «Звездная ночь», «Поле с кипарисами» (http://proza.ru/2013/07/03/1903), «Дорога с кипарисами и звездой», «Оливы, синее небо и белое облако». Все произведения этой серии отличаются  предельным графическим напряжением. Из разноцветных завихрений, завитков и спиралей перед нами возникают фантастические ирреальные видения с зыбкими очертаниями гор, полей, деревьев, небесных светил и людей. Вновь и вновь, как предвестники смерти, из картины в картину переходят кипарисы и оливы с искореженными ветвями. Как никогда до этого от полотен Ван Гога веет ощущением грозной враждебности отчужденного от человека мира, его сумрачной опасной красоты (http://proza.ru/2013/07/03/1900).

http://proza.ru/2013/07/03/1907
 
В мае 1890 г. Ван Гог выписался из больницы и поселился  в деревушке Овер-сюр-Уаз под Парижем. Вид этой местности вызвал в нем прилив творческих сил. Ван Гог работал с раннего утра до вечера, исполнив за последние два месяца жизни 70 картин и 32 рисунка. Для работ, написанных здесь, характерны сумрачные цветовые сочетания, деформированные деревья и архитектурные объемы. В июле 1890 г., желая свести счеты с жизнью, художник смертельно ранил себя выстрелом из пистолета. За несколько дней до смерти он написал  свой прощальный шедевр «Вороны над полем пшеницы» (http://proza.ru/2013/07/03/1911): слепящее золото поля, грозовая синева неба, черные птицы бурной лавиной обрушились на встревоженные ветром хлеба, дорога среди колосьев делает зигзаг и обрывается – у нее нет продолжения...

Модернизм и постмодернизм  http://proza.ru/2010/11/27/375


Рецензии
Прекрасная статья! Ван Гог - один из моих самых любимых художников. У вас есть что-нибудь про Моне?

Глеб Габбазов   25.06.2023 08:34     Заявить о нарушении
Спасибо! У меня есть небольшие конспекты о некоторых видных представителях модернизма и постмодернизма.
http://proza.ru/2010/11/27/375

Константин Рыжов   25.06.2023 11:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.