Каждый выбирает дорогу по себе. Глава 24

                Дети подземелья.


    В конце 1992-го года я получил приглашение возглавить службу безопасности вновь созданного частного акционерного общества «Владивосток-Сейф-Банк», сокращенно «ВСБ». В то время для гражданских организаций это дело было новым; соответствующей нормативной базы для коммерческих служб безопасности (СБ) еще не существовало, работу надо было начинать с нуля.
   Идея нового бизнеса представлялась весьма заманчивой. Предполагалось создать депозитное хранилище денежных и других ценностей с высокой степенью надежности хранения вкладов, услугами которого могли бы воспользоваться как различные организации, так и многочисленные частные вкладчики. Клиентам, в том числе анонимным, предлагались следующие услуги: предоставление депозитных ячеек, сейфов и сейф-комнат с правом доступа групп лиц, оговоренных контрактом, для работы в арендуемых помещениях, предоставление автомобилей с охраной для доставки клиентов с ценностями в хранилище и обратно, а также инкассаторских услуг, перегруз ценностей из автомобилей в хранилище, бытовое обслуживание клиентов во время их нахождения в хранилище. По расчетам учредителей АО, предприятие должно было приносить хорошую прибыль.


   Было решено устроить будущее хранилище в заброшенной потерне дореволюционной постройки, представлявшей из себя железобетонный туннель, пробитый под трехсотметровой сопкой и некогда входивший в систему оборонительных  сооружений владивостокской крепости.  Длина потерны составляла около 150 метров, ширина наиболее узкой ее части – 5,3 метра, оба входа в нее, пробитые в склонах сопки, располагались на уровне поверхности земли.
   Строительство хранилища было разбито на две очереди, ко второй очереди планировалось приступить после ввода в эксплуатацию первой очереди, поэтому посередине потерны была установлена временная железобетонная перегородка.
    На входе в потерну планировалось построить трехэтажный кирпичный коттедж, в котором должны были расположиться приемно-пропускное  отделение для клиентов, гараж на два автомобиля, помещения охраны, администрации и несколько технических помещений.


   На меня было  возложено обеспечение инженерной безопасности будущего объекта и организация режима безопасности его дальнейшей работы после ввода хранилища в строй.     Решение  финансовых вопросов, взаимоотношения со строителями и поиск будущей клиентуры учредители оставили за собой и меня в эти дела не посвящали.


   С самого начала руководимая мной служба безопасности состояла из одного человека; этим человеком являлся я, собственной персоной.
   Свою деятельность я начал с разработки «Общей концепции безопасности «Владивосток-Сейф-Банка».  В ходе этой работы были определены возможные мотивы и источники угроз и противоправных посягательств, направленных против «ВСБ», его клиентов и сотрудников, сформулированы задачи и направления деятельности службы безопасности.
  Документом также были установлены девять концептуальных принципов безопасности, для каждого из которых имелось свое обоснование и были разработаны конкретные способы его реализации. Для краткости назову лишь  три из этих принципов.
    Принцип 1 устанавливал четкую и недвусмысленную систему приоритетов: на первом месте – безусловная безопасность хранящихся ценностей клиентов, на втором – личная безопасность клиентов, на третьем – личная безопасность сотрудников СБ и всего персонала «ВСБ», на четвертом – противодействие любым посягательствам на коммерческий успех или престиж «ВСБ».
   Принцип 2 требовал, чтобы влияние человеческого фактора на безопасность хранилища, его персонала и клиентов было сведено к минимуму.  Это означало, что возможности  технических средств, применяемых в системах доступа и охраны, должны быть использованы в максимальном объеме.
   Принцип 9 устанавливал, что оплата труда, численность, состав, режим работы, бытовые условия, вооружение и оснащение персонала охраны должны определяться, в первую очередь, интересами безопасности. Другими словами, «не экономить на безопасности!».
   По окончании разработки общей части Концепции она была  представлена президенту акционерного общества, который ее утвердил, а я  приступил к созданию технических систем безопасности и к разработке документов, регламентирующих работу службы безопасности в разных ситуациях, возможных в ходе деятельности «ВСБ».


   На этом этапе я разработал подробнейшие технические задания на проектирование и монтаж систем охранно-пожарной сигнализации, дистанционной электромагнитной блокировки закрытий, внутренней телефонной и громкоговорящей связи, многокамерной телевизионной установки охранного назначения, аварийного энергообеспечения и противохимической защиты.
   В краевом комитете по контролю за радиочастотами удалось приобрести свободную частоту 168 МГц для организации радиосвязи между объектом и автомашинами «ВСБ».
   На заводе «Инвертор» в Оренбурге был заказан агрегат бесперебойного питания (АБП), который, в случае отключения объекта от городской энергосети, автоматически включался и снабжал «ВСБ» стандартным напряжением 220 вольт, частотой 50 герц в течение нескольких часов, в зависимости от емкости аккумуляторов, которые также были закуплены. При возобновлении городского энергоснабжения, АБП автоматически отключался.
   На случай более длительных отключений городской сети на одном из местных предприятий был приобретен дизель-генератор мощностью 30 кВт и установлен на амортизационных подушках в техническом помещении хранилища, оборудованном соответствующей вентиляцией.   
Таким образом,  была обеспечена энергетическая автономность объекта.


   Наряду с этим был закуплен и установлен кондиционер с необходимой производительностью, включенный в общую систему вентиляции хранилища и поддерживающий во всех помещениях необходимую температуру и влажность.
   На одном из объектов гражданской обороны были приобретены противогазовые фильтры и установлены на воздуховодах приточной вентиляции. На этих воздуховодах были также установлены герметичные клапаны, позволявшие, в зависимости от обстановки, дистанционно включать  необходимый режим воздухоснабжения: чистой вентиляции, или фильтровентиляции. Были приняты также меры защиты воздухозабора от преступных посягательств, на которых я здесь не буду останавливаться.


   Из Ленинграда по железной дороге были доставлены шкафы с множеством ячеек для депозитного хранения ценностей и четыре шлюзовых двери с дверными коробками, каждая из которых весила 900 кг. Эти мощные бронированные двери, установленные попарно и оборудованные системой управления и контроля, образовывали два шлюза, делавшие прорыв злоумышленников в хранилище и в центральный пост управления невозможным, какими бы средствами нападения они не располагали, даже в случае предательства кого-либо из сотрудников охраны.


   Строительство помещений хранилища внутри потерны и коттеджа  снаружи шло быстрыми темпами. В хранилище первой очереди было построено четыре изолированных блока защищенных помещений, предназначенных для обслуживания клиентов и хранения ценностей, куда вели четыре двери из коридора. Каждый из этих блоков состоял из «предкладовой» и «кладовой», разделенных металлическими решетчатыми дверями. Перед входом в коридор, после первого шлюза, располагались холл и комната отдыха для клиентов, позволявшие организовать работу таким образом, чтобы исключить возможность встреч клиентов друг с другом внутри хранилища. В конце коридора, в имевшемся расширении потерны, был сооружен центральный пост управления хранилищем, состоявший из нескольких небольших помещений: пультовой и оружейной комнат, мастерской и аккумуляторной. Вход в ЦП находился между  дверями второго шлюза, перегораживающими коридор. В хранилище были проведены освещение, водопровод, канализация и отопление, оборудованы туалет и душевая, стены были отделаны керамической плиткой, в помещениях создан уютный интерьер.


   Заказ на монтаж систем технической безопасности, согласно разработанным мною техническим заданиям, я разместил на ДВРП «Автоматика», предприятии некогда могущественного советского Минсредмаша, в то время еще продолжавшего работать. Там сохранились хорошие специалисты, с которыми у меня сложились конструктивные деловые отношения и полное взаимопонимание.
   Технические задания были разработаны с такой степенью детализации, что фактически представляли собой законченные технические проекты. Это позволило существенно сократить сроки выполнения работ и избежать обычных в таком деле споров и согласований между Исполнителем и Заказчиком. Все работы были выполнены в установленные сроки и с хорошим качеством.


   После того, как все проблемы технической укрепленности объекта были решены, я приступил к работе над организацией системы безопасности.
   В ходе этой работы были созданы документы, которые в комплексе полностью определяли работу хранилища и персонала службы безопасности как в штатном режиме, так и при наступлении возможных нештатных ситуаций.
   Были разработаны наставления по охране объекта, по пропускному режиму, по противопожарной безопасности, положение о порядке депозитного обслуживания клиентов и другие документы, перечислять которые здесь не имеет смысла из-за их многочисленности и специфичности. Был утвержден штат сотрудников СБ из 23-х человек, куда вошли начальник СБ, начальник охраны и дежурный администратор, работавшие ежедневно, и четыре смены сотрудников, работавших сутки через трое, каждая из которых состояла из начальника смены, двух охранников, оператора центрального поста и дежурного техника. Для каждого сотрудника была разработана подробная должностная инструкция.


   Примерно к середине 1994 года строительство и оборудование первой очереди объекта были завершены. Был произведен прием на работу  сотрудников службы безопасности,  приобретено оружие и боеприпасы (пистолеты Макарова и помповые ружья), оружейная комната была поставлена на сигнализацию и подключена к пульту в соответствующем органе МВД. Были разработаны и отпечатаны необходимые рабочие документы и бланки (разовые и постоянные пропуска, карты клиента, книги учета оружия и боеприпасов, журналы дежурств и т.п.). В защищенном и охраняемом гараже находились два автомобиля, оснащенные радиостанциями, предназначенные для работы с клиентами.
   В лифтовом помещении семиэтажного жилого здания, расположенного на сопке, был установлен приемопередатчик «Маяк 16Р22С-1», связанный кабелем с пультом дистанционного управления, находящимся в ЦП хранилища, обеспечивавший устойчивую радиосвязь дежурного оператора с автомобилями «ВСБ» в радиусе 40 километров. Кроме радиосвязи, центральный пост имел выход в городскую телефонную сеть и  внутриобъектовую связь со всеми постами охраны хранилища, начальником охраны и руководством ВСБ посредством мини-АТС на 14 абонентов, а также носимых радиостанций «Транспорт-Н» и трансляционной системы оповещения на 22 точки.


   Из временного арендуемого помещения руководство «ВСБ» в лице двух учредителей, один из которых являлся президентом АО, и двух бухгалтеров, переехало на третий этаж построенного коттеджа, я расположился на втором этаже. Сюда же вселился принятый на работу начальник охраны, ставший моим заместителем, бывший майор ВВС. Шестеро сотрудников дежурной смены постоянно находились в помещениях хранилища, в том числе начальник смены и оператор (оперативный дежурный) - в центральном посту, где была сосредоточена аппаратура наблюдения, контроля и управления всеми закрытиями и техническими системами хранилища, средства связи. Для удобства управления, наряду с  пультом охранно-пожарной сигнализации и другой аппаратурой, здесь, на рабочем месте оперативного дежурного, располагалось электрифицированное сигнальное табло, на котором постоянно высвечивалось разными цветами фактическое состояние закрытий и элементов систем жизнеобеспечения хранилища.

 
   Потребовалось около полутора недель на изучение нанятым персоналом СБ своих служебных обязанностей и проведение тренировок, после чего «Владивосток-Сейф-Банк» был готов к работе. В результате проведенных технических и организационных мероприятий на объекте была достигнута высокая степень безопасности, о чем я с удовлетворением и доложил  руководству.


   С этого момента «ВСБ» начал функционировать в установленном режиме, согласно разработанным технологиям. Появились клиенты, с их стороны  никаких претензий к обслуживанию не возникало. С другой стороны, новое предприятие показало хорошую управляемость и не требовало каких-либо изменений порядка своей работы. Персонал службы работал четко и, вместе со своим руководителем, т.е. со мной, ожидал повышения зарплаты.


   К этому времени я уже был разведен с Верой, а в июне 1994 года мы с Людмилой оформили свой брак. Жениху в ту пору было 62 года, невесте – 49.
   Работая в «ВСБ», я купил за 2 тысячи долларов подержанную праворульную «Тойоту Кароллу-2» в хорошем состоянии. На этой машине я продолжал освоение навыков вождения в условиях сильно пересеченной местности, проникался уважением к японской автомобильной промышленности и ездил на работу, а по выходным дням мы с Людмилой  посещали живописнейшие уголки южного Приморья.
   Пожалуй,  на этом приятные воспоминания о том коротком периоде моей деятельности заканчиваются. Примерно, в течение года «ВСБ» работал, как часы. Правда, ожидаемого потока клиентов не наблюдалось. Скорее, это был скромный, но все-таки постоянно струящийся ручеек. Все это время меня не оставляло чувство беспокойства. Учредители акционерного общества, молодые, но амбициозные люди, по-прежнему не посвящали меня в экономические вопросы, хотя, согласно представленному мною проекту развития службы безопасности, экономическая безопасность предприятия должна была стать одним из основных направлений работы этой службы.
    Между тем, я не мог не видеть, что акционеры, мягко говоря, бездумно расходовали кредитные средства, жили на широкую ногу, отвлекались на финансирование сомнительных проектов, не имевших никакого отношения к работе «ВСБ». Дорогостоящее строительство второй очереди хранилища, вопреки первоначальным планам, также не было остановлено вовремя. Мои ненавязчивые предупреждения и призывы резко сократить расходы и дождаться прибылей не находили понимания и лишь вызывали у молодых людей раздражение.


   Гром грянул в августе 1995 года: уникальное во многих отношениях предприятие обанкротилось и прекратило свое существование. Так и не дождавшись хорошей зарплаты, все «дети подземелья» разбрелись, кто куда. Для меня же самое обидное заключалось в том, что все результаты моей деятельности, достигнутые немалыми трудами, пропали впустую.   
                               


Рецензии