Малые голландцы - феномен в истории искусства

Мейндерт Хоббема «Аллея в Мидделхарнисе» (1681), Национальная галерея, Лондон


XVII век явил миру во всем блеске две новые школы живописи – голландскую и фламандскую. Обе были наследницами великого искусства Нидерландов, страны, поменявшей к этому времени свои границы.
Когда в середине XVI века Нидерланды «достались» испанской короне, во многих провинциях уже утвердился кальвинизм (ветвь протестантизма), и «его католическое величество» испанский король Филипп II с жестокостью подавлял строптивцев. Часть южных штатов осталась в лоне католической церкви, образовав Фландрию, но семь северных штатов объединились для отпора испанцам.
На основе этого объединения и возникло федеративное государство – Нидерландская республика, или Голландия. Победа над могущественной абсолютистской  Испанией способствовала тому, что Голландия, одна из самых малых стран Европы, стремительно превратилась в могущественнейшую и богатейшую державу. Она стала не только колониальной империей, но и первой буржуазной республикой Нового времени. Мир с удивлением следил за взлётом голландцев: «Эта горсточка людей, владеющих клочком земли, снабжает европейские народы большинством нужных им товаров»,- заметил кардинал Франции Ришелье.
Большая часть Голландии (Holland – «низменная земля»), лежит ниже уровня моря, и штормы постоянно угрожают ей затоплениями. Лишь поистине героический труд и упорство населения, строительство заградительных сооружений – плотин, шлюзов, каналов, дамб – позволили голландцам не только отвоёвывать пространство у моря, но и процветать. Так выковался особый голландский коллективизм и сплоченность.
Еще в XIV веке Нидерланды были богатой страной. Через незамерзающие порты Нидерландов проходили товары со всего мира, а открытие Америки еще более упрочило положение страны как важнейшего посредника в международной торговле (вспомним, что первое название Нью-Йорка было Новый Амстердам).
Вскоре страна стала  не только самой богатой, но и самой передовой и культурной страной континента в XVII веке. Например, когда жителям города Лейдена, стойко выдержавшим осаду испанцев, была предложена награда на выбор – освобождение от налогов или основание университета, рачительные лейденцы всё же выбрали университет (в нем какое-то время учился Рембрандт).
Известно, что в протестантских странах (Англии, Германии, Швейцарии), развитие искусства сильно замедлилось. Но не в Голландии! Здесь искусство, а особенно живопись, уже в 1640-1670 годах достигает расцвета.
В XVII веке Голландия – единственная страна в мире, где три четверти населения было городским.
Феноменом этого периода становится удивительное обилие талантливых художников. Подсчитано, что на каждую тысячу человек в стране тогда приходился один художник (такая «плотность» не имеет аналогов в истории). Художественными центрами стали Лейден, Дельфт, Харлен, а позднее Гаага, Амстердам, Утрехт, Дордрехт и др.
Художники работали не только на заказ. Часто они сначала писали полотна, а затем искали на них покупателя. Картины продавались через торговцев, через аукционы и становились формой вложения средств. Оптимистический настрой, демократизм, поэтизация жизненных ценностей в сочетании с профессиональным мастерством  сделали голландскую живопись востребованной не только современниками, но и многими последующими поколениями.
Спрос на живопись в Голландии был ажиотажным. Известно свидетельство современника: «Нет такого бедного горожанина, который не желал бы обладать произведениями живописи, предпочитая даже сокращать расходы на еду».
В отсутствии родовой аристократии, коронованных заказчиков и церковных покровителей представители буржуазии стали главными потребителями произведений искусства. Впрочем, и зажиточные крестьяне украшали свои дома «досками с картинками» (большинство картин писалось на досках из-за климатических условий страны).
Теперь «жизненное пространство» для самой живописи ограничивалось стенами бюргерских домов и общественных зданий. Размеры картин в этом случае были, как правило, невелики по сравнению с живописью для дворцов и церковных помещений. Тематика и тональность работ обычно носили камерный характер, наиболее соответствующий изображениям частной жизни. Изменилась и техника живописи. Голландская картина XVII века отличается тщательным, почти миниатюрным письмом и обилием точно разработанных деталей. Именно поэтому создателей так называемой «кабинетной» живописи голландских мастеров XVII века (за исключением Рембрандта, Хальса и Вермеера) называют «малыми голландцами». Правда, даже Яна Вермеера, учитывая особенности его работ, иногда называют великим «малым голландцем».
В становлении голландской живописи XVII века наиболее важным было влияние старых нидерландских мастеров. Еще у Питера Брейгеля – старшего, а еще раньше у Иеронима Босха и других мастеров XV- XVI веков, отмечалось пристальное внимание к жанровой детали, умение видеть мир, природу одушевленными, поэтичными, но не идеализированными.
Большинство «малых голландцев» находило темы для своих картин в окружающей действительности, словно следуя совету своего великого земляка Рембрандта: «Учись, прежде всего, следовать богатой природе и изображать то, что найдешь в ней. Небо, земля, море, животные, добрые и злые люди – всё служит для нашего упражнения. Равнины, холмы, ручьи, деревья, города, рынки, церкви и тысячи природных богатств взывают к нам и говорят: иди, жаждущий знания, созерцай нас и воспроизводи нас».
За пределами тематики «малых голландцев» остались  бурные исторические события, в том числе народные восстания и войны. Однако именно подробное «исследование» ими природы и быта во всех их проявлениях и мелочах жизни сегодня воспринимаются, как сюжеты планетарного характера. Красота окружающего мира оказалась настолько разнообразной, многогранной и необъятной, что осветить её во всех проявлениях ни один из живописцев и не пытался. Наоборот, сотни голландских художников как бы поделили видимый мир между собой.
Одни писали только портреты, другие - бытовые сцены, третьи – натюрморты и т.д. Из пейзажистов выделяются маринисты, живописцы городских видов, анималисты. Таким образом, именно в голландском искусстве, у «малых голландцев», сложились все виды или жанры живописи, на которые принято подразделять её в наши дни. Исторический жанр оказался у «малых голландцев» низведенным до уровня рядового. Жанровая трактовка библейских и мифологических сюжетов придавала им оттенок современности и некоторой обыденности.
Художники бытового жанра в живых занимательных сценах рассказывали о быте, нравах и обычаях современников – обитателей крестьянской хижины, бюргерского дома, завсегдатаев кабачка и светского салона. Особенно замечательны работы Адриана ван Остаде, Герарда Доу, Герхарда Терборха, Питера де Хоха и др.
В творениях пейзажистов, маринистов, анималистов и живописцев городских видов отразилась их любовь родине, к ее невзрачным, но дорогим сердцу дюнам и болотам, к морю, к тучным стадам на заботливо возделанных пастбищах, к опрятным улочкам городов. Так Ян ван Гойен, основатель национального пейзажа, доводит до совершенства воздушную перспективу, а Якоб ван Рейсдаль, гениальнейший пейзажист, особенно тонко чувствовавший моменты обновления и умирания природы, драматическую борьбу света и тени, создал обобщенный образ родины. Художника  Мейндерта Хоббему, самого значительного мастера пейзажа после Якоба ван Рейсдаля, привлекали тихие сельские сцены с видами залитых солнечным светом деревень, которым придают разнообразие возвышающиеся там и здесь группы деревьев.
Голландские мастера натюрморта, пожалуй, впервые открыли человечеству очарование безмолвного мира неодушевленной природы. Цветы и фрукты, улов рыбака и добыча охотника, вещи домашнего обихода и экзотические предметы, привезенные из дальних стран, стали объектами живописи в поисках новых проявлений прекрасного.
Наиболее «узкая специализация» была в жанре натюрморта. Питер Клас, например, писал только «завтраки», а Ян ван Хейсум – только цветы. Существовали художники, писавшие рыбные и мясные лавки, охотничьи трофеи, посуду и т.д.
Произведения «малых голландцев» разошлись по музеям и частным собраниям всего мира, а их творчество вошло в историю мировой культуры как важнейший и плодотворнейший этап ее развития. Они оказались достойными гордых слов лейденского художника Филипса ван Ангела, с которыми тот обратился к собратьям по творчеству 18 октября 1641 года,  в день Святого Луки, небесного  покровителя живописцев: «Принесем же себя со всеми великими умами на алтарь бессмертия, и пусть наши имена станут примером для потомков».
          


Рецензии
Здравствуйте, Валерий

Ваша статья как дорога на пейзаже Мейндерта Хоббема властно захватывает и ведёт в гости к малым голладцам.

Особо выделил для себя: "умение видеть мир, природу одушевленными, поэтичными, но не идеализированными".

"Однако именно подробное «исследование» ими природы и быта во всех их проявлениях и мелочах жизни сегодня воспринимаются, как сюжеты планетарного характера." (Малые голландцы научили таки и нас видеть в малом великое!)

"Красота окружающего мира оказалась настолько разнообразной, многогранной и необъятной, что осветить её во всех проявлениях ни один из живописцев и не пытался. Наоборот, сотни голландских художников как бы поделили видимый мир между собой." (Подмечено очень точно. Поделив видимый мир между собой, они как слуги на пиру Прекрасного раздали всему человечеству свои удивительные "блюда". Какое невиданное доселе гостеприимство в сфере живописи! Весь мир у них до сих пор в гостях.)

Спасибо.

С теплом и уваженипем,


Владислав Плеханов   01.09.2021 22:10     Заявить о нарушении
Уважаемый Владислав, спасибо, что зашли на страницу Валерия. Валерий умер 5 лет тому, но я сохранила его страницу. Огромное спасибо, было приятно читать Ваш, отзыв. Всего доброго, будьте здоровы.
С уважением Чечилия Койфман

Койфман Валерий   03.09.2021 10:51   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.