Джеймс Уэллс. Сосуды милосердия
Джеймс Уэллс (1859)
Эти сосуды в Слове Божьем упоминаются в трех отношениях. Во-первых, это их слабость и хрупкость. Мы бедные, слабые и очень хрупкие существа, сосуды, просто высушенные на солнце, даже не обожженные на огне. Это то, что Господь дает почувствовать тем, кого Он намерен спасти - то, как они слабы и ничтожны, и в определенном смысле меньше чем ничто. И когда вы почувствуете эту слабость и никчемность, вы можете затем прочесть Второй псалом и увидеть себя среди тех, кто в нашем тексте назван "сосудами милосердия". Вы найдете в этом псалме, какие люди изливают ярость на Иисуса Христа. Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его. "Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их". Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им. Тогда скажет им во гневе Своем и яростью Своею приведет их в смятение: "Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею; возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя". Вы скажете: вот Господь, и Помазанник Его есть Мессия, Который послан положить конец греху и совершить примирение за беззаконие, именно для этого Господь послал Его, и Он исполняет всю волю Его, и потому люди возмущаются против Него. Но можете ди вы сказать, что Он с вами, и вы желаете того же, что Он был призван сделать и сделал? Далее в этом псалме пророчествуется Воскресение Господа Иисуса Христа, и апостол дает нам понять, что Его Воскресение является проявлением всех милостей вечного завета, ибо мы находим у него приложение Ис.55: "Заключу вечный завет с вами, милости, обещанные Давиду". В Деян.13 Павел говорит, что это относится именно к Воскресению Господа.
Бог говорит Христу в том же Псалме 2: "Проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе". Все мы по природе язычники, отчужденные от жизни Божией по греху и невежеству нашему, а теперь мы приведены ко Христу, Он наше стремление, Он наше доверие, Он наша уверенность, Он наша любовь, Он наша душа и тело, мы чувствуем, что мы на руках у Него и что нам нигде не будет так хорошо, как на руках у Господа Иисуса. Бог продолжает: "Проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе; Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника". Здесь не имеются в виду те, кто дан Христу; нет, это те, кто не даны Ему, которые оставлены, как сосуды гнева и бесчестия, и они будут продолжать выступать против Него, пока Он не поразит их жезлом железным. Это должно дать нам уверенность во Христе, ибо мы увидим, как дрожат наши враги и противники, и это привилегия верующего, о котором мы находим в Откр.2, что он "побеждает и соблюдает дела Мои до конца". Эти дела есть вера в праведность Христа и в смерть Его, и она побеждает все, что противостоит имени Христа, Его чести и характеру, и соблюдает Его дела до конца. Ему дана власть над народами, и Он будет пасти их жезлом железным, они разлетятся вдребезги, как разбитые сосуды; это значит, что тот, кто со Христом, не может быть больше разбит на куски, они не могут быть побеждены, ибо Христос победил для них, они не могут быть сокрушены, ибо Христос не может быть сокрушен; вы можете стереть в порошок их тела, но все, чего вы добьетесь - это вернете домой их души. Вот участь тех, кто никогда не может быть сокрушен! И, следовательно, в этом псалме есть повеление, которому должно повиноваться во все времена и которому люди, несомненно, будут подчиняться. "Итак вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли!". Когда Господь дает это повеление и Сам приходит в душу, грешник вразумляется. Что значит вразумиться? Чтобы вразумиться, нужно знать Иисуса Христа; чтобы быть по-настоящему мудрым, нужно быть мудрым той мудростью, что посылается свыше, что чиста, мирна и умудряет к вечному спасению. Те, что являются сосудами милосердия, приходят к ощущению того, что они бедны, слабы и никчемны, и поэтому с этим чувством и видением они могут примириться с Божиим домостроительством спасения грешника. Следовательно, апостол говорит, что "Тот, Кто повелел свету сиять из тьмы, просветил наши сердца, чтобы дать нам свет познания славы Божией в лице Иисуса Христа". Но есть ли у нас это сокровище? Это сокровище есть прежде всего знание нашей слабости и никчемности потому, что оно позволяет нам оценить верное и всякого принятия достойное слово, что Иисус Христос пришел в мир спасти грешников, из которых мы первые. Но это сокровище, то есть веру Евангелия, "мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная власть дана была Богу, а не нам" (KJV). Таково одно из убеждений сосудов милосердия: именно так они признают, что они грешники, разбитые сосуды, немощные и хрупкие создания, неуверенные ни в чем, что принадлежит им самим, как существам очень шатким. Что более неопределенно, чем наша земная жизнь? Бедный грешник чувствует это, как и чувствует, как он нищ, никчемен и беспомощен, и это и есть признак тех, кого Писание обозначает как народ Божий, сосуды милосердия. Такие люди чувствуют и полностью уверены, что если они вообще могут быть спасены, то от начала до конца по милости Божией. Вы можете ощутить, насколько вы слабы и ничего не стоите? В Храме были сосуды медные и железные. Без сомнения, они также представляют определенных людей, ибо все, что было посвящено Богу в Храме, несло духовный смысл; поэтому я беру эти сосуды как образ людей. Глиняные сосуды представляют людей в их слабости и никчемности, сосуды же медные и железные - людей в сознании своей силы. И вот, если они, находясь в теле, считают сами себя ничтожными, слабыми и бесполезными, то в другом отношении, а именно в их вере и в Господе, насколько же сильны они! Они сильны так, как Сам Вечный Бог, ибо Он является их силой, они едины с Иисусом Христом, сильны в совершенстве Иисуса Христа. Что же это за сила? Я думаю, что через все наши переживания, через всю нашу жизнь мы становимся совершеннее в Иисусе Христе, свободнее от вины и приятнее в очах благословенного Бога. Мы не можем быть слишком сильны в этой уверенности в безупречном деле Иисуса Христа.
Во-вторых, они крепки в Боге Отце; так они сильны в Его совете, зная, что этот совет не может быть отменен, что Его цели не могут быть разрушены и никто не отклонит руки Его. Они твердо знают, что Он исполнит все цели Своей любви, и хотя сейчас мы не понимаем очень многого в Его отношениях с нами, Он видит их цель, и когда она придет, Его мудрость, Его благодать и все остальные совершенства Его характера и воли воссияют в деле Его правды в нас. Для нас стало трюизмом, что "все хорошо, что хорошо кончается", но Господь заботится о том, чтобы все Его люди закончили хорошо, через веру в совершенное дело Спасителя. По неизменному замыслу и совету Отца они придут к прекрасной цели могучей силой Святого Духа, Который разрушит все ложные исповедания, сметет все убежища лжи и привлечет их ходить в Боге и жить во Христе, в Котором их жизнь, их святость, их праведность, их спасение, все для них, ибо Бог для них есть все во всем. Поэтому они сильны здесь. Сами по себе, по плоти, они бедные глиняные сосуды, но здесь, во Христе Иисусе, они сильны, ибо Сам благословенный Бог должен был бы потерпеть неудачу, прежде чем они могли бы потерпеть крах. О, это восхитительная истина, что наши ошибки и неудачи лишь освобождают место Тому, в Ком нет недостатка, Кто никогда не подведет и никогда не может потерпеть неудачу!
Я думаю, что христианин, который любит святость, как всякий настоящий христианин, любит праведность и общение с благословенным Богом, когда он чувствует, как он нищ, какие адские испарения порой поднимаются в его сердце, как отравляют они всякую святую мысль и святое чувство, и поражают его душу, заставляя его чувствовать себя жалким и несчастным - он именно таков, что для него Господь Иисус Христос действительно драгоценен, Бог в Своей неизменности действительно славен, и вечный Дух в Своем всемогуществе действительно благословен. О, спросит он, что я такое, что я могу сделать для Бога живого? Что я должен сделать для Него? Что я должен сделать для Иисуса Христа? Но что мне сделать, если я под мышцами вечными? Он не оставит меня бороться с врагом или покорять его, но Он изгонит врагов от нас.
Таким образом, эти сосуды бедны и слабы, но в другом смысле они сильны. И третий образ этих сосудов таков, что они из серебра и золота. Они драгоценны. Посмотрите на огромную разницу между изначальным материалом и его конечным совершенством. Кто такой грешник? Бесполезный ком глины. И посмотрите, чем Иисус Христос делает его; он предстоит Богу, предстоит всему совершенству Спасителя, всей чистоте и святости Его, и ныне он уже не глина, но золото и серебро, чистые и драгоценные для Господа. Как Христос соединен с Отцом любовью, как Возлюбленный Сын Его, так святой человек соединен с Тем же Отцом; в этом смысле нет никакой разницы, ибо он возлюблен той же любовью. Христос исполнен Тем же Духом Святым, Который держит и тебя; Он все для тебя, ибо Он представляет тебя пред Богом. Если мы должны описать здесь разницу, то это разница между ничтожеством изначального материала и конечным совершенством, между грехом и святостью, между правдой и неправдой, между сатаной и ангелами, между смертностью и бессмертием, между тленностью и нетлением, между нашей слабостью и совершенной силой, между временем и вечностью. Не надо, дорогие мои, судить о конечном совершенстве святых по их нынешней слабости; судите о них, насколько это возможно, по Господу Иисусу Христу, ибо Он есть характер их конечного совершенства. Я знаю, что некоторые в наши дни могут превознести себя в том, что они знают гораздо больше о Боге и о Христе, чем святые Ветхого Завета, который завершен, и все же при чтении ветхозаветных Писаний вы увидите, что там было больше рвения к Богу, чем, как правило, в наше время, и в Новом Завете вы найдете то же великое рвение быть с Богом. Сам Христос всегда смотрел вперед, и стремился к Своему Воскресению и Вознесению больше, чем к Своим страданиям, ибо Он был устремлен к радости, предстоявшей Ему от вечности, хотя перед тем Он претерпел и крест. Апостол Павел выразил свою надежду, говоря: я не стыжусь, но "стремлюсь к почести высокого призвания Божия". И апостол Петр, глядя на эти вещи, не мог не устремляться вперед, к конечному совершенству, к которому должны прийти святые, и потому он говорит: "ожидающим и желающим пришествия дня Божия". О, каким должно быть наше духовное состояние, чтобы ни богатство, ни честь, ни жена, ни муж, ни родители, ни дети, ни сестры или братья, ни какой-либо мирской интерес не мог опустить наши души вниз, чтобы они переставали стремится к драгоценной почести своего конечного совершенства и славы! И наступит время, когда вся вселенная сгорит пред величием Искупителя, и Он войдет на новую землю под новым небом, в порядке Нового завета, в котором все новое и сияет совершенством.
Таким образом, Писание дает тройственный взгляд на людей Божиих, как на сосуды: во-первых, они глиняные сосуды, во-вторых, они крепки в Господе, и в-третьих, они драгоценны в глазах Его, в перспективе их конечного совершенства. Но я не думаю, что я вправе опустить без замечаний другую сторону этого вопроса. Возьмите человека, который живет и умирает, не заботясь о своем духовном состоянии, или гонителя народа Божия, или просто исповедующего человека, имеющего лишь имя без силы его. Каждый день его жизни его грехи становятся сильнее, он слабеет и каждый день его жизни подводит его ближе к тому моменту, когда последняя частица силы отлетит от него и он вынужден будет впасть в вечную немощь, и тогда исчезнет последняя его надежда, и он станет беспомощен и одинок, ибо будет изгнан от присутствия Господа и от славы могущества Его. О, когда, слушатели мои, мы почувствуем, какие мы бедные и слабые существа, и убедимся в серьезности этого, чтобы иметь сладкую уверенность в Господе и увидеть привлекательность конечного совершенства, к которому должны прийти Его люди? Если это так, то, я думаю, мы можем понять, что имеет в виду апостол, когда говорит: "Тот, Кто избавил нас от столь близкой смерти". Он не только уже избавил нас через посредничество возлюбленного Сына Своего, но и постоянно избавляет нас жизненно и явно, ибо Он есть сила наша, и мы доверяем Ему: "надейтесь на Господа вовеки, ибо Он есть твердыня вечная". Тот, в Кого мы верим, еще будет избавлять нас.
Можете ли вы покинуть дом Божий сегодня утром, приняв эти три вещи и сказав себе: я знаю, что Он избавил меня от последней смерти, я знаю, что я бедная, слабая тварь, у которой не было надежды, но в Иисусе Христе, по силе посредничества Его, я думаю, что могу сказать, что Он избавил меня от погибели, и Тот, в Кого я верю, еще будет избавлять меня, и это точно и достоверно. О, как сладко то, что Господь дает нам больше благочестия и приносит больше этих вечных вещей в наши души!
Теперь я отмечу характер тех, кто описывается как сосуды милосердия. Опишем три причины, почему они таковы. Сосуды нечто вмещают. Они принимают милосердие. Апостол после представления о том, что есть для нас закон Божий как служение смерти и осуждения, резюмирует, сказанное нами в словах о милости, как мы увидим теперь по контрасту. Он называет Евангелие служением жизни, в отличие от закона смерти. Вспомним, что он говорит в одном месте: "У нас есть смертный приговор в нас самих" (2 Кор.1.9 KJV). Это великая вещь - учить об этом смертном приговоре, ибо никто, кроме истинных христиан, не знает, что это такое. Смертный приговор в нас есть для того, "чтобы мы не доверяли себе самим, но Богу, воскрешающему мертвых". Что это за смертный приговор? Если вы не ощущаете его, то вы не христианин. Из этого правила нет исключений. Апостол описывает его в другом месте: "Пришла заповедь, и грех ожил, а я умер". Смысл этого утверждения в том, что закон отвергает всю нашу святость, всю праведность, всю мудрость, все наши надежды и дела, считает нас самих нечистыми, и, отвергая все это, утверждает в какой-то момент, что мы виновны в целом и несем в себе приговор к смерти. Поэтому мы не можем доверять ничему, кроме милости, которую оказывает нам Бог. Поэтому Библия много раз касается того, что "не живет в плоти доброе". Теперь послушайте меня: разве вы не видите, что закон Божий отвергает всю вашу правду, все ваше самодовольство, самодостаточность, жизнь своим умом и стремление полагаться на себя в целом? Если вы и живете, то не можете жить без греха, а это невозможно, ибо где грех, там смерть, и если у вас вообще есть жизнь, вы должны иметь ее там, где нет греха, и вы видите, что если нет греха в Иисусе Христе, то нет и жизни кроме как в Иисусе Христе, и потому верующий в Него, по Его слову, имеет жизнь вечную. Таким образом, вы осознаете, что закон отвергает вас лично как грешника, но закон никогда не отвергал и не может отвергнуть Христа, Который есть Жизнь вечная. С другой стороны, Евангелие есть служение правды, служение праведности. Блудный сын получил новую одежду из рук отца, в грязной же одежде он имел бы другой конец, о котором сказано: "возьмите его, свяжите по рукам и ногам и бросьте во тьму внешнюю". Человек, не имеющий смертного приговора в себе самом, всегда приходит в своей грязной одежде, в своей собственной праведности. Посмотрим же на этот смертный приговор в себе, чтобы мы могли принять Христа как нашу Жизнь и нашу Праведность! И скажем также, что закон никак не может отвергнуть Христа, ибо Он пришел возвеличить и прославить закон. Апостол поразительно заинтересован в том, чтобы не упразднить закон через веру, но утвердить его, возвеличить и прославить, и это удивительный факт. Почему? Потому что он знал, что вечное горе потерянных выявляется только через приговор закона Божия, и что ни одна душа не может быть спасена вопреки совершенству этого закона, и что закон вечно прославлен и бесконечно более возвеличен в работе Христа по нашему вечному спасению, чем он был бы возвеличен в вечном осуждении потерянных. Это великая вешь - понять хоть немногое из этого определенно, так чтобы мы могли видеть, в каком положении мы находимся как осужденные по закону, где царствует смерть и где царствует жизнь, и как мы избавлены из одного состояния и переведены в другое. С другой стороны, апостол напоминает нам, что с устроением и славой закона было закончено, когда пришла слава Евангелия, и так он подводит итог всему делу и прекрасно говорит: "Таким образом, видя у нас это служение", то есть, хотя мы были мертвы, Он послужил нам Своей жизнью, и в этом служении мы получили жизнь, праведность и славу, что останутся с нами навсегда. Так мы уже получили благодати, чтобы получить свидетельство жизни в любви, свидетельство праведности и превосходства Евангелия, и его вечности, о которой апостол говорит как о милости: "по милости Божией мы не унываем". А потом он очень красиво говорит о следствиях этого: "Но отказавшись от скрытных постыдных дел, чтобы не ходить в хитрости, не искажая слова Божия обманом, но представляя себя совести всякого человека в глазах Бога". Он мог бы сказать: если бы мы были под законом осуждения, и никакой другой закон не управлял нами, то мы могли бы хитрить и мудрить, оправдывать любые подтасовки, чтобы утешиться и уклониться от ужасов этого закона, но если мы под законом благодати, мы можем предстать пред Богом и сказать Ему только то, что мы и где мы находимся, прийти к Нему без лжи и лукавства и насладиться всем, что Он видит хорошим, и пользоваться всем, что законно и справедливо, даже в вечности, так что мы можем отказаться от любых скрытных постыдных дел, интриг и замыслов. Наше Евангелие может и должно быть честным; то, что мы должны исповедовать наши грехи пред Ним, есть одна из самых сладких наших привилегий. Много раз я не мог поднять головы пред Господом, пока Его милость не покрыла душу мою. У нас нет повода приходить к Нему нечестно и пытаться говорить, что мы лучше, чем есть; с нами все ясно, и потому мы можем быть честными от первого до последнего. Представим же свою совесть Богу!
Во-вторых, сосуды есть также слуги милосердия. Мы должны здесь уделить более серьезное внимание тому, о чем уже слышали, чтобы не поскользнуться и, как говорит апостол, не пойти ко дну. Есть люди, которые исповедуют истину некоторое время, а потом расстаются с ней по частям, их сосуд начинает течь, и если они полагаются на себя, стремясь не ошибиться, то у дьявола всегда найдется что положить в их ум, и в итоге он наполнит его своей дрянью. Я не думаю, что за последние двадцать лет была проповедь, поставившая исповедующих людей перед большими искушениями, чем наша проповедь об Иакове и Исаве, ибо она так обличила их высокомерие и гордость, что они готовы были чуть ли не проклясть своего Создателя за то, что Он осуществляет такой суверенитет, какой описывает Библия, и что Он может возненавидеть отверженных от века и до века. Он мог бы любить образ, который носил Исав в творении, но Он никогда не любил тварь, которая носит его. Он ненавидит образ нашей греховности, в которую мы впали, ненавидит образ дьявола, в котором оказались вы и я, хотя Он и не ненавидит лично нас. Он может любить образ Своего творения, но не сам ком глины, в который оно превратилось. Как будто Горшечник не властен иметь один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого, и должен отчитываться в этом перед такими червями, как мы! Исповедующие люди ужасно боятся, что Бог есть все во всем. Сосуды же милосердия есть также слуги благодати; они не протекающие сосуды. Бог вложил истину в души пророков и апостолов, и они сохранили ее до последнего. Они не были протекающими сосудами. Он вложил ее в души Своих людей, и они также сохранили ее, и они не были протекающими сосудами, ибо они сохранили свидетельство Его милости. Сколько же у нас протекающих сосудов сегодня! Их общины иссякают и сократились почти до исчезновения. Но если сосуды милосердия есть также слуги его, то они служат в милости и другим. Причина того, что исповедующие люди не могут раздавать милость другим - то, что они сами не являются сосудами милости, они не причастны благодати. Всякий раз, когда апостолы посылались проповедовать Евангелие, они проповедовали его. Петр был сосудом милосердия, и ему было сказано: паси овец Моих. "Добрый человек из сокровища сердца своего выносит доброе". И, будучи слугами милости, они служат ею другим, и потому они милостивы. "Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут".
Наконец, эти сосуды являются должниками милости. Многие говорят это, католики, арминиане и кальвинисты - сторонники обязанности верить говорят это, но при этом считают, что они являются должниками милости в целом, но когда доходит до конкретных определений, мы и они оказываемся далеки друг от друга как полюса. Я не буду занимать ваше время разницей в наших вероучениях, достаточно будет сказать, что люди Божии - это сознательные должники милости в таком смысле, как никто другой. Кто еще чувствует себя обязанным Христу действительно во всем, что Он для нас сделал? Кто еще чувствует себя обязанным Богу за клятву милости, которой Он клялся, что не будет гневаться на них? Кто еще чувствует себя в долгу перед Богом за уверенность в благодати, как люди Божьи? Кто еще чувствует себя обязанным Ему за все многообразие Его милостей? Пусть же Дух Святой так откроет вам милость Бога Отца, чтобы заставить вас прилепиться к Нему еще больше, жить в Нем еще больше, и мы откроем для себя эту неиссякаемую вечную милость и будем полагаться на нее, чтобы Дух Святой стал для нас "источником живой воды, текущей в жизнь вечную". Я уверен, что чем больше мы будем убеждены в этом, тем больше мы прилепимся к Господу, Богу нашему, сознавая, что мы такое и где мы находимся. Но нас могут спросить: если милость спасает нас от первого до последнего, то как может человек убедиться, что он может иметь надежду. Посмотрите, однако, на разницу между сосудами гнева и сосудами милости, и оцените достоинство этой милости. Пусть же Господь все более заверяет нас, что если мы получили эту милость, то получили ее не напрасно, и тогда мы будем держаться ее и свидетельствовать о ней другим, насколько Господь позволит, и будем все больше и больше чувствовать себя обязанными только Господу, Богу нашему, и вечной и бесконечной милости Его.
Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn
Свидетельство о публикации №213070300065