Сеанс целлулоидной магии от сергея потапова

…Когда раздался телефонный звонок и сказали, что меня приглашают на пресс-показ фильма

Сергея ПОТАПОВА «Ньургуhуннар» («Подснежники»), я как раз дочитывал последний роман

Харуки МУРАКАМИ «1Q84». Таким образом, еще не отойдя от атмосферы культового писателя

современности из Страны восходящего солнца, я очутился в темном зале кинотеатра

«Центральный».

 Уже через пять минут после начала сеанса поймал себя на удивительном ощущении – я будто

продолжал находиться в загадочных муракамовских мирах. Два автора – книжный и киношный –

слились для меня в одно целое, и действие на экране продолжало существовать в рамках

всеобъемлющей эстетики культурного пространства, именуемого во всем мире как Восток.

Интересно, что я уже потом вычитал интервью режиссера, где он утверждает, что снимал

кино в азиатском стиле!

 Удивительное ощущение усиливалось присутствием в картине Геннадия ТУРАНТАЕВА – актера,

который своими габаритами напоминает японских сумоистов. В то же время он очень точно

сыграл своего героя – скупого на слова большого, но очень одинокого человека с тонкой

душевной организацией и ранимым сердцем. Блестящая харАктерная роль артиста. Кстати, как-

то слышал утверждение Сергея Потапова, что он всегда задумывает и расписывает роли под

конкретных актеров. И если это так, то можно сказать, что в данном случае режиссер попал

в десятку.

 О чем фильм? Ограничусь официальным описанием: «Гоша работает охранником в

краеведческом музее маленького городка. Он живет с парализованной матерью, у них

тяжелые, постепенно ухудшающиеся отношения. Случай сводит Гошу с Эмилем – жизнерадостным

мальчиком из богатой семьи. Он помогает Гоше разрешить проблему отношений с матерью,

помогает понять ценность и прелесть жизни. У Эмиля, которому предстоит операция на

головном мозге, есть последняя мечта – увидеть зимой подснежники. Ему кажется, что если

это случится, он сможет исцелиться. И Гоша решает осуществить мечту умирающего друга.

Подснежники – символ надежды на чудо. Фильм рассказывает о настоящей дружбе, затрагивает

социальные проблемы общества».

 После чтения романа Мураками, где некоторые видят на небе две луны, где LittlePeople —

Маленький Народец — выходят изо рта мертвой козы и плетут Воздушный Кокон, меня вовсе не

удивило то обстоятельство, что в потаповском фильме мальчик заводит дружбу с одиноким

мужчиной, приглашает его в ресторан, а на Новый год одаривает его и его прикованную к

постели маму всевозможными подарками.

 … Я сидел и наслаждался сеансом магии Сергея Потапова, иногда шмыгал носом – он всегда

точно знает, с какими актерами работать, где и как расположить камеру, какую

использовать музыку. Кстати, об операторской работе – Семен АМАНАТОВ за весь почти

часовой фильм сделал всего два движения камерой! Был один отъезд и одна панорама! А во

все остальное время Семен работал статичными планами – общими, средними и крупными. И от

этого возникла какая-то особая эстетика. По словам режиссера, так было задумано

изначально…

 Что касается музыки, то если через весь роман Мураками проходит «Симфониетта» чешского

композитора Леоша ЯНАЧЕКА, то заглавной песней фильма Сергея Потапова выступает

посвящение Энрико КАРУЗО в исполнении бесподобного испанского тенора Хулио ИГЛЕСИАСА.

Заметим, что эта композиция сама по себе трогательна и слезовышибательна, а снабженная в

данном случае соответствующим видеорядом и соответствующим сценарным обрамлением, и

вовсе становится бомбой, проникающей до самых глубин такого живого человеческого сердца.

 Разумеется, при просмотре любой картины всегда ищешь какие-то кинематографические и

литературные реплики. Кинокритики найдут и скажут свое, а я как писатель, конечно, сразу

вспомнил незабвенного О`ГЕНРИ и его трогательный рассказ «Последний лист», хотя сам

режиссер отсылает нас к сказке «Двенадцать месяцев». И еще где-то – на заднем плане –

маячит дружба летчика и Маленького принца. А я потом с удивлением узнал, что Сергей снял

свой фильм основываясь на реальных событиях. И в жизни тоже был хэппи-энд. Более того,

прототипы трогательной истории в настоящее время собираются на отдых на один из

экзотических теплых морей.

 Здесь я умолкаю, ибо скоро в зале выключат свет, и начнется сеанс целлулоидно-

акварельной магии от Сергея ПОТАПОВА – одного из самых талантливых и неожиданных

режиссеров современности.


Рецензии