Два Брига Баку и их капитаны

“Бриг - это военный 2-х мачтовый корабль с прямым парусным вооружением, предназначенный для крейсерования, разведки и посыльной службы.
Водоизмещение 200-400 т; вооружение - 10-24 пушки; экипаж - до 120 человек.”
(“Словарь морских терминов.”)

В составе Каспийской военной флотилии в разные периоды XIX века было два брига “Баку”.

                Назовем их бриг “Баку”-1 и бриг “Баку”-2.

Часть Первая …

12-ти пушечный бриг “Баку”-1 был заложен 28 октября 1820 года в Казанском адмиралтействе. Строитель - А.П.Антипьев. Бриг был спущен на воду 15 мая 1821 года.
В том же году после ходовых испытаний корабль перешел из Казани в Астрахань и вступил в строй в составе Каспийской Флотилии.

    * В 1822-1825 гг. и 1830 году бриг “Баку”-1 находился в плаваниях в Каспийском море.
    * Участвовал в войне с Персией 1826–1828 гг.
    * Находясь в составе флотилии, оказывал содействие русским войскам.
    * В январе 1827 года бриг пришел в Астрабадский залив и высадил десант, уничтоживший укрепления персов.
Командир брига капитан-лейтенант Г. Г. Басаргин провел переговоры с вождями туркменских кочевых племен, в результате чего туркмены выступили против Персии.
    Во время войны с Турцией 1828–1829 гг. бриг “Баку”-1 доставлял пополнения и продовольствие русской армии из Астрахани в устье р. Кура.
    * В 1832 году бриг “Баку”-1 был исключён из списков флотилии и разобран в Астрахани.

Командиры брига “Баку”-1: Мирошевский С.И.(1821), Нелидов И.И.(1822), Юрьев А.М.(1823), Басаргин Г.Г. (1826–1828), Александровский А.Т. (1829–1830).

         Басаргин Григорий Гаврилович – капитан брига “Баку”-1.

Басаргины - представители дворянского рода, известного с XVI века.
Род внесен в VI часть дворянских родословных книг Владимирской и Орловской губернии.

Григорий Басаргин родился в 1790 году и получил образование в Морском кадетском корпусе.

Для обеспечения суверенитета Ионической республики, которая находилась под покровительством России,
осенью 1805 года в Средиземное море была направлена эскадра Балтийского флота из 5 линейных кораблей и одного фрегата.

Император Александр I лично провел смотр уходивших кораблей.
Он произвел командующего эскадрой Д. Н. Сенявина в вице-адмиралы и назначил его главнокомандующим флотом и сухопутными войсками России на Средиземном море.

    * В составе эскадры на корабле “Уриил” находился и гардемарин Григорий Басаргин.
    * Эскадра благополучно пришла на Корфу 18 января 1806 года.
    * В октябре 1806 года Турция объявила войну России и Англии, запретив свободное плавание русских судов через Босфор и Дарданеллы.
    * 10 мая -19 июня 1807 года гардемарин Басаргин на корабле “Уриил” в составе русской эскадры участвовал в боях против турецкого флота у острова Лемнос,
 недалеко от полуострова и горы Афон, в заливе Монте-Сантo и при снятии блокады острова Тендос.
    * Приказом по Морскому Ведомству от 1 января 1808 годa “ Басаргин Григорий Гаврилович был назначен к производству в мичмана после экзамена”.
    * В 1810 году Басаргин возвратился из Триеста в Петербург в чине мичмана.
    * В 1813-1814 гг. плавал у берегов Англии, Голландии и участвовал в боевых действиях против французского флота (Северное море, Ла-Манш , Голландское побережье, осада крепости Флиссинген).

В 1817 году лейтенант Басаргин был переведен в Каспийскую флотилию.

    * В 1819-1822 гг. в плаваниях капитаном корвета “Казань” и транспорта “Кура” составил описания юго-восточного (туркменского) берега Каспийского моря.
    * 16 декабря 1821 года лейтенант Басаргин Г.Г. был награждён Орденом Св. Георгия 4-й степени за 18 морских кампаний (№ 3621).
    * C 1823 по 1825 год, командуя небольшим судном Каспийской флотилии, в качестве начальника экспедиции Басаргин
производил при посредстве особо назначенных штурманов береговую съемку в северо-западной части Каспийского моря.
Во время этих гидрографических экспедиций были составлены описи бакинского, сальянского. саранского, ленкоранского и апшеронского рейдов,
а также опись Балаханского залива и реки Актам, впадающей в этот залив.
    * За успешно проведенные гидрографические работы Басаргин был награжден Орденом Св. Владимира 4-й степени.
    * На основании результатов экспедиций в 1831 году Гидрографическим департаментом Морского министерства были изданы морские карты - "Плоская карта от г. Ленкорана до устья р. Куры"
и в 1837-41 гг. —  "Атлас волжских устьев и части западного берега Каспийского моря" на 10 листах.
    *В 1824 году Басаргин был произведен в капитан-лейтенанты.

    С 1826 по 1828 год капитан-лейтенант Басаргин командовал военным бригом “Баку”-1.

    * Участник Русско-персидской войны 1826 -1828 гг.
    * За отличие в боях при блокаде берегов у Астрабадского залива он был награжден орденом Св. Анны 2-й степени.

     С 1829 года командовал отрядом из 4-х бригов Каспийской флотилии.

    * В 1831 году Басаргин был произведен в капитаны 2-го ранга.
    * B 1836 году – произведен в капитаны 1-го ранга.

В 1837 году капитан 1-го ранга Басаргин, прослужив на Каспийском море 20 лет, был переведен в Балтийский флот и командовал кораблем «Эмгейтен» в Балтийском море.

В 1842 году капитан 1-го ранга Басаргин был назначен командиром Астраханского порта.

В 1844 году он был произведен в контр-адмиралы и назначен Командующим Каспийской флотилией, оставаясь в должности главного командира Астраханского порта.

    * В 1849 году контр-адмирал Басаргин был назначен Военным губернатором Астрахани.
    * В 1852 году был произведен в вице-адмиралы и до 1853 года служил военным астраханским губернатором и главным командиром Каспийской флотилии.
    * Был награжден Орденом Св. Станислава 1-й степени и Св. Анны 1-й степени.

6 августа 1853 года на 63 году вице-адмирал Басаргин Григорий Гаврилович скоропостижно скончался и был похоронен на Духосошественском кладбище в Астрахани.

Сын - Владимир Грирорьевич Басаргин (1838-1893). Вице-адмирал.

    * В 1858-1860 гг. совершил кругосветное плавание на корвете "Рында".
    * Командовал многими судами, учебно-артиллерийским отрядом Балтийского флота, сопровождал Императора в плаваниях.

Дочери -
* Анна Григорьевна Врубель(урожденная Басаргина)(1836-1859) – мать художника Михаила Александровича Врубеля.
* Екатерина Григорьевна Давыдова(урожденная Басаргина) – жена полного адмирала РИФ Давыдова Александра Александровича -
командира Бакинского морского порта и заведующего всеми маяками Каспийского моря(1864-1871 гг.).
(“Общий Морской список, т. VI.” — “Морской Сборник”, 1853 г., № 12.)

Часть Вторая …

14-ти пушечный Бриг “Баку”-2 был заложен 6 октября 1834 года в Астраханском адмиралтействе. Строитель - С.Г.Бебихов.
Бриг был спущен на воду 15 мая 1835 года и вошел в состав Каспийской военной флотилии.

    * В 1836-1844 гг. бриг “Баку”-2 находился в плаваниях между портами Каспийского моря, периодически занимая брандвахтенные посты у о-ва Сара и в Баку.
    * В 1839 году доставил из Астрахани в Энзели подарок Е.И.В. Николая I персидскому шаху.
    * Зимой 1844/45 года бриг был тимберован(подвергся капитальным исправлениям) в Астрахани.
    * В 1846-1850 гг. занимал брандвахтенный пост на Бакинском рейде, т.е. выполнял функции сторожевого судна, наблюдая за выполнением судоходных правил.

Командиры брига “Баку”-2: Никонов П.М.(1836), Кутузов И.М. (до 08.1837), Хартуляри B.C. (с 08.1837 по 1840), Гильдебрант В.М. (1841–1842; 1847–1849), Лихарев И.А. (1843–1846), Тарасов И.М. (1850).

                Хартуляри Василий Сарандович – капитан брига “Баку”-2

    * 1813 г., мая 10. Поступил в Черноморский морской кадетский корпус.
    * 1818 г., марта 3. Произведен в гардемарины.
    * 1818-1824 гг. Плавание на транспортных судах в Черном море и одно лето в Азовском море.
    * 1821 г., марта 2. Произведен в мичмана.
    * 1824 г. Крейсеровал на корабле "Пармен" в Черном море.
    * 1825 г. Плавал на бриге "Ревнитель" между Херсоном и Сухум-Кале.
    * 1827-1828 гг. Крейсерование на транспортах "Буг" и "Александр" между Варной и Босфором.
    * 1829 г., октября 10. Произведен в лейтенанты со старшинством с 22.02.1828 г.
    * 1829 г. На бомбардирском судне "Опыт" участвовал при взятии Мессемврия.
На призовом судне № 8 прибыл из Сизополя в Таганрог, а затем в Севастополь.
    * 1830 г. Переведен из Черноморского в Балтийский флот и на корабле "Арсис" плавал между Кронштадтом и Ревелем.
    * 1831-1833 гг. На корабле "Арсис" и фрегате "Нева" крейсеровал в Балтийском море.
    * 1834 г. Переведен из Кронштадта в Астрахань и на бриге "Аббас-Абад" плавал у о.Сары.
    * 1834-1837 гг. Командовал транспортом "Эмба" в плаваниях в Каспийском море.

1837 г. августа… Назначен командиром брига “Баку”-2.

    * 1837-1840 гг. Плавание у персидских берегов командиром на бриге “Баку”-2.
    * 1838 г., декабря 6. Произведен в капитан-лейтенанты.
    * 1842 г. Переведен из Астрахани в Николаев и на транспорте "Днепр" участвовал в кампании на николаевском рейде.
    * 1843 г., апреля 22. Причислен к кораблестроительному учетному комитету( УКК) в Николаеве.
    * 1844 -1856 гг. Служил членом УКК.
    * 1848 г., апреля 11. Произведен в капитаны 2-го ранга.
    * 1856 г., августа 30. Произведен в капитаны 1-го ранга с увольнением от службы.

            Гильдебрант Владимир Михайлович – капитан брига “Баку”-2.

Дворянский род Гильдебрант в России берет начало с первой четверти XVIII века, когда после Северной войны в результате Ништадтского мира (1721 год) к молодой империи Петра Великого
отошел обширный прибалтийский край, ранее находившийся во владении Швеции, и довольно многочисленные носители немецкой фамилии Гильдебрант, принадлежавшие к одному роду, приняли Российское подданнство.

Владимир Гильденбрант родился 29 апреля 1814 года.
Сохранилась любопытная справка врача, данная ему перед поступлением в Морской корпус в Санкт-Петербурге:

    "... Владимир сын Михайлы Ивановича фон Гильдебрант освидетельствован: оказался совершенно здоровым и сложения крепкого;
имел на третьем году от рождения натуральную оспу, а в прошлом году выдержал без повреждения здоровья корь.
Глазных, хронических и вообще золотушных болезней не имел и оными не подвержен.
    27 августа 1823 года. Полоцкий уездный штаб-лекарь".

    Воспитывался в Морском кадетском корпусе.
    Гардемарин с 1830 года.
    Согласно Высочайшему Приказу по Морскому ведомству “ гардемарин Гильдебрант Владимир Михайлович произведен в мичмана 21.12.1832 года с зачислением в Офицерский Класс”.
    28.03.1836 года окончил Офицерский Класс и произведен в Лейтенанты.

Служил в Каспийской военной флотилии, командуя на Каспии транспортными судами и брантвахтенными шхунами.

    В 1841-1842 гг. - Командиром 14-пушечного брига "Баку" был в плаваниях между портами Каспийского моря.
Находился в Астрабадском заливе на посту для крейсерства у юго-восточных берегов Каспийского моря.
    В 1843-1846 гг. - Командиром 8-пушечного транспорта "Терек" в морских кампаниях на Каспийском море.
    В мае – июне 1843 года плавал под флагом Командующего Каспийской флотилии капитана 1-го ранга Г. Г. Басаргина.
Ежегодно перевозил грузы между портами Каспийского моря, доставлял провиант на суда эскадры.

Из письма Владимира Михайловича Гильдебранта:

    “Въ Іюне 1847 года былъ я командированъ изъ Астрахани въ Баку въ составе Бакинской Станціи.
Въ это время въ г. Баку свирепствовала холера, я засталъ весь городъ въ уныніи и страхе. Почти все жители города заперлись въ Домахъ, и городъ опустелъ,
я пресвободно гулялъ по улицамъ; и только съ грустью смотрелъ на жертвы холеры, приносимыя на кладбища.
    Черезъ несколько дней вечеромъ я пилъ чай съ лимоннымъ сокомъ, вдругъ сделался со мной припадокъ холеры.
Конвульсіи, корчи, поносъ и рвота въ несколько минутъ сделали изъ меня едва ли не совершенную Мумію. Послали за старымъ моимъ сослуживцемъ медикомъ С.
Мой Докторъ не задумываясь наливаетъ полъстакана этой жидкости(лимонный сокъ) и даетъ мне выпить, я сей часъ же и выпилъ.
После этого рвота остановилась, но прочія Симптомы болезни продолжались.
По выраженію лица Доктора, я заметилъ, что дело плохо! Въ тоже время безпрерывно доходили до меня слухи, что и тотъ изъ знакомыхъ захворалъ, а тотъ умеръ, а того уже похоронили,
въ скоре пришелъ нашъ Флотскій Священникъ, для успокоенія меня;
А какъ я Лютеранинъ, въ Баку же кроме русскихъ Священниковъ другихъ не было, то я объявилъ Достопочтенному Отцу, что желалъ бы быть похороненъ по обряду Православной Церкви.
У меня зделалась горячка: и только черезъ две недели я опомнился.
Была ночь, при свете нагоревшей Свечи увиделъ я дремляящаго въ кресле добраго Доктора С. не усыпнымъ попеченіемъ коего я отчасти обязанъ жизнею, а более же всего Вере и упованію на Божіе милосердіе!”

    В 1847-1849 гг. - Командиром 14-пушечного брига "Баку" занимал брандвахтенный пост на Бакинском рейде.
    В 1851-1852 гг. - Командиром 4-пушечной шхуны "Муха" был в плаваниях в Каспийском море.
    В 1857-07.1858 гг. - Командиром бота "Муравей" занимал брандвахтенный пост на Бакинском рейде.
    Закончил службу в Росийском Императорском флоте в чине капитана 2-го ранга.


Рецензии