Правосудие

В зале горел приглушеннный свет. За столом сидели трое мужчин и молча ели. Стол был заставлен всевозможными явствами, но пиршество сие не было похоже на праздник, все это походило, скорее, на похороны, вино они пили молча, не чокаясь.
- Это было справедливо! - не выдержав, воскликнул один из них, самый молодой, у него были маленькие глазки, жидкие светлые волосы, прилизанные назад, сам он был небольшого роста.
Ему ответила лишь тишина, остальые продолжали жевать, склонившись над своими тарелками.
- Это глупо! Он сам виноват во всем - продолжал молодо человек с жаром.
- Я видел его еще до суда, когда знакомился с делом - вдруг начал говорить полный мужчина, лет пятидесяти - у него не было шансов... Он - сирота, из бедной семьи, без образования и постоянной работы, влюбился в девушку, богаче его, избитая история, правда, взаимно. Они хотели бежать и пожениться, но, напоследок, он решил украсть кольцо в ювелиронй лавке, чтобы сделать любимой достойный подарок, где его и поймали с поличным.
 Отец этой девушки, мой хороший друг и уважаемый человек. Так вот, я видел его в камере, крепкий, красивый юноша, без тени вины на лице, он стоял у окна, гордо подняв голову и вглядываясь куда-то вдаль. Он лишь сказал тогда:
- Правосудие в ваших руках и моя жизнь тоже.
Он явился на суд твердой походкой, отбросив прядь темный волос со лба, он окинул быстрым взглядом зал и, найдя любимую, подмигнул ей давая понять, что все хорошо, в ответ она лишь слегка наклонила голову.
Как я уже сказал, защищать его было некому и он знал это, не хуже меня, но при этом смотрел мне в глаза уверенно и смело, дерзко, я бы сказал, что вызвало у меня большой гнев. Естественно, я не дал ему ни единого шанса, никаких смягчающих обстоятельств - только смертная казнь. И я вынес этот приговор. Он по-прежнему спокойно посмотрел на меня и сказал:
- Вы думаете здесь свершается правосудие? Нет, здесь судят тех, кто, по их мнению, имеет слишком тонкий кошелек, чтобы жть и любить, и своим присутствием мешает наслаждаться жизнью другим. Что ж, господин судья, благодарю вас за великодушие. Не смею больше задерживать вас, творец правосудия, - он абсолютно добродушно подмигнул мне, кивнул головой страже, чтобы его увели.
Проходя мимо своей невесты, он просто послал ей поцелуй. Больше я не видел его.
- Я познакомился с ним, - начал седой высокий мужчина в рясе - как и со всеми приговоренными на смерть, в последний день его жизни, для исповеди. Он встретил меня с веселой улыбкой, извинился, что не может напоить меня чаем и никак не напоминал человека, котрого завтра казнят. От исповеди он отказался, сказав: «Совесть моя чиста, душа спокойна, а сердце полно любви. Я не хочу играть весь этот спектакль и каяться мне не в чем, а с Ним я скоро поговорю с глазу на глаз. Пусть правосудие свершиться без моего покаяния.» - на минуту в его взгляде был вызов, а потом опять спокойный теплый свет наполнил его глаза. «Чего же ты хочешь, сын мой?» - спросил я его, мне хотелось что-то сделать для этого юноши. «Свидания с любимой» - сказал он так просто, буто речь шла о сигаре. И я устроил их свидание в его камере, той самой ночью, а сам все слышал, сидя в коридоре. Не было ни слез, ни рыданий, ни его, ни ее, как будто он просто куда-то надолго уезжал, а она оставалась ждать с ним встречи. Они говорили тихо и сидели крепко прижавшись друг к другу, он сказал ей на прощание «Пожалуйста, не вини себя ни в чем, я благодарен небесам за встречу с тобой. Я ухожу, любя тебя, блогославляя каждый день, проведенный вместе. Пусть мы не прожил долгую жизнь, зато каждый день был более счастливый, чем у тех, кто живет долго без любви. Живи за нас двоих, а я буду всегда с тобой. Мы познали любовь и будем помнить об этом всегда...» - он нежно поцеловал ее, провел по щеке рукой, словно, запоминал каждую черточку, благословил и отпустил.
Она вышла, вытирая слезы, я тоже не мог сдержаться, глядя на этого храброго юношу, у которого было бы большое будущее, если бы не правосудие...
- Я завершаю правосудие - начал тот самый молодой парень - и в тот день мне было противно от этого. Он шел на эшафорт с гордо поднятой головой и широко улыбылся. Ни капли раскаяния и злобы в его голосе не было. Казалось, что он - бог, непобедим и бессмертен. Приветствовал всех, подняв руку и сказал: «Итак, правосудие, как обычно, восторжествовало! Во имя блага всех в жертву был принесен бедняк, но это ничтожная потеря, а, посему, примите ее радостно и отпразднуйте достойно. Я жил и умер за свою любовь, совесть моя чиста, поэтому я покидаю вас и ваш мир спокойно, с любовью в сердце». Потом он нашел в толпе глаза любимой и сказал чуть тише, будто только для нее: «Я буду жить вечно и буду рядом. Ты - лучшая часть меня». Потом он смиренно встал на колени, положил голову на плаху и сказал: «Я готов, приступай же!». Впервые в жизни, когда я поднял топор, руки у меня задрожали, пришлось его опустить и пподнять его во второй раз. Голова отлетела в гробовой тишине, тело парня вздрогнуло, я. почувствовал рвотный позыв и за эшафортом меня стошнило. Он и вправду был сильным и от него пахло жизнью так, что нам становилось противно от себя, живых мертвецов.
В каменной зале воцарилось молчание. Двое собрались уходить, а третий склонил свою голову на руки и думал о том, что он помог лучшему другу, а завтра его сын жениться на возлюбленной казненного мальчишки...


Рецензии