Материнское сердце 2009 1

Мне всегда хотелось понять, ка рождается подвиг, является ли он причиной стечения обстоятельств  или конкретный человек заранее запрограммирован на мужественный поступок небесной канцелярией. 
Встреча с Орловой Зинаидой Павловной, матерью Героя России Орлова Сергея Владимировича, не была случайной.
Невысокого роста, на вид крепенькая, с открытым лицом простой русской женщины она сразу располагает к себе. Как говорится, с ней легко и понятно. О себе она говорит немного, старается рассказать мне о детях своих, как росли они, как учились, как скрадывались отношения в родительской семье и в их собственных... Как всякую мать, воспоминания о рождении и детских годах дочери исына возвращают ее в тот период, когда они с мужем еще были молодыми и счастье казалось безграничным. Зинаида Павловна вся светится и на глазах молодеет, как будто вновь рядом с ней те, о ком она хранит память в своем сердце. 
- Дети у меня оба желанные. Дочь я родила уже довольно взрослой, в двадцать восемь лет, а потом сына - через десять лет.  Одним словом, вначале нянька, а потом лялька. Росли они очень дружными. Наталья к брату относилась с нежностью, заботилась о нем. С детьми у меня проблем не было, оба учились и вели себя хорошо.

- Зинаида Павловна, а как выбирали Ваши дети свой путь в жизни?
- Дочь моя стала врачом. Окончила вначале педучилище, а потом медицинский институт. Уже много лет она работает врачом в госпитале УВД, в коллективе она  на хорошем счету. Дети у меня хорошие, оба самостоятельные росли. Кем быть в жизни, выбирали сами.  Сын мой уже с детского садика принимал решения сам. Помню, ребятишек из его группы, которым исполнилось по семи лет, зачислили в первый класс. А Сережа у меня ноябрьский, его пока оставили в садике.  Так он же настоял, чтобы я отвела его в школу 73, сам пообещал учительнице, что будет учиться хорошо. И, что вы думаете, взяли ведь его, но вначале с испытательным сроком, так как класс был переполненный. Он смышленый был и через пару недель его зачислили в школу. После восьмого класса, как и задумал, поступил в Хабаровский техникум связи (ныне  колледж связи и информатики). Подошло время армейской службы, он прервал учебу и отслужил свои два года, как положено, а потом и техникум закончил. После службы в Армии Сергей очень изменился: уходил служить мальчишкой, а возвратился серьезным, молчаливым, сдержанным мужчиной. В апреле 1994 года  он стал работать в милиции в должности оперуполномоченного специального отряда быстрого реагирования Дальневосточного регионального управления по борьбе с организованной преступностью.
Первый раз он уехал в Чечню в конце февраля 1995 года. Около двух месяцев от него не было ни слуху-ни духу. А потом позвонил и сообщил, что вся группа в количестве 30 человек в полном составе жива-здорова и скоро возвращается в Хабаровск. Сергей очень гордился полученной тогда наградой - медалью "За отвагу". Известно, что цена этой медали высока. 

- Зинаида Павловна, какие-то изменения в Сергее произошли после Чечни?
- Я боялась его расспрашивать, да он бы и не стал рассказывать, в каких операциях он принимал участие. Но Материнское сердце не обманешь. Я видела в его глазах боль, я слышала, как он долго не спал, курил подолгу, видно, насмотрелся чего-то страшного.  Ничего нам не рассказывал. И когда они собирались вместе с друзьями, то немного выпивали и тихо разговаривали между собой. Как только я входила в кухню, все затолкали, переводили разговор на другую тему. А меня он, бывало, чмокнет в щечку и скажет: "Не волнуйся, все нормально". Шло время. Постепенно жизнь выравнивалась. Сергей продолжал служить в органах МВД. Встретилась ему хорошая девушка Оля, поженились, жили очень дружно, он любил свою жену. А когда родился сынишка Максимка, Сережа души в нем не чаял.
В июне 1996 года он за собирался  в командировку, якобы, на Сахалин ловить браконьеров. Нам с отцом не сказал правды и Оле запретил говорить, куда на самом деле он летит. Узнала я об этом из передачи по телевизору, в которой рассказывалось о проводах в Чечню отряда из Хабаровска. Смотрю на экран, а там по трапу самолета Сережа поднимается. Вот так я и поняла, на аркой "Сахалин" он полетел.

- Кто рассказал Вам о его последнем бое?
- О том, как погиб мой сын, мне рассказали его друзья, которые были с ним там, но остались живыми.  Утром 9 июля 1996 года они получили задание по проверке паспортного режима в селении. Нарвались на засаду. Наша группа вошла во двор одного из домов, увидели боевика, который целился из гранатомета. Сразу же начал стрелять чеченский снайпер. В за вязавшейся перестрелке он был обнаружен и уничтожен, но он был не один.  Скоро собровцы оказались в огненном кольце. Бой продолжался шесть часов. Скопление боевиков было так велико, что  оперативный полк и спецназовцы отряда ВВ больше двух часов пробивались на выручку. Из пятнадцати ребят в отряде Сергея девятерых тяжело ранило.  Сергей крикнул: "Прорывайтесь, я прикрою!" Был тяжело ранен их командир. И Сергей, при крывшая отход ребят, одновременно трижды сделал попытку оттащить раненого в безопасное место. Третья попытка оказалась роковой.  Выстрел из гранатомета оборвал его жизнь. 

- Когда Вы узнали о гибели Сергея?
- Вечером 10 июля к нам домой приехали из управления и сообщили о гибели нашего сына.
 
- 9 июля 1997 года Указом Президента Российской Федерации лейтенанту милиции Сергею Владимировичу Орлову присвоено звание Героя России (посмертно). Я уверена, что никакое, даже самое высокое звание, матери никогда не заменит сына. Но согласитесь, что подвиг Вашего  Сергея, кроме боли в сердце, вызывает еще и чувство гордости, что он, оказавшись в экстремальной ситуации, не струсил, не спрятался за чужие спины, а отдал свою жизнь, чтобы спасти товарищей. Зинаида Павловна, откуда у Сергея такая основательно суть и решительность, ответственность за других? Ведь в основе его подвигаться именно эти качества. Именно он бросился спасать раненого командира, именно он скомандовал своим товарищам: "Прорывайтесь, я вас при крою". 

- Не знаю. Может из семьи. Ведь муж мой, Сережин отец, такой хороший, отзывчивый, добрый и очень обязательный человек.  Он был воспитан мудрой и душевной матерью.  Руки у него золотые и сердце доброе. Труженик. На заводе отопительного оборудования среди литейщиков он был всегда в почете. Сына с детства многому научил, что сам умеет делать, а также честности и порядочности учил. В доме у нас всегда было спокойно, уютно, пахло пирогами и всем было хорошо. Я старалась поддерживать теплые отношения в семье. Мужу во всех делах старалась  помочь и детей доброму научить. Мы прожили счастливую жизнь в браке, жалели и берегли друг друга. В декабре этого года сорок лет совместной жизни отметим. 
Только сыночка не будет с нами, - снова запечалились ее глаза. 

- Зинаида Павловна, прошло двенадцать лет с того рокового дня, друзья сына, его коллеги поддерживают с Вами связь? 
- Конечно. О Сергее помнят и семью не забывают. В УВД я - свой человек, всегда участвую по их приглашению во всех мероприятиях. Мне выдали удостоверение МВД России. Три раза приглашали в Москву. В числе шестнадцати матерей из Хабаровского края, по приглашению министра обороны России я участвовала в захоронении погибших в Чечне ребят на Богородском кладбище в Москве. Участвовала в праздновании двухсотлетия МВД. Я стараюсь присутствовать на всех мероприятиях, которые связаны с памятью о моем сыне. Хоть это и не просто, но стараюсь всегда сказать хоть несколько слов собравшимся, поддержать тех, кому сейчас это особенно нужно и... читаю стихи, которые посвятила моему сыну Сергею и мне его бывший классный руководитель Сабитова Лаура Васильевна, за что я ей очень благодарна. Я очень благодарна его друзьями руководству УВД края за внимание и заботу о нас, за то, что они вместе с нами ухаживают за могилой Сергея. Когда бы я к нему ни пришла, всегда у него на могиле лежат цветы.

- Зинаида Павловна, Вы давно проживаете в Хабаровске? - пытаюсь отлечь ее своим вопросом. 
- В 1955 году вместе с другими девчатами и  ребятами я приехала по путевке комсомола в г Комсомольск-на-Амуре. Но потом нашу группу разделили, и часть добровольцев оставили в Хабаровске. В этом городе я проживаю уже 54 года. Работала токарем, поваром, крановщиком на стройках города, на третьем кирпичном заводе делала кирпич. А еще тридцать лет я отдала Дальневосточной железной дороге. И вроде бы невысокие должности были у меня - путеец, дежурная на переездах, а до сих пор меня помнят. К 110-летию Дальневосточной железной дороги я получила "Благодарственное письмо".

Она рассказывает о том времени, о работе, о личной жизни, о людях хороших, что встречались на ее пути, а ей, как она говорит, встречались только хорошие люди, и преображается, оживает, изнутри освещается ее лицо счастливыми воспоминаниями.

- А в какой семье вы родились и выросли?
-Да в простой, работящий и очень дружной семье. Отец прошел всю войну и погиб за три дня до победы. Я совсем его не помню. Нас, четверых, мама растила одна, а потом встретился ей вдовец с восьмерыми детьми, она и их всех вырастила, хватило и для них любви в Материнское сердце.

- Вам пришлось рано повзрослеть?
- Тогда все рано взрослели, понимали, что надо зарабатывать хлеб насущный и помогать семье. Но мне в жизни повезло. Несмотря на трудное детство и юность, я никогда не болела, была физически крепкой и жадной до работы, столько всего успевала, что сейчас просто не верится. А после гибели Сережи я сильно сдала. Знаю теперь, где находится сердце. Да Вы обо мне Чикаго не пишите, Вы о Сереже расскажите людям, не я - Герой, а он.
- Конечно, Сергей - Герой России. Но именно Вы воспитали его таким. Ведь в том, что он рос спортивным крепышом, отлично плавал, занимался во сточным единоборством, был открытым и честным парнем, жил по принципу: "Если не, то кто?", а потом стал лейтенантом милиции, оперуполномоченным, - это заслуга матери, да простит меня Владимир Владимирович Орлов, отец Героя. Никто не станет  со мной спорить, что макроклимат в семье, настрой мужа и детей зависит в основном от того, каким человеком является жена и мать. Зинаида Павловна, а Максимка, сын Сергея, похож на своего отца?
- Как две капли воды. Очень похож внешне.
- Он гордится, что его отец - Герой России?
- Мне кажется, он еще до конца не осознает величие подвигаться своего отца. Думаю, когда вырастет, то поймет. Я рада, что Оля вышла замуж за очень хорошего человека. За воспитание внука я спокойна.

Я держу в руках Звезду Героя, медаль "За боевые заслуги" - награды Сергея, а также Медаль ордена Святителя Николая, Архиепископа Мирликийского, чудотворца, "За заслуги в благотворительности" - это награда матери Героя. Она никак не может понять, за что ее наградили, по ее мнению, она же ничего не сделала такого, чтобы быть удостоен ой такой чести.
Какие слова нужно было сказать, чтобы она поняла, ЗА ЧТО? Я не могла их найти тогда, меня душили слезы. Я говорю их Вам сейчас, дорогая Зинаида Павловна:

"Вас наградили за мужество, которое Вы проявляется каждый раз, когда встречает есть с молодыми ребятами и, не щадя своего сердца, вновь и вновь рассказывается им о своем сыне. За благо родство, которое Вы проявляется постоянно, утешая тех матерей, у которых покалечены или убиты сыновья. За благодарность, которую Вы выражаете каждому, кто помнит Вашего сына: его друзьям, коллегам, руководителям МВД, берегущим память о нем. За Материнское сердце, которое вмещает в себя так много доброго, душевного, щедрого, а потом отдает все это людям".


Рецензии