Между ленью и умом. Авторская система. Книга четве
АВТОРЕФЕРАТ
Образование – главное совместное лично-общественное дело жизни человека и общества. В порядке взаимной услуги общество преобразует человека в личность, а личность становится полезным обществу Человеком культуры. Для обучения простой работе не нужно обучаться долго. В мировой педагогике в структуре образования выделяют обучение и воспитание.
В действительности образование состоит из трех частей: обучение – для знания, воспитание – для освоения благородных чувств и норм поведения, профессиональное творчество – для опыта системных преобразований знания, чувств и норм в умения по изменениям форм, структур, процессов, технологий для создания и потребления предметов высокой культуры и быта. Эти три части реализуются успешно в едином – в технологии труда. Это понятие новое и нужное для целостного восприятия и эффективной организации образовательного цикла.
Образование дело долговременное, накладное для государственного и семейного бюджетов, трудное для личности, но незаменимо, поскольку является важнейшим условием успешной карьеры личности, становления в стране развитого гражданского общества, единения нации и укрепления могущества государства. Поэтому образование должно быть непременно здоровьесберегающим, энергосберегающим и времясберегающим при высокой итоговой эффективности.
В основе современного образования принцип стандартизации. Он признан в большинстве развитых стран мира и призван обеспечить международное однообразие образовательных систем, процессов и результатов. К нам он пришел из стран, не являющихся примерными по качеству образования. Нашу страну стандартизация за 30 лет ее внедрения привела к системному кризису, поскольку она формализует все и вся, не имея единой технологии труда. Стандартизация образования противоречит единой технологии труда – науке творчества. Эволюция стандартизации образования обходится дорого и во вред здоровью молодежи, и еще не завершена. Суть осуществляемой ныне эволюции – косметические «реформы», которые не ведут к рациональному измерению и нормированию учебной информации и росту качества образования, результаты не обеспечивают потребность страны в кадрах для выхода к высоким, прорывным технологиям эпохи ХХ1 века, а люди, ставшие прагматичными, по-старому не хотят ни учиться, ни учить. Без новой образовательной парадигмы это ведет к формализму, дискредитации образования. В стране множество вузов – а кадровый «голод» уже ощущается во всех сферах жизни общества и государства. Поэтому потребность и предпосылки эволюции с ограничением стандартизации несомненны.
Чтобы образовательная деятельность была результативной и без перенапряжения учащихся и перегрузки бюджетов семьи, общества и государства, стране необходим отход от существующего немерного образования к образованию мерному. Эффективное образование может быть только мерным. Этот вывод и замысел основаны на системных исследованиях и опыте, послуживших глубокому осознанию проблемы и формулировке следующей ключевой дилеммы:
Либо Россия сделает так, чтобы образование было мерным,
либо немерное образование сделает так, чтобы не было России.
Мерное образование – новая парадигма (модель, теория), альтернатива стандартизации образования. Мерному образованию соответствуют: единая и объективная мера информации; строго отмеренные количества учебной информации и нормированные образовательные потоки; объективные критерии и нормы качества образования и качества образовательных систем; современные средства и техника обучения и подготовки кадров; прозрачные методы контроля, управления и исполнения. Все это в системном использовании способствует подготовке кадров, высокой результативности образования при уменьшении вдвое бюджетных ассигнований и к сокращению до 20-тилетнего возраста периода системной детско-юношеской социализации.
Теоретической основой мерного образования служат новая наука «Профессиональное творчество» и авторская педагогическая система. Они уже созданы и обеспечили выход автора к единой мере информации под названием инф и к норме учебной информации (в инфах), к идее создания Национального образовательного регистра – в качестве банка учебных инфов по образовательному циклу, стадиям и целям образования, а также к разработке единых основ техники, организации, управления и исполнения в системной образовательной деятельности и в самообразовании.
Основа новой методологии образования – профессиональное творчество как единая технология труда. Она нацелена на становление мерного образования как нормы национальной культуры, обеспечивает формирование комплекса новых принципов мотивации учебы семьей, государством и обществом, активизирует самообразование молодежи в профессиональном творчестве как системной деятельности, и, в результате, выводит самосознание нации к главному мотиву и смыслу борьбы за успех эволюции образования:
Могущество России прирастать будет творчеством!
Литература. Н. И. Бородастов. Мерное образование: авторский проект. Ставрополь, СевКавГТУ, 2005. - 69 с.
Свидетельство о публикации №213070501296