Путевые записки Часть 15

Заканчиваю публикацию фронтовых записок моего отца – Брюшинина Владимира Николаевича, участника Великой Отечественной Войны 1941-45 г.г. На фото (на переднем плане в середине)- отец  в октябре 1945 года в Румынии, разъезд Инокешти, после крушения на пути домой. К сожалению – это последняя страница записок… А дальше была мирная жизнь…


Часть №15, последняя...

23 июня 1945 г. г. Прага.
Василия всё нет. Скучаю свирепо, всё по-старому. Был указ о демобилизации первой очереди – по 1905 год. До меня ещё далеко и это грустно, хотя уже лучше, что начало положено. Уедет Калюжный, Козлов, Житнюк, Золотарёв. Карамба ! Когда же я? Писем от Лизы давненько  уже нет, хотя я ей пишу очень часто. С посылками заканчиваю. Позавчера, наконец, сфотографировался кое-как. Надо же карточки послать Лизе и маме…

9 июля 1945 г. Миловице.
Позавчера приехал в чешский летний военный лагерь в 30 км СВ Праги, расположенный в чудесном парке, среди живописной сельской местности. А говорили, что тут – казарма… Нет, наверное, нигде нет таких тоскливых и мрачных казарм как в России... Разместились удобно. Наш отдел в одном доме с узлом связи, а не в здании общего штаба. Спокойнее и свободнее. Для жилья отведены каменные домики среди зелени парка. Наш домик – на берегу небольшого прудика под густою сенью каштанов. Рядом – кинотеатр. У нас – своё радио, электричество, водопровод и прочие удобства. Снова начинается старое.

21 июля 1945 г. Миловице.
По приказанию Жадова сформировано чертёжное бюро в составе 4-х человек, куда, кроме меня вошли Арутюнов, Люченко и Кинсберг. Нам поручено оформление схем к альбому «Боевой путь 5 гвард. Армии». Работы много, работаю в оперативном отделе у полковника Смирнова. 5 июля уехал Калюжный в запасной полк, их эшелон в Россию идёт 26 июля. С ним я послал письмо Лизе. Мог бы кое-что передать, но не уверен, что он проедет через Тоцкое. Мне присвоено звание старшины технической службы. Вася прислал письмо из р-на Брно…Не состоялась наша третья встреча, разошлись дороги, не совпав во времени. Снова тоска и тоска… Бычинский хоть начал охотиться на зайцев, куропаток, фазанов, но во мне этой страсти нет, хотя я иногда хожу с ним для развлечения.

7 августа 1945 г. г. Миловице.
Позавчера уехала вторая партия демобилизованных и тоска, совершенно необъяснимая и мучительная, становится просто невыносимой. Отчего это так тяжело, неужели дома неладно? Объявили о разрешении отпусков на 15-20 дней и я  эту проблему обсуждаю. Есть у меня основания полагать, что в отпуск ехать не надо. Если не будет демобилизации, тогда уж буду добиваться отпуска. Обещал Лизе до 1 января так или иначе побывать или быть дома. Обещал… Как будто это от меня зависит. Да я уже готов в дорогу. Скажи только и можно идти. Она достойна того, чтобы я всю жизнь посвятил ей и её счастью, а не только  скромной заботе о семье…
Её письма – воздух, солнце, это счастье, без которого моя жизнь в армии и служба была бы дикой, страшной и беспросветной…

9 августа 1945 г. Миловице
Сегодня началась наша война с Японией. Надо кончать и с ней, за одним уж разом. Наши войска идут по Манчжурии, форсировав Амур, Уссури, прорвав пограничные укрепления. Снова начало свою работу Совинформбюро, помолчав лишь три месяца…
Американцы афишируют свою атомную бомбу. Я боюсь, не задержит ли эта война дальнейшую демобилизацию… Долго войне всё равно не быть!

17 августа 1945 г. Миловице
Война с Японией вот-вот должна закончиться. Потсдамский ультиматум от 26.07.45 Япония согласна принять и дело лишь в некоторых формальностях о соблюдении прерогатив японского императора. Макартур будет диктовать ей условия безоговорочной капитуляции от имени союзников. Наши войска в Манчжурии громят Квантунскую армию японцев и быстро занимают просторы Манчжурской равнины.
Повийчук, Краснюк уехали в отпуск. Но я не хочу ехать и пока ещё не пытаюсь, ибо верю в лучшее. С окончанием войны на Дальнем Востоке снова я обретаю крылья. Скорее бы, скорее…

22 августа 1945 г. Миловице
Мелькают и мелькают- от выходного до выходного будние дни службы и учёбы, но в общем время тянется медленно, как всегда, когда ждёшь… Сегодня был приказ по случаю победы в Манчжурии. Ба! Знакомые всё лица! Но какой путь они прошли: Манагаров, Захаров, Катков, Новиков, Захватаев. Давно ли они воевали с нами рядом? Наши войска заняли всю Манчжурию, Южный Сахалин, часть Курильских островов. Квантунская армия разбита в бою и сложила оружие. Какой напор, какая сила и мастерство! Пусть знают, что мы научились воевать, что нам есть чем и кому воевать! У нас собирают сведения об окончивших вузы, об учителях. Может быть собираются отпускать? Василий снова умолк. Маша беспокоится.

3 сентября 1945 г. Миловице
Окончилась вторая мировая война и мы снова праздновали день Победы, над Японией. 5 сентября будет 3-хлетие существования 5 гвардейской армии, три года тому назад вступившей в бой под Сталинградом. Усиленные занятия по строевой подготовке и оформлению праздника. Хлопот – полон рот. Армия готовится к переходу на зимние квартиры. Очень много работаю, в том числе и в оперотделе, гос. чертёжник уехал в отпуск. Выходных нет.
Лето кончается. Ночи стали прохладными, появилась желтизна на листьях, часто идут дожди, осыпаются каштаны. Вечерами хочется уже одеть шинель…

18 сентября 1945 г. Миловице
Уже не знаю, что и придумать в утешение себе и Лизочке. Ну, ничего не слышно и хоть умри!.. Началась армейская физкультурная спартакиада. Знала бы ты, Лизочка, с каким нетерпением я ожидаю твоих писем! Вася тоже молчит и я узнаю в инженерном отделе, что 14 шистр поехала на Дальний Восток. Неужели правда это? Но тогда почему  он ни мне, ни маме об этом не написал ни строчки. Непонятно.

25 сентября 1945 г.  Миловице.
Ура! Ура – ура! Был Указ Верховного Совета о демобилизации второй очереди до конца 1945 года… Я попадаю и как учитель, даже в первую очередь, т.е. с 1-го октября. Мечтаю быть  к октябрьским праздникам дома, у Лизы.  Невозможно и рассказать, как я по ней соскучился, как соскучился за детьми!

Надо заканчивать кое-какие приготовления в дорогу. Как радостно и свободно стало дышать! Что ещё сюда можно писать теперь ? Я уже всем сообщил об этом и просил сюда не писать. Смирнов, правда, ещё  просит  поработать у него и Богомолов согласился на это, но всё равно: с первым сигналом я всё брошу и баста…

6  октября  1945 г. Зелена, лагерь 214 АЗЕП
Прибыл сюда вчера. Сортировка по отметкам, бесчисленные построения, кочевьё с вещами в ожидании эшелона Ремонтировал  вчера механизм на часах Лизе. Начало пути домой.  Бараки.

12 октября 1945 г.  ст Влкова
Выехали, погрузившись в эшелон 45300  зтив. Медосмотры, санобработка и снова кочевьё. Митинг на станции. Проводы.

13 октября 1945 г. г. Братислава
Европа смотрит на нас с перронов Братиславы. Устроились в вагоне № 3 с земляками. Идём в голове эшелона. Прошлой ночью миновали Брно. Скоро Будапешт.

14 октября 1945 г. г. Будапешт
Огромный город. Руины и величественная картина тихого Дуная. Степи  Венгрии. Редкие леса, убийственно медленное движение.

16 октября 1945 г. г.  Брашов, Румыния
Идём в обход Карпат с юга. Сады, виноградники, бурные реки, горы, туннели. Вчера прошли Арад. Я дежурил по кухне эшелона. Ребята в вагоне начинают кутить. Карты, гармошка, скука долгого, однообразного пути.

17 октября  1945 г. г. Плоэшти.
Горы прошли. Ночью нас через перевал тянули три паровоза Начались степи Румынской Молдавии. По склонам предгорий – лес вышек нефтеприёмников, мелькают многочисленные нефтехранилища и заводы по перегонке нефти. Но самые главные промыслы Плоэшти – южные, в сторону Бухареста, куда мы не  заходили. Из этого района строится нефтепровод на Одессу. Движемся медленно, до Яссе, говорят,  ещё 400 км.

18 октября 1945 г. Севернее Плоэшти
Попали в крушение, отъехав 30 – 40 км  от ст. Плоэшти. Пять вагонов – в щепки. Убито и ранено до 110 человек. Нам «повезло»: от Плоэшти эшелон повернули и мы пошли в хвосте, а то бы – как раз… Это всё от Лизы, которая ждёт и спасает меня. Ночь не спали, таская трупы, раненых, вещи, расчищая путь. Прибыла комиссия, комендант г. Плоэшти (полковник), идёт следствие. Наши  разгоняли всех румын, чинили самосуд, всю ночь – тревога. Развернули оборону, ждали нападения.  Танки из встречного эшелона, налетевшего на нас, освободили от чехлов, развернули башни во все стороны, патрули оцепили станцию, поставили пулемёты. Но, теперь уже всё окончилось, и мы должны скоро ехать на Яссы.  Рядом уже идёт наша колея… Когда же мы доедем…


Рецензии