15. В. Агошков. ВерхнееПоочье. Вятичи и ляхи

15. В.Агошков.
Верхнее Поочье.
Вятичи и ляхи.

*
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВЯТИЧЕЙ. ОТ «ЛЯХОВ»?
«Повесть временных лет» объединяет вятичей и радимичей также и единством их происхождения «от ляхов», т.е. западных славян. «Радимичи бо и вятичи от ляхов. Бяста бо 2 брата в лясех – Радим, а другий Вятка – и пришедша седоста Радим на Сожю и прозвашаяся Радимичи, а Вятко седе с родом своим по Оке, от него же прозвашаяся вятичи».

В защиту этой легенды выступал и А.А. Шахматов, считавший, что вятичи на Оке появились не ранее IXв. Он приводил «ляшские» элементы в языке белоруссов, как потомков радимичей. Относительно вятичей никаких доводов не приводилось.
(А.А. Шахматов. К вопросу об образовании русских наречий и русских народностей, стр. 330).
Правда, (стр.331) автор говорил, что «от ляхов» надо понимать не в смысле их происхождения, а, может быть, связывать с тем, что они в древности жили западнее, чем застаёт их историк.

В последнее время это сообщение летописца возродил польский историк Ф.Буйяк. В своей статье «Откуда пришли радимичи и вятичи на Русь» он, на основании топонимических данных, пытается доказать, что эти племена жили до VIIIв на Висле, а потом устремились через Смоленск на Сож и Оку.
 
Автор считает, что Радим и Вятко – имена исторические, обычные для Польши в первых веках I тысячелетия н.э. По его мнению, культура населения территории верхней Оки II-VIII вв. была чисто литовской. Ссылаясь на А.В. Арциховского, утверждавшего, что курганы вятичей появились не ранее XIIв [что связано якобы с особенностями их погребального обряда («на столпех, на путех»)], автор полагает, что до VIIIв вятичские древности на Руси не известны.

Легенда о происхождении вятичей (и радимичей) от ляхов вызывала возражения историков и во времена А.А. Шахматова, и в наше время. Против западного происхождения вятичей говорят и антропологические материалы и данные археологии.
К сожалению, Т.Н. Никольская ограничилась только таким сообщением, не расшифровав его. Видимо, вятичи и другие племена – это самостоятельные народы.
 

*
Фото карты.
Советуем читателям внимательно изучить данную карту из книги Т.Н. Никольской, обратить внимание на водоразделы.

Как видим, на карте нет изображения реки Сосны и многих её притоков. Поэтому не случайно работник Орловского краеведческого музея С.Д. Краснощёкова многие полевые сезоны проводит на реке Ливенке, где она также нашла вятичские предметы. Напомним и о том, что воронежские учёные также считают себя предками вятичей. Приплюсуем сюда и камских вятичей, и мы получим большую территорию. Поэтому говорить о немногочисленном племени вятичей, нельзя: оно было и многочисленным, и мобильным.
*
Б.А. Рыбаков в исследовании («Древние русы». СА, XVII, 1953, стр.24) отметил, что в первые века нашей эры у римских и греческих писателей появляется имя «венеты». «И почти по всем окраинам славянских земель это имя зафиксировано этнонимически: винды и венды в Полабье, вятичи на Оке, анты (из венеты – «вЕНты») на Днестре, Днепре и на Боспоре...». Постепенно понятие наименования «венеты» суживается.

Была даже попытка ограничить область венетов только одним бассейном Вислы, не допуская возможности вхождения в венетский массив славянских племён Восточной Европы.

«Первым возражением против такого, ограниченного понимания области венетов является древнерусское племя вятичей на Оке. Расположенное на самой границе славянских земель..., это племя вплоть до XIIв сохранило древнее общеславянское имя вЕНтичи-вентичи-венеты». (Там же, стр.43).
 
«Принадлежность вятичей к венетскому массиву археологически подтверждена наличием в их земле курганов с чернолощёной керамикой (Почепок, Шаньково, Беседы), близкой к керамике полей погребений». (стр. 43, сноска 2).

Когда мы в книге «Девятая Земля» (2006) писали о тождестве названий венды-венты-венеты-вятичи, то полагали, что такого сходства учёные почему-то не заметили.
Оказалось, что мы ошибались, и Б.А. Рыбаков за 50 лет до нас отстаивал свою точку зрения на вятичей, как представителей венетского массива. (Венеты, Венгры: вене+угры?)

Т.Н. Никольская на основании материалов раскопок в бассейне верхней Оки прослеживает развитие славянской культуры на данной территории примерно с середины I тысячелетия н.э. А наиболее ранние славянские – вятичские – курганы с трупосожжением, исследованные Н.И. Булычевым на р.Пополте (у деревень Шаньково и Почепок) и самой учёной у д.Воротынцево на р.Зуше и д.Николо-Ленивец на р.Угре, относятся к IV-VI вв. н.э.

Мы уже предупреждали наших читателей о том, что в следующих работах Татьяна Николаевна отметила время появления вятичей на Зуше 3-4 веками позже, т.е. VIII веком.

Несомненна генетическая связь этой группы памятников с поселениями и курганами вятичей VIII-X вв. н.э. (курганы с трупосожжениями у деревень Воронец, Шлыково, Боршево, Лебёдка, селище Лебедка, городище Федяшево…).
Наличие многих общих черт в материальной культуре вятичей и соседних северян также говорит не в пользу сторонников легенды происхождения вятичей «от ляхов».

Автор отметила значительное сходство в облике культуры населения бассейнов верхней Оки и Десны, особенно по керамике. Лепная посуда (в том числе, и лощёная), бытовавшая на верхней Оке в то время, схожа с посудой, найденной на поселениях «зарубинецкого типа» бассейна верхней Десны. Однако если на Десне подобная керамика найдена в памятниках IIв до н.э.-IIв н.э., то на верхней Оке она относится к более позднему времени.

Является ли это сходство культуры результатом какого-то передвижения населения в бассейн верхней Оки, или оно объясняется другими причинами? Т.Н. Никольская ответила на этот вопрос положительно. Поскольку древнейшая группа памятников бассейна верхней Оки генетически не связана с поселениями более позднего времени, учёная заключила, что славянское население появляется здесь примерно в IV-V вв. н.э. Наиболее вероятным претендентом на заселение свободных ещё территорий на верхней Оке были, очевидно, обитатели соседней области – бассейна Десны.

(С) В.И. Агошков.


Рецензии
Содержательный материал. Как раз сочиняю повесть о временах Святослава, называется БЕРСЁРК...Там есть гером вятич и родимич.

Юрий Николаевич Горбачев 2   04.02.2023 18:55     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.