Лекция 24 заключительная о ветхом завете в йельско

Профессор Кристина  Хэйес:       Интересный контрапункт апокалиптической литературе и апокалиптической опоре на катастрофическое завершение истории  Богом для того, чтобы воздать справедливость праведным и нечестивым, можно найти в Книге Эстер. 
 Эта короткая повесть,  мы думаем, была написана  в 4 веке Д.Н.Э.,а  описываемые события происходят в Персии и относятся к пятому веку Д.Н.Э., времени правления царя Персии  Ксеркса ( буква Х  (Xerxes)  отсутствует в еврейском алфавите, и потому по еврейски это выглядит как Ахашверош.  Ксеркс правил примерно с 486 до 465 г. Д.Н.Э.)
В этой книге, относящейся к героическому жанру, изображается еврей при дворе языческого царя, и это делает книгу похожей на Книгу Даниэла.
Евреи Персии подвергаются геноциду, и они спасаются не божественным вмешательством, а исключительно своими собственными усилиями.  Да и вообще, в Книге Эстер Бог не упоминается.
История вращается вокруг Мордехая, благочестивого еврея.  Он сидит у ворот персидского царя Ахашвероша, то есть Ксеркса, и его красавица племянница также находится в центре сюжета, это Эстер - и Мордехай заботится о ней как своей собственной дочери. В этой повести много иронии, и её действительно весело читать.  Я постараюсь выделить  наиболее важные моменты, которые имеют отношение к нашим отмеченным ранее темам.
Когда персидский царь разводится со своею женою, Вашти, потому что она отказывается появляться нагишом  с одной лишь королевской диадемой перед его придворными мужчинами,  необычайная красота Эстер прельщает царя, и она становится королевой. Ее дядя Мордехай советует ей  скрывать свою еврейскую идентичность в целях безопасности.
В гл. 2: 10-11 говорится:
   " Эстер не сказала о её народе или ее родственниках, потому что её дядя  Мордехай сказал ей скрывать это."   Каждый день Мордехай будет гулять перед дворцовым гаремом, чтобы узнать, как поживает Эстер и то, что с ней происходит.
Через некоторое время царь назначает некоего Амана Вугеянина  на должность главного администратора. И каждый человек у ворот дворца становится на колени перед Аманом, как приказал царь, за исключением  Мордехая. День за днем  он отказывается, и, наконец,  об этом доложили Аману.
 Глава 3:4-6:  "Когда они говорили ему изо дня в день, и он не послушал их.  Они сказали  Аману, для того, чтобы убедиться в решимости Мордехая, ибо он объяснил им, что он был евреем.   Когда Аман увидел, что Мордехай не желает становиться на колени или низко поклониться ему,  он разгневался."
 Но ему показалось мало наложить руку на одного Мордехая;  узнав, к какому народу принадлежит Мордехай, Аман задумал покончить со всеми евреями, людьми Мордехая,  во всём царстве Ахашвероша(Ксеркса).
Итак, Аман бросает жребий ( пурим), чтобы определить дату резни, которую он затевает, а затем  предлагает царю щедрую взятку в обмен на разрешение убивать евреев, живущих в царстве. Это глава 3:8-11, в которой он говорит царю:
... "Существуют некоторые люди, разбросанные и распылённые среди других народов во всех провинциях вашей области, чьи законы отличаются от изданных вами, и которые не повинуются законам царя, и это не в интересах вашего величества терпеть их.  Если угодно царю, пусть будет издан указ об их уничтожении, и я заплачу десять тысяч талантов серебра в королевскую казну. "   Затем снял царь перстень свой с руки и отдал его Аману, сыну Амадафа Вугеянина, врагу евреев. И царь сказал: "Деньги и люди являются Вашими, поступайте с ними так как вы считаете нужным."
Таким образом, Аман предоставляет одновременно идеологическое  обоснование и материальное, в результате чего издаётся эдикт, предписывающий  всем провинциям уничтожить всех евреев - молодых и старых, женщин и детей - в единый день. 
Это должно быть в тринадцатый месяц Адар. Евреи во всех областях начали поститься,  плакать и рыдать. Они скорбят, они носят рубище и  посыпают себя пеплом.  Эстер посылает к Мордехаю для того  чтобы выяснить причину переполоха.   Она  заперта  в гареме и не знает, что происходит за пределами дворца.    Мордыхай посылает ей сообщение о страшном указе.  Он убеждает ее обратиться к царю и просить за свой  народ.   Однако Эстер колеблется, отчасти потому, что проявление неповиновения царю наказывается смертной казнью. И Мордехай отвечает таким сообщением (гл. 4:13 б - 16):
"Не думай, что, находясь в царском дворце, ты избегнешь участи всех евреев. Напротив, если ты промолчишь в этой трагедии, то свобода и избавление придет для евреев с другой стороны, в то время как ты и дом отца твоего погибнете. И кто знает, может быть, ты и достигла достоинства царского именно для этого испытания."    Эстер посылает ответ Мордехаю: "Пойди, собери всех Иудеев, которые живут в Шушан, [в Сузы, в Персии] и пусть постятся в мою честь, не ешьте и не пейте три дня, ни днем, ни ночью.  Я со  служанками моими буду соблюдать те же условия поста. Тогда я пойду к царю, хотя это противоречит закону, и если мне суждено погибнуть, значит, я погибну! "
Так Мордехай обошёл город и сделал так, как приказала ему Эстер.  Далее следует очень напряженная сцена - Эстер приближается к королю и ожидает разрешающего знака -  поднимет ли он свой  скипетр или нет, соизволит принять посетителя  или нет - и в этот напряженный момент он позволяет ей подойти, и обещает удовлетворить все её просьбы.
   И вот она просит, чтобы царь и Аман приняли  участие в пиру, который она готовит. А на банкете Эстер царь готов  исполнить любую просьбу Эстер, которую она только пожелает сделать.
И так ее просьба  выражается в следующей форме, которая показывают всю её преданность  своему народу. Гл 7:03 B-6:
... "Если Ваше Величество желает сделать мне одолжение, а если это приносит удовольствие Вашему Величеству, пусть моя жизнь будет дарована мне, как моё желание, и моему  народу, как моя просьба. Ибо мы были проданы, я и народ мой, на истребление, убийство и уничтожение. Если бы мы только были проданы как рабы и рабыни, я бы промолчала; ибо враг не стоит беспокойства царя."
     Вслед за тем царь Ахашверош потребовал от царицы Эстер: "Кто он и где он, кто осмелился это сделать?" "Враг и неприятель, - Эстер ответила. - Это злой Аман!" И Аман съежился в ужасе перед царём и царицей.
  Эстер смело раскрывает свою еврейскую идентичность перед царем. Она выражает свою солидарность со своим народом в своем выступлении фразами вроде "мы" и "мой народ и я."
 Происходит настоящая комедия ошибок.   Царь покидает палату  в ярости,  и Аман падает ниц на диване  просить у Эстер смилостивиться.  Поэтому, когда царь снова входит в палату, он видит в этой позе Амана, улавливает в ней  эротический оттенок, и  кричит:    "Уж не задумал ли ты прелюбодействовать с царицей в моем собственном дворце?"   
Царь приказывает посадить Амана на  тот самый кол, который  Аман заготовил для Мордехая, а Мордехай позднее фактически   занимает место Амана  при дворе.
Но евреи все еще находятся в опасности, потому что указ короля не может быть отозван.
После того, как слово выходит из уст короля, оно становится законом.  Решением проблемы является второй указ, в котором царь приказывает евреям вооружиться и защитить себя.    Далее следует ещё  один из многочисленных  неожиданных  поворотов в этой истории. 
 День, который должен был стать днём поражения и массового убийства евреев, становится днём их торжества, поскольку  евреи, которые теперь получили разрешение вооружаться и сражаться, убили тех, кто пришёл убивать их.
  Празднование победы, которое является праздником Пурим, отмечается евреями до сего дня.
Очень мелодраматическая история на фоне роскошной персидской придворной жизни и всеми вытекающими политическими интригами, происходящими в этой истории, воссоздаётся в ежегодном праздновании Пурима, в очень грубой, карнавальной инсценировке. 
Согласно Талмуду,  Пурим, это мицва, что может означать заповедь или доброе дело, чтобы напиться настолько пьяным, чтобы не  быть в состоянии отличить Мордехая и Амана. 
   Но кроме всего этого, есть некоторые очень важные и яркие темы в  этой истории.
  Во-первых, этнический элемент еврейской идентичности, а не религиозный, выходит на первый план в книге Эстер.  Критерий идентификации является светским, евреи описываются как народ, как этнос. Эстер полностью ассимилировалась в её языческом окружении.
В отличие от Даниэла, который молится в сторону Иерусалима ежедневно при дворе  царя и соблюдает законы диеты, мы ничего подобного не слышим в Книге Эстер.   
  В ней  также имеется очень человеческий и очень анти апокалиптический  посыл.
 Она  выражает  убеждение, что солидарность и героическое сопротивление необходимы  перед лицом подавляющей анти еврейской  агрессии для обеспечения выживания евреев.
 Это,  согласно Книге Эстер, так сильно отличающейся от Книги Даниила, является уроком, который следует извлечь из истории Израиля.
Если Книга Эстер представляет одну альтернативу пост изгнаннической эсхатологии, в которой враги Яхве пострадали и погибли по причине своей неправедности, то Книга Ионы имеет другую точку зрения на это.
Книга  Ионы на самом деле находится в разделе Библии под названием  Пророки - вторая секция, пророческих книг Библии -  и это потому, что в книге Царств, 2 Цар. гл. 14:25, есть некий  Иона,  сын Амафиина, пророк.  Считается, что это тот же Иона, и поэтому книга причисляется к книгам Пророков.
Но она отличается существенным образом от других пророческих книг.   Она не является, в сущности, собранием оракулов.    На самом деле это в некотором смысле  комическая история о вынужденном  пророке по имени Иона.   Второй интересной или, по крайней мере, необычной деталью в этой книге является то, что Иона по приказу Господа несёт послание жителям Ниневии, столицы Ассирии, а не  народу Израиля.
 Израильская концепция  божественного милосердия получает свое полное выражение в книге Ионы.
 В первой главе Иона вызывается Господом, который поручает ему идти в Ниневию, чей грех очень велик, и провозгласить Божий суд. Глава 1, первые три стиха: "И было слово Господне к Ионе, сыну Амафиина: Немедленно иди в Ниневию, город великий, и провозгласи суд над ними, ибо злодеяния их дошли до Меня.   Иона, однако, сначала хотел укрыться в Фарсисе от служения Господу.[Это походит на высказывание "он встал и пошел в Тимбукту". Фарсис являлся наиболее удаленным   местом, доступным для навигации того времени в  Средиземном море. Так что это  выглядит немного комично: Господь приказал "иди в Ниневию", а он встал и устремился в противоположном направлении и как только можно дальше. Он пытался бежать от служения Господу.]... Он прибыл в Иоппию [Яффо] и нашел корабль, отправлявшийся в Фарсис, оплатил рейс и взошёл на борт, чтобы плыть с остальными в Фарсис, подальше от служения Господу."
   Таким образом, он делает этот очень комический поворот на 180 градусов и плывет в Испанию,  в отдалённый конец Средиземного моря.  Но, конечно, Иона не может убежать от Бога, и Бог посылает бурю, которая грозит уничтожить корабль.
 Моряки не израильтянине молились своим богам и, наконец, бросили жребий, чтобы узнать, кто навлёк эту опасность на их  корабль. И жребий падает на Иону.  Иона признался, что он еврей,  поклоняющийся Господу,  который, как он теперь понимает, сотворил не только землю, но и море.  Великий страх поражает сердца моряков, когда они слышат, что его Богом является Яхве.  Иона далее добавляет, что он пытается бежать от служения Богу, и отсюда следует вывод, что он и является причиной этой страшной бури.
Иона предлагает, чтобы его сбросили за борт, чтобы спасти корабль. Моряки изо всех сил  боролись со штормом, но, наконец, в полном отчаянии, они  начали молиться Богу Яхве простить их за убийство невинного человека.   Они сбрасывают Иону за борт и спасают  корабль.
 Моряки, как говорит рассказчик, стали почитать Яхве, приносить ему жертвы и давать обеты.
Между тем, Бог приказал огромной рыбе проглотить Иону, чтобы сохранить ему жизнь.  Находясь в животе рыбы, Иона молится Господу.  Молитва или псалом не очень соответствует контексту произведения, и возможно,  является более поздней вставкой редактора.
   Делая эту вставку,  редактор, вероятно,  основывался на  упоминаниях в молитве об утоплении в глубине, о призывах к Богу из  "живота" преисподней - а в книге Иона как раз оказался в «брюхе» рыбы, так что, вероятно, семантический  резонанс побудил некоего редактора вставить эту молитву в это место.
 В любом случае, в ответ на молитву Ионы,  Бог приказывает рыбе изрыгнуть Иону на сушу.
В главе 3, Иона получает свой второй шанс.   Бог призывает его снова, и в отличие от своей первой реакции, на этот раз Иона немедленно отправляется в Ниневию.
И он провозглашает там  Божью весть: "В сорок дней Ниневия будет разрушена".
А потом следует шокирующий элемент в этой истории.  Гл. 3:5-10:
" Жители Ниневии поверили Богу. Они объявили пост, и все от мала до велика облачились во власяницы.
Когда эта весть дошла до царя Ниневии, он сбросил свои одежды, облачился во власяницу и посыпал себя пеплом. 
Он огласил на всю Ниневию: " Указом царя и его советников запрещается: как людям, так и животным прикасаться к любой еде! Нельзя даже щипать траву и пить воду. И люди и звери должны облачиться во власяницы и обращаться с мольбами к Богу. Пусть все отвернутся от дурных дел и несправедливостей, в которых они виновны. Кто знает, может, Господь смилостивится и передумает? Может быть, его гнев утихнет, и мы не погибнем."
  Бог увидел их покаяние, их отвержение своих прежних дурных дел и отменил наказание, которое Он хотел сотворить над ними."
Так идолопоклонническая Ниневия верит Богу и смиряется перед Богом в надежде вызвать его милость.  И в другом юмористическом эпизоде  мы читаем, что даже животные носят мешковину - они постятся и взывают к Богу.  От самых знатных до самых бедных  жители Ниневии отвернулись от своих порочных путей, и в самом деле заслужили  Божью милость.
Ассирийцы спаслись, и Иона в ярости. Глава 4:1-4:
" Это сильно огорчило Иону, и он был в печали. Он молился Господу, говоря: "Господи! Разве  не это  я сказал, когда был еще в моей собственной стране? Вот почему я заранее бежал в Фарсис. Ибо знаю, что Ты милосердный Бог, долготерпеливый, изобилующий добротой, отменяющий наказания. Пожалуйста, Господи, возьми душу мою, ибо я предпочел бы умереть, чем жить ."  Господь ответил: "Ты, так  глубоко огорчен?"
Иона не отвечает, он просто покидает город в мрачном состоянии духа. И его жалобы, кажется, удвоились.   Если собираешься наказать злых,  наказывай их.   Они заслуживают этого. И если Ты планируешь пощадить их, то просто пощади их и не трать моё время сообщениями и оракулами."
   Куда более серьёзной  проблемой для Ионы  представляется отсутствие наказания грешников.
 Иона возмущается, что ассирийцы не получили по заслугам: Разве я не говорил, что это случится? Ты все прощающий,  незлобивый и сострадательный! Ты всегда сожалеешь,  порок никогда не наказан! Я сыт по горло тем, как Ты ведёшь дела, Бог.   Твоя милость извращает Твою справедливость.
И некоторые вещи не должны быть прощены. Люди должны быть привлечены к ответственности за их злые деяния. Как может Бог не творить справедливость?
Иона сидит в маленькой будке, которую он построил, и  Бог приказывает лиственному растению вырасти над ним, обеспечивая тень и доставив Ионе  немалый комфорт. И это растение должно стать последним уроком для Ионы. Иона 4:6-11:
"... Иона очень радовался растению.  Но на следующий день на рассвете Бог послал червя, который подточил растение так, что  оно засохло. И когда взошло солнце, Бог наслал знойный восточный ветер, и солнце стало палить голову Ионы, и ему стало не по себе. 
Он молил о смерти, сказав: "Я предпочел бы умереть, чем жить". И сказал Бог Ионе: " Ты так глубоко скорбишь о растении?" "Да", он ответил: "так сильно, что хочу умереть."
     Тогда Господь сказал: " Ты так печалишься о растении, которое даже не ты сотворил и которое ты не растил, которое появилось в ночь, а в другую уже пропало.  И как мне не заботиться о Ниневии, городе великом, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих ещё  отличить правую руку от левой,  а также и множество зверей! "
Как мог Господь не быть сострадательным? Ибо даже самые злые народы не менее ценное его творение, чем избранный им Израиль. И если они  только обратятся к Нему в смирении, он начнёт с чистого листа, проявит сострадание и простит.  Только лишь человек жаждет наказания нечестивых.
 Но Бог жаждет их просветления, их превращения.
Дата написания Книги Ионы действительно не может быть установлена, и вы услышите различные аргументы в обоих направлениях. Многие ученые датируют её поздним временем,  другие полагают, что история, по крайней мере,  в своей основе очень старая.
 Ниневия, в сущности,  предстает как второй Содом. Это история, которая, в соответствии со старыми традициями Торы, предполагает, что Бог наказывает не израильтян или другие страны за отсутствие морали, но не обязательно за идолопоклонство.
Даже моряки  язычники, которые поклоняются другим богам, не обязательно должны быть наказаны, и в самом деле, сказано, что они почитают Бога, и они не хотят, сбрасывать этого человека за борт.
 Другие страны не обязаны, по мнению этой книги,  как в ранних традициях Книги Бытия, принимать монотеизм.  Но они связаны определенным основным моральным законом, может быть, нравственным законом потомков Завета Ноя, и за нарушение его Бог установил наказание.
  Таким образом, основной темой или проблемой этой короткой книги является соотношение понятия Божьей справедливости и Божьего милосердия.  Иона представлен  приверженцем божественной справедливости. Он считает, что грех должен быть наказан, он возмущен Божьим прощением.
 Но Иона узнает, что изменения в сердце достаточно, чтобы получить милость и что истинная роль пророка, возможно, заключается в том, чтобы подвигать  людей к усовершенствованию и изменению.
 Как воспринималась эта книга в пост изгнаннический период?   Не зная точно, когда она была написана - мы можем представить себе, однако, в духе канонического критика, как она могла быть воспринята людьми пост изгнанничекого периода, для которых она могла стать  канонической.
  Сама идея  послать пророка в Ниневию - столицу ненавистной Ассирийской империи, место обитания людей, которые уничтожили северное царство Израиля и десять племён израильских в 722г., и которые затем осадили Иерусалим и взыскивали дань с Иудеи на протяжении многих лет - эта идея казалась немыслимой.
 В конечном счете, эта книга будет представлять собой направление мысли в пост изгнаннической Иудее, которое сильно отличалось от эсхатологического пыла, услаждавшегося в фантазиях уничтожения врагов Израиля, такого, например, какой мы видим в Книги Джоэла и несколько позже в Книге Даниэла, и в пост- библейской апокалиптической литературе прежде всего в христианских книгах Откровения.
Книга пророка Ионы напомнила Израилю, что универсальный Бог желает реформирования и изменения всех своих творений как людей, так  и животных.  Он хочет, чтобы израильский пророк донёс другим народам сообщение о божественном прощении, а не об осуждении.
Даже тем, которые унижали и презирали народ, избранный Богом. Так вольно или невольно, мы никогда не узнаем, автор этой маленькой сатиры способствовал  развитию взгляда на пост изгнаннический Израиль  как на свет народов. Эту идея мы уже видели в некоторых поздних пророческих писаниях.
Всего несколько слов в заключение.  Литература еврейской Библии рассказывает одиссею Израиля  от его самых ранних стадий развития, начиная с  истории отдельных патриархов, поклоняющихся ханаанскому  божеству, и до своей зрелости, когда нация вынуждена историей выйти за рамки своего кругозора и проблем.
Израильтяне поднялись до высот куда больших, чем они себе представляли. Они вознеслись до того, чтобы увидеть себя служителями  Бога в мире, в то же время они боролись и спорили со своим Богом и критиковал себя за свои  собственные человеческие слабости и недостатки.
С другой точки зрения, в Библии можно увидеть и антологию, которая борется, вопреки всем разногласиям, за поддержание народом отношений, установленных Заветом с Богом.
 Контраст между реальностью и религиозно-нравственным идеалом, что хорошие процветают, а  злое  наказывается, являлся  тревожащей  и  смущающей проблемой, которая не давала покоя  библейским авторам.  Благополучное существование зла, страдания праведных, поражение избранных Богом - всё это казалось в основном несовместимым с некоторыми фундаментальными монотеистическими представлениями о том, что Бог является верховной властью во Вселенной, что Бог, по существу, добрый и справедливый, и его провиденциальная забота распространяется на все его творения.
 Как можно верить в такого Бога, который допускает  зло и страдания праведных?
   Хотя, все древние культуры - и современной культуры - борются с проблемой зла,  для древнего Израиля это имело особую остроту.  В другой  литературе древнего Ближнего Востока  мы находим сомнение в существовании нравственного порядка.  Но только в Израиле вопрос зла затрагивают саму сущность Бога и само основание религиозной веры. Язычество постулирует изначальное существование злых демонов и хороших богов, и, следовательно, существование зла и страдания не ставит под сомнение нравственные качества хороших богов.
   Позже религиозные системы, которые вырастут из Библии, будут  всё более приводить в качестве аргумента демонов или дьявола.  Иудаизм  Второго Храма, поздний раввинский иудаизм, и особенно христианство, будут объяснять  зло, существующее в мире, происками дьявола.  Незаслуженные страдания, какими бы возмутительными и разочаровывающими они не были, могут быть объяснены, по крайней мере, злобой или капризами злых ангелов, богов, демонов или дьявола, которые равнодушны к судьбе человека. Но в библейской религии нет ещё традиционного ответственного за происходящее зло.  И потому незаслуженные страдания и разгул зла вызывают сомнение в наличие добра и справедливости у самого Бога.
  Библейские лица не имеют иного спасения от зла и страданий, кроме веры в Божью справедливость. И если, это правосудие наступает медленно или вовсе не приходит,  то отчаяние и сомнения неизбежны.
 По этой причине  израильские теодицеи, я думаю,  заряжены большим пафосом, потому что ставки очень высоки. Если человек теряет веру в моральное существо Вселенной, человек теряет Бога, или, по крайней мере, как мы видели в Книге Иова, человек теряет веру в то, что Бог управляет миром в соответствии с чёткими моральными принципами.
Но библейские авторы подходили к этой проблеме не как философы или теологи. Для философа теодицеи, проблема зла в первую очередь есть проблема логическая, это противоречие.
Как справедливый и хороший Бог допускает зло и страдание, заполонившие мир? И, как и любая другая логическая задача, лучше всего она может быть  решена - по мнению философов и теологов - посредством тщательного построения систематической аргументации.
  Это не метод или подход библейских авторов.  Для них проблема имеет не философский аспект, это, скорее,  личное, психологическое и духовное. Животрепещущий вопрос на самом деле таков: как можно поддерживать приверженность Богу Израиля в свете национальной катастрофы и личных страданий?
Откуда могут взяться силы, чтобы обнять, доверять и любить этого Бога, зная, какие непредсказуемые страдания и хаос поразили народ, и какие ещё могут поразить в любой момент?
И писатели разных периодов добавляли свой голос к борьбе Израиля за решение этой проблемы - поддержания веры в разгар зла и страдания. 
 Цель Библии была не столько в том, чтобы  решить философские проблемы теодицеи,  сколько в том, чтобы  дать возможность отношениям с Богом пережить все потрясения, чтобы сделать жизнь в строгом соответствии с Заветом  Бога  жизнеспособным вариантом, несмотря на зло и страдания, которым подвергались  верующие.
   Библия не предлагает одну модель, как справиться с этой проблемой.  Динамичные отношения с тем, что воспринимается как живой личный Бог, а не статический Бог философов, слишком сложны, чтобы быть охваченными одномерной теологией. Систематическое богословие не может  отражать всю пестроту  опыта  нации и индивидуальной жизни, и это вовсе не  тот метод или жанр, который выбрали библейские авторы.
  И поэтому представлены различные модели. Не все из них согласуются друг с другом, но каждая служит определенному сегменту сообщества в попытке справиться с конкретной проблемой в конкретный момент времени. Каждая представляет собой попытку поддержания отношений Израиля с Богом перед лицом вызовов продолжению этих отношений. Библейские писатели рассказывают истории и они интерпретируют историю, чтобы проиллюстрировать многие способы, которыми разные люди и нация в целом, сумели внести смысл в заветные отношения с Богом.  Есть место для многочисленных моделей,  изображений Бога и его отношения к Израилю. И, как современные читатели Библии, мы можем только удивляться этой нерешенной полифонии  этой древней антологии. Это как если бы раввины, которые позже канонизировали эту коллекцию, увидели правду в словах Qohelet (Экклезиаста), что для всего есть своё время, и время всякой вещи под небом. И вот они включили в  книгу очень разные подходы к фундаментальным проблемам, которые стояли перед древним израильтянами, как и  перед всеми человеческими существами.
  Таким образом, после 586 г. до н.э., Второзаконие спасает Яхвизм от участи религий всех побеждённых народов, утверждая, что Израиль пострадал не потому, что Божьи обетования не были правдивы, но потому что израильтяне не  поверили в них.  Эта идея позволила израильтянам остаться верными своему Богу, несмотря на разрушение его святилища, его избранного города и его правителя.
  Пророки подчеркивали моральные и общинные  аспекты  Завета, без которого все жертвенное поклонение являлось анафемой. И таким образом они невольно подготовили почву для поклонения без жертвоприношений в диаспоре и в последующем иудаизме.  Псалмы выражают самые глубокие эмоции верующего, который  борется с личным отчаянием и гневом, или переполнены радостью и верой.  Иов дает выход возмущению, которое мы чувствуем относительно несправедливых страданий, а Экклезиаст проповедует экзистенциальные удовольствия как компенсацию за суетность всей человеческой деятельности.
  Эзра и Неемия противостоят насущной проблеме ассимиляции и идентичности с призывом к Израилю сплотить свои ряды,  в то время как  Иона и Руфь напоминают евреям  об универсальном провидении их Бога и  о силе покаяния. 
 Книги Эстер и Даниэла воодушевляют абсолютно различными способами евреев перед лицом гонений и резни - одна призывает к самостоятельности и солидарности, а  другая - обещанием божественного вмешательства, то есть апокалипсиса.
Все ли эти книги противоречат друг другу? Не больше, чем я противоречу себе, когда  говорю, что сегодня я чувствую себя счастливой, но вчера я чувствовала себя тревожно.  Отношения Израиля с Богом всегда была динамичными и сложными.   Для каждой из этих книг было своё время и свои цели в прошлом, и, как обнаружило бесчисленное множество читателей Библии,  на протяжении столетий эти книги  продолжают учить и вдохновлять в переломные моменты любой эпохи.
   
         Итак, дорогие друзья, на этом цикл моих лекций заканчивается, который как раз уложился в семестр.   Я думаю, что теперь вы получили некоторое представление о Библии и не будете судить о ней поверхностно или  с самонадеянной заносчивостью.
 Вы, наверное, поняли, что Библия очень тонкая и вместе с тем глубокая вещь, которая пробуждает разум и омывает душу.  Не забывайте, что впереди экзамены, и я желаю вам хорошенько подготовиться к ним и не опозорить моё честное имя.   Поскольку последняя лекция  получилась у нас очень короткой, то я отпускаю вас сегодня домой пораньше.
 Итак, до свидания, друзья, желаю вам отличных оценок!  Спасибо за внимание.


Рецензии