От первого лица. Воспоминания о военном времени

   (Перед Днём Победы я написала рассказ «Дед Иван и бабка Марья» по воспоминаниям   моей мамы и родственников. Прочитав его, мама задумалась… не то чтобы он ей совсем не понравился… просто ей захотелось самой рассказать о войне… от первого лица).

Детские воспоминания моей мамы о военном времени, написанные ей самой и совсем немного отредактированные мною с её разрешения. Ей было тогда пять лет…

Война. Немцы подошли к Москве. Отец решил нас с мамой отправить к родителям в деревню. Вскоре эту деревню заняли немцы. Из домов нас всех выгнали… Наша семья вместе с соседями вырыли землянку у нас в огороде, а немцы чуть ли не на «крыше» её поставили зенитку. Рядом с зениткой всегда находился немец. В деревне немцы что-то сожгли… и дед очень просил их не сжигать избу. Изба была хорошая… и вскоре в ней поселились офицеры и врач.
А вот бабушка проявила геройство… У неё был острый ревматизм и она обитала на печке. Немцам сказала, что с печки не слезет, хоть убейте. И немцы махнули на неё рукой. А потом бабушка рассказывала, что когда немец-врач увидел её руки, дал ей мазь. Она мазала некоторое время… и пальцы зашевелились…  А мама рассказывала, как немец требовал от неё и золовки «дай гурки!»…  (что означало «курицу», «курку»!). Они с золовкой сначала ничего не поняли… но пообещали принести… и принесли… из подпола миску солёных огурцов! Рассказывая, мама смеялась, вспоминая… уж очень смешно немец изображал курицу, похлопывая себя по бокам.
Немцы съели в деревне всех кур и свиней, а нашу корову мама с золовкой спасли… - Пообещали доить её и поить немцев молоком. Свиней разделывали прямо у нас во дворе… Внутренности и копыта отдавали нам, приказав, чтобы дети приходили за «мясом»… Помню себя в паре с такой же девочкой: несём миски с «мясом», подошли к землянке, как вдруг начала стрелять зенитка… Больше ничего не помню, а мама об этом ничего не рассказывала…
В деревне не было ни электричества, ни радио. Как на фронте? Кто победил?.. Ничего не знали…
Немцы ушли из деревни очень торопливо. Вскоре пришли наши. Вот радость была! Они проверили все избы, дворы… и вскоре тоже ушли. А мы с мамой вернулись в Москву.
Мои родители неграмотные. До последнего дня мама писала свою фамилию с ошибками. И, как она потом говорила: «… не знали мы еоргафию, оказывается, война в нашей деревне была…». И смешно, и грустно. На этом наши беды не кончились.
Папа работал, домой приходил на 2-3 часа отоспаться. В конце мая как-то он пришёл с работы очень деловой и сказал, что ему дали сутки на отдых, собирайтесь, поедем на дачу. Мама против, отдохни… Нет! Не уговорила. Мы жили в коммунальной квартире, и отец очень подружился с одними соседями… У них была дача в Подмосковье, и мы часто там бывали… Соседу вскоре предстояла эвакуация с заводом, а у отца была бронь. Уезжая, сосед попросил отца приглядеть за дачей и, при возможности наведываться туда… Отец пообещал. Вот на эту дачу мы однажды и поехали…
Уже на остановке отец вдруг понял, что забыл ключи от дачи! Мама снова стала уговаривать вернуться. Нет! Не уговорила. Взял ключи, поехали… От станции Загорянка (помню с детства это название) надо было идти по тропинке. Кругом дачи и тишина… ни души. Вдруг дорогу пересекла стремглав несущаяся кошка! Откуда взялась и куда исчезла… а знак-то нехороший! Мама в слёзы… Давай вернёмся! Нет! Не уговорила…
Пришли на дачу. Лежит лодка, висят сети. Сосед был заядлым рыбаком, и отец иногда ходил удить с ним вместе. Рядом река Клязьма. Отец решил наловить рыбы. Мама против, не надо… «Тебе что, рыба не нужна?» Собрался, пошёл. Мы с мамой сидели на берегу. Она всё смотрела на него, но в какой-то момент отвлеклась… а когда вновь посмотрела вниз на реку, увидела только пустую лодку… отплывающую по течению… и больше ничего. Помню, как мама закричала и бросилась в реку… берег был топким… она с трудом выбралась обратно. Я до сего дня помню рыдающую маму, ползущую на коленках ко мне.
Мои родители не умели плавать. Они были из разных областей, из разных деревень, где не было ни реки, ни пруда…
Я на всю жизнь запомнила эти страшные приметы – нельзя возвращаться, кошек обхожу за версту, а вода меня не держит, я так и не научилась плавать.
Отца нашли только через неделю, водолаз нащупал его тело ногами. Клязьма река опасная…
Мама долго казнила себя за то, что не смогла отговорить отца от рыбалки…  Помню, она много плакала. Причитала иногда, что фронтовым сиротам большие пенсии платят, а тебе только на хлебушек…
Мама уходила на работу, а я с ключом от квартиры на шее носилась по двору с другими детьми. Воспитывал меня двор и соседи… Жили трудно. Мама приходила с работы поздно. Помню, она оставила кусок хлеба на вечер… а я за день всё по крошечке съела. Когда мама пришла, заплакала… от безысходности, как я теперь это понимаю... а тогда я решила, что очень виновата и пообещала, что больше так не буду… Помню, как мама посылала меня к магазину за овощной ботвой, которую люди бросали в коробку. В 1944 году я пошла в 1-й класс. Училась хорошо, без проблем, а после 7 класса решила поступить в авиационный техникум, там платят стипендию. Мама против, нужно будет с парашютом прыгать (!). Иди учись лучше на портниху, всегда будет кусок хлеба.
Я пошла в авиацию, в том году впервые набирали девчонок на технологическое отделение.
К началу учебного года мама сшила мне платье из довоенного отреза. В этом платье я отучилась 4 года. Дали направление на работу… потом вышла замуж, закончила институт.
Мы с мужем собрались поехать в отпуск в Сочи. Когда мама поняла, что в Сочи есть море, она взяла с моего мужа клятву – он не будет учить меня плавать! Всё, что связано с водой – табу. Помню, в юности  один парень попытался научить меня плавать, так я его на дно утянула со страху. Еле откачали бедного!

Это 9 мая заставило вспомнить то, что никогда не забывалось.


Рецензии
Леночка, какая страшная история, рассказанная мамой! И ведь бабушка всю жизнь жила с этим грузом, себя винила за тот день и смерть на Клязьме... Ужас. И ведь Бог сколько раз давал знаки!

Дай Бог Вашей мамочке бодрости и искренней веры!

Елена Воскресенская   16.07.2013 23:32     Заявить о нарушении
Леночка, приветствую! Большое спасибо Вам за отклик и сочувствие!!!
Да, с тяжёлым грузом на сердце жила моя бабушка, так и было...

С благодарностью и теплом к Вам, Лена.

Елена Владина   18.07.2013 13:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.