кровь не бурлит в обьятьях скромных жен

Расцвет искусства произошел в древней Элладе, им мы восторгаемся и поныне. Оно было значительно эротичнее древнеегипетского и вавилонского. На роскошных росписях ат-тических ваз, чаш и кубков, часто приносимых в дар гетерам, изображены все виды сексуальных развлечений. Они, в сущно-сти, являлись своеобразным наглядным пособием. Гимн красоте человеческому телу процветающий здесь, и приниженное  положение женщины, зависимой от мужчины... Как все это понмать? Подумайте, герой Гомера Одиссей, царь Итаки, любящий свою жену Пенелопу, не считал предосудительным вступить в половую связь с иными женщинами, и в тоже время принял вид старца, чтобы проверить, осталась ли ему верной жена...

             ОДИССЕЙ
Одиссей не чурался утех,
Хоть стремился домой, на Итаку,
И на ложе любви, ожидая успех,
Не рычал на Цирцею собакой.

Навзикия оставила след,
Но, с любившей его, не остался,
Хоть по миру бродил много лет,
В сети женщины он не попался.

Но свободы жене не дано,
Пенелопа глуха к зову страсти,
Ее чувства погасли давно,
Как в оковах – в супружеской власти!

Честь блюсти Пенелопа должна,
От тоски по ночам горько воя,
И нежна, и красива она.
Не дают женихи ей покоя.

Описания чувств ее нет.
Рассказать нам о них, кто сумеет?
Ждала ласки мужской много лет
От бродяги-царя Одиссея

Замужняя женщина была затворницей, в общественной жизни не участвовала.  Большую часть дня она проводит в гематии – женской половине дома. Даже присутствие ее, когда беседуют мужчины, не желательно. Жена не пользуется уважением. Она превращена в деторождающий аппарат. И хотя греки первыми пришли среди древних народов к единобрачию, жены в глазах писателей и философов были предметом насмешек. Сократ говорил: «Что можно считать счастьем? Это: что ты не дикое животное, что ты грек, а не варвар, что ты мужчина, а не женщина» За измену наказывали только жен. Еврипид словами своей героини, Андромахи, говорит: «Жена, которая действительно любит своего мужа, должна терпеть соперницу, делая вид, что ничего не замечает»  В поисках острых ощущений культивируется свободная любовь. В любовной связи с гетерой, в посещении публичного дома не видели ничего предосудительного. Нарядно одетые, служительницы богини любви, умеющие искусно расставлять сети на мужчин, влекли к себе больше, чем чопорные, холодные горожанки. Униженность, несамостоятельность законных жен лишь оттеняли свободу независимых, образованных гетер, умеющих вести непринужденные беседы, музицировать. Гетеры – полноправные члены общества, не преследуются законом и даже пользуются особым уважением. Мало того, они почитались. Будучи яркими личностями, гетеры вдохновляли философов, писателей, скульпторов. К примеру, выдающийся государственный деятель Древней Греции Перикл был женат на гетере Аспазии – женщины небывалой красоты и ума. Скульптор из Афин Пракситель создал скульптуру богини любви Афродиты. Моделью для нее послужила гетера Фрина, с которой он состоял в любовной связи.
        Куртизанкам древности уделялось много внимания. Один из писателей древности рассказывает об увиденной эпитафии, высеченной на надгробном камне: «Я была куртизанкой в городе Византии. Я Каллироэ, искушенная во всех видах сладострастия».
 Не вызывает осуждения у греков и однополая любовь. Мало того, она отодвигает на задний план и гетер.
Кровь не бурлит в объятьях скромных жен,
Мудрец от славы изнывает?
Гражданский подвиг совершен!
Теперь в объятиях гетеры отдыхает!

Рождались мысли от избытка чувств?
О том нам сообщить философы забыли,
Но, не стесняясь, ни чуть-чуть,
Гетер оставили, и мальчиков любили

Однополая любовь часто наблюдалась в зажиточных слоях населения, среди  служителей науки и искусства. Для иллюстрации обратимся к письменным источникам того времени. Вот, что пишет Дион Хрисостом, оратор и философ из вифинского города Прусы:
«Разве распутники удержатся от совращения и раз-вращения юношей и станут соблюдать ту границу, которую ясно поставила сама природа?  Разве, испытав все возможные способы удовлетворения своей похоти с женщинами, они, пресыщенные наслаждениями, не станут  искать иных форм разврата, более острых и беззаконных? Человек, ненасытный  в своих стра-стях, не встречая отпора и сопротивления на этом поприще, начинает  презирать легкий успех и любовь женщин, слишком просто достающуюся ему и по-женски нежную, и переходит к погоне за юношами; он надеется испытать с ними какой-то новый вид наслаждения, более трудно достижимый; он уподобля-ется любителям вина и пьяницам, которые долго и непрерывно пили несмешанное вино, уже не хотят пить его и искусственно возбуждают жажду потогонными средствами, солеными и острыми кушаньями».
За что судить людей простых,-
Средь них развратников - немного.
И от стыда краснеет стих,
Любовные утехи видя бога:

Верховный бог не видел в том греха,
Сгорая от любви, свалился с неба,
Похитил молодого пастуха –
Безусого красавца Ганимеда.

Об овцах беспокоился пастух,
Что не пригонит вечером их в Иду?
Об этом говорит он богу вслух.
А тот в ответ: «Тебя не дам в обиду!

Забудь про сыр и молоко,
Нектар, амброзия твоею станут пищей,
И от людей ты будешь далеко,
И взором, помыслами чище

Того, чем прежде жил.
В моих объятиях прошлое забудешь!
Ты красотою счастье заслужил,
Бессмертным на Олимпе будешь!
Тему для этого стихотворения взята мною из «Разговора богов» Лукиана – сатирика и просветителя. Он же дал описание статуи Афродиты Книдской, изваянной афинянином Праксителем, вложив слова свои в уста одного из своих персонажей, некто Харикла:
«Она стоит гордая, с легкой усмешкой. Вся ее красота ничем не скрыта, не окутана никакой одеждой; богиня обнажена, и только чресла слегка прикрывает она одной рукой. И так сильно искусство ее творца, что камень неподатливый и твердый по природе, как нельзя лучше подошел для того, чтобы изваять из него каждую часть тела». Спутник Харикла созерцает статую богини совершенно спокойно, не восхищаясь чистотой и красотой женского тела, изваянного в мраморе, но зато, увидев обнаженную статую Геракла, вскричал, обезумев: «О Геракл! Какая соразмерная спина! Какие полные бока!.. Какой красивой линией изгибаются мышцы ягодиц!.. А как сладостна улыбка этих ямочек»!..
Лукиан хорошо знал нравы древних греков. Склонность многих к однополой любви осуждалась отдельными философами. Один из них, Плутарх, был жрецом Аполлона Дельфийского, автор сочинений под названием «Нравственные сочинения» Вот, что он пишет: «Животные остались чужды  однополой любви самцов к самцам и самок к самкам, в то время как подобные примеры нередки среди самых замечательных людей, не говоря уже о безвестных. Так, например, Агамемнон обошел всю Беотию  в погоне  за бежавшим от  него Аргиппом. Так же точно Геракл искал своего юного друга и потому был оставлен спутниками и не мог принять участие в походе Аргонавтов». Хотя скульпторы продолжают уделять внимание красотам женского тела .Кстати, в древней Греции, да и в Риме, в большом почете были красивые женские ягодицы. Еще Гораций писал: «Для женщины большой порок, если зад ее развит плохо – это все равно, что плоский нос или искривленные ноги» В Греции был построен даже храм, названный Venus Callipyge (Седалище Венеры)
Среди повестей того времени появляются  и прекрасные, посвященные нежной любви между мужчиной и женщиной. В числе таких можно назвать повесть Харитона (данных о жизни его не сохранилось) – повесть о любви Херея и Каллирои. Такая же примерно и «Вавилонская повесть» Ямвлиха.


Рецензии