Ислам Каримов и Москва
По отношению к Москве у узбекского президента складывалась неоднозначная политика, чаще всего, она формировалась через призму личных контактов с высшими руководителями России и политико-экономических интересов Ташкента. Особенно резко менялся вектор в 1990-х годах – с позитивного на нейтральный и нейтрально-отрицательный.
Если в первые годы независимости Ислам Каримов и Борис Ельцин имели схожие задачи и относительно общие цели, и узбекский лидер стремился нарастить потенциал взаимного сотрудничества (именно в этот период отмечалось интенсивное подписание договоров и соглашений различного уровня), то к середине 1990-х интерес к России стал слабеть. Чаще всего, это было связано с низкой экономической эффективностью России влиять на производственный потенциал Узбекистана, выполнять договорные торговые и инвестиционные обязательства, а также активным влиянием Европы и США в Центральную Азию, отвлекавших Ташкент от чрезмерных контактов в формате СНГ и других интеграционных образований (ЭКО, ЕЭП). Невнятная и неоднозначная политика Б.Елицина, его личностные качества вызвали у Каримова не столь приятную оценку и снизили уровень доверия и авторитета к российскому политику. В итоге до 2000-х годов особых серьезных изменений в двухсторонних отношениях не произошли – они были как бы замороженными. Ташкент даже присоединился к антироссийскому блоку – ГУАМ, предусматривавшего политико-экономическое (транспортное) развитие без участия Москвы; проект ТРАСЕКА (транскаваказский коридор) также обходил стороной территорию России; а также в первый раз вышел из ОДКБ.
Ислам Каримов, негласно, само собой разумеется, выражал недовольство внутренней политикой Б.Елицина, который в тот момент создавал общие стандарты реформирования для СНГ. В частности, это касалось неподконтрольности парламента, существование оппозиционных сил и независимых СМИ, чрезмерная свобода субъектам федерации, появление олигархов как сильной финансовой силы. Такого допустить в Узбекистане Каримов не желал и делить абсолютную власть ни с кем не собирался. Ельцина в узком кругу он называл «алкашом» или «пьяной свиньей»[1].
Владимир Путин оказался президентом иного формата, более жестким, хватким, честолюбивым и сильным, и этим импонировал узбекскому лидеру, оперировавшего такими же качествами. Именно при нем в начале 2000-х произошли более-менее результативные сдвиги в двусторонних отношениях. К тому моменту узбекско-американские контакты находились хотя и на высоте, однако не отражали интересов Каримова, который мечтал превратить Узбекистан в плацдарм стратегических интересов США и активно содействовал антитеррористической операции в Афганистане. Россия не могла давать таких же обещаний, как США, но все же оставалась важным партнером в экономике и внутриполитической ситуации СНГ. Россия подключила Ташкент к ШОС и антитеррористической деятельности. Узбекистан отказался от участия в ГУАМ и вернулся в ОДКБ. Каримову нравится позиция Владимира Владимировича в отношении исламского радикализма, подавления гражданской оппозиции, построения жесткой вертикальной власти, подчинения себе правительства и парламента, выдавливание «агентов иностранного влияния» (такое же раньше сделал Каримов в отношении представительств Фондов Сороса, Евразии и мн.других). Каримов был благодарен Путину за поддержку в 2005 году, когда страны Европы и Северной Америки резко выступили по поводу жесткого подавления майского мятежа народных масс в Андижане. Тогда Москва заблокировала все решения в Совете безопасности ООН, касающиеся андижанских событий, прикрыла узбекского президента демонстрацией своей политической позиции как протекции и защиты[2]. Именно в это время пошло оживление торговли, инвестиций, военных контактов. Нормативная база узбекско-российских отношений ныне состоит из 250 договоров и соглашений, основная часть из которых была подписана в 1992-1997 годах, 2004-2008 годах. Каждый документ с узбекской стороны проходил согласование и обсуждение у президента Ислама Каримова.
Дмитрий Медведев, который «временно» заменил Путина на посту главы государства, не получил признания со стороны Каримова; молодой политик не имел необходимой харизмы. Кроме того, Ислам Абдуганиевич понимал, что реальной властью обладает премьер Владимир Путин, и продолжал контактировать с ним напрямую, зачастую игнорируя российского президента Медведева. Естественно, Медведев это не мог не заметить, и тоже ссуживал личностные взавимоотношения до минимально приемлемого уровня. Известно, что в своем кругу Каримов называл Дмитрия Анатольевича «сопливым мальчишкой», этим самым указывая его место ниже когорты признанных авторитетов, таких как Гейдар Алиев, Норсултан Назарбаев. Возвращение к президентской власти Путина Каримов посчитал как поддержание «узбекских стандартов», то есть любыми способами или механизмами оставаться на своем месте и продолжать управлять страной.
Основной документ взаимодействий – это Договор о стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан от 16 июня 2004 года. 14 ноября 2005 года был заключен Договор о союзнических отношениях между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан. Следует отметить, что если в первые годы Ташкент в той или иной степени придерживался взятых на себя обязательств, то после 2009 года стали возникать определенные сложности. В частности, Узбекистан под разными предлогами отказывался ратифицировать документы ОДКБ, затем приостановил свое членство, а позже и вообще вышел из организации. Такая восточная хитрость не раз вызывало чувство досады у российского руководства. Путин не мог простить такого предательства, а также того, что Ташкент редко поддерживает российские инициативы в ООН и СНГ. В частности, ему не понравилось, что Каримов не дал согласие на признание Южной Осетии как независимого государства, хотя тот тоже не любил Михаила Саакашвилли, пришедшего к власти в результате «революции роз»[3].
В настоящее время между Узбекистаном и Россией сложилась следующая экономическая ситуация, которую Ислам Каримов не может игнорировать в своей внешней политике и в связях с Москвой:
1. Российская Федерация была и остается самым значимым тороговым партнером Узбекистана. Еще в середине 1990-х годов ее доля в общем товарообороте Узбекистана достигала 50-53%, в настоящее время этот показатель снизился вдвое, однако является все равно самым значительным по сравнению с другими странами. Так, Россия занимала в 2011 году 26,2%, при этом прирост к 2010 году составил 8,9%. В 2010-2011 году экспорт в Россию возрос с $4154,8 млн. до $4405,5 млн., а импорт – с $1988,0 млн. до $2282,8 млн. В 2012 году доля возросла до 29,0%, темп роста поднялся до 112,6%, объем торговли – $7623,08 млн. До 50% всего товарооборота приходится на российские регионы[4].
Положительное сальдо в пользу Ташкента свидетельствует о том, что рынок России открыт для узбекских товаров и услуг, но следует отметить, что основная часть – это сырье (промышленное и сельскохозяйственное), доля продукции с высокой добавленной стоимостью не столь значительна (речь идет об технических изделиях). Россия закупает хлопок, уран, металл, текстиль, нефтепродукты, пластмассы, стройматериалы, автомобили, электротехнику, кабели, а также бахчевые культуры, овощи и фрукты[5] и т.д. Узбекистан нуждается в машинах и оборудовании, древесине, металлоизделиях и т.д. Нужно заметить, что качество узбекских товаров не является эталоном мировых стандартов, однако соответствует требуемому уровню российских потребителей. С другой стороны, отказ России от этих всех вышеперечисленных товаров может сказаться на национальной экономике Узбекистана, предприятия которых порой выживают за счет экспорта именно в эту страну. Диверсификация географии не всегда оказывается позитивным для узбекской индустрии; не все государства готовы впускать на свой рынок новых иностранных поставщиков.
2. Россия является также основным «поглотителем» избыточной рабочей силы из других регионов, в том числе из Узбекистана. По разным подсчетам, за 2009-2012 годы численность узбекских гастарбайтеров возросла с 1,2 млн. до 3,4 млн. человек[6]. Это говорит о том, что в Узбекистане нет ни свободных рабочих мест, ни достаточно стабильной и относительно удовлетворяющей потребности человека заработной платы. Отсутствие «лишних» людей снижает уровень социальной и политической напряженности, криминогенности и затраты правительства на создание рабочих мест. Только за 2011 год через банковские трансферты из России в Узбекистан прошло денежных средств на $4,9 млрд., а в 2012 году – уже $6,084 млрд.[7] Через неофициальные каналы, соответственно, $0,1 млрд. и $0,24 млрд.[8] Если исходить из расчета, что объем ВНП Узбекистана в 2012 году составлял $47,6 млрд., то более 12% из него - это деньги гастарбайтеров. Именно эта сумма удерживает от окончательного краха национальную валюту и обеспечивает покупательскую способность населения.
Введение визового режима означает снижение уровня миграци, как минимум, на 80% и на 90% валютных вливаний из России за счет трудовых мигрантов. Уместно заметить, что данная сумма, поступающая из России, выше, чем от экспорта Узбекистана в эту страну. Получается так, что экспортировать рабочую силу, при этом не испытывая особых издержек и затрат с узбекской стороны, значительно выгоднее, чем товары и услуги, которые должны преодолевать значительные таможенные, налоговые и прочие барьеры. Однако, миграция – это палка о двух концах, и Ислам Каримов вполне отдает себе отчет, если все мигранты вынуждены будут вернуться в страну. В этом случае острый политический кризис неизбежен.
3. Несмотря на существующие проекты развития транспортных коммуникаций, Россия остается основной страной транзита в Европу. Основной железнодорожный пассажиропоток и грузооборот приходится именно на нее. С этим фактором узбекскому президенту также необходимо считаться. В случае российской изоляции, оставшиеся транспортные магистрали через Юго-Восточную Азию и Иран, Кавказ не смогут принять российскую «долю» узбекского экспорта-импорта. Также через российские трубопроводы осуществляется поставка в ближнее и дальнее зарубежье узбекского газа.
4. Россия является также значимым инвестором в узбекскую экономику. Общий объем инвестиций за десять лет превысил $8 млрд. В основном, это сектора переработки сельхозпродуктов, промышленное производство, поиск и добыча, транспортировка углеводородных источников. в Узбекистане зарегистрировано 688 предприятий с участием российского капитала, аккредитованы представительства 145 российских фирм и компаний. В середине 2000-х годов на Россию приходилось 40% всех иностранных инвестиций, поступавших в Узбекистан.
В свою очередь, в России функционирует более 300 узбекско-российских предприятий, в основном, в сфере реализации плодоовощной продукции, оказания туристских (гостиничных и ресторанных) услуг, обслуживания автомобилей «УзДЭУавто».
Кроме того, в Ташкенте функционируют филиалы российских вузов, обеспечивающих подготовку квалифицированных кадров[9]. Между тем, российские инвесторы уже испытали на себе «прелести» узбекского инвестиционного климата: в свое время ушло с местного рынка предприятие «Балтимор», позже были серьезные проблему у «Вимм-Билль-Данн», а летом 2012 года российская сотовая компани «МТС» испытала шок, когда ее дочернее предприятие было фактически экспроприировано в рамках рейдерского захвата президентского клана. «МТС» тогда лишилась не только клиентов и бизнеса, но и имущества на $1 млрд. До сих пор эта проблема не отрегулирована между Ташкентом и Москвой, и была предметом обсуждения между министрами иностранных дел двух государств.
Проблемы конвертации валюты испытывали практически все российско-узбекские предприятия, предприятия со 100%-м российским капиталом, осуществляющих свою хозяйственную деятельность в Узбекистане, и это вызывало ряд недовольства российских предпринимателей, сворачивания или снижения объемов бизнеса. Работа банков, как и товыарно-сырьевой биржи Узбекистана, является непрозрачной, порой значимая часть операций осуществляется по «серым» или «черным» схемам. Иначе говоря, уровень коррупции в сотрудничестве также высок; предприятия «покупают» те или иные документы правового характера, обеспечивающие им более льготное существование.
Ислам Каримов прекрасно осознает, что эти вопросы в том или ином констекте будут всплывать между Ташкентом и Москвой во время визитов глав государств и правительств. Избежать их во время обсуждения вряд ли станет возможным, поскольку ситуация явно накалена, и поставить точку над «и» придется. Между тем, президент отдал всю страну на откуп своим сатрапам, кланам, что не контролирует ситуацию и не способен урегулировать проблемы, хотя вгнешне демонстрирует совсем обратное. Свидетельство этому – масштабная коррупция, с которой каримовский режим не способен справится, а также закулисные переговоры представителей кланов с Москвой и Вашингтоном[10].
5. Большинство проектов, которые разрабатывались и принимались еще в рамках подписанных в середине и конце 1990-х годов, а также с 2004 года по 2009 годы, не нашли значительного развития. Прекратило существование Финансово-промышленная группа «Ильюшин» в связи с банкротством Ташкентского авиационного производственного объединения им. Чкалова, Узбекистан оказался не способным производить самолеты. Сложности имеются и у совместного российско-узбекского предприятия «УзРосАвиа» по ремонту вертолетов Ми-8 и Ми-24 на базе Чирчикского ремонтно-механического завода, чья деятельность была оформлена договором от 7 марта 2007 года.
Как известно, в 2007 году закончился период действия Программы экономического сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан на 1998-2007 годы. Эксперты признали низкую эффективность реализованных пунктов и проектов[11], и подписанная позже Программа экономического сотрудничества на 2008-2012 годы также не используется в полную силу. На это существует множество причин, среди которых слабая экономическая база Узбекистана и высокая коррупция. Необходимо подчеркнуть, что и Москва порой осознанно тормозит динамику сотрудничества, чтобы вынудить «узбекского хана» сменить свои взгляды и отвечать за свои слова.
Между тем, Россия продолжает «удерживать» Узбекистан возле себя различными механизмами. Ежегодно не менее 90 делегаций различного уровня посещают Ташкент с определенными целями политического, военного и экономического характера. Это как контакты в рамках двусторонних отношений (правительство, парламент, министерства и ведомства, научные центры), так и СНГ, ШОС. В связи с тем, что Узбекистан дважды выходил из ОДКБ, это вызвало негативную реакцию у Москвы, и Ташкент получил потенциальную опасность остаться наедине с афганской проблемой после выхода войск США и НАТО из сопределенного государства. Президенту Узбекистана обеспечили второй государственный визит в Россию, что является редкостью в мировой практике межгосударственных отношений.
6. Каримов большие надежды возлагает на своих протекционистов: российских олигархов узбекского происхождения Алишера Усманова[12] и Искандера Махмудова. Именно они пробивают узбекские интересы на российский рынок, в частности, продвижению автомобилей «УзДЭУавто», сельхозпродукции, газа и хлопка.
Он понимает, что у Путина есть серьезные рычаги влияния. Каримов считает, что «третьей силой», которая является зачинщиков резни в Оше и Джалал-Абаде в 2010 году, является Москва[13]. Этим самым Владимир Владимирович хотел показать, кто в реалии управляет всеми процессами в центрально-азиатском регионе. И поэтому противился размещению как базы «Кант», так и идее других российских баз вдоль узбекско-кыргызской границы.
Для Москвы Узбекистан – фронт в противодействию исламского радикализма, идущего с афганистаном, буферная зона – Казахстан. Ташкент не смог поставить заслон проникновению в СНГ афганских наркотиков.
-------------------------------------------
[1] Об этом говорил дипломатам Управления стран СНГ замминистра Шокасым Шоисламов.
[2] Тогда звучала перефразированная реплика: «Каримов – сукин сын, но он наш сукин сын!»
[3] Слово «революция» - самое ненавистное у Ислама Каримова.
[4] С российской стороны лидирующие позиции занимают Москва и Санкт-Петербург, Алтайский край, Астраханская, Воронежская, Самарская, Свердловская, Московская, Ивановская, Оренбургская, Челябинская, Ярославская области, Республика Татарстан и др.
[5] Более 1-1,5 млн. тонн ежегодно.
[6] Если исходить из среднего объема перевода в 2012 году в $596, то средняя численность узбекских гастарбайтеров составляет 1,7 млн. человек.
[7] [8] Согласно отчету экспертов из Министерства экономики Узбекистана.
[9] В Ташкенте действует филиал Российской академии народного хозяйства им. Г.В.Плеханова. В 2006 году здесь открылся филиал Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова, в 2007 г. – филиал Российского государственного университета нефти и газа им. И.М.Губкина.
[10] По некоторым версиям, такие переговоры ведут Ташкентский клан во главе с Рустамом Азимовым, а также Самаркандско-Джизакский тандем с Шавкатом Мирзияевым.
[11] По свидетельству эксперта из Министерства внешних экономических связей, инвестиций и торговли, практически 90% всех подписанных пунктов не были реализованы. Оставшиеся развивались весьма слабо и заметную роль не сыграли в двусторонних контактах.
[12] С А.Усманова в 2000 году была снята судимость решением Верховного суда Узбекистана по делу 1980 года. В ответ тот обещал содействать политике Каримова в России.
[13] Со слов сотрудника Аппарата Президента Узбекистана
Свидетельство о публикации №213070500084